• Преподавателю
  • Начальные классы
  • КОНСПЕКТ по литературному чтению Тема: Особенности авторского взгляда на сказку М. Бородицкой «Колдунье не колдуется». О. Пройслер «Маленькая Баба-яга»

КОНСПЕКТ по литературному чтению Тема: Особенности авторского взгляда на сказку М. Бородицкой «Колдунье не колдуется». О. Пройслер «Маленькая Баба-яга»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


















КОНСПЕКТ

по литературному чтению

Тема: Особенности авторского взгляда на сказку М.Бородицкой «Колдунье не колдуется». О.Пройслер «Маленькая Баба-яга».















Составила учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №14»

Буянова Ольга Павловна,

1 кв. категория


2016 г.

Конспект урока литературного чтения

Тема: Особенности авторского взгляда на сказку М.Бородицкой «Колдунье не колдуется». О.Пройслер «Маленькая Баба-яга»

Тема

Разгадываем загадки сказок

Цель темы

Познакомить детей со стихотворением М.Бородицкой «Колдунье не колдуется», со сказкой О.Пройлер «Маленькая Баба-яга», провести анализ произведения.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.

Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные:

  • Принимать и сохранять учебную задачу.

  • Адекватно воспринимать оценку учителя.

  • Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:

  • Строить речевые высказывания в устной форме.

  • Выделять существенную информацию из текста.

Коммуникативные:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

  • Формулировать собственное мнение и позицию.

Тип урока

Изучение нового материала

Ресурсы

Система: Занкова Л.В.

Учебник: Литературное чтение 2 кл., 2ч., В. Ю. Свиридова, изд. Самара «Учебная литература», 2011 год.


Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД 1. Мотивация
- «Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачного урока»

- Обучающиеся говорят друг другу добрые слова Личностные:

  • формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе
2. Актуализация










УЗ №1 «Проверка домашнего задания: чтение наизусть» УЗУ Проверить качество выполнения домашнего задания УЗу - Сегодня мы познакомимся с новыми произведениями, но сначала проверим домашнее задание. ПЗ - Что вы должны были сделать дома? ОРД - Кто готов? По очереди выходите к доске и громко, выразительно читаете стихотворение. Не забудьте назвать автора и название стихотворения.

С - стихотворение (Какое стихотворение они должны рассказать? Страницу учебника, автора, название стихотворения)

КВ - У' выставляет у' оценки, обосновывая их. ИВ - Молодцы!





- у' поднимают руку и по выбору У' (3-4 человека) по очереди, выходя к доске, читают стихотворение наизусть. Регулятивные:
  • Адекватно воспринимать оценку учителя.

3. Подготовка к восприятию

УЗ №2 «Отгадывание загадок» УЗУ подвести к новой теме. УЗу - А сейчас давайте отгадаем загадку ПЗ - Для этого посмотрим на экран. ОРД - Прочитайте загадку, подумайте о ком идет речь. СМК - Спрашиваю только тех, кто красиво сидит и правильно держит руку. ОРД - Как вы понимаете слово «колдунья»? - В каких сказках вы с неё встречались? - Встречались ли вы с ней в современном мире? - А может кто-нибудь из вас к ней обращался? С - Всё ведают, всё знают Что будет - угадают, В лесу живут ведуньи, Как их зовут?...(колдуньи)
КВ - Осуществляется в ходе выполнения задания. ИВ - Вы хорошо отгадываете загадки!









Женщина, занимающаяся колдовством, волшебница, ворожея, чародейка, ведьма.







Дети разгадывают загадку, отвечая по выбору учителя.
Познавательные:
  • Строить речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
Регулятивные:
  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

4. Восприятие
УЗ №3 «Знакомство со стихотворением» УЗУ - Развивать осмысленное восприятие стихотворения. УЗу - Давайте продолжим разговор о колдуньях. ПЗ - Послушайте выразительное чтение стихотворения Марины Бородицкой. С: М.Я.Бородицкая «Колдунье не колдуется»(стр.32) ОРД - ученики смотрят видеозапись чтения наизусть стихотворения, после чего отвечают на вопросы учителя. - Давайте подумаем, почему же всё-таки колдунье не колдуется? - Что значит «дуется на белый свет»? КВ выслушивает мнения учащихся, при необходимости корректирует и обобщает их ответы. ИВ - Хорошо.





