Урок развития речи в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СОШ «ОЦ» с. КРОТОВКА

м. р. Кинель-Черкасский Самарской области





Методическая разработка



урока развития речи в 3 классе

на основе рассказа Н. Сладкова «Осенняя ёлочка»




Составила: учитель начальных классов Мурзагалиева Зулиха Мухамеджановна













КРОТОВКА 2014


ТЕМА: Подготовка к написанию рассказа на основе текста Николая Сладкова «Осенняя ёлочка».


ЦЕЛИ: 1. Развитие навыков устной и письменной речи при смысловом, структурно-композиционном и художественном анализе текста. 2. Формирование навыков чтения, подробного пересказа и грамотного письма. 3. Развитие логики мышления. 4. Воспитание любви к окружающему миру, сопричастности с природой через природоведческий материал.
ОБОРУДОВАНИЕ:

  • игрушка Чебурашка;
  • корзинка с предметными картинками
(дуб, ель, берёза);
  • цветные иллюстрации с изображением новогодней ёлки и пушистой ели в лесу;
  • картинки с изображением осенних деревьев осины, клёна;
  • конверт с картинками
(изображения предметов - подарков для ёлки).




ХОД УРОКА

  1. Организация учащихся на урок.
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас особый урок - и праздничный, потому что мы пригласили много гостей, и рабочий, потому что нам предстоит сегодня много сделать. Мы будем готовиться к написанию рассказа на заданную тему.
  1. Создание атмосферы заинтересованности предлагаемой темой урока.

1. Вопросы учителя: - Ребята, вспомните, какой скоро праздник? (Новый год) - А Новый год вы не представляете себе без чего? (без подарков, без ёлки, без Деда Мороза и Снегурочки, без конфет и т. д.) - Попробуйте отгадать, на какую тему мы будем сегодня готовиться писать рассказ. Чтобы определить это точнее, отгадайте загадки. 2. Дидактическая игра «Что увидел в лесу Чебурашка?» Описание игры: На магнитной доске - цветная репродукция с изображением колоритного лесного пейзажа. У учителя в руках игрушка Чебурашка. - Ребята, Чебурашка только что вернулся с прогулки по лесу. У него богатые впечатления от всего увиденного там. Что увидел Чебурашка, вы можете определить по загадкам, которые лежат в его корзинке. (Вызванные по очереди ученики достают листки с загадками из корзинки, читают вслух. По признакам в загадках называют отгадки, в этой же корзине находят картинки с изображением предметов - отгадок и прикрепляют их на магнитную доску.) - Объясните, по каким признакам вы нашли отгадки? 1) Вырос он на самой круче, 2) В беленом сарафанчике, Он раскидистый, могучий, С платочками в карманчиках, Очень крепок он на вид, С красивыми застежками, Желудями угостит. С зелеными сережками. (Дуб) (Береза) 3) Её всегда в лесу найдёшь - Стоит колючая, как ёж, Пойдём гулять и встретим, Зимою в платье летнем. (Ель)

- По каким же признакам вы нашли отгадки? Какие вы добавите свои признаки? - Как называются слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? - Для чего нужны прилагательные? дуб (какой?)... берёза (какая?)... ель (какая?)...

- Кто же догадался, какому дереву будет посвящен наш сегодняшний урок?

