Конспект урока по ОРКСЭ Буддизм - древнейшая мировая религия

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Суховская СОШ

Пролетарского района

Ростовской области









Конспект урока ОРКСЭ

«Буддизм - древнейшая мировая религия»

4 класс











Учитель начальных классов

Пирогова Наталья Николаевна





2014 - 2015 учебный год

Тема урока: «Буддизм - древнейшая мировая религия» Тип урока: изучение нового материала Цель урока: знакомство с мировой религией буддизм, с жизнью её основателя. Задачи урока: Предметные: добиться прочного усвоения знаний о возникновении мировой религии буддизм и её основателя. Изучить понятия Будда, буддизм, срединный путь, четыре благородных истины. Метапредметные: способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал, создавать для учащихся комфортное творческое пространство, неформальную среду общения и возможности самореализации на уроке. Личностные: организовать совместную деятельность обучающихся с целью формирования уважительного отношения к религиям и их представителям.



  1. Эмоциональный настрой на урок.


Из глубокого колодца Солнце медленно встаёт. Свет его на нас прольётся, Луч его нам улыбнётся, Новый день оно начнёт. С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как улыбки. Улыбнитесь друг другу.

  1. Работа по теме урока.
1) Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы говорили о духовных традициях, которые присущи каждому народу. Все они основаны на вечных ценностях: это добро, честь, справедливость, милосердие. Важнейшей частью духовных традиций является религия. Как вы понимаете это слово? Дайте ему определение. ( - Религия - это вера в Бога или богов, в духов и ангелов. - Религия - это поведение людей, связанное с их верой в Бога. - Религия - это вера в Бога и обряды, ритуалы, связанные с этой верой) На какие виды делятся религии? (На мировые и национальные) Дайте определение понятию мировая религия. (Это религия, верующие которой живут в разных странах и принадлежат к разным народам) Что означает национальная религия? (Верующие этой религии принадлежат к одному народу и живут в одной стране) Приведите пример. (Иудаизм - это религия одного народа - евреев) С какими мировыми религиями мы познакомились на уроках ОРКСЭ? ( Христианство, ислам) Поиграем в игру «Кто ни разу не ошибётся?» Распределите слова на группы по религиям.
Иудаизм Христианство Ислам




Тора, Рождество, пророк Мухаммед, библия, синагога, коран, Иисус Христос, мечеть, Ураза - байрам, церковь, Шавуот.

Мы распределили данные понятия по изученным религиям, но эти слова можно распределить и по другому принципу.

