Влияние звуковых колебаний на детей в школе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

«ОТКРЫТИЕ МИРА»

город Нижневартовск



















Влияние звуковых колебаний на детей в школе

Секция: Основы наук








Автор: Баданова Валентина Вадимовна

2 Б класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя школа № 14» Руководитель: Сидорук Лариса Анатольевна

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя школа №14»



2015




Оглавление
Введение
Основная часть

  1. Причина возникновения звуков в школе.
  2. Причины ухудшения самочувствия детей при повышенных звуковых колебаниях.
  3. Как сохранить хороший слух и хорошее самочувствие надолго.
    1. Правила бережного отношения к слуховому аппарату.
    2. Советы « Лечебное воздействие звука на человека».

Заключение

Литература Приложение
















Введение Актуальность На перемене в нашем классе шумно. Ребята общаются очень громко, стараются перекричать друг друга. У меня часто болит голова, портится настроение, начинаю переспрашивать несколько раз. Я замечаю, что становлюсь раздражительной. Учитель сразу обратил внимание на меня. Он сообщил, что это влияние звуковых колебаний. Мне захотелось найти больше информации о них и провести собственные исследования. Передо мной возник вопрос: как звуки влияют на детей и как сохранить слух надолго? Я поставила перед собой цель: изучить вопрос о том, как звуки влияют на детей в школе. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
  1. Изучить причину возникновения звуков в школе.
  2. Выяснить причины ухудшения самочувствия детей при повышенных звуковых колебаниях в школе.
  3. Узнать, как сохранить хороший слух и хорошее самочувствие второклассников надолго.
  4. Раздать правила и советы второклассникам.
Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, обобщение, практические опыты, эксперименты, анкетирование, изучение литературы. Объект исследования: шум и звуки различной громкости в школе. Предмет исследования: бережное отношение к своему органу слуха. Гипотеза: предположим, если правильно регулировать громкость звуков, то можно сохранить слух и хорошее самочувствие надолго. Исследование проходило в несколько этапов: 1 этап - (октябрь) - изучение причины возникновения звуковых колебаний. 2 этап - (ноябрь) - проведение опытов по получению звуков. 3 этап - (декабрь) - изучение причин ухудшения самочувствия детей при повышенных звуковых колебаниях. 4 этап - (январь) - проведение экспериментов и анкетирования среди второклассников. 5 этап - (февраль) - знакомство второклассников с правилами и советами по сохранению хорошего слуха и хорошего самочувствия.
1. Причина возникновения звуков в школе. Мы живем в мире звуков. Одни ласкают слух, другие звучат неприятно. Недаром в средневековье существовала казнь "под колокол". Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного. В концлагерях во время войны использовался метод пыток, когда человека помещали в герметичную камеру в абсолютной тишине. Через некоторое время он просто сходил с ума. В школе мы слышим разнообразные звуки: человеческую речь, шелест страниц учебника, стук школьными принадлежностями, крышками парт, хлопки в ладоши, музыку, громкие крики детей, шум в классе и в коридоре на перемене. Так как же возникают эти звуки? Проведя несколько опытов, я ответила на данный вопрос. Опыт 1. 1.Положила линейку на край стола. 2.Крепко прижала ее рукой. 3.Слегка ударила по ней. 4.Услышала звук. Вывод: источником звука являлась колеблющаяся линейка. Она привела в движение воздух. А воздух передал колебания уху. (См. Приложение I) Опыт 2. 1. Взяла барабанные палочки и барабан. 2. Сначала тихо постучала по поверхности барабана. 3. Затем стучание палочками усилила. 4. Очень громко стала стучать. Вывод: источником звука являлись колеблющиеся палочки. Они привели в движение поверхность барабана и воздух. Воздух передал колебания уху. (См. Приложение I) Звуком называют такие колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека. «Прием» всего звукового богатства обеспечивают три части органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. Первое, состоящее из ушной раковины и наружного слухового канала, улавливает колебания воздуха и передает его барабанной перепонке. Она усиливает звук и направляет его в среднее ухо, в котором расположены самые миниатюрные косточки в организме: молоточек, наковальня и стремечко. Важная составляющая среднего уха - слуховая труба. Она позволяет уравновесить давление воздуха в барабанной полости с атмосферным давлением. Затем звуковые колебания передаются во внутреннее ухо, где находятся орган слуха - улитка и орган равновесия. Слуховой аппарат связан со специальным участком мозга, и звуки попадают в этот слуховой центр в виде импульсов. Слишком сильные звуки поражают слуховой аппарат. Это приводит к постепенному снижению чувствительности к звукам. (См. Приложение I)
  1. Причины ухудшения самочувствия детей при повышенных звуковых колебаниях.
В природе громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание, называют шумом. Достигая большой мощности, они поражают слуховой аппарат, нервные центры, которые могут вызвать болевые ощущения и шок. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха. Чтобы рассмотреть причины ухудшения самочувствия людей при повышенных звуковых колебаниях, проведем несколько экспериментов и сделаем выводы. Эксперимент 1. Учитель в классе просит одного ученика рассказать стихотворение, а остальных просит громко и активно разговаривать. Ученик начинает рассказывать - сбивается, начинает заново. Потом забывает текст. (См. Приложение II) Вывод: Данный эксперимент показывает, что шум, даже когда он невелик, создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Эксперимент 2. В классе один ученик слушает современную музыку в наушниках на всю громкость, а остальные слушают диск со звуками природы. Ученик начинает уставать от громкой басистой музыки, в то время как остальным детям нравится спокойные звуки природы. (См. Приложение II) Вывод: Данный эксперимент показывает, что постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости, а также притупить слух. В то время как тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы.



