- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру
Конспект урока по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Степанова А.А. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Название УМК: Гармония. Предмет: Окружающий мир. Класс: 3 «б»
Тема урока: «Весна света»
Место и роль урока в изучаемой теме: новая тема. Тип урока: урок путешествие (комбинированный)
Цель урока: познакомиться с характерными признаками весны в живой и неживой природе.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Обобщить наблюдения о зимнем сезоне;
2. Формировать знания о весенних явлениях в природе.
Развивающие:
1. Развивать внимание, логическое мышление.
2. Развивать эстетические чувства.
3. Развивать умение находить в художественном тексте основные признаки природных явлений.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к друг к другу.
2. Воспитывать умение учиться и способность к организации своей деятельности.
3. Воспитывать умение адекватно воспринимать оценки и отметки. Этап урока Время, мин. Содержание учебного материала Методы и приёмы работы Формы организации учебной деятельности Деятельность учителя Деятельность ученика ФУУД
1.Орг. момент.
1-2
Вот книжки на столе,
А вот - тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть
На корабль бумажный -
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
- Давайте сразу вспомним правила дружной работы на уроке
Слайд 1
Наглядный.
ИКТ
Фронтальная
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Повторяют правила дружной работы на уроке.
Личностные:
-выражать положительное отношение к процессу познания;
- ответственно относится к своей учебной деятельности.
2.Актуализация опорных знаний. Объявление темы и целей урока. Введение в тему урока.
2-3 - Послушайте стихотворение и предположите, чему будет посвящен урок? Зима недаром злится - Прошла ее пора. Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит зиму вон... Ф. Тютчев - Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? (О переходе зимы к весне, стихотворение было и о зиме, и о весне.) - Ребята, а кто вспомнит и скажет, кто является автором данного стихотворения? (Ф. Тютчев. Вывешиваю портрет на доску.) (Выставка книг.) - Молодцы. Ф. Тютчев много своих стихов посвятил природе. Здесь я собрала несколько книг Ф. Тютчева, вы их сможете посмотреть на перемене. - Посмотрите в учебник и скажите: какой большой раздел мы начинаем изучать? (Мы начинаем изучать раздел «Навстречу весне».) - А тема сегодняшнего урока: Слайд №2: «Весна света» звучит так: «Весна света». Давайте с вами запишем название темы в тетрадь. (Открываем тетради записываем тему). - Сейчас мы послушаем отрывок из стихотворения А. Фета (Показываю портрет автора.), который тоже свои произведения посвящал описанию природы и мы вместе определим цель нашего урока. (Стихотворение читает подготовленный ученик.)
Снова птицы летят издалёка,
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждёт. - О чём говорится в этом четверостишие? (О весне.)
- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (По описанию, которое даёт нам автор.)
- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц; освобождение рек ото льда; солнце находится выше над горизонтом, чем зимой; весной цветут ландыши.)
- Значит с чем мы будем знакомиться сегодня на уроке? (Поговорим мы о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.)
- Посмотрите на экран и давайте прочитаем цели нашего урока. (Цели зачитываем хором.)
Слайд № 3:
Цели: - выявить характерные признаки весны в неживой и живой природе;
- обобщить наблюдения о зимнем сезоне и сформировать знания о весенних явлениях в природе.
Беседа.
Наглядный.
ИКТ
Коллективная.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока.
Обеспечивает мотивацию выполнения заданий.
Подводит к формулированию детьми темы и цели урока.
Высказывают свое мнение.
Выявляют цели урока.
Записывают тему в тетрадь.
Личностные:
-проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать.
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-вступать в учебный диалог с учителем;
Регулятивные:
-соблюдение культуры учебного труда;
- оценивать результаты своей деятельности. 3.Работа над новым материалом. 18-20 - Сегодня мы совершим с вами путешествие от зимы к весне. - И чтобы начать путешествие, мы должны с вами вспомнить и повторить то, что мы изучали раньше. (За правильные ответы дети получают жетоны.) - Скажите сколько длится зимняя пора в России? (Около четырёх месяцев.) - Почему вы так считаете? (Начинается у нас зима уже где-то в середине ноября, далее декабрь, январь, и февраль, а ещё может зима и пол марта захватить). - А сколько отводится времени на зиму по календарю? (Три месяца.) - Назовите зимние месяцы. (Декабрь. Январь. Февраль.) - Отгадайте загадку, и определите, откуда начнем наше «путешествие». По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну так что за месяц это? (Февраль.) Слайд № 4: Карта путешествий. - Сегодня во время путешествия мы побываем в феврале - последнем месяце зимы, остановимся на поляне «Приметы весны», и закончим наше путешествие на пригорке «Мартовский денёк». - Скажите, ребята, какой месяц считается последним в зимний период? (Февраль - последний месяц зимы.) Слайд № 5: Февраль - последний месяц зимы.
Февраль - последний месяц зимы. - Давайте с вами прочитаем о феврале в учебнике, страница 60, и скажем, какие изменения происходят в феврале в живой и неживой природе. Прежде, чем приступить к чтению, давайте вспомним:
- Что такое живая природа?
