• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимации

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимации

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8


Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимации

«Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимации».


«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля…

Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»

Р.Дж.Стернберг (профессор психологии Йельского университета) Учителю начальных классов надо лучше понять природу интеллекта учащихся и применить полезную ориентацию интеллекта в продуктивных направлениях. Интеллектуальный акт в отношении разных людей и социокультурных условий, в которых они живут, может варьировать от одного человека к другому.Новизна и автоматизация значимы для каждого учащегося. И значимость этих двух аспектов для интеллекта полагается универсальной.Реакция на новизну и автоматизация обработки информации в условиях реализации стандартов нового поколения ФГОС - составляют часть того, что делает такое поведение учащихся "интеллектуальным". В ходе их применения происходит адаптация каждого ребёнка к социальной и практической реальности мира и развитие его интеллектуальных способностей. Обращение к новым образовательным технологиям позволяет учителю начальных классов осуществить данные цели и пользоваться ими как рычагом интеллектуального развития своих учеников.И чтобы определить, насколько успешным окажется подход с точки зрения процессов выполнения, учителю необходимо с первого года обучения детей поставить перед собой определённые задачи. Я поставила перед собой следующие задачи:

  • на этапе поступления в школу выявить у учащихся уровень интеллектуальных, творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
  • разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения каждого ребёнка;
  • организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
  • проводить уроки творчества (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);

На фоне этих задач, когда в первом классе началась работа «Мультстудии», я добавила ещё одну задачу: Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимации».
Каждый современный учитель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции. От этого зависит повышение качества образования, что является одной из актуальных проблемсовременного общества. Теоретики- психометристы, например, такие как Бине и Векслер, рассматривали интеллект на основе адаптивного поведения в реальном окружении. Они уяснили, что окружение формирует интеллектуальное поведение и само формируется тем, что составляет такое поведение в конкретных социокультурных условиях. Опираясь на развитие интеллекта в реальном окружении, я применяла способы группового обучения, непосредственно с применением на уроках мультипликационной анимации. Такая технология является интерактивным средством обучения. Она стала для меня одной из ключевых помощников при обучении школьников по целому ряду учебных дисциплин, так как позволяла применять новые методы и приемы в моей профессиональной деятельности, а также сделала для учеников более доступную форму изучения и понимания любой информации на уроках. Применение мультипликационной анимации на уроках создало возможность использовать и различные игры, позволяющие обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем или одноклассниками. Используя технологиюсвободного перемещения объектов, создавались тренажёры по математике для отработки навыков счёта в пределах 5-10, в которых учащиеся, работая в группах или индивидуально, должны выполнить элементарные арифметические действия в уме и получив результат, перетащить какие-либо предметы с правильным ответом в корзинку или на грибочки, цветочки и т.д. При этом в случае неправильного ответа предметы возвращаются обратно. (Показ сюжета мультфильма.)
Исследователи, стремящиеся понять и описать интеллект на основе процессов выполнения, пытаются выявить процессы, используемые людьми при решении задач, начиная с момента ознакомления с задачей и кончая моментом формулирования ответа на нее. Рассмотрим, к примеру, аналогию как широко используемую задачу в разнообразных исследованиях. В типичной теории умозаключения по аналогии выполнение задачи раскладывается на составляющие процессы, такие как выведение отношения между первыми двумя членами аналогии, отображениеотношения более высокого порядка, связывающего первую половину аналогии со второй, и применение отношения, выведенного в рамках первой половины аналогии ко второй половине задачи. Стимулирующая идея заключается в том, что умение учащихся решать такие задачи производно от их способности быстро исполнять эти процессы. Кроме того, как было доказано, процессы, составляющие решение задач на аналогии, являются общими для широкого множества задач индуктивного умозаключения. Таким образом, эти компоненты представляют интерес в силу того, что используются в решении различных типов мыслительных задач, а не только какого-то специфического их класса, где схожая логика применяется к другим видам сложных задач. Дети создают мультик, в котором показывают, как получается задача в несколько действий. В нём идёт переход от простого к сложному. Это моделирование краткой записи к задаче, наиболее трудной для понимания и исполнения. И это помогает учащимся более точно представить краткое условие к задаче, особенно в виде чертежа. Анимация проходит в 5 приёмов:

1)


Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимации

12 кг яблок

1 ящик

2)Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимации

? кг яблок2 ящик -?кг, в 2 раза больше

3)


? кг яблок

4)

1 ящик

2 ящик -? кг, в 2 раза больше

5)

? кг яблок1 ящик

2 ящик -? кг, в 2 раза больше


Такого рода проекты достаточно удобны в использовании и позволяют создавать задания с разным уровнем трудности. Выбранный подход к обучению математики в начальной школе позволяет:

  • стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;
  • повышать уровень активности и самостоятельности у учащихся;
  • развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
  • изменение установок и социальных ценностей;
  • саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с учителем и другими участниками образовательного процесса.
Саморазвитие и развитие достигается в процессе коллективной деятельности и на уроках литературного чтения в процессе работы над любым произведением. А для учеников начальной школы развитие познавательных способностей достигается в полной мере при изучении сказок, когда идёт работа над характеристиками героев, раскрытием сюжета, кульминации и развязки,формируются общеучебные умения осознанного, правильного, выразительного чтения, чтения по ролям, идет работа над выразительностью, а именно подбором темпа, интонации чтения, умением ставить логическое ударение. Эти задачи я решаю тоже с помощью анимационных фильмов. Так в процессе методики работы с бытовой сказкой в 1-м классе, когда удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика, рассматривая иллюстрации к сказкам «Репка» и «Колобок» и восстанавливая последовательность событий, учащиеся создают свои собственные мультфильмы, с помощью которых приобщаются к устному народному творчеству.В этом случае аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах начала: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве… и т.д.Всё это проговаривается и на кружке «Мультстудия». Детям с ранних лет необходимо прививать любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре - фольклору, искусству. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа - она учит добру и справедливости. «Сказка, - писал В.А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать» Сказки привлекают своим певучим языком, особым слогом речи, композицией. Недаром большой любитель сказок, великий А.С.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкину также принадлежат слова: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка». Но мы живём в современном обществе и детям хочется не ущемляя интересов русского народного творчества создать своё что-то более современное. (Показ сюжета мультфильма «Репка»)
Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Так возникла «Новогодняя сказка», в которой олицетворяя лесную ёлочку и других героев сказки, дети помогают героине найти своё душевное равновесие. (Показ сюжета «Новогодней сказки».)
Цель: исследовать методику работы над сказкой, подобрать наиболее эффективные приемы и методы работы со сказкой, была достигнута в полной мере. Причём учащиеся получили возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству. А мне, учителю, дополнительно раскрыть творческий потенциал учащихся. Всё это способствует развитию познавательных способностей в условиях развития ФГОС.
Развивающий аспект урока литературного чтения: - развитие интереса к предмету; - развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с устаревшей лексикой; - развитие эмоциональной сферы личности ребенка; - формирование действий контроля и оценки.
Воспитательный аспект: - воспитание познавательной активности; - воспитание культуры восприятия нового произведения (анимационного фильма); - формирование межличностных отношений, учащихся в групповой работе. Учащиеся становятся активными участниками творческого процесса: например, чтение по ролям предполагает разбор особенностей интонации персонажей, манеры поведения.
Рассмотрим теперь требования к уровню сформированности литературоведческих представлений и понятий. В обязательный минимум содержания входит литературоведческая пропедевтика следующих понятий:
- жанры произведений - рассказ, сказка (народная или литературная), басня, стихотворение, повесть, пьеса; - жанры фольклора: загадки, скороговорки, песенки, пословицы и поговорки; - тема произведения; - основная мысль; - сюжет; - герой-персонаж, его характер, поступки; - писатель, автор, рассказчик; - средства художественной выразительности в тексте - эпитеты, сравнения; в стихах - звукозапись, рифма.
Далее объект исследования: работа над стихотворным текстом в начальной школе. В процессе опроса выявляется уровень умения анализа текста у учащихся, умения работать с литературным текстом. На этом этапе хорошо применить методику Матвеевой Е.И., которая подходит всем учителям начальной школы, вне зависимости от того, по какой системе начального образования работает учитель. В ней указываются учебные задачи, возраст учащихся, перечень знаний, умений, приобретаемых в ходе разборов произведений. Формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения произведения опять-таки происходит в процессе анимационного фильма.При работе с рассказом А. Куприна «Слон» у детей рождается сюжет следующего мультфильма «Цирк», где прежде всего проявляется практическая деятельность. Дети становятся инициаторами, организаторами, исполнителями фрагмента урока. Я стимулирую учащихся к достижению поставленной цели, обеспечиваю эмоциональную поддержку детей в ходе работы, создаю ситуацию успеха для каждого ребенка, поддерживаю общий позитивный эмоциональный фон, обеспечиваю коммуникативную направленность. Подведение итогов работы и анализ ее результатов также провожу совместно с учащимися, обсуждая получившийся мультфильм. (Показ сюжета мультфильма «Цирк»)
На этапе разработки и создания персонажей из чего угодно (из пластилина, крупы, бумаги ит. д.), фонов, бутафории дети осваивают традиционные и современные изобразительные техники, и приемы. Так детям очень понравилась работа по подготовке манки, когда они осваивали технику окрашивания крупы в разные цвета.