  1. Сообщение темы урока.
- Правильно, ребята, сегодня нам предстоит готовиться к написанию рассказа об этом замечательном дереве - ели, которое вы пока чаще всего представляете себе, как новогоднюю ёлку.
  1. Подготовительный этап.
    1. Словарная работа.
1) - У каких деревьев вместо листьев иголки? - Определите, в каком значении употребляется слово иголки для характеристики ежа, ели. У колючей ёлки иголки в серебре. Под колючей ёлкой бродит ёж в иголках. - Какие иголки вы ещё знаете? - Спишите первое предложение. Назовите опасные места в словах. Подчеркните слово иголки. 2) -Рассмотрите две цветные иллюстрации. - Что на них изображено? (нарядная, красиво украшенная игрушками новогодняя ёлка в зале, и пушистая ель в зимнем лесу). - Объясните, как вы понимаете смысл слов ёлка и ель. - Правильно. Ель - хвойное вечно зелёное дерево. Хвоя - узкие, в форме иголочек, листья сосны, ели, кедра и некоторых других деревьев. Ёлка - 1) то же, что ель; 2) украшенная ель в праздник Нового года. 2. Подготовка к эмоционально-чувственному восприятию текста. - Я сейчас прочитаю вам два небольших текста. А вы сравните их и скажите, какой из них больше понравился и почему. 1) перед Новым годом ель срубили, продали; вы её купили, нарядили красивыми игрушками и дома устроили праздник; 2) осенью в саду своего дома вы посадили ель, а на Новый год украсили её с другими детьми вашего двора самодельными игрушками на радость близким, друзьям и соседям. - Ребята! Правильно вы выбрали, надо беречь природу. Как жалко рубить ёлочку! Может быть лучше искусственную поставить на Новый год, может лучше просто веточку еловую. К природе надо относиться бережно.
  1. Основной этап урока.
1. Первичное ознакомление с текстом. - Прослушайте текст. Обратите внимание на интонацию.

ОСЕННЯЯ ЁЛОЧКА. Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья. Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ёлочке подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками. И стоит ёлочка растерянная, счастливая; раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда их девать, а ей всё дарят и дарят. У всех на глазах становится ёлочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. (Н. Сладков) 2. Проверка восприятия учащимися общего смысла текста. - Как по-другому можно озаглавить текст и почему? - Какие чувства вы испытываете после знакомства с его содержанием? - Что особенно вам понравилось в этом рассказе? 3. Вторичное чтение учениками текста по частям вслух. - Прочитайте текст, обратите внимание на его яркость и выразительность. - Выделите в нём смысловые части и озаглавьте их. Заголовки запишите в тетрадь в виде пунктов плана.

Примерный план.

