Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методические указания к рабочей программе.


Предмет: Литературное чтение 3 класс.


Программа: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012.-224с. -(Начальная школа XXI века)

Количество часов в неделю по учебному плану: 2ч


Количество часов в год: 70 ч



УМК: учебник:

  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- М.:Вентана - Граф, 2013.

для учителя:
  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс: методическое пособие/ Л.А.Ефросинина.- М.:Вентана - Граф, 2012.

  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч./ Л.А.Ефросинина.- М.: Вентана - Граф, 2009.










Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечено УМК: учебником «Литературное чтение» для 3 класса автора Ефросининой Л.А.


Цель:

-формирование читательской компетентности младшего школьника. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.


Задачи:

1) формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико - литературными понятиями.


Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам.

Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений из учебника «Литературное чтение».


Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий.


Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения.


Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).


Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.


Предметные результаты:

- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

- осмысленно и правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- подробно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ по картинке;

- заучивать наизусть небольшие стихотворения;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

- различать рассказ и стихотворение.
















Тематическое планирование курса «Литературное чтение»


№ п/п


Общая тема (блок)



Кол-во

часов


Тема урока


Планируемые результаты

освоения материала


Дата проведения

По плану


По факту

I четверть (18ч)


«Устное народное творчество»

1

Устное народное творчество. Загадки. Пословицы.. В. Даль «Старик-годовик» (Загадка-сказка) (с.4-13 читать)

Знать:

- жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина;

- особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; при-сказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом);

- различия жанров.

Уметь:

- называть произведения и выделять их особенности;

- определять тему и жанр произведеия




1

Входной контроль. Проверка техники чтения. Русская народная сказка «Самое дорогое» «Про Ленивую и Радивую».

(с.14-23 пересказ)




1

Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка». (с.23-30 читать)




1

Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр» (с.30-43)




1

Былины «Добрыня и Змея» , «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Знакомство. Анализ произведения (с.44-56)

Осознание последовательности и смысла событий. Пересказ текста - называть и сравнивать героев

(положительных и отрицательных);

- определять главную мысль сказки;

- делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды;

- сравнивать сказки (былины) разных народов;

- самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;

- характеризовать особенности речи сказителя;

- использовать при чтении средства выразительности:




1

Былина «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич» «Вольга и Микула». (с.57-73)



Басни.

1

Эзоп «Лиса и виноград»

И. А. Крылов «Лисица и виноград» (с.74-76) (наизусть)

Знать:

- литературоведческие понятия: басня, мораль;

- о структуре басни;

- о художественных особенностях басни.

Уметь:

- правильно называть басни из круга детского чтения;

- различать сказку и басню;

- сравнивать героев басни;

- выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова;

- выразительно читать басни с листа и наизусть;

- работать с

книгами басен: выбирать, рассматривать, читать




1

Обобщение по теме «Басни». Басни Крылова, Эзопа, Измайлова. И. А. Крылов «Ворона и лисица» (наизусть) (с.77-79)



Произведения

А. С. Пушкина.

1

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный..» (наизусть) (с.80-82)

Обобщение читательского опыта детей. Слушание. работа с текстом и текстовой иллюстрацией Знать:

- литературоведческие понятия: литер. сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм

Уметь:

- находить сходство и различие литературной и народной сказки (герои, структура, язык

произведения);

- ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста;

- находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи




1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане..». Знакомство. (с.83-114)




1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане..». Анализ произведения. Выразительное

чтение понравившихся отрывков. (с.83-114)




1

К. Паустовский «Сказки Пушкина»

А. С. Пушкин «Зимний вечер», «Няне»

(с.114-121) (наизусть)



Стихи русских поэтов. Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет.

1

Стихи русских поэтов. Ф. И. Тютчев «Есть в осени…», «Чародейдою зимою»

(с.122-125)

Уметь:

- находить слова, выражающие чувства и мысли поэта;

- понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);

- самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения

(ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);

- выразительно читать стихотворение;

- давать оценку своему чтению




1

А. Майков «Осень» (с.125-127)




1

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…» (с.128-129)




1

Обобщение по теме «Стихи русских поэтов».

