- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему УПРАЖНЕНИЕ В ЗАПИСИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА С МЯГКИМ ЗНАКОМ НА КОНЦЕ (3 класс, УМК Планета знаний)
Конспект урока по русскому языку на тему УПРАЖНЕНИЕ В ЗАПИСИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА С МЯГКИМ ЗНАКОМ НА КОНЦЕ (3 класс, УМК Планета знаний)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кожаева Н.В. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
4
09.10.13.
Учитель Кожаева Н.В.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ.
(УМК « Планета Знаний»)
ТЕМА: УПРАЖНЕНИЕ В ЗАПИСИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА С МЯГКИМ ЗНАКОМ НА КОНЦЕ.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цели и задачи:
-
совершенствовать умение определять род имен существительных;
-
познакомить с правописанием мягкого знака на конце существительных;
-
упражнять в письме существительных с шипящими на конце;
-
расширять и обогащать словарь детей; тренировать в подборе подходящих по смыслу слов;
-
воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
Записывать имена существительные женского и мужского рода с шипящими на конце, объяснять свои действия.
Личностные:
Осознавать практическую значимость изучения языка.
Метапредметные:
Применять изученные способы действий в самостоятельной работе, планировать учебную деятельность, контролировать качество выполненного задания, оценивать свою деятельность.
Ход урока
-
Орг. Момент.
(Создание рабочей атмосферы)
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайся все понять,
Будешь грамотно писать.
2. Минутка чистописания.
(Работа общая для всех, подготовка к изучению нового материала)
ч ш щ ж
чу щу ча ща жи ши
(Беседа по вопросам, отвечают по желанию)
-
Что объединяет эти буквы и их звуки? (похожее звучание)
-
Как их называют? (шипящие)
-
На какие группы их можно разделить? (твердые и мягкие согласные)
-
Какие орфограммы, связанные с этими буквами мы знаем? (чу-щу пиши с буквой у; ча-ща пиши с буквой а; жи-ши пиши с буквой и)
3. Сообщение темы урока (игровой момент)
Учитель. Этот урок должен помочь вам подняться еще на одну ступеньку школьной грамотности. Девизом нашего урока будут слова: «Просит знаний настоящих мягкий знак после шипящих».
- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня на уроке речь?
Сегодня узнаем о приключениях мягкого знака, о его встречах с разными словами.
Перед нами стоит задача: узнать, когда пишется на конце существительных после букв шипящих согласных мягкий знак.
Молодцы, много знаете об этих буквах, и поэтому они пришли к нам сегодня на урок. (Открывается таблица, на которой написаны шипящие буквы и слова)
4. Работа по таблице (для всего класса)
Каждая буква принесла по два слова.
- Чем похожи и чем отличаются эти слова?
(Одно слово с мягким знаком, а другое без него)
Ч
мяч
дочь Ш
шалаш
мышь
Щ
лещ
вещь Ж
нож
рожь
- Давайте вспомним, какую роль играет мягкий знак в словах? (Мягкий знак служит для смягчения согласных и выполняет разделительную функцию)
- А какова роль мягкого знака в данных словах?
(Дети произносят эти слова, пытаются определить роль мягкого знака, но в ответе затрудняются, т.к. на произношение мягкий знак не влияет. Учитель подводит их к выводу, помогая найти нужный признак)
Мягкий знак - хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
А в слово часто просится.
- Какой признак объединяет слова в столбиках? (в первом столбике существительные мужского рода, а во втором женского.)
- Какой же вывод можно сделать? (Мягкий знак пишется на конце существительных женского рода после шипящей и не пишется в словах мужского рода)
- Так какое же новое правило принесли нам шипящие буквы?
(Несколько учащихся рассказывают правило)
Вы правильно выполнили задание наших гостей и они приглашают вас в свой сказочный город.
(Открывается плакат со сказочным городом, на котором два замка: замок мужского рода и замок женского рода)
-
Прослушивание сказки (сказку рассказывает учитель, направляя внимание детей на сказочный город)
Попал как-то мягкий знак в страну шипящих звуков. Шипят все кругом. Испугался мягкий знак и стал проситься к словам. Первым был дом существительных мужского рода. Зашипели они на мягкий знак и говорят:
- Не мужское это дело - смягчаться. Мы, мужчины, войны, нам нужен плащ, шалаш, нож.
И прогнали он мягкий знак. Опечалился он и побрел к словам женского рода. Идет и думает: " Женщины всегда добрые, как мама". И верно сжалились слова женского рода и взяли мягкий знак к себе. С тех пор во всех существительных женского рода на конце после шипящих пишется мягкий знак.
- Когда же пишется мягкий знак после шипящих?
- Какую роль выполняет мягкий знак в этих словах? (указывает на родовую принадлежность)
- Что мы должны уметь, чтобы не допустить ошибок в словах с шипящими на конце? (Уметь определять род существительных).
Экскурс в историю.
- Слова «мышь» и «камыш» мы произносим, заканчивая их одинаковым твердым Ш. Таков закон произношения. А пишем существительное женского рода с мягким знаком после шипящего. Такова «служба» мягкого знака.
- Конечно, это неспроста. В древности у существительных мужского рода на конце стоял Ъ, а существительные женского рода оканчивались Ь .Тогда читателям различие между «дочь», «врач» не казалось нелепым, ведь они и выговаривались неодинаково. Теперь эти окончания эти исчезли, «атрофировались».
-
Упражнение в определении рода существительных.
6.1. Распределить слова в столбики по родами записать в тетрадь полученные группы слов.
Дети выполняют это задание, выходя по цепочке к доске и одновременно в тетради.
Кирпич., мелоч., молодеж., ткач., суш., теч., полноч., дрож., туш., брош.
6.2. Составление карточки-схемы.
Составляют вместе с учителем схему.
6.3.Списать, вставить пропущенную букву.
Комментированное письмо.
Товарищ… принес мне нужную вещ… . Наступила ноч... .В лесу живет еж.. ..
6.4.Подобрать слово в единственном числе.
Работа в парах.
Ужи-..., вещи - ..., ландыши -... ,плащи - ..., печи - ....ключи - ... .
6.5. Заполнить пропуски и записать получившиеся предложения.
Работа в группах по 3-4 человека.
Дорога шла через .... Вот пробежала... . В доме послышался.., . Это ... затянул свою песню. Наступила... . Кругом стояла полная .... Только... тихо шептался с рекой.
Слова для справок: камыш., тиш., рож., мыш., плач. , сыч., ноч.
6.5. Выборочный диктант.
Из текста выбрать и записать существительные с шипящими на конце.
1. По спине пробежала сильная дрожь. Товарищ быстро разжёг костёр. Мы устроили из веток и кольев большой шалаш. Пока работали, наступила полночь. Ночную тишь прорезал свист крыльев. Это филин спешил в лесную глушь. Он нёс в клюве мышь. Крик филина походил на плач ребёнка.
Коллективная самопроверка, сравнение с эталоном, выставление отметок по объявленным критериям:
Безошибочно записаны 8 -7 слов -«5», 6 - «4», 5-«3»
11. Итог урока.
С каким правилом познакомились на уроке?
Когда на конце существительных пишется мягкий знак?
12 Домашнее задание.
У. с 54, упр.49.