Конспект урока по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Название УМК: Гармония. Предмет: Окружающий мир. Класс: 3 «б»

Тема урока: «Весна света»

Место и роль урока в изучаемой теме: новая тема. Тип урока: урок путешествие (комбинированный)

Цель урока: познакомиться с характерными признаками весны в живой и неживой природе.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Обобщить наблюдения о зимнем сезоне;

2. Формировать знания о весенних явлениях в природе.

Развивающие:

1. Развивать внимание, логическое мышление.

2. Развивать эстетические чувства.

3. Развивать умение находить в художественном тексте основные признаки природных явлений.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к друг к другу.

2. Воспитывать умение учиться и способность к организации своей деятельности.

3. Воспитывать умение адекватно воспринимать оценки и отметки. Этап урока Время, мин. Содержание учебного материала Методы и приёмы работы Формы организации учебной деятельности Деятельность учителя Деятельность ученика ФУУД

1.Орг. момент.

1-2

Вот книжки на столе,

А вот - тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки,

И недосуг дуть

На корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

- Давайте сразу вспомним правила дружной работы на уроке

Слайд 1

Конспект урока по окружающему миру

Наглядный.

ИКТ

Фронтальная

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Повторяют правила дружной работы на уроке.

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания;

- ответственно относится к своей учебной деятельности.

2.Актуализация опорных знаний. Объявление темы и целей урока. Введение в тему урока.

2-3 - Послушайте стихотворение и предположите, чему будет посвящен урок? Зима недаром злится - Прошла ее пора. Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит зиму вон... Ф. Тютчев - Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? (О переходе зимы к весне, стихотворение было и о зиме, и о весне.) - Ребята, а кто вспомнит и скажет, кто является автором данного стихотворения? (Ф. Тютчев. Вывешиваю портрет на доску.) (Выставка книг.) - Молодцы. Ф. Тютчев много своих стихов посвятил природе. Здесь я собрала несколько книг Ф. Тютчева, вы их сможете посмотреть на перемене. - Посмотрите в учебник и скажите: какой большой раздел мы начинаем изучать? (Мы начинаем изучать раздел «Навстречу весне».) - А тема сегодняшнего урока: Слайд №2: «Весна света» звучит так: «Весна света». Давайте с вами запишем название темы в тетрадь. (Открываем тетради записываем тему). - Сейчас мы послушаем отрывок из стихотворения А. Фета (Показываю портрет автора.), который тоже свои произведения посвящал описанию природы и мы вместе определим цель нашего урока. (Стихотворение читает подготовленный ученик.)

Снова птицы летят издалёка,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждёт. - О чём говорится в этом четверостишие? (О весне.)

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (По описанию, которое даёт нам автор.)

- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц; освобождение рек ото льда; солнце находится выше над горизонтом, чем зимой; весной цветут ландыши.)

- Значит с чем мы будем знакомиться сегодня на уроке? (Поговорим мы о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.)

- Посмотрите на экран и давайте прочитаем цели нашего урока. (Цели зачитываем хором.)

Слайд № 3:

Цели: - выявить характерные признаки весны в неживой и живой природе;

- обобщить наблюдения о зимнем сезоне и сформировать знания о весенних явлениях в природе.

Беседа.

Наглядный.

ИКТ

Коллективная.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока.

Обеспечивает мотивацию выполнения заданий.

Подводит к формулированию детьми темы и цели урока.

Высказывают свое мнение.

Выявляют цели урока.

Записывают тему в тетрадь.

Личностные:

-проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-вступать в учебный диалог с учителем;

Регулятивные:

-соблюдение культуры учебного труда;

- оценивать результаты своей деятельности. 3.Работа над новым материалом. 18-20 - Сегодня мы совершим с вами путешествие от зимы к весне. - И чтобы начать путешествие, мы должны с вами вспомнить и повторить то, что мы изучали раньше. (За правильные ответы дети получают жетоны.) - Скажите сколько длится зимняя пора в России? (Около четырёх месяцев.) - Почему вы так считаете? (Начинается у нас зима уже где-то в середине ноября, далее декабрь, январь, и февраль, а ещё может зима и пол марта захватить). - А сколько отводится времени на зиму по календарю? (Три месяца.) - Назовите зимние месяцы. (Декабрь. Январь. Февраль.) - Отгадайте загадку, и определите, откуда начнем наше «путешествие». По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну так что за месяц это? (Февраль.) Слайд № 4: Карта путешествий. - Сегодня во время путешествия мы побываем в феврале - последнем месяце зимы, остановимся на поляне «Приметы весны», и закончим наше путешествие на пригорке «Мартовский денёк». - Скажите, ребята, какой месяц считается последним в зимний период? (Февраль - последний месяц зимы.) Слайд № 5: Февраль - последний месяц зимы.