Эксперимент 3. В классе дети сидят за партой. Один ребенок очень громко кричит. Дети начинают закрывать уши и просят замолчать. (См. Приложение II) Вывод: Данный эксперимент показывает, что крик отрицательно воздействует на детей, вызывает чувство раздражения. Из научной литературы я узнала, что уровень шума выражается в децибелах, и когда шум имеет 20 - 30 децибел, то он почти безвреден. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 дБ становиться для него непереносимым. Таким образом, мозг протестует против сильного шума. Когда человек продолжительное время находится в шумном помещении, то влияние сильного звука на слух приводит его к быстрой утомляемости организма. Мозг начинает постепенно отключать сознание и человек даже при сильном шуме может заснуть. Это защитное свойство организма. Кроме того, влияние сильного звука на слух может привести к расстройству работы внутренних органов, печени, сердца и начинается истощение нервных клеток, от перенапряжения слухового аппарата С помощью датчика звука я измерила громкость звука на перемене-70-80дБ, на уроке- 55-65 дБ, в коридоре во время перемены -75дБ. (См. Приложение III) Данные поместила в таблицу. Источник шума, помещение Уровень громкости звука в дБ Реакция организма на длительное воздействие Средний шум в классе на уроке 56 Норма Обычная речь 50-60 Норма На перемене в классе 70-85 Выше нормы Появляется чувство раздражения На перемене в коридоре 75-85 Выше нормы Появляется чувство раздражения Кричащий человек 93-95 Выше нормы Головная боль, дети закрывают уши. Шум на мероприятии 90 Выше нормы Раздражение, утомляемость, головная боль. Громко, включенная музыка 110 Выше нормы Звон в ушах, головокружение.
Вывод. Звуки с уровнем громкости до 80 децибел являются безопасными для слуха, но те звуки, которые превышают 80 децибел, могут быть опасными. Сильный звук может также привести к потере слуха, особенно важно это знать детям, которые включают звук в наушниках на полную громкость. Поэтому каждый ребенок должен знать, что влияние шума на слух огромно. Желательно, чтобы в каждом классе был установлен датчик звука, и тогда, ребята сами смогут контролировать себя на уроках и переменах.
  1. Как сохранить хороший слух и хорошее самочувствие надолго.
Изучив строение уха, я поняла, насколько важную функцию выполняют органы слуха при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить этот дар природы. Изучив литературу, измерив, уровень громкости звука, я поняла, что очень важно бережно относиться к своим ушам, и мне стало интересно: а знают ли об этом мои второклассники? Я решила провести анкетирование «Как я забочусь о своём органе слуха» для ребят 2-а 2-б классов. (См. Приложение VI) Результаты анкетирования: В опросе участвовало 46 человек. Предполагались ответы «нет» в 1, 2, 3, 4 вопросах, ответы «да» в 5, 6, 7, 8. В ходе опроса выяснилось, что лишь половина детей относятся к своему органу слуха с должным вниманием. Остальная половина обучающихся предпочитает шумные игры, громкую музыку, частые разговоры по телефону, не обращает внимания на шум при ответах. На основе полученных результатов я решила, что ребятам 2-а и 2-б классов необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере слуха.


3.1. Правила бережного отношения к слуховому аппарату. Второклассникам было предложено закрыть уши и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не слышать. А если не слышать вообще ничего никогда? Это заставило детей более внимательно отнестись к своему органу слуха. В результате я решила выработать правила, соблюдение которых позволит сохранить у детей хороший слух надолго.
  1. Разговаривать друг с другом спокойным голосом.
  2. Не кричать, если твой собеседник находится рядом.
  3. При выполнении самостоятельной работы не следует отвлекать детей посторонними разговорами.
  4. Не включать звук компьютера, плеера, телевизора на всю громкость.
  5. Играть на переменах в тихие, спокойные игры.
  6. Слушать спокойные музыкальные композиции.
  7. Каждое утро разминать ушную раковину.