ФИЗМИНУТКА «Трава маленькая-маленькая(приседают) Деревья высокие-высокие(поднимают руки вверх) Ветер деревья качает-качает(вращаются) То направо, то налево наклоняет(наклоны) То вверх, то назад, То вниз сгибает, Птицы летят-улетают(машут руками) Ученики тихонько садятся за парты.»
УЗ №4 «Знакомство со сказкой»

УЗУ -- Развивать осмысленное восприятие литературного произведения. УЗу - Давайте разгадаем ещё две загадки С:

  1. ВВ глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живёт старушка. Метлой она пол не метёт, Метла - старушкин самолёт.
  1. ЧЧто за старушка
В рваных одеждах, Живёт в избушке На курьих ножках? Топит печь она всегда Но не ест пирога, Кто же это тогда? Это -…(Баба Яга) - Скажите, где вы уже знакомились с этим персонажем? - Какой мы знаем бабу Ягу по русским сказкам? А сегодня мы узнаем еще одну историю о Бабе Яге. Однажды вечером, перед сном, маленькие дочки всемирно известного сказочника, пожаловались, что они ужасно бояться злых ведьм. Сказочник попытался втолковать им, что в наши дни злых ведьм бояться не следует, поскольку их больше не существует. - А почему? - спросили дочки. - Хм, а действительно - почему? Я об этом раньше не думал, - признался сказочник. Но довольно-таки быстро нашёл, что ответить. Так родилась история про Маленькую Бабу Ягу, которую позднее он записал, для трёх своих дочерей и для всех ребят, которым хочется знать, почему в наши дни бояться злых ведьм не следует. Имя этого сказочника - Отфрид Проислер. Живет он в Германии. Посмотрите вот его портрет. ПЗ - А сейчас прочитаем его сказку «Маленькая Баба Яга». ОРД - Переверните страницу. Я начну читать, а вы продолжите. КВ осуществляется в ходе выполнения задания.

ИВ - Хорошо.





Слушают стихотворение, смотрят видеозапись


Отвечают на вопрос
- Внимательно слушают.






























































Смотрят на портрет, изображенный на экране
Коммуникативные:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
  • Формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные:
  • Выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
Познавательные:
  • Строить речевые высказывания в устной форме
5.Осмысление УЗ №5 «Работа над сказкой»

УЗУ: проверить осмысленность первичного восприятия сказки УЗу - А теперь, посмотрим, внимательно ли вы слушали и читали сказку? ПЗ - Попробуем ответить на вопросы. СМК - Будьте внимательны. Не повторяйте ответы друг друга. С: - Найдите доказательство того, что Маленькая Баба-яга проявляет настойчивость, упорство, смелость, ловкость. Почему она не прибегает к помощи волшебства? - Найдите в тексте слова, подтверждающие это. КВ выполняется в ходе выполнения задания. Учитель корректирует и обобщает ответы детей. ИВ - Молодцы, ребята!











- Называют слова:


Познавательные:

  • Выделять существенную информацию из текста.
Коммуникативные:
  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

6. Закрепление
УЗ №6 «Сравнение стихотворения и сказки» УЗУ: обучать сравнительному анализу главных героев. УЗу А теперь давайте сравним колдунью и Маленькую Бабу-ягу. ПЗ - Для этого ответим на вопросы. С: - Чем же они похожи? Чем отличаются? Почему у колдуньи ничего не получалось, а у Маленькой Бабы-яги получилось? ОРД учащиеся отвечают на вопросы по желанию, поднимая руку КВ выполняется в ходе выполнения задания. Учитель корректирует и обобщает ответы детей.

ИВ - Ребята, а что бы вы пожелали маленькой колдунье?


Сходства: У них есть волшебные силы, они обе еще маленькие девочки.

Отличия:

Потому что колдунья ничего для этого не делала, она только желала, попусту тратила свою силу. А Баба-яга не тратила свою силу попусту и делала всё сама.
. Познавательные:

  • Выделять существенную информацию из текста.
Коммуникативные:
  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

7. Подведение итогов
- Сегодня мы читали новые произведения. Мы можем их отнести к народным сказкам? Почему? - Оба этих произведения о колдуньях. Почему же эти колдуньи предстали перед нами такие разные? Какое произведение вам понравилось больше? Почему?


Нет, у них есть автор


8. Домашнее задание Может, предложить им чтение наизусть стихотворения «Колдунье не колдуется» или выразительное чтение по ролям отрывка _________ (какого именно) из сказки Проислера.


Резервное задание УЗУ: УЗу: Давайте подберём к картинкам строчки из текста. ПЗ: Посмотрите на экран и найдите в тексте строчки для этой картинки. С: Картинки на слайде Картинка 1:…Он вдруг увидел, как покупательница села на метлу верхом! Она что-то бормотала себе под нос, и - вжик! - метла взлетела в небеса… Картинка 2:…- Эта метла меня не слушается!- крикнула Маленькая Баба-яга. С новой метлой дело обстоит так же, как с молодой лошадью: её надо сначала укротить и объездить. Если ты отделаешься при этом всего лишь разорванным фартуком, считай, что тебе повезло… Картинка 3:…Наконец метла признала себя побеждённой, она совсем выбивалась из сил. Теперь метла повиновалась каждому слову - Давно бы так!- удовлетворённо промолвила Маленькая Баба-яга. Она поправила на голове платок, одёрнула платье, потом ласково похлопала метлу, и они плавно понеслись навстречу лесу… ОРД: Посмотрите на картинку и найдите описание в тексте. КВ: Выполняется в ходе выполнения задания. Учитель корректирует или обобщает ответы детей. ИВ: Молодцы, ребята! Вы хорошо постарались!

Коммуникативные:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
  • Формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные:
  • Выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
Познавательные: Строить речевые высказывания в устной форме


© 2010-2022