Конспект урока по математике Решение задач. Выбор схемы. Структура задачи. (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по математике Решение задач. Выбор схемы. Структура задачи. (2 класс)Конспект урока по математике Решение задач. Выбор схемы. Структура задачи. (2 класс)Конспект урока по математике Решение задач. Выбор схемы. Структура задачи. (2 класс)Конспект урока по математике Решение задач. Выбор схемы. Структура задачи. (2 класс)Конспект урока во 2 -а классе

(составила Борисова О. Н. учитель МОУ Гимназия г. Краснослободска)

Тема: Решение задач. Выбор схемы. Структура задачи. Переформулировка вопроса задачи.

Цель:

1.Формировать умения:

-выбирать схему, соответствующую задаче,

-комментировать выражения, составленные по условию задачи,

-выполнять переформулировку вопроса,

2.Развивать творческие способности учащихся.

3.Воспитывать умения работать в группе, паре.

Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Рефлексия.

-Над чем работали на последних уроках математики?

-Что мы знаем о задачах?

-Какие у нас возникали трудности?

3. Целеполагание.

-Какую цель поставили в конце прошлого урока на сегодня?

-Но чтобы разнообразить нашу работу, мы сегодня будем учиться

-выбирать схему, соответствующую задаче,

-комментировать выражения, составленные по условию задачи,

-выполнять переформулировку вопроса.

4.Работа по соотнесению схемы и задачи, комментированию выражений и решению задачи.

а) Для работы предлагаю задание № 245 учебника.

-С чего начинаем работу над задачей?

-Какие овощи покупала мама?

-Сколько кг огурцов купила?

-Чем эта величина является в задаче? ( Целым или частью?)

-Сколько кг свеклы?

- Чем эта величина является в задаче?

-Сколько кг помидор купила мама?

-Что еще известно в задаче?

-Чем в задаче будет являться масса всех овощей?

-Что же в задаче требуется найти?

-Чем эта искомая величина будет являться?

- Что является следующим этапом при решении задачи после разбора ее условия?

-Совершенно верно. Маша и Миша так и поступили, и составили следующие графические модели к условию данной задачи.

(На доске и в учебнике две схемы)

-Кто из них прав 1 или 2?

Выбери схему, соответствующую задаче.

(Дети выбирают схему соответствующую условию задачи.)

-Почему выбрали именно первую схему?

-Покажите на схеме все известные величины и неизвестную величину.

-Какое следующее действие, после составления графической модели?

- Маша и Миша составили следующие выражения:

1) 11-5 2)5+2 3) 11-2 4) 11-(5+2)

- Что обозначает каждое выражение? Докажите показав на схеме руками.

-Какое выражение дает ответ на вопрос?

-Схема выбрана, проверено ее соответствие условию задачи.

- Что еще необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? Прочтите задание ниже.

-Что обозначает данный значок?

-Все ли смогут самостоятельно записать решение задачи по действиям?

-Как в таком случае поступим.

-Вспоминаем правила работы в группах.

-Работать будем на листочках, которые по окончанию работы прикрепим на доску.

Результаты вывешены на доску.

Обсуждаем все работы.

-Согласны ли вы с таким решением задачи?

-Как вы рассуждали в поисках ответа на вопрос задачи? Расскажите о плане своих действий.

-Вы все решали по-разному, но получили один и тот же результат. Это называется - вы решали разными способами.

-А вот как оформили решение задачи разными способами Маша и Миша. (Показываю на доске в электронном виде)

(Дети сравнивают способы решения задачи)

-Разные способы решения задачи полезны для самоконтроля.

-Выберите один из понравившихся вам способов и запишите решение в тетрадь.

5)Работа по сравнению текстов задач.

А) Мы сейчас увидели, как можно разными способами решить задачу. А вот наши герои Маша и Миша встретились с двумя задачами и заспорили разные это задачи или одинаковые.

Задача 246.

Читаем задачи.

Читаем задание к задачам.

-Что необходимо сделать?

-Чем они похожи?

-Чем различаются?

-Но разве про разное спрашивают в задачах? Кто считает, что вопросы разные? Поднимите руки .

- Кто считает, что вопросы одинаковые?

Давайте проверим, изобразив ситуацию графически.

Обозначим отрезком АК все семьи в старых домах. Представим, что не все семьи старых домов переехали в новые дома, и покажем на схеме, сколько семей переехали в новые дома.

-Покажите руками отрезок, обозначающий количество семей, которые переехали в новые дома.

-Покажите отрезок, обозначающий, на сколько семей в старых домах стало меньше.

-В чем мы убедились в результате проведенных наблюдений?

б) Проиграем подобную ситуацию.

К доске выходят 2 девочки и 3 мальчика.

-Сколько детей вышли к доске?

-На сколько меньше детей осталось за партами, чем было?

В) Вернемся к задаче про семьи.

Маша и Миша предложили два варианта решения задачи:

9+4=13 (с.) 9-4=5(с.)

-Выберите то решение, которое будет решением задачи.