- Что такое неживая природа?
- Первые шаги весны робки и неуверенные: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. Февраль - месяц предвесенний, он и морозный, он и ветреный, а случается, что и пригреет снежный бочок у сугроба... Февраль - коварный и даже обманчивый месяц. Он стоит как бы на распутье: часть его обращена в студеную Зиму, а часть живет предчувствием близкой Весны. - Мы покидаем Февраль и продолжаем наше путешествие, и так мы прибыли на поляну «Приметы весны».
Приметы весны - Вот мы и вышли на поляну весенних примет.
- А что означает слово приметы? (Отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого - нибудь или что-нибудь; характерные индивидуальные признаки.) - Кап-кап-кап! Весна настала! - О какой примете весны я сейчас сказала? (О сосульках.) - Как вы думаете, почему сосульки называют вестницами весны? - Что означает слово вестница? (Извещает, сообщает, предсказывает.) - Какими изменениями в природе весна заявляет о своем приходе? (Длиннее и светлее день.) (Работа со слайдами.)
- Итак, давайте все признаки весны изобразим на нашей картинке. Начнем с неживой природы. В первую очередь нарисуем солнце. Какое оно весной?'
(Светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее.)
( На слайде № 6 появляется солнце.)
- Теперь нарисуем небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака.) ( На слайде № 6 появляется небо.)
- Какие осадки выпадают весной? (Снег и дождь.) ( На слайде № 6 появляется снег и дождь.)
- Теперь изобразим почву. Что происходит с ней весной? (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега. (На слайде №7 появляется почва.)
- Что происходит со снегом весной? (Поскольку становится все теплее, снег тает.) ( На слайде № 7 появляется снег с проталинами.)
- Что происходит весной с водоемами? ( Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает.) (На слайде № 7 появляется лёд с трещинами.)
- Давайте вспомним как нужно вести себя на льду в весенний период. (Следует напомнить детям о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т. к. он может подломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода.)
- Что означает слово ледоход? (Это когда лёд ломается и начинает двигаться по реке.)
- Пришло время поговорить о том, какие весенние приметы происходят в живой природе с приходом весны.
- Что происходит с деревьями и кустарниками весной? ( На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои . )
(Слайд № 8 Деревья и кустарники с набухшими почками. Хвойные деревья.)
- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы.)
( На слайде № 8 появляются птицы.)
- Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи.) ( На слайде № 8 появляются животные.) - Итогом нашего пребывания на поляне «Приметы весны» будет работа в группах.
Беседа.
Демонстрация.
Словесный.
Работа с книгой.ИКТ Фронтальная
Индивидуальная
Работа в парах.
Груп - повая
Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока.
Выдвигает проблему.
Предлагает индивидуальные задания.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.
Предлагает индивидуальные задания.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Организует:взаимопроверку; коллективную проверку
Записываем в тетрадь первую остановку урока:
Читаем текст в учебнике по абзацам, отвечаем на вопросы.
Отвечают на вопросы, пользуясь текстом учебника.
Учащиеся читают пословицы вслух и дают к ним пояснение.
Работают с карточками парами.
Делают взаимопроверку. Ставят оценку товарищу. Проверяют по слайду.
Записываем в тетрадь второй этап урока.
Работают в группах.
Личностные:
-проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать.
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-вступать в учебный диалог с учителем;
Регулятивные:
- формулирование познавательной цели;
-планирование своих действий;
-выдвижение гипотезы.
Познавательные:
-добывать новые знания.
4.Физминутка
2 - 3
Проводим рефлексию.
Демонстрация
Коллективная
Создаёт эмоциональный настрой на выполнение физ. упр.
Выполняют физические упражнения
5.Продолжение изучения новой темы
9-10 Работа в группах. 1-я группа. - В конверте лежат карточки с планом ответа о признаках весны в неживой природе. Расскажите об весенних изменениях в неживой природе по плану. План: 1. Солнце. 2. Долгота дня. 3. Температура воздуха. 4. Осадки. 5. Почва. 6. Водоемы. Вывод: Солнце поднимается выше, чем зимой. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Уже намного теплее. Идет мокрый снег или дождь. Почва оттаивает. Тает снег. Бегут ручьи. Водоемы вскрываются. Половодье. Ледоход на реках. Значит, наступила весна. 2-я группа. - В конверте лежат карточки с планом ответа о признаках весны в живой природе. Расскажите об весенних изменениях в живой природе по плану. План: 1. Лиственные деревья. 2. Хвойные деревья. 3. Животные. 4. Птицы. 5. Люди. - Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне: Грач на горе - весна на дворе. Весна - пора пробуждения природы. - Отгадайте загадку: Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает. Что за месяц? Кто узнает? (Март.) -У нас ещё одна остановка - пригорок «Мартовский денек».