Иисус Христос Тора Рождество мечеть Пророк Мухаммед Библия Ураза - байрам синагога Коран Шавуот церковь Прочти слова первой группы, что их объединяет? (Иисус Христос, Мухаммед - основатели религий) Расскажи кто такой Иисус Христос, чему он учил людей? Какую религию основал пророк Мухаммед, что вы о нём узнали? Мы вспомнили о возникновении мировых религий и их основателях, об их жизни и учении. А теперь прочтите слова следующей группы, что их объединяет?
(Тора, Коран, Библия - это священные книги религий мира) Для чего нужны священные книги, нужно ли их читать? (Священные книги учат нас тому, как нужно себя вести. Священные книги помогают определить верный путь в жизни, учат отличать добро от зла. Священные книги помогают нам стать лучше, добрее) Что объединяет слова этой группы? (Рождество, Ураза-байрам, Шавуот - это названия религиозных праздников) На уроках ОРКСЭ мы открыли для себя целый мир религиозных праздников ислама, христианства, иудаизма, вспомним о некоторых из них. Для этого вам необходимо узнать предмет, назвать праздник и событие, с которым он связан. (Демонстрация картинок: ханукальная лампа, пасха, веточки вербы, хороводы, овцы) Считаете ли вы, что эти праздники важны для тех народов, которые исповедуют ту или иную религию? Религиозные праздники всегда занимают большое место в жизни народов, внося в неё радость, краски, раскрепощение. Прочтите слова следующей группы. Что их объединяет? (Синагога, церковь, мечеть - это священные сооружения) Мы познакомились со священными сооружениями разных религий. Все они по-своему красивы, многие из них теперь уже являются не только памятниками религии, но и памятниками культуры. Прослушайте стихотворение и назовите священное сооружение, о котором идёт речь. (читает подготовленный ученик) На Красной площади стоишь ты до сих пор Вещая миру о могучей нашей силе В честь военных побед, возведённый собор, Красивейший из храмов России! От имени Христа на колокольный звон Благословил тебя митрополии Макарий, Зодчим Барме и Постнику низкий поклон, И царю за шедевр государев! (храм Василя Блаженного на Красной площади в Москве) Считается, что это самое первое место богослужения на земле, возведённое ещё первым человеком Адамом. По легенде в одной из стен замурован камень, который Адам принёс из рая. Сначала камень был белым, но потом стал чёрным из-за многочисленных грехов, совершённых людьми. (храм Кааба в Мекке)
К стене я руку приложу И тихо-тихо попрошу Я попрошу для всех родных Здоровья, радости и счастья, Пусть мудрость их волос седых Поможет нам в часы ненастья. А для детей я попрошу Всегда безоблачного неба Чтоб страх не знали и нужду, Чтоб оставались чище снега. Для женщин мира попрошу И в доме и на всей планете, Чтоб отвели рукой беду, Чтоб солнце встало на рассвете. И для мужчин я попрошу Побольше мудрости в решеньях, Чтоб сохранили красоту В животных, в людях и в растениях. (Стена Плача - еврейская святыня, сохранившаяся небольшая часть стены древнего храма царя Соломона ) Скажите, можем ли мы в одном городе, в одном селе, увидеть памятники различных мировых религий? Почему так бывает? (Потому что в нашей стране живёт много разных народов и у каждого из них своя религия, свои обычаи) Вы правы, ребята. В стране, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу. К примеру, в нашем Суховском поселении проживают представители двух мировых религий. Строится церковь, мужской монастырь, есть часовня, действует мусульманский молебный дом. Но все мы уважительно относимся к религиозным традициям друг друга, потому что мы одна дружная семья народов России. 21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур. Встречаясь, разные культуры, обогащают друг друга. Другая культура может быть похожа на нашу культуру или сильно отличаться от неё. Но эти отличия интересны и ценны: благодаря им мы узнаём что-то новое о других народах, других духовных традициях. Многообразие культур делает мир ярким и интересным. 2) Работа над новым материалом а) Рассказ об Индии - Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с одной из древнейших религий мира, и для этого мы совершим путешествие в удивительную страну с чарующим названием - Индия. Ребята, а вы слышали что-нибудь об Индии? Я думаю, что Мадина дополнит ваши представления об этой стране, послушаем её сообщение. Индия - это страна, которая расположена в Южной Азии и соседствует с такими странами как Пакистан, Китай, Непал. Индия - огромная страна. На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы - Гималаи, вершины которых сплошь покрыты льдами и снегами. Эти горы защищают Индию от холодных ветров, поэтому здесь всегда тепло, даже зимой. Древние индийцы верили, что на вершинах этих гор живут боги. Растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью. В вечнозелёных лесах круглый год распускаются яркие душистые цветы. С восхода до заката слышится гомон птиц. Удивительный народ живёт в этой стране. Индийцы первыми научились выращивать рис, хлопчатник и сахарный тростник, подарили миру шахматы и цифры. 2) Сообщение темы и цели урока. Здесь 25 веков назад родилась самая древняя религия на земле - буддизм, сегодня на уроке мы познакомимся с этой религией, её основателем и его учением. Запишите дату и тему нашего урока, основные понятия. - Откройте учебник на стр. 145. Рассмотрите карту. Назовите страны, в которых распространена эта религия. (Китай, Тибет, Корея, Япония) - На территории России как основная религия представлена в Бурятии, Туве и Калмыкии. Эта религия основана на учении Будды, как воплощение наивысшего духовного развития. Я предлагаю вам посмотреть фильм о жизни этого удивительного человека. 3) Видеоролик о жизни Будды Гаутамы. 4) Физминутка « Ангелочки» Прилетели ангелочки - Становитесь на носочки! Вверх руками потянулись, И друг другу улыбнулись. Крылышки расправили - В сторону направили. Наклонились до земли, Словно тяжести несли. Ножками потопали, Ручками похлопали. Поскакали в высоту, Чтобы там поймать звезду. Глубоко вздохнули, Плечи развернули, Повели руками чуть нал головами. А теперь им всем пора Делать добрые дела.