  1. Не разговаривать часто по телефону.
  2. Беречь уши от простудных заболеваний, защищать их от ветра.
  3. Регулярно посещать врача отоларинголога, не реже чем раз в год.


  1. Советы « Лечебное воздействие звука на человека».
Так же колеблются голосовые связки в горле человека, когда он говорит или поет. Звук возникает вследствие колебательных движений, совершаемых телом. О лечебных свойствах отдельных звуков знали давно. Особое значение им придавали в Индии и Китае, где с их помощью лечили самые различные заболевания. Часто древние китайцы лечили болезни при помощи звуков, произносимых самим больным. В Древнем Китае считали, что печени соответствует крик, сердцу - смех, селезёнке и желудку - пение, лёгким - плач, почкам - стон. Ведь в случае если человек говорит или поет, то во внешнее пространство уходит одна часть звука, а другая часть звуковых колебаний уходит на наши внутренние органы. Современные исследования подтверждают целебные свойства произносимых звуков. Каждый звук нужно пропеть 3-5 раз, словно выдыхая его и направляя, мысленно на больной орган. Гласные звуки и буквы «А»- Насыщает организм кислородом. «И»- Активно действует на мозг, глаза, нос и уши. «О»- Оздоравливает сердце и лёгкие. «У»- Действует на органы, расположенные в области живота. « Э»- Укрепляет сердце и сосуды. «Е»- Улучшает настроение. Ю»- При болезнях костей. «Я»- Оказывает обезболивающий эффект. Согласные звуки « В»- Воздействует на нервную систему, спинной и головной мозг. «М»- Благотворно влияет на весь организм. « Н»- Лечит болезни правой половины мозга. « Х»- Поднимает настроение. «Ч»- Снимает тревогу, раздражение.









Заключение Проведя исследование, я выяснила причины ухудшения слуха, отрицательное влияние громких шумов на самочувствие детей, выявила лечебное влияние звуков. Я решила, как можно чаще проводить физические паузы с помощью лечебных звуков, а также придумала свое лото. И теперь ребята с удовольствием играют на перемене. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если правильно следить за децибелами, то можно сохранить хорошее самочувствие, полностью подтвердилась. Если соблюдать элементарные правила, то возможно сохранить свой слух надолго. Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свой слух и хорошее самочувствие на долгие годы.




















Литература:


  1. Большая Детская Энциклопедия. - АСТ «Астрель», 2009.


  1. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. - М.: «АСТ»,2010.


  1. avega.net.ua/avega/index.php/meditsina/2285-2011-12-16-12-21-26.html



  1. bakumedinfo.com/index.php?option=com_content&view=article&id=3607&Itemid=127



  1. allwomens.ru/8230-vliyanie-zvukov-na-slux-cheloveka.html



  1. medee.ru/syndrome/description/id/1117/



Приложение I

Влияние звуковых колебаний на детей в школеВлияние звуковых колебаний на детей в школе


Влияние звуковых колебаний на детей в школе

Приложение II

Влияние звуковых колебаний на детей в школеВлияние звуковых колебаний на детей в школе

Влияние звуковых колебаний на детей в школе





Приложение III

Влияние звуковых колебаний на детей в школе
Влияние звуковых колебаний на детей в школе

Влияние звуковых колебаний на детей в школеВлияние звуковых колебаний на детей в школе


Приложение VI

Анкета «Как я забочусь о своем слухе»


Да

Нет

Вопросы

2-а

2-б

2-а

2-б



1. Всегда чувствуешь себя комфортно, находясь в шумном помещении?



10



11



12



13

2. Любишь слушать музыку на всю громкость?


13

10

9

14



3. Нравится ли тебе, когда на мероприятии слишком громкий или слишком тихий звук, когда нельзя понять речь говорящих?


9

9

13

15

4. Можешь ли ты отвечать при громких посторонних звуках?


13

12

9

12

5. Приходилось ли тебе затыкать уши от неприятных звуков, которые тебя раздражали?

10

10

12

14

6. Бережёшь ли ты свои уши, закаляешься, во избежание простудных заболеваний и воспаления уха?

9

9

13

15

7. Предпочитаешь тихие, спокойные игры?


10

10

12

14

8. Часто ли разговариваешь по телефону?


15

16

7

8







Влияние звуковых колебаний на детей в школе



© 2010-2022