(с.130)



Произведения Л. Толстого

1

Л. Н. Толстой Сказка «Два брата». Басня «Белка и волк» (с.131-134)

Знать:

- произведения

Л. Н. Толстого разных жанров

(в рамках программы).

Уметь:

- различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы;

- работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания);

- называть героев произведения, понимать их эмоционально-нравственные переживания;

- понимать содержания литературного произведения, выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, определять главную мысль;

- делить текст на композиционные части;

- участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое мнение;

- рассказывать и пересказывать по готовому плану;

- уметь представлять прочитанную книгу;

- работать с книгами-справочниками (словарями, энциклопедиями)





1

Л. Н. Толстой «Лебеди» (с.134-136)



II четверть (14ч)





1

Л. Н. Толстой «Зайцы» «Прыжок» (с.136-142)




1

Л. Н. Толстой «Как боролся русский богатырь» (с.142-146)




1

Обобщение по теме «Произведения Л. Н. Толстого». (с.147-148)



Произведения

Н. Некрасова.

1

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети», отрывок «Мужичок с ноготок» К. Чуковский «Мужичок с ноготок» (с.149-154)

Знать:

- имя, отчество и фамилию поэта;

- произведения Н. А. Некрасова (в рамках программы);

- понятие лирический герой сказочный и реальный.

Уметь:

- находить справку о поэте в книгах-справочниках;

- использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения;

- самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения;

- читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- работать с аппаратом книг стихов

Н. А. Некрасова




1

Н. А. Некрасов «Славная осень» (с.155)




1

Н. А. Некрасов «Мороз-воевода». К. И. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова». Обобщение. (с.156-161)



Произведения

А. П. Чехова

1

А. П. Чехов «Степь» (с.162-165)

Знать:

- имя, отчество и фамилию писателя;

- произведения А. П. Чехова (в рамках программы).

Уметь:

- сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование;

- находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа;

- понимать главную мысль,




1

А. П. Чехов «Ванька» (с.165-172)




1

А. П. Чехов «Ванька». Обобщение по теме «Произведения А. П. Чехова».

(с.173-174)



Сказки зарубежных писателей.

1

Ш. Перро «Подарки феи» (с.175-181)

Знать:

- имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы).

Уметь:

- различать сказки народные и литературные;

- определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора к героям и выражать свое отношение к ним;

- передавать сюжет сказки, находить его части;

- сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и различие), а также сказки отечественных и зарубежных писателей




1

Ш. Перро «Подарки феи» (с.175-181)




1

Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре» (с.181-188)




1

Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре»

(с.181-188)



Стихи русских поэтов.

1

И. Никитин «Русь», «Утро» (с.4-9)


Знать:

- имена русских поэтов и их произведения;

- понятия: тон, темп, ритм стихотворения.



III четверть (20ч)


Уметь:

- выделять языковые средства художественной выразительности;

- понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора);

- самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения;

- передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть)





1

И. Суриков «Детство» (с.9-14)




1

С. Дрожжин «Зимний день», «Привет», Обобщение по теме «Стихи русских поэтов».

(с.14-17)



Произведения

Д. Н. Мамина-Сибиряка.

1

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Знакомство (с.18-25)

Знать:

- фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора;

- произведения

Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров.

Уметь:

- работать с сюжетом и планом;

- пересказывать по плану подробно и кратко;

- рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста;

- определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль;

- читать вслух и про себя быстро и правильно (не менее 60-70 слов в минуту);

- читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение




1

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Озаглавливание частей. (с.18-25)




1

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех». Знакомство (с.26-38)




1

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех». Озаглавливание частей, пересказ. (с.26-38)




1

Обобщение. Рассказы Д. Н. Мамин-Сибиряка.



Произведения

А. Куприна.

1

А. И. Куприн «Синяя звезда». Знакомство Анализ произведения (с.39-56)

Знать:

- произведения

А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы).

Уметь:

- различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы;

- делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;

- выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи; - самостоятельно

работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль);

- выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам




1

А. И. Куприн «Барбос и Жулька» (с.56-63)




1

А. И. Куприн «Барбос и Жулька» (с.56-63) Пересказ эпизода.




1

Обобщение. Рассказы А. Куприна.

(с.64-67)



Стихи С. Есенина.