Февраль - последний месяц зимы. - Давайте с вами прочитаем о феврале в учебнике, страница 60, и скажем, какие изменения происходят в феврале в живой и неживой природе. Прежде, чем приступить к чтению, давайте вспомним:

  • Что такое живая природа?
  • Что такое неживая природа?
Вопросы: - Какие природные явления характерны для февраля месяца? (Метель, вьюга, морозы, бывают оттепели, наст, появляются кучевые облака, сосульки.) - Какие новые слова вы встретили в тексте? (наст, оттепель) - Что такое наст? (Ледяная корка на снегу.) - Что такое оттепель? (Потепление.) Как изменилось положение солнца на небе? (Солнце поднимается всё выше.) Как изменилась продолжительность светового дня? (День становится длиннее.) - Что происходит с животными в это время? (Им трудно добывать корм.) - Что говорят люди о феврале? (Говорят, что зима с весной встречается.) - Давайте посмотрим и объясним пословицы о феврале. Слайд № 6 с пословицами: Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет. Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит. - А ещё в народе считали, что на Сретенье, 15 февраля, зима с весной встретились. И говорили, если на Сретенье установится оттепель - весна будет ранняя и теплая, коли холода завернут - весна будет холодная; выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне. -Как вы думаете, что означает слово Сретенье? (Встреча). - Скажите, а какая у нас погода была 15 февраля, на Сретенье? (Дети отвечают.) - Давайте определим, какая же будет весна по народным приметам. - Сейчас мы подведём итог нашему пребыванию на остановке «Февраль - последний месяц зимы». (На столах у учащихся даны карточки с заданием.) Карточка № 1: обведи февральские явления, которые касаются живой природы. Карточка № 2: обведи февральские явления, которые касаются неживой природы. - Метель, вьюга, оттепель, наст, мороз, трудное положение животных, выше поднимается солнце, появляются кучевые облака, появляются сосульки, трудно найти пищу птицам.

- Первые шаги весны робки и неуверенные: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. Февраль - месяц предвесенний, он и морозный, он и ветреный, а случается, что и пригреет снежный бочок у сугроба... Февраль - коварный и даже обманчивый месяц. Он стоит как бы на распутье: часть его обращена в студеную Зиму, а часть живет предчувствием близкой Весны. - Мы покидаем Февраль и продолжаем наше путешествие, и так мы прибыли на поляну «Приметы весны».

Приметы весны - Вот мы и вышли на поляну весенних примет.

- А что означает слово приметы? (Отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого - нибудь или что-нибудь; характерные индивидуальные признаки.) - Кап-кап-кап! Весна настала! - О какой примете весны я сейчас сказала? (О сосульках.) - Как вы думаете, почему сосульки называют вестницами весны? - Что означает слово вестница? (Извещает, сообщает, предсказывает.) - Какими изменениями в природе весна заявляет о своем приходе? (Длиннее и светлее день.) (Работа со слайдами.)

- Итак, давайте все признаки весны изобразим на нашей картинке. Начнем с неживой природы. В первую очередь нарисуем солнце. Какое оно весной?'

(Светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее.)

( На слайде № 6 появляется солнце.)

- Теперь нарисуем небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака.) ( На слайде № 6 появляется небо.)

- Какие осадки выпадают весной? (Снег и дождь.) ( На слайде № 6 появляется снег и дождь.)

- Теперь изобразим почву. Что происходит с ней весной? (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега. (На слайде №7 появляется почва.)

- Что происходит со снегом весной? (Поскольку становится все теплее, снег тает.) ( На слайде № 7 появляется снег с проталинами.)

- Что происходит весной с водоемами? ( Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает.) (На слайде № 7 появляется лёд с трещинами.)

- Давайте вспомним как нужно вести себя на льду в весенний период. (Следует напомнить детям о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т. к. он может подломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода.)

- Что означает слово ледоход? (Это когда лёд ломается и начинает двигаться по реке.)

- Пришло время поговорить о том, какие весенние приметы происходят в живой природе с приходом весны.

- Что происходит с деревьями и кустарниками весной? ( На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои . )

(Слайд № 8 Деревья и кустарники с набухшими почками. Хвойные деревья.)

- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы.)

( На слайде № 8 появляются птицы.)

- Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи.) ( На слайде № 8 появляются животные.) - Итогом нашего пребывания на поляне «Приметы весны» будет работа в группах.

Беседа.

Демонстрация.

Словесный.

Работа с книгой.ИКТ Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах.

Груп - повая

Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока.

Выдвигает проблему.

Предлагает индивидуальные задания.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует:взаимопроверку; коллективную проверку


























































Записываем в тетрадь первую остановку урока:





Читаем текст в учебнике по абзацам, отвечаем на вопросы.





Отвечают на вопросы, пользуясь текстом учебника.













Учащиеся читают пословицы вслух и дают к ним пояснение.





Работают с карточками парами.









Делают взаимопроверку. Ставят оценку товарищу. Проверяют по слайду.











Записываем в тетрадь второй этап урока.























































Работают в группах.

Личностные:

-проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-вступать в учебный диалог с учителем;

Регулятивные:

- формулирование познавательной цели;

-планирование своих действий;

-выдвижение гипотезы.

Познавательные:

-добывать новые знания.

4.Физминутка

2 - 3

Проводим рефлексию.

Демонстрация

Коллективная

Создаёт эмоциональный настрой на выполнение физ. упр.

Выполняют физические упражнения

5.Продолжение изучения новой темы

9-10 Работа в группах. 1-я группа. - В конверте лежат карточки с планом ответа о признаках весны в неживой природе. Расскажите об весенних изменениях в неживой природе по плану. План: 1. Солнце. 2. Долгота дня. 3. Температура воздуха. 4. Осадки. 5. Почва. 6. Водоемы. Вывод: Солнце поднимается выше, чем зимой. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Уже намного теплее. Идет мокрый снег или дождь. Почва оттаивает. Тает снег. Бегут ручьи. Водоемы вскрываются. Половодье. Ледоход на реках. Значит, наступила весна. 2-я группа. - В конверте лежат карточки с планом ответа о признаках весны в живой природе. Расскажите об весенних изменениях в живой природе по плану. План: 1. Лиственные деревья. 2. Хвойные деревья. 3. Животные. 4. Птицы. 5. Люди. - Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне: Грач на горе - весна на дворе. Весна - пора пробуждения природы. - Отгадайте загадку: Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает. Что за месяц? Кто узнает? (Март.) -У нас ещё одна остановка - пригорок «Мартовский денек».

Пригорок «Мартовский денёк. Когда начинается весна по календарю? (По календарю весна начинается 1 марта.) - А по Солнцу весна начинается с 21 марта. Природа встречает весну первыми проталинами и ручьями, набуханием почек, прилетом птиц. -Послушайте стихотворение, которое написал М. Сухороков. Слушаем внимательно и примечаем, какие признаки наступления весны подметил поэт? Когда я буду читать признаки весны, вы должны хлопнуть в ладоши. Март у матери-зимы шубу снял, И проталинками он засиял, И капелью заплясал в тишине. Петушок нам прокричал о весне. И в свете дней, во тьме ночей Вдруг пашня задышала. На оперение грачей Похожей пашня стала. Гляжу, ликуя, в синеву И в гости к нам грачей зову. - Какие признаки наступления весны подметил поэт? (Проталинки, капель, светлее дни, пашня, синева, грачи.) - О первом месяце весны нам подготовил сообщение …. Давайте послушаем. (Заслушиваем сообщение.) - В марте снег становится ленивым. Он стал неподвижным и твердым: ступишь на него, и не провалится нога. Это над снегом колдовали солнце и мороз. Днем снег таял, ночью замерзал и покрывался ледяной коркой. Для такого черствого снега есть жесткое слово - наст. - На Руси март нарекли капельником. Ведь в марте всюду звенит капель. В марте тает снег, появляются проталинки. Вот и зовут март протальником. А еще этот прекрасный весенний месяц называют утром года! Ведь с мартовским теплом деревья сбрасывают с себя дремоту. Начинается сокодвижение. Вся природа просыпается. - Что такое сокодвижение? (Растения - деревья, кустарники - запасают осенью в стволе и в почках полезные питательные вещества. Вода из почвы, попадая в растения, растворяет их, образуется сок, который разносится по всему растению.) - Вот мы закончили наше путешествие. Теперь нам надо закрепить то, о чём мы говорили на уроке.

