- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века 3 класс
Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ахмеджанова Р.З. |
Дата | 06.01.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Методические указания к рабочей программе.
Предмет: Литературное чтение 3 класс.
Программа: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012.-224с. -(Начальная школа XXI века)
Количество часов в неделю по учебному плану: 2ч
Количество часов в год: 70 ч
УМК: учебник:
-
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- М.:Вентана - Граф, 2013.
-
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс: методическое пособие/ Л.А.Ефросинина.- М.:Вентана - Граф, 2012.
-
Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч./ Л.А.Ефросинина.- М.: Вентана - Граф, 2009.
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечено УМК: учебником «Литературное чтение» для 3 класса автора Ефросининой Л.А.
Цель:
-формирование читательской компетентности младшего школьника. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Задачи:
1) формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико - литературными понятиями.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам.
Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений из учебника «Литературное чтение».
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- осмысленно и правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- различать рассказ и стихотворение.
Тематическое планирование курса «Литературное чтение»
№ п/п
Общая тема (блок)
Кол-во
часов
Тема урока
Планируемые результаты
освоения материала
Дата проведения
По плану
По факту
I четверть (18ч)
«Устное народное творчество»
1
Устное народное творчество. Загадки. Пословицы.. В. Даль «Старик-годовик» (Загадка-сказка) (с.4-13 читать)
Знать:
- жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина;
- особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; при-сказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом);
- различия жанров.
Уметь:
- называть произведения и выделять их особенности;
- определять тему и жанр произведеия
1
Входной контроль. Проверка техники чтения. Русская народная сказка «Самое дорогое» «Про Ленивую и Радивую».
(с.14-23 пересказ)
1
Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка». (с.23-30 читать)
1
Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр» (с.30-43)
1
Былины «Добрыня и Змея» , «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Знакомство. Анализ произведения (с.44-56)
Осознание последовательности и смысла событий. Пересказ текста - называть и сравнивать героев
(положительных и отрицательных);
- определять главную мысль сказки;
- делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды;
- сравнивать сказки (былины) разных народов;
- самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;
- характеризовать особенности речи сказителя;
- использовать при чтении средства выразительности:
1
Былина «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич» «Вольга и Микула». (с.57-73)
Басни.
1
Эзоп «Лиса и виноград»
И. А. Крылов «Лисица и виноград» (с.74-76) (наизусть)
Знать:
- литературоведческие понятия: басня, мораль;
- о структуре басни;
- о художественных особенностях басни.
Уметь:
- правильно называть басни из круга детского чтения;
- различать сказку и басню;
- сравнивать героев басни;
- выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова;
- выразительно читать басни с листа и наизусть;
- работать с
книгами басен: выбирать, рассматривать, читать
1
Обобщение по теме «Басни». Басни Крылова, Эзопа, Измайