Урок по русскому языку на тему Изменение глаголов по временам и числам

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка для 4 класса «Изменение глаголов по временам и числам»

Цель урока: 1. Повторять знания о существенных признаках глагола. Развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять. 2. Расширение представления учащихся об окружающем мире, духовно-нравственных ценностях человека, культуры общения посредством русского языка. 3. Развитие основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.

Тип урока: урок закрепления знаний;

Ход урока.

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Приветствие учащихся. Психологический настрой (минутка тишины).

Оформление тетради (число, классная работа).

2.

Чистописание

- Заполните пустые клетки таблиц и вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании.

РУКА

ЖИВОТ

ПЛЕЧО

Ж

М

?

(Существительное РУКА женского рода, существительное ЖИВОТ мужского рода, существительное ПЛЕЧО - среднего рода. Значит, вместо знака вопроса должна быть буква С.)

КАПУСТА

ЗАЯЦ

МОРКОВЬ

Н

О

?

(Существительное КАПУСТА - неодушевлённое, ЗАЯЦ- одушевлённое существительное, МОРКОВЬ - неодушевлённое. Значит, вместо знака вопроса должна быть буква Н.)

СЕНО

ТРАВА

СЕНОКОС

Е

А

?

(В слове СЕНО ударный гласный звук Е, в слове ТРАВА - А, а в слове СЕНОКОС - О. Значит, вместо знака вопроса должна быть буква О.)

- Составьте слова из этих букв. (СОН, НОС)

- Как преобразовать слово СОН в слово КУМ? (Сон - сом - ком - кум.)

Сон - сом - ком - кум.

3.

Словарная работа.

На доске записаны слова, обозначающие предметы. АВТ...М...БИЛЬ. В...ГОН, В...РОНА, Г...ЗЕТА, ДЕВ...ЧКА, 3...МЛ...НИКА, К...РТОФ...ЛЬ, К...РОВА. МЕС...Ц, М...Л.. КО М...Л...ТОК, ...ВЦА, П...СУДА, Р...КЕТА.

- Запишите к данным словам глаголы прошедшего времени. (Автомобиль гудел, вагон тронулся, ворона каркала, газета извещала, девочка танцевала, земляника краснела, картофель сварился, корова мычала, месяц освещал, молоко вскипело, молоток стучал, овца блеяла, посуда гремела, ракета взлетела.)

4.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Расскажите о глаголе по плану в учебнике стр. 119

- Что еще вы знаете о глаголе? (Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делал? Что делает? Что сделает? Глагол изменяется по временам, числам. В предложении чаще всего является главным членом предложения - сказуемым.)

5.

Сообщение темы и цели урока.

На доске записаны глаголы в три столбика.

ИГРАЛ ИГРАЕТ БУДЕТ ИГРАТЬ ИГРАЛИ

ЧИТАЛ ЧИТАЕТ БУДЕТ ЧИТАТЬ ЧИТАЛИ

РЕШАЛ РЕШАЕТ БУДЕТ РЕШАТЬ РЕШАЛИ

- Почему данные глаголы записаны в тр и столбика? (В 1-м столбике - глаголы прошедшего времени, во 2-м - настоящего времени, в 3-м - будущего времени.)

- Тема нашего урока «Изменение глаголов по временам и числам ».

Чему бы хотели научиться на уроке?

6.

Физкультминутка

7.

Работа по теме урока.

а) Упражнение «четвёртый лишний».

На доске записаны группы слов. В каждой группе есть «лишнее» слово.

1) ТРЕЩИТ, СКРИПИТ, ВОЕТ, СКУЛИЛ. (Скулил - это глагол прошедшего времени, остальные глаголы - настоящего времени.)

2) ВСТРЕЧАЕТ, ВИЗЖАЛ, ПОСКРИПЫВАЛ, ДУЛ. (Встречает - глагол настоящего времени, остальные глаголы - прошедшего времени.)

3) ПРОЧИТАЕТ, ЗАПИШЕТ, НАРИСУЕТ, УДИВИЛ. (Удивил - глагол прошедшего времени, остальные глаголы - будущего времени.)

- Как изменяются глаголы? (По временам.)

- Как определить время глагола? (По вопросу.)

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?)

- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?)

- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только ещё будет происходить, и отвечают на вопросы ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ?)

б) Работа по учебнику. Чтение и анализ правил на стр. 115-116.

Упражнение 302. стр. 115.

- Найдите глаголы, определите их время.

Упр. 303 - устно

Упр. 305 - комментированное письмо.

Упр. 306 - комментированное письмо.

- Определите время глагола

8.

Самостоятельная работа творческого х-ра.

Упр. 307. Проверка - фронтально.

9.

Итог урока.

Как изменяются глаголы? Приведите примеры.

10.

Домашнее задание.

Упр. 304

11.

Рефлексия





Карточка № 1 Ф.И. ____________________________________________

Запиши глаголы в форме настоящего, будущего и прошедшего времени.

Строить - _______________________________________________________________

Видеть - ________________________________________________________________

Мыть - _________________________________________________________________

Стучать - _______________________________________________________________

Дрожать - _______________________________________________________________

Карточка № 2 Ф.И. __________________________________________

Напиши ряды родственных слов.

Ночёвка - _______________________________________________________________

Одарить - _______________________________________________________________

Крик - __________________________________________________________________

Убежал - ________________________________________________________________

Карточка № 1 Ф.И. ____________________________________________

Запиши глаголы в форме настоящего, будущего и прошедшего времени.

Строить - _______________________________________________________________

Видеть - ________________________________________________________________

Мыть - _________________________________________________________________

Стучать - _______________________________________________________________

Дрожать - _______________________________________________________________

Карточка № 2 Ф.И. __________________________________________

Напиши ряды родственных слов.

Ночёвка - _______________________________________________________________

Одарить - _______________________________________________________________

Крик - __________________________________________________________________

Убежал - ________________________________________________________________



Карточка № 1 Ф.И. ____________________________________________

Запиши глаголы в форме настоящего, будущего и прошедшего времени.

Строить - _______________________________________________________________

Видеть - ________________________________________________________________

Мыть - _________________________________________________________________

Стучать - _______________________________________________________________

Дрожать - _______________________________________________________________


© 2010-2022