Программа внеурочной деятельности младших школьниковНародная культура (первый год)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Народная культура» посвящена весьма актуальной сегодня теме - изучению русской национальной культуры. В программе разработана деятельность педагога по изучению и возрождению национальной культуры, национального самосознания; воспитанию духовной культуры и культуры межнационального общения; а самое главное любви к Родине.

Основой для данной программы послужила программа « Народная культура» И . Ю . Казаковой , которая была опубликована в методическом сборнике: « Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации». Составитель Н.К. Беспятова. Москва, Айрис-пресс, 2003 г.

Во все времена человечество реализовывало задачу передачу опыта предков новым поколениям. В новом тысячелетии задача передачи духовных ценностей человечества приобретает все большее значение. Технический прогресс - бесспорный в материальном плане, в то же время сопровождается снижением духовности.

В культуре появились новые взгляды, идеи, мысли, чувства, сказывается иностранное влияние, возросшее за последние десятилетия. Теряется часть культурных традиций, памятников, ценностей в результате искусственного отторжения от истоков родной культуры.

Современное развитие российского общества выдвигает нравственно-эстетическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования России предусматривает духовно-нравственное становление молодежи, подготовку их к самостоятельной жизни как важнейшую составляющую развития общества, государства.

Такой подход закреплен законом РФ «Об образований», где говорится и защите системой образования культур и региональных традиций в условиях многонационального государства. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что именно через искусство происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями.

Задачу передачи накопленного духовного опыта, ценностей, воспитания и обучения конструктивно мыслящей личности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого, можно решить через приобщение детей к духовному наследию человечества, усвоение национальной культуры как части общечеловеческой культуры.

В программе творческого объединения детям предоставляет возможность почувствовать целостность мира культуры русского народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления, разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь времен и поколений.

Решая образовательные задачи программа способствует решению задач духовно-нравственного развития личности, осуществляет комплексный подход к становлению личности ребенка.

Программа внеурочной деятельности «Народная культура» рассчитана на занятия с детьми младших классов 6-10 лет. В группе занимаются 10 человек.

Объем часов в год составляет: 60 часов

Расписание строится из расчета по 2 часа в неделю.

Занятия проводятся на базе школы.

В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

Цель программы: создание условий для развития познавательного интереса к своей национальной культуре.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

-Знакомить детей с национальной культурой русского народа, его обычаями, традициями через русскую народную музыку и музыку русских композиторов.

-Развивать творческие способности, вовлекая в активные формы деятельности.

-Воспитывать любовь к родному краю, родной деревне, национальной культуре, родному языку.

В результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Разделы

Количество часов

Теория

Практика

1

Народное искусство

31

3

28

2

Народный календарь

20

6

14

3

Народная педагогика

6

2

4

Всего

57

11

46

Формы занятий:

-Организационная деятельность:

-Прослушивание детей;

-Подбор песенного и теоретического материала.

-Исследовательская деятельность

-Сбор фольклора и использование в своей работе

-Вокальная работа.

-Практическая деятельность

-Изучение и изготовление костюмов, орнаментов к ним.

В программу включены:

-Лекции

-Занятия - экскурсии

-Концертная деятельность

-Досуговая деятельность

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1

ВВЕДЕНИЕ.

Русская культура как часть мировой культуры

1

1

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

30

2

Музыкальный фольклор

10

1

9

3

Вокально-хоровое пение

10

1

9

4

Индивидуальная работа: по постановке голоса, работа с солистами.

4

4

5

Народная хореография

6

6

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

20

1

Знакомство с национальными праздниками и обрядами.

10

5

5

2

Подготовка и проведение их.

10

1

9

Народная педагогика:

6

1

Род, семья, я

3

1

2

2

Древо жизни

3

1

2

Всего

57

10

47

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Введение

1. Русская культура как часть мировой культуры.

Рассматривается взаимосвязь русского народа и его национальной культуры с народами и культурами всего мира.

Раздел II. Народное искусство

2.Разучивание национального русского фольклора, песенного материала, знакомство с музыкальными инструментами.

