Разработка урока по литературному чтению на тему: М. Гумилевская «Почему бывает роса?»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Где водяные капли, а где алмазы? Л. Толстой «Какая бывает роса на траве?», М. Гумилевская « Почему бывает роса?»
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с научным и художественным стилями текстов; способствовать развитию умений прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов (текст-описание и текст-рассуждение), находить их специфические особенности, видеть изобразительные средства языка (сравнение, олицетворение); содействовать творческой активности, воспитанию любви к чтению Предметные: научатся называть характерные особенности текста-описания и текста-рассуждения, их отличительные признаки; читать произведения выразительно в соответствии с задачей чтения, пользоваться приемами просмотрового чтения; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение) Метапредметные: Познавательные УУД: сопоставляют и сравнивают тексты разных типов и стилей; на основе сопоставления создают таблицу и делают обобщения по ней; составляют модели текстов и сравнивают их между собой; выделяют в тексте-описании и тексте-рассуждении необходимую информацию с целью осмысления их специфических особенностей; Регулятивные УУД: формулируют учебную задачу урока в малых группах; планируют процесс сравнения текстов в малой группе; оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей в группе; читают в соответствии
с целью чтения; Коммуникативные УУД: распределяют роли в группе, договариваются между собой в ходе выполнения заданий; выдвигают гипотезы для их коллективного обсуждения; вступают в дискуссии, соблюдая правила; выслушивают мнение товарищей по группе Личностные: рассказывают о своих чувствах, связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции Образовательные ресурсы: карточка для индивидуальной работы; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, учебник «Литературное чтение « 4 класс.

Ход урока. I. Организационный момент. Я предлагаю вам урок, Сегодня тексты почитаем, Но необычный! Порассуждаем, поиграем! Читать и думать - пусть войдёт Скорей садитесь на места, У вас в привычку! Ведь начинать уже пора II. Проверка домашнего задания. - Какими бывают тексты? - Чем отличается художественный текст от научно-популярного? Пересказ по выбору: «Рассказ о снежинках», «Где рождается снег?» III. Мотивация учебной деятельности. - Природа может и удивлять, и восхищать, и завораживать своей красотой, необычностью. «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…» Работа по предметным картинкам. - Посмотрите на картинки. Что объединяет все изображения? (Капля воды или роса.) - Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает?
- Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в «Словаре русского языка». 1. Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями. 2. Роса - маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады. - Как Л. Н. Толстой назвал свой рассказ? IV. Актуализация знаний. Отгадывание загадок Вы слыхали о воде? Мы привыкли, что вода - Говорят, она везде! Наша спутница всегда! - И даже на уроке литературного чтения мы будем говорить о состояниях воды. Ведь вода - настоящая волшебница. Давайте нарисуем портрет этой волшебницы загадками и вспомним, в каких состояниях бывает вода. Прозрачен, как стекло, Кто всю ночь по крыше бьёт А не вставишь в окно. (Лёд.) Да постукивает, Седой дедушка у ворот И бормочет, и поёт, Всем глаза заволок. (Туман.) Убаюкивает? (Дождь.) - Сегодня мы совершим увлекательную прогулку и подробнее поговорим о состояниях воды V. Изучение нового материала. 1. Первичное чтение учащимися.

  • Жужжащее чтение
  • Бинарное чтение (Читают одновременно два ученика)
  • Упражнение «Молния» (Сначала дети читают в обычном режиме. Затем по команде «Молния» читают с максимальной скоростью.
2. Работа после чтения - Сегодня мы ознакомимся с новыми рассказами Льва Николаевича Толстого. Чем они отличаются от прочитанных ранее, вы скажете мне в конце урока. - Вы прочитали рассказ. Что было непонятно? Какие слова? 3.Словарная работа Алмазы - прозрачные драгоценные камни. Бархат - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом 4. Повторное чтение учащимися - Прочитайте текст ещё раз «цепочкой». Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один человек. - Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты. 5. Беседа после чтения - Что такое роса? - Как писатель называет капли росы, с чем он их сравнивает? (С алмазами.) - С чем еще можно сравнить росу? (Искры, каменья, звездные слезы, жемчуг, хрусталики, разноцветные стеклышки, слезинки…) Физкультминутка Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко - Стало видно далеко VI. Продолжение изучения темы. Чтение рассказа М. Гумилевской « Роса на траве» Чтение рассказа М. Гумилевской«Почему бывает роса?». Работа над содержанием текста. Сравнивание текстов. - О чем рассказывается в каждом тексте? - В каких текстах роса называется другими словами? Найдите в текстах эти слова и выпишите. - Как описывается красота росы? Найдите в текстах художественные приемы и объясните, с какой целью автор использует их. - В каком тексте дается точное описание того, как образуется роса? Выпишите из него ключевые слова и словосочетания. VIII. Подведение итогов. Рефлексия. - Чем рассказы, прочитанные сегодня, отличаются от ранее прочитанных рассказов? - Какой из рассказов произвёл на вас самое сильное впечатление? В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда: То в снег превратится, то в лёд. Растает - и снова в поход! Вдруг в небо взовьётся, Дождём обернётся. Вокруг оглянитесь: Вас окружает везде и всегда Эта волшебница - наша вода!
- Подведем итоги: • Мне понравилось… • Выразительно читали… • Хорошо мыслили…
© 2010-2022