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимации



А затем создавали из крупы предметы: бабочку (повторялась тема «Насекомые»), цветок (повторялась тема «Части растений»), солнышко и облака (повторялась тема «Неживая природа»). Занятия детей в кружке «Мультстудия» направлены на обеспечение разностороннего развития по следующим направлениям: художественно-эстетическому, социально-личностному, познавательно-речевому. Все свои умения, полученные на кружке, учащиеся применяют на уроках, когда создают кратковременные мультфильмы по изучению нового материала. Полноценные мультфильмы продумываются и снимаются непосредственно на самом кружке. После изучения на уроках окружающего мира темы «Здоровье и безопасность», у детей возникла идея создать мультфильм «Песенка спичек», на котором использовали изготовленные на уроках технологии дома и детские площадки и знания по теме «Пожар». Конечно, после таких мультфильмов у детей закрепились знания по данной теме. К тому же они имеют учебно-воспитательную оценку всему происходящему на экране. (Показ фрагмента из мультфильма «Песенка спичек») Одна из составляющих программы ФГОС является проектирование. Темы проектов учащихся начальной школы должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное младшим школьникам, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают их к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала используется также для организации проектной деятельности. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Психолого-педагогические особенности младших школьников не позволяют отрабатывать абстрактные приемы деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее). Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (Е.С. Попов) Таким образом, проект может быть формой оформлениярезультатов исследования. В основе метода проектов лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся
  • умение ориентироватьсяв информационном пространстве
  • умение самостоятельно конструировать свои знания
  • умение интегрировать знания из различных областей наук
  • умение критически мыслить.
Проектная технология предполагает:
  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов
  • самостоятельную деятельность ученика
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
  • использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Таким образом, метод проектирования близок по целям, задачам, методам и формам к учебным предметам и часто выступает в совокупности, что повышает их эффективность. На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. После создания проекта по технологии «Детская площадка»:

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимацииРазвитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимации

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимации

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимации

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС с применением мультипликационной анимации

дети решили создать мультфильм о своих развлечениях на детской площадке. Так появился мультфильм «Разноцветный дождь», в котором закрепили ещё и знания о природном явлении дожде, продемонстрировав отчего и как и где происходит накопление воды в небе. Дети ответили на вопрос, почему дождь разноцветный. (Показ фрагмента из мультфильма «Разноцветный дождь»)
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организую учебно-воспитательный процесс в соответствии с поставленными целями и задачами. Он построен на деятельно-практической основе и даёт более прочные знания учащимся, развивает познавательный интерес к учебным предметам и формирует интеллектуальное развитие младших школьников. С помощью организации разных видов деятельности школьников, в которых дети не только активно участвуют сами, но и часто являются инициаторами, организаторами, исполнителями фрагментов урока или коллективных творческих дел, в ходе совместной деятельности развиваю познавательные способности своих учеников, приобщаю детей к социокультурным нормам, развиваю интерес и мотивацию к познанию мира и творчеству, внедряю инновационные образовательные технологии в образовательный процесс, способствую развитию гармонично развитой, инициативной, эмоционально стабильной, самостоятельной и социально активной личности, любящей свою Родину. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия, результатом своего труда. Считаю, что применение мультипликационной анимации на уроках в сочетании с внеурочной деятельностью создает условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традицийи приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся.


Учитель МБОУ СОШ № 9 г. Бакал Челябинской области Козырина Людмила Александровна


© 2010-2022