3.Вокально-хоровое пение:

-музыкальная азбука фольклора, народная лексика, соединение слова с музыкой, движением

-изучение: песни-игры, частушек на русском языке.

-знакомство с вокально-хоровыми приемами пения в народной манере, близкой к разговорной речи.

-формирование звука, открытого, легкого, звонкого.

-пение в унисон:

-умение сочетать пение с движением игрой, сохраняя качество звучания;

-работа над дыханием, артикуляцией, дикцией, осознанием исполняемого произведения.

4.Индивидуальная работа по постановке голоса, работа с солистами.

-развитие голосовых данных.

-умение эмоционально и выразительно исполнять репертуар

5.Народная хореография.

-освоение движений. Основные положения ног.

-основное положение рук.

-виды шага: простой с притопом, притопы на сильную и слабую долю.

-поклон

-соединение изученных элементов с плясовыми песнями.

-знакомство с музыкальными инструментами.

Раздел III.Народный календарь

1.Знакомство с национальными праздниками и обрядами

-русские национальные праздники и обряды

-происхождение праздников

2.Подготовка и проведение русских праздников.

-«Колядки»

-«Масленница»

Раздел IV. Народная педагогика.

1.Род, семья, я.

-определение значения понятий «Род», «Родина»

-обереги младенца, ритуал принятия в род.

2.Древо жизни.

-составление семейного «Древа жизни»

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Всего

часов

Дата по плану

Дата по факту

1.

ВВЕДЕНИЕ. Русская культура как часть мировой культуры

1

04.10

2.

Родной край - частица России. Символика России, республики Башкортостан и своего района.

1

06.10

3.

Село моё родное.

1

13.10

4.

«Милости просим!» (Знакомство с русской избой. Внутреннее убранство крестьянского дома. Русское гостеприимство.

1

18.10

5.

«Без печи изба - не изба» Русская печь.

1

20.10

6.

Подготовка к празднику урожая «Осенины». Игры, хороводы.

1

25.10

7.

«Что летом родится - зимой пригодится». Загадки, поговорки об овощах и фруктах

1

27.10

8.

«Хлеб - всему голова» (Как выращивали хлеб. Выпекание хлеба в русской печи. Приготовление теста и выпекание изделий из него.

1

01.11

9.

«Свой дом краше всего» (Изготовление макета русской избы.

Загадки о домашней утвари в русской избе.)

1

03.11

10.

«Кто в доме хозяин». (О старинном укладе в русской семье. Чтение рассказов Л.Н.Толстого.)

1

08.11

11.

«К худой голове своего ума не приставишь».Сказка про Филю. Словесная игра «Филя и Уля»

1

10.11

12.

«Где живёт перо жар- птицы?». Знакомство с хохломской росписью.

1

15.11

13.

« Чудо -чудное, диво- дивное -Золотая Хохлома». Украшение хохломской росписью шаблонов шкатулок.

1

17.11

14.

«Матушка в доме - дома тепло».Пословицы и поговорки о матери.

1

29.11

15.

«Синичкин день.(Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки)

1

01.12

16.

«Зима - не лето, в шубу одето». Разучивание стишков и песенок о зиме.

1

06.12

17.

Народные зимние забавы. Подвижные игры на свежем воздухе.

1

08.12

18.

« Пришёл мороз - береги ухо да нос». Загадки, пословицы и приметы зимы.

1

13.12

19

Новогодние хороводы, песни и игры.

1

15.12

20.

Новогодние хороводы, песни и игры.

1

20.12

24.

Пришла Коляда накануне Рождества. (Святочные гадания. Разучивание песенок.)

1

10.01

25.

Народные зимние забавы. Катание с горы. Игра в снежки.

1

12.01

26.

Зимние узоры.

1

17.01

27.

Гжель прекрасная .Знакомство с народным промыслом.

1

19.01

28.

Гжель прекрасная. Раскрашивание шаблонов посуды в технике гжели.

1

24.01

29.

«Живет в народе песня».Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русских народных песен.

1

26.01

30.

«Живет в народе песня».Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русских народных песен.

1

31.01

31.

Как жили наши предки славяне

1

02.02

32.

Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.

1

07.02

33.