Ученики по очереди выходят к доске и отмечают галочкой то решение, которое они выбирают.

-В этой задаче мы встретились с ситуацией, когда один и тот же вопрос можно задать по-разному.

6)Работа с задачей, не содержащей числовых данных.

-Какие признаки задачи мы вспомнили в начале урока?

-Тогда обратимся к заданию №248 . Прочтем текст и решим, можно ли его назвать задачей?

Выслушиваем мнения детей.

А теперь прочитайте ответ на этот вопрос Маши.

-Выберите схему, которая соответствует условию задачи и ответьте на вопрос .

(На доске схемы)

А

П.

В.

-Решение таких задач нельзя записать по действиям, т. к. нет числовых данных. Для ответа на вопрос такой задачи можно использовать либо рассуждения,

либо схему. Такие задачи в математике называются логическими.

-Хотите попытаться сами составить подобную задачу?

-Для этого у вас в №248 есть схема 2.

-Это задание вызывает затруднение?

-Как предлагаете работать?

Выслушиваем несколько пар. Один человек в паре проговаривает текст, второй - демонстрирует на схеме руками величины и называет ответ.

7.Работа над вычислительными навыками и классификацией величин.(дополнительно)

-Для того, чтобы получить ответ на вопрос задачи,нужно произвести вычисления.

Маша и Миша решили потренироваться в вычислениях.

Но с условием, что поделят выражения, данные в №249 на 2 группы. По какому признаку можно разделить ?

-Как будем выполнять задание?

-По какому признаку поделили примеры на группы?

Дома проверьте свои предположения , решив примеры в тетрадях.

8. Итоговая рефлексия.

-Какую цель ставили на урок?

-Достигли цели?

-Что нового узнали на уроке

-Кому на уроке было легко?

-Кому было трудно?

-В чем эта трудность заключалась?

-Что можно посоветовать, чтобы таких трудностей не было?

-Как вы считаете, мы уже научились строить графическую модель к разным видам задач?

-Какую цель поставим на следующий урок математики?

-Кому за работу на уроке хотите сказать спасибо?

-Даю словесную оценку работе детей на уроке.

8.Домашнее задание.

-Рассказать родителям, о каком новом виде задач узнали на уроке, и если кто желает, составить свою логическую задачу.

- Над задачами.

-У задачи должны быть условие и вопрос, которые связаны по смыслу.

-Бывают задачи с лишними данными, с недостающими данными.

-Мы не всегда могли правильно составить схему к задаче.

- Продолжать учиться составлять схемы к задачам и решать задачи.



-Читаем условие и вопрос.

(Дети читают условие и вопрос задачи)

- Огурцы, помидоры, свеклу.

- 5кг.

-Частью.

2 кг.

-Частью.

-Эта величина нам неизвестна. Ее нужно найти.

-Что масса всех овощей 11 кг.

-Целым.

-Сколько кг помидор купила мама?

- Частью.

-Нужно составить схему задачи.



По условию задачи 11кг д.б. целым, а неизвестная величина - частью.

-Приступаем к составлению выражений, которые дадут ответ на вопрос задачи.

11-5 -масса свеклы и масса помидоров.

5+2 -масса огурцов и свеклы

11-2- массу огурцов и помидоров.

11- (5+2)- масса помидоров

-Последнее.

-Запиши решение задачи по действиям.

- Выполни самостоятельно.

-Сомневаемся.

-Будем выполнять задание в группах.





1-й способ.

  1. 5+2=7 (кг)

  2. 11-7=4(кг)

Ответ:4 кг помидоров.

2-й способ.

1) 11-2=9 (кг)

2) 9-5=4 9(кг)

Ответ:4 кг помидоров

3 способ.

1)11-5=6(кг)

2)6-2=4(кг)

Ответ:4 кг помидоров



- Сравнить тексты задач.

-Одинаковые условия.

-Разные вопросы.





-Отрезок АМ.

-Отрезок АМ.

-Вопросы звучат по- разному,но смысл их одинаков.

-5.

-Их осталось на столько, меньше, сколько девочек и мальчиков вышли к доске: 3+2=5

Обе задачи имеют решение

9+4=13



Условие и вопрос должны быть связаны по смыслу и содержать все необходимые данные.

-Можно. Здесь есть условие и вопрос, который связан с условием. Но для ответа на вопрос задачи выполнять арифметических действий не нужно.

-Подходит 1 схема.

У Пети длина шага меньше, чем у Вовы.



-Да.

-Мы не часто самостоятельно составляли задачи.

-В паре.





-В парах или группе.

-1 группа, где в сумме получаются круглые числа, т.е. двузначное число добавляется до круглого.

-2 группа - остальные, где цифра меняется только в разряде единиц.

-Продолжить учиться составлять схемы к задачам и решать задачи.

-Да.

-Один и тот же вопрос может в задаче звучать по-разному.

-Есть задачи, в которых отсутствуют числовые данные. Они называются логическими и

решаются с помощью рассуждений или схемы.



-Нет.

-Продолжать учиться составлять схемы к задачам и решать их.



© 2010-2022