  1. Рождение ёлочки.
  2. Подарки ко дню рождения.
  3. Лиственная ёлочка.
1) Чтение первого абзаца. - Как вы его озаглавили и почему? - Закройте глаза и представьте следующие цветные картины: а) в осеннем лесу солнечная, тихая, ещё тёплая погода; б) листья на деревьях пёстрые: зелёные, жёлтые, красные; в) на земле осеннего леса разноцветный ковер из опавших пёстрых листьев, которые лежат толстым слоем; г) раздвигая тоненькой острой верхушкой и нежными маленькими лапками-веточками этот разноцветный красивый ковер опавших листьев, из земли очень осторожно, осматриваясь по сторонам, высунулась ёлочка. - Прочитайте про себя ещё раз предложение, где употреблено слово высунулась. Как вы понимаете его смысл? - Покажите, как ёлочка высунулась, при этом сделайте удивленное выражение лица. - Закончите предложение и запишите его в тетрадь. Маленькая ёлочка осторожно высунулась из ... . 2) Чтение второго абзаца. - Как вы его озаглавили и почему? Какие строчки вам понравились особенно? - Найдите сравнения. Что с чем сравнивается и почему? - Почему листья клёна осенью оранжевые? Что означает слово оранжевый? Что ещё может быть оранжевым? Слово оранжевый означает цвет апельсина, потому что по-французски «апельсин» звучит как «оранж». - Обратите внимание на такие красочные определения - прилагательные. Назовите их. Они украшают текст, делают картину ярче, красочнее. 3) Чтение третьего абзаца. - Как вы его озаглавили и почему? Найдите описание счастливой ёлочки. Какие слова сделали это описание ярким, выразительным? - Найдите сравнения, прочитайте их. Что с чем сравнивается и почему? - Запишите предложение в тетради и объясните его смысл. Ёлочка стоит вся в золоте, багрянце и бронзе. - Какие цвета обозначают подчеркнутые слова? - Найдите слова, с помощью которых автор выражает своё отношение к ёлочке. (Автор любуется ею. Рассказывая о елочке, он употребляет слова: лапки, ладошки, мягкая, растерянная, счастливая.) 4. Дидактическая игра «Подарок». (цель игры: развитие умения составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов). Описание игры: На доске прикреплен цветной рисунок елочки. К её лапке-веточке «подвешивается» большой конверт, в котором картинки с изображением предметов, необходимых для составления предложений о нарядной елочке. Вызванные ученики достают из конверта картинки-подарки, читают названия этих предметов, которые окрашены в разные цвета. По этим картинкам, которые прикрепляются к елке, учащиеся составляют разные варианты предложений. - Давайте запишем одно наиболее понравившееся предложение. 5. Подготовка к написанию сочинения, составлению рассказа по теме изученного текста. - Кто из вас, побывав в осеннем лесу, обратил внимание на нарядную ёлочку, которую одаривают лиственные деревья подарками? - Что вы запомнили из этой картины природы? - Какие цвета и их оттенки вас особенно поразили? 6. Составление устного рассказа по данному тексту. - Ребята! Мы сейчас работали над текстом замечательного писателя Николая Сладкова. Как красиво он написал о ёлочке. Думаю, вам всем понравилась его осенняя ёлочка. Но ведь это настоящий писатель. Давайте и мы сегодня составим свой рассказ о ёлочке. Конечно, наш рассказ будет небольшой, это ещё проба пера, но мы попробуем писать как писатели. - Помните вы закрывали глаза, представляли ёлочку. Теперь давайте попробуем описать это словами. А чтобы вам было легче, вы можете воспользоваться моим планом. 1. Первая встреча с ёлкой. (Где? И когда? 2 предл-я) 2. Описание ёлочки. (не забывайте слова: зелёная, пушистая, колючая; не забывайте, что вместо листьев у неё иголочки, что это хвойное дерево) 3. Впечатления от встречи. (это может быть настроение самой ёлочки, а может быть ваше) 7. Домашнее задание. 1) напишите рассказ по данному плану, используя содержание текста, свои личные наблюдения природы и записи из тетрадей (мы ведь не зря сегодня поработали); 2) Желающие могут нарисовать рисунок к данной теме; 3) Желающие могут даже сочинить к нему четверостишие (и не обязательно приносить его завтра, а когда сможете).
  1. Итог урока.
1) Слово учителя. - Ребята, как много мы сегодня говорили о ёлочке, как много мы успели сделать: отгадывали загадки, составляли словосочетания и предложения с этим словом, познакомились с таким замечательным рассказом Николая Сладкова «Осенняя ёлочка», сами учились составлять небольшой рассказ. И дома вам предстоит серьёзная работа. - Мне хочется задать вам несколько вопросов. - Понравился вам урок? - Чему научил вас сегодняшний урок? (научил видеть красоту природы и беречь её, быть внимательными друг к другу, быть щедрыми - уметь дарить подарки - скоро новый год. И вы не забудьте об этом. Будьте добрее, внимательнее, щедрее, подарите подарки своим близким и друзьям. Точно так же, как сделали лесные деревья ёлочке.) 2) Оценки и комментарии. - Все сегодня говорили хорошо и красиво. Помогли мне не одним словом. Мне многих хочется отметить. Я ставлю такие отметки... 3) Наш подарок ёлке. - Ребята, некоторые из вас дома попробуют написать четверостишие об этом чудесном дереве - ели, а многие русские поэты уже посвятили ей свои стихи, к некоторым из них композиторы сочинили музыку. Поэтому теперь мы знаем много песен про ель и ёлку. - Давайте и мы сегодня сделаем подарок ёлке - споём ей песню про неё. (Дети поют один куплет любой песни о ели.)


© 2010-2022