Пригорок «Мартовский денёк. Когда начинается весна по календарю? (По календарю весна начинается 1 марта.) - А по Солнцу весна начинается с 21 марта. Природа встречает весну первыми проталинами и ручьями, набуханием почек, прилетом птиц. -Послушайте стихотворение, которое написал М. Сухороков. Слушаем внимательно и примечаем, какие признаки наступления весны подметил поэт? Когда я буду читать признаки весны, вы должны хлопнуть в ладоши. Март у матери-зимы шубу снял, И проталинками он засиял, И капелью заплясал в тишине. Петушок нам прокричал о весне. И в свете дней, во тьме ночей Вдруг пашня задышала. На оперение грачей Похожей пашня стала. Гляжу, ликуя, в синеву И в гости к нам грачей зову. - Какие признаки наступления весны подметил поэт? (Проталинки, капель, светлее дни, пашня, синева, грачи.) - О первом месяце весны нам подготовил сообщение …. Давайте послушаем. (Заслушиваем сообщение.) - В марте снег становится ленивым. Он стал неподвижным и твердым: ступишь на него, и не провалится нога. Это над снегом колдовали солнце и мороз. Днем снег таял, ночью замерзал и покрывался ледяной коркой. Для такого черствого снега есть жесткое слово - наст. - На Руси март нарекли капельником. Ведь в марте всюду звенит капель. В марте тает снег, появляются проталинки. Вот и зовут март протальником. А еще этот прекрасный весенний месяц называют утром года! Ведь с мартовским теплом деревья сбрасывают с себя дремоту. Начинается сокодвижение. Вся природа просыпается. - Что такое сокодвижение? (Растения - деревья, кустарники - запасают осенью в стволе и в почках полезные питательные вещества. Вода из почвы, попадая в растения, растворяет их, образуется сок, который разносится по всему растению.) - Вот мы закончили наше путешествие. Теперь нам надо закрепить то, о чём мы говорили на уроке.
Беседа.
Демонстрация.
Словесный.
Работа с книгой.ИКТ Фронтальная
Индивидуальная
Работа в парах.
Груп -
повая
Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока.
Выдвигает проблему.
Предлагает индивидуальные задания.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.
Предлагает индивидуальные задания.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Организует:взаимопроверку; коллективную проверку
Записываем в тетрадь первую остановку урока:
Читаем текст в учебнике по абзацам, отвечаем на вопросы.
Отвечают на вопросы, пользуясь текстом учебника.
Учащиеся читают пословицы вслух и дают к ним пояснение.
Работают с карточками группой.
Записываем в тетрадь третий этап урока.
6.Закрепление изученного материала.
4-5 - С какими сезонами встречается весна? От какого сезона она принимает эстафету и какому сезону передает? - Чем особенен день 21 марта? (21 марта - день весеннего равноденствия, - день с ночью меняется: полсуток на небе солнышко, полсуток - ночь.) - В этот день в лесу празднуют Новый год - к весне поворот... - Все то, о чём мы сегодня говорили на уроке мы с вами можем записать в таблицу, которая у вас есть в тетрадях.
Весенние изменения в природе
Беседа
Конспектирование.
ИКТ
Фронтальная.
Индивидуальная.
Создает эмоциональный настрой на работу.
Формулирует задание по теме.
Таблицу рисует заранее и вклеивает в тетрадь. Дети её заполняют.
Отвечают на вопросы, обосновывают свой выбор ответов.
Таблицу заполняют со слайда.
Познавательные:
-анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение;
-определение связи между новой и знакомой информацией.
Регулятивные:
-формирование умение ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные:
-Обучение высказыванию своего мнения и аргументированию своей точки зрения. 7.Итог урока.
2-3
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят,
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем парке на аллеях
Уж проталины видны. В. Алферов - Скажите, как вы думаете: почему тему нашего урока назвали «Весна света»? 1. Я узнал …
- Я учился …
- Мне понравилось …
- Я бы хотел …
- Новые знания мне пригодятся …
Словесная
Фронтальная.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Регулятивные:
-осознание того, что усвоено на уроке:
-Личностные:
смыслообразование, т.е. что дал урок?
8.Домашнее задание.
2-3 мин.
Задание на дом
Учебник 2 ч., с. 60 - 63, разгадать кросворд
Кроссворд «Какого цвета весна»
1. Что за весенняя черная птица любит за плугом ходить и кормиться?
2. При повышении температуры воздуха до нуля градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называется ...
3. Образовавшиеся во время оттепели сосульки начинают капать под лучами весеннего солнца. Это явление называется ...
4. Текущие по склонам небольшие потоки воды.
5. У какого дерева весной хорошо заметно сокодвижение? (Подсказка: стоит в белой одежке, свесив сережки.)
6. Весной теплый ветер слизывает снег с асфальта и земли. Эти темные пятна называются ...
7. Весной на ветках деревьев и кустарниках распускаются молодые зеленые ...
Ответы:
1. Грач. 2. Оттепель. 3. Капель. 4. Ручейки. 5. Береза. 6. Проталины. 7. Листья.
Ключевое слово: ГОЛУБАЯ.
Словесная
Фронтальная
Формулирует задание
Записывают задание
Степанова Альбина Александровна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №4» г. Гая Оренбургской области