1

С. Есенин. Стихи о Родине (с.68-72)

Знать:

- стихотворения С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения;

- наизусть 2-3 стихотворения С. Есенина

Уметь:

- определять тему и содержание стихотворения (мысли и чувства автора);

- находить языковые средства художественной выразительности;

- передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение




1

С. Есенин. Стихи о природе. «Бабушкины сказки» (с.72-73)




1

Обобщение. Стихи С. Есенина. (с. 74)



Произведения

К. Г. Паустовского

1

К. Паустовский «Стальное колечко».

(с.75-85)

Знать:

- произведения

К. Г. Паустовского

разных жанров (в рамках программы).

Уметь:

- читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов в минуту про себя;

- различать художественные и научно-познавательные рассказы;

- различать рас-сказ-повествование,

рассказ-описание, юмористический рассказ;

- работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания);

- самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план;

- пересказывать по

плану (подробно и кратко);

- понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения;

- выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках;

- различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора);

- работа с книгой (в том числе и со справочной книгой).




1

К. Паустовский «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди» (с.86-95)




1

К. Паустовский. Обобщение. (с.96)



Произведения

С. Маршака

1

С. Маршак «Урок родного языка» (с.97-98)

Знать:

- и называть произведения С. Я. Маршака.

Уметь:

- понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);

- самостоятельно

готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);

- выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам);

- давать оценку своему чтению




1

С. Маршак «Ландыш». В. Субботин «С Маршаком» (с.98-100)



Рассказы

Л. Пантелеева

1

Л. Пантелеев «Честное слово» (с.101-110)

Знать:

- рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы);

- понятия: автор-рассказчик, автор-герой

произведения, фантастический рассказ, исторический рассказ.

Уметь:

- различать исторические и фантастические рассказы;

- выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко; - рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения;

- определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;

- читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно;

- составлять отзыв о прочитанном.



IV четверть (18ч)





1

Л. Пантелеев «Честное слово». Работа с текстом (с.101-110)




1

Л. Пантелеев «Камилл и учитель». Чтение произведения. (с.111-118)




1

Л. Пантелеев «Камилл и учитель». Анализ произведения. Обобщение. (с.111-119)



Произведения

А. Гайдара.

1

А. Гайдар «Горячий камень» (с.120-128)

Знать:

- произведения

А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения.

Уметь:

- работать с сюжетом и планом;

- определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и его героям;

- рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения;

- читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту;

- читать выразительно подготовленный текст




1

А. Гайдар «Горячий камень» (с.120-128)




1

А. Гайдар Тимур и его команда». (с.128-136)




1

А. Гайдар Тимур и его команда». (с.128-136)




1

С. Михалков «Аркадий Гайдар».

К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре» (с.137-141)



Произведения М. Пришвина

1

М. Пришвин «Моя Родина», «Выскочка»

(с.142-148)

Знать:

- произведения

М. Пришвина разных жанров.

Уметь:

- различать художественные и научно-познавательные рассказы;

- находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний;

- определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения;

- уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного)




1

М. Пришвин «Жаркий час». В. Чалмаев «Воспоминания о Пришвине» (с.148-151)




1

Итоговая проверка техники чтения.



Произведения зарубежных писателей

1

Д. Лондон «Бурый волк». Знакомство

(с.153-176)

Знать:

- произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона,

Э. Сетона-Томпсона, Дж. Чиарди).

Уметь:

- называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения;

- сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей;

- работать с текстом произведения (делить на смысловые части. Выделять эпизоды описаний героев и их поступков, составлять план); - правильно, бегло и осознанно читать текст;

- самостоятельно выбирать книгу по заданной теме;

- уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного);

- писать отзыв о прочитанной книге




1

Д. Лондон «Бурый волк». Работа с текстом.

(с.153-176)




1

Д. Лондон «Бурый волк». Анализ произведения (с.153-176)




1

Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Чтение произведения. (с.177-187)




1

Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Работа с текстом.

(с.177-188)




1

Произведения зарубежных писателей.

(с. 189)




1

Книги о животных.

Уметь:

- самостоятельно выбирать книгу по заданной теме;

- уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного);

- писать отзыв о прочитанной книге



Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века 3 класс

© 2010-2022