5) Проверка первичного восприятия. Беседа. Работа с учебником. Какое предсказание сделали мудрецы при толковании сна царицы? Прочтите строки, рассказывающие о том, что в семье правителя родился необычный ребёнок. Расскажите о жизни Сиддхартхи во дворце. От чего пытался предостеречь Сиддхартху отец? Рассмотрите рисунки на стр. 147. Сколько встреч Сиддхартхи на них изображено? О чём задумался принц после этих встреч? На какой поступок решился царевич и почему? Прочтём как жил Сиддхартха уйдя из дворца? Стр.146, 4 абзац. Какой путь выбрал Сиддхартха? Что он означает? Расскажите, как Сиддхартха стал Буддой? Будда сформулировал четыре благородные истины. Первая истина - в жизни существуют страдания. Вторая истина - причина страданий заключается в желаниях. Третья истина - страдания можно избежать путём отказа от желаний и страстей. Четвёртая истина - существует путь, который ведёт к избавлению от страданий. Ребята, давайте определим значение слова страдание. Подберите слова синонимы, которые имеют такое значение. (Мучение, испытание, терзание, боль, пытка, переживание) Заглянем в книгу мудрости толковый словарь С.И.Ожегова и посмотрим определение этого слова. Страдание - физическая, нравственная боль. Ребята, а знакомо ли вам чувство страдания? В каких случаях вы его испытывали? (Когда получишь два по предмету, то очень страдаешь из-за того, что стыдно перед классом и родителями. Если поссоришься с близким другом, то очень страдаешь из -за этого. Хочется поскорее помириться, чтобы не быть одиноким. Когда умирают близкие люди: бабушка, дедушка, тоже испытываешь сильные страдания. Страдания можно испытывать, когда умирает любимый питомец: кошечка, собачка. Очень жалко становится их терять, потому что сильно привязываешься к ним) Как вы думаете, ваши поступки могут стать причиной страдания других? (Я думаю, что жестокое отношение к животным, к людям может стать причиной их страдания. Очень страшно, что люди часто равнодушно смотрят на эти страдания) Способны ли вы испытывать сострадание к другу? А к человеку, который тебе неприятен или который тебя обидел? Послушайте, как Будда учил поступать в таких случаях. 6) Инсценировка притчи. Один из учеников спросил Будду: -Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать? Будда ответил: -Если на тебя с дерева упадёт сухая ветка и ударит тебя, что ты должен делать? Ученик сказал: -Ничего. Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка. Будда сказал: -Так делай тоже самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил тебя. Это всё равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путём, будто ничего не случилось. Готовы ли вы последовать его совету? Нужно постоянно работать над собой, внутренне совершенствоваться и только тогда человек может стать лучше. (Стих читает ученица «Не позволяй душе лениться» Н. Заболоцкий) Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони её от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому, Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в чёрном теле И не снимай с неё узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвёт. А ты хватай её за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
Прочтите слова сказанные Буддой ученикам перед смертью. 7) Работа с пословицами. Я предлагаю вам поработать в группах. Соедините части пословиц и выберите ту, которая раскрывала бы смысл слов, сказанных Буддой. 8) Обобщение Чему учит нас религия Буддизма? (Быть добрее, милосердию, заботиться о тех, кто нуждается, взаимопомощи, не нарушать заповеди, любить всё живое) «Ненависть никогда не прекратит ненависти в этом мире. Только любовь положит ей конец» говорил Будда своим ученикам. В конце я хотела бы прочитать одну восточную притчу: Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить… И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Спрошу ко я у мудреца: Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мёртвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет - мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком сказал… Ребята, как вы думаете, что сказал мудрец? (высказывания детей)
…Всё в твоих руках. Прав был мудрец - всё в наших руках. Человек может всегда сделать выбор. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми - смелыми, добрыми, трудолюбивыми. А для этого вы должны идти только дорогою добра, любви и милосердия. (Исполняется песня «Дорогою добра») 3. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание. Я всех благодарю за тёплый доверительный разговор, за добрые, умные мысли и предлагаю подвести итог нашей беседе закончив предложения… Я запомнил,что… Меня удивило… Мне захотелось… На память о нашем уроке я хотела бы подарить вам вот такие закладки с изображением лотоса, цветком, который считается символом Будды, на обратной стороне советы Будды. Следуйте им и вы увидите как мир вокруг вас изменится в лучшую сторону.

















Источники:

  1. Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур»
  2. Электронное приложение к учебному пособию.
  3. Энциклопедия для детей. Религии мира. Т. 6. Ч. 2/под ред. М. Аксёнова, Д. Володихиной. Т. Каширина и др. М., 2008.
  4. http//buddhism.ru



16


© 2010-2022