Рабочая программа по литературному чтению УМК Гармония 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано»: «Утверждаю»:

Зам. по директора УВР_______/ А.В. Лагунова/ Директор школы______/И.Г.Старкова/

«Рассмотрено»:

на заседании МС

протокол №__ от____20__г.

Руководитель МС

_________/И.Г.Старкова /

Рабочая программа

Предмет: литературное чтение

автор: Кубасова О. В.

Класс:1 УМК «Гармония»

Учитель: Л.В.Исламова



2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


Пояснительная записка Пояснительная записка по предмету литературное чтение составлена в объеме 4 часов в неделю, 40 часов в год в соответствии с учебным планом школы и учебной программой по предмету.

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование

  • всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

  • потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

  • читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

  • обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

  • внимание к личности писателя;

  • бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

  • наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Общая характеристика учебного курса и его место в учебном плане

  • Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.
  • Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) - это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

Ценностные ориентиры учебного предмета

Планируемые результаты освоения программы

Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.

Личностные, метапредметные и предметные задачи/результаты обучения чтению

Личностные задачи/результаты 1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности. 2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам. 3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей. 4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей. 5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины. 6. Формирование привычки к рефлексии. 7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости). 8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм. 9. Развитие мышления, внимания, памяти. 10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей. Метапредметные задачи/результаты 1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению. 2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества. 3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций. 4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами. 5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности. 6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой. 7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. 8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве. 9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи/результаты

1. Формирование положительной мотивации к чтению.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.

13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.

Планируемые предметные результаты освоения программы литературного чтения 1-го класса Предметные результаты Виды речевой и читательской деятельности Обучающийся научится: - читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе); - читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору; - понимать содержание прочитанного; - пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; - эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении; - определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); - отличать монолог от диалога; - уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац); - отвечать на вопросы по содержанию текста; - пересказывать небольшие по объему тексты; - оценивать литературного героя произведения по его поступкам. Обучающийся получит возможность научиться: - выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание; - определять главную мысль литературного произведения; - соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения; - строить высказывание по образцу; - формулировать несложные выводы; - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части; - находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя; - осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста; - понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, «картинный» план.

Круг детского чтения Обучающийся научится: - определять автора и название книги; - называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе; - понимать и использовать понятия «обложка книги», «содержание», «абзац»; - ориентироваться в книге (автор, название, иллюстрации); - ориентироваться в главах учебника, находить разделы учебника - понимать назначение библиотеки.

Литературоведческая пропедевтика Обучающийся научится: - отличать стихотворный текст от прозаического; - представлять разнообразие малых жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка, прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка); - представлять отличительные особенности сказки, рассказа, стихотворения. Обучающийся получит возможность научиться: - отличать фольклорный текст от литературного; - различать произведения малых фольклорных жанров; - находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно- ласкательная форма слова, звукопись, рифма); - видеть рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись.

Творческая деятельность учащихся Обучающийся научится: - откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок; - подбирать иллюстрации к литературному произведению; - создавать рисунки, иллюстрации к произведениям; - выражать эмоции и настроение в процессе чтения. Обучающийся получит возможность научиться: - воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов; - выделять доминанту характера животных -героев народных сказок и передавать ее в чтении; - выражать чувства, передавать настроение в стихотворении; - инсценировать несложные произведения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

1 класс

(40 часов- 4 часа в неделю) Виды речевой деятельности Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, художественных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Чтение Чтение вслух

Плавный слоговой способ чтения с соблюдением орфоэпических норм чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Понимание читаемого при помощи вопросов по содержанию.

Умение интонационно оформлять предложения разных типов, передавать основной эмоциональный тон произведения. Чтение по ролям небольших произведений. Чтение «про себя»

Понимание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Умение находить в тексте необходимую информацию (выборочное чтение). Работа с разными видами текста

Осознание того, что литературное произведение создано кем-то (народом, конкретным человеком), т. е. преодоление «наивного реализма» в восприятии литературы.

Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным планом.

Участие в коллективном обсуждении читаемого: умение отвечать на вопросы, слушать высказывания одноклассников, дополнять их ответы, используя текст.

Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Ориентировка в Содержании (оглавлении) книги. Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием текста. Определение главной мысли текста, в котором эта мысль сформулирована и высказана в конце произведения.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Элементарная характеристика героя произведения. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, характеру поступков героев.

Озаглавливание текста способом выбора точного заголовка

из предложенных. Схема, модель текста. Составление картинного плана. Ключевые (опорные) слова.

Чтение по ролям, драматизация.

Библиографическая культура.

Книга учебная, художественная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги: обложка (переплет), корешок, страницы, содержание (оглавление), иллюстрации.

Умение ориентироваться в характере книги
по ее обложке. Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник. Говорение (культура речевого общения)

Освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: отвечать на вопросы по прочитанному; выслушивать, не перебивая, собеседника.

Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.

Монолог: передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения).

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, сочинение по аналогии (небылица, считалка), рассказ по иллюстрации. Круг чтения

Круг чтения в 1 классе составляют, прежде всего, произведения отечественной литературы. Детям предлагаются произведения малых фольклорных форм: песни, загадки, считалки, скороговорки, побасенки, небылицы. При этом параллельно с фольклорным произведением дается его литературный аналог. Кроме того, в программу первого года обучения входят народные и литературные сказки, рассказы, стихотворения, тематически актуальные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о природе. Отбор произведений подчинен в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия.