Беседа.

Демонстрация.

Словесный.

Работа с книгой.ИКТ Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах.

Груп -

повая

Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока.

Выдвигает проблему.

Предлагает индивидуальные задания.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует:взаимопроверку; коллективную проверку


Записываем в тетрадь первую остановку урока:





Читаем текст в учебнике по абзацам, отвечаем на вопросы.

Отвечают на вопросы, пользуясь текстом учебника.













Учащиеся читают пословицы вслух и дают к ним пояснение.



Работают с карточками группой.

Записываем в тетрадь третий этап урока.


6.Закрепление изученного материала.

4-5 - С какими сезонами встречается весна? От какого сезона она принимает эстафету и какому сезону передает? - Чем особенен день 21 марта? (21 марта - день весеннего равноденствия, - день с ночью меняется: полсуток на небе солнышко, полсуток - ночь.) - В этот день в лесу празднуют Новый год - к весне поворот... - Все то, о чём мы сегодня говорили на уроке мы с вами можем записать в таблицу, которая у вас есть в тетрадях.

Весенние изменения в природе

Конспект урока по окружающему миру

Беседа

Конспектирование.

ИКТ

Фронтальная.

Индивидуальная.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Формулирует задание по теме.

Таблицу рисует заранее и вклеивает в тетрадь. Дети её заполняют.

Отвечают на вопросы, обосновывают свой выбор ответов.

Таблицу заполняют со слайда.

Познавательные:

-анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение;

-определение связи между новой и знакомой информацией.

Регулятивные:

-формирование умение ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные:

-Обучение высказыванию своего мнения и аргументированию своей точки зрения. 7.Итог урока.

2-3

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят,

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем парке на аллеях

Уж проталины видны. В. Алферов - Скажите, как вы думаете: почему тему нашего урока назвали «Весна света»? 1. Я узнал …

  1. Я учился …
  2. Мне понравилось …
  3. Я бы хотел …
  4. Новые знания мне пригодятся …
- Оценивание учащихся.

Словесная

Фронтальная.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Регулятивные:

-осознание того, что усвоено на уроке:

-Личностные:

смыслообразование, т.е. что дал урок?

8.Домашнее задание.

2-3 мин.

Задание на дом

Учебник 2 ч., с. 60 - 63, разгадать кросворд

Кроссворд «Какого цвета весна»

1. Что за весенняя черная птица любит за плугом ходить и кормиться?

2. При повышении температуры воздуха до нуля градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называется ...

3. Образовавшиеся во время оттепели сосульки начинают капать под лучами весеннего солнца. Это явление называется ...

4. Текущие по склонам небольшие потоки воды.

5. У какого дерева весной хорошо заметно сокодвижение? (Подсказка: стоит в белой одежке, свесив сережки.)

6. Весной теплый ветер слизывает снег с асфальта и земли. Эти темные пятна называются ...

7. Весной на ветках деревьев и кустарниках распускаются молодые зеленые ...

Конспект урока по окружающему миру

Ответы:

1. Грач. 2. Оттепель. 3. Капель. 4. Ручейки. 5. Береза. 6. Проталины. 7. Листья.

Ключевое слово: ГОЛУБАЯ.

Словесная

Фронтальная

Формулирует задание

Записывают задание



Конспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему миру

Степанова Альбина Александровна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №4» г. Гая Оренбургской области


© 2010-2022