Русские героические сказки.

1

09.02

34.

Богатырская наша сила.(Народные способы показать богатырскую силу.)

1

14.02

35.

Русский солдат, сам черт ему не брат. (

1

16.02

36.

« На героя и слава бежит».Рассказы о русских богатырях.

1

28.02

37.

«Сердце матери лучше солнца греет».Пословицы, поговорки и песни о матери.

1

01.03

38.

Русские народные песни и хороводы.

1

06.03

39.

Русская матрёшка. Рассказ о народной кукле. Разучивание частушек и танца.

1

13.03

40.

Рисование и раскрашивание матрёшек.

1

15.03

41.

«Дело мастера боится».Пословицы и поговорки о труде, о мастерах.

1

20.03

42.

Разучивание песен, потешек, прибауток.

1

22.03

43.

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» Беседа о Масленице. Разучивание песен и частушек.

1

27.03

44.

Проведение праздника Масленица.

1

29.03

45.

«Шутку шутить - народ насмешить».Рассказ о скоморохах и шутах. Народный юмор: потешки и прибаутки.

1

03.04

46.

«Грач на горе -Весна на дворе».Русские обычаи встречи весны.

Пение закличек о весне.

1

05.04

47.

Поэзия народного костюма. Рассказ о народной одежде.

1

17.04

48

Создание эскизов народной одежды.

1

19.04

49.

«Сверху пар, снизу пар - это русский самовар» Культура чаепития на Руси

1

24.04

50.

Понятие о родословной. Моя семья.

1

26.04

51.

Поколение, потомки, предки

1

03.05

52.

Родословное древо

1

08.05

53.

Практическое значение родословных в прошлом.

1

10.05

54.

Составление родословного древа семьи.

1

15.05

55.

Составление родословного древа семьи.

1

17.05

56.

«Всей семьей на праздник».

1

22.05

57.

Что мы узнали и чему научились за год.

1

24.05

Ожидаемые результаты программы :

  • появление устойчивого интереса к изучению народной культуры, желания участвовать в народных играх и праздниках;

  • изменение установок детей на способы проведения своего досуга;

  • осознание детьми своих творческих возможностей и способностей;

  • повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

  • приобретение знаний и практических навыков из области традиционной русской культуры:

  • дети получат начальное представление об изменении во времени быта, культуры, жизненных ценностей людей;

  • будут знать коллекцию предметов традиционного русского быта и их предназначение;

  • познакомятся с основными русскими календарными праздниками и будут уметь рассказывать о них;

  • будут знать народные игры и уметь играть в них.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Афанасьев А.Н. «Древо жизни» (Комментарий Ю.Медведева, Москва, 1982г)

2.Гекер Ф., Циген Т. «Вопросы о наследовании музыкальных дарований» Ленинград, 1931 год.

3.Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений . Под редакцией О.Е. Лебедевой. Москва 2000г.

4.Закон РФ «Об образовании» «Педагогический поиск №7-8»

5.Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. «Занимательная педагогика народов России» Москва 2001г.

6.Народная культура: Авторские программы (под редакцией Т.Пишловой) Подольск, 1994г.

7.Рукоделие. Популярная энциклопедия. (под редакцией И.А. Андреевой) Москва 1992г.

8.Составитель Беспятова Н.К. «Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации» Айрис Пресс. Москва 2003г.

9.Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. Москва 1994г.

10.« Народная культура». Методическое пособие. Каршинова Л.В. Москва 2001г.

11.Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. - М.: Академия, 2000.

12.Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. - М.: Народное образование, 2002.

13.Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991.

14.Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.

15.Календарные обрядовые праздники. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007.

16.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2006.

17.Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Литературные путешествия. - М., 1986.

18.Русские: семейный и общественный быт. - М.: Наука, 1989.

19.Соломенникова О.А. Радость творчества. Программа дополнительного образования. - М.: Мозаика-Синтез. 2006.

20.Литература для детей

Петрухин В.Я. Славяне. - М.: Росмэн. 1996.

21.Соловьев В.М. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. - М.: Белый город, 2004.

22.Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. - М.: Правда. 1989.



© 2010-2022