Программа: ФГОС УМК «Гармония».

Учебники и методические пособия: 1. Учебник «Литературное чтение», автор Кубасова О. В., - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2011г; 2. Рабочая тетрадь «Литературное чтение», автор Кубасова О. В., Смоленск: Ассоциация 21 век, 2015г;

3. «Литературное чтение» методические рекомендации к учебнику для 1 класса, Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013г;


Календарно-тематическое планирование


№п/п

Тема урока

Страницы

учебника

Страницы

тетради

Характеристика деятельности обучающихся

«Звенит звонок - начинается урок» - 7 часов

Л. Дьяконов «Первоклассникам»

А. Барто «Стали грамотными».

4-9

3-5

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями. Озаглавливать прочитанное. Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их.

    Г. Новицкая «Книжки»- наизусть,

    Р. Сеф «Учись читать!..»

    11-13

    6-8

      Л. Пантелеев «Ау».

      15-19


        С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке».

        20-22


          Голявкин «Болтуны».

          23-26

          9

            С.Маршак «Угомон».

            27-29

            10

              Э.Мошковская «Можно всему-всему научиться...».

              Обобщение прочитанного.

              Проверочная работа №1.

              30-32

              11





              12-13

              «Час потехи» - 9 часов

                В. Смит «Час потехи».

                34-37

                14-16

                Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся.

                Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Развивать воссоздающее и творческое воображение. Сравнивать фольклорные произведения малых форм. Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Ранжировать произведения по их тематике. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить фрагменты текста и иллюстрации. Озаглавливать прочитанное. Корректировать картинный план. Элементарно иллюстрировать текст. Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений. Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении конкурсов, а также игры «Радиотеатр».

                  «Потешки и колыбельные песни».

                  38-41


                    «Русские народные побасенки».

                    42-45

                    17-20

                      «Русские народные загадки».

                      46-50

                      21-26

                        Цыферов «В среду решили они играть в прятки...».

                        В. Берестов «Искалочка»

                        51-53


                          Русские народные считалочки - наизусть.

                          В. Берестов «За игрой».

                          54-57

                          27-28

                            Словесные игры: скороговорки, небылицы.

                            С.Маршак «Я видел».

                            57-62

                            29-32

                            33-34

                              А. Босев «С нами Смех», А. Усачёв «Если вы собрались в гости».

                              63-67

                              35-

                                С. Маршак «Пудель».

                                Обобщение прочитанного.

                                Проверочная работа №2.

                                67-74

                                36-37



                                38-39

                                «Что такое хорошо и что такое плохо» - 12 часов

                                  Л. Н. Толстой «Правда всего дороже».

                                  76


                                  Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Определять собственное отношение к персонажу. Определять отношение автора к персонажу. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности. Обобщать прочитанное. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Осуществлять выбор книги по заданному параметру

                                    С. Прокофьева «Сказка про честные ушки».

                                    77-79

                                    40-41

                                      В. Орлов «Кто первый?»,

                                      Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»

                                      Л. Толстой «Кто прав?».

                                      80-82


                                        В. Осеева «Все вместе».

                                        83-85

                                        41-42

                                          Е. Пермяк «Для чего руки нужны», Эзоп «Собрался старик помирать».

                                          86-90

                                          43-47

                                            Л. Н. Толстой «Два раза не умирать»,

                                            Л. Н. Толстой «Два товарища».

                                            91-95

                                            48-52

                                              В. Росин «Друзья познаются в беде».

                                              96-98


                                                С. Михалков «Ошибка».

                                                99-101

                                                52-54

                                                  С. Михалков «Прививка» - наизусть.

                                                  103-104

                                                  54-55

                                                    Л. Яхнин «Силачи».

                                                    105-107


                                                      М. Пляцковский «Добрая лошадь».

                                                      108-112

                                                      55

                                                        Обобщающий урок.

                                                        Проверочная работа №3.


                                                        58-62




                                                        56-57

                                                        «Там чудеса…» - 12 часов

                                                          А. Шибаев «Сказки просят...».

                                                          114-121

                                                          6367

                                                          Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Соотносить пословицы с произведениями. Определять тему, идею произведения. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. Составлять рассказ по иллюстрации. Иллюстрировать прочитанное. Участвовать в литературной викторине. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию.

                                                            Русская народная сказка «Лиса и рак».

                                                            122-123

                                                            68

                                                              Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».

                                                              124-130

                                                              69

                                                                Ингушская сказка «Заяц и черепаха».

                                                                131-133

                                                                7071

                                                                  Американская сказка «Вот он, вор!».

                                                                  133-135


                                                                    Армянская сказка «Заказчик и мастер.

                                                                    136-140


                                                                      А. С. Пушкин «У лукоморья», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки) - 1 наизусть.

                                                                      141-143


                                                                        X. К. Андерсен «Принцесса на горошине».

                                                                        Викторина по сказкам X. К. Андерсена.

                                                                        144-148

                                                                        72-73

                                                                          В. Орлов «Абрикос в лесу».

                                                                          149-153

                                                                          74

                                                                            А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».

                                                                            154-166

                                                                            75-77

                                                                              А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».

                                                                                Обобщающий урок.

                                                                                Проверочная работа №4.

                                                                                167-168

                                                                                84-90

                                                                                78-83


                                                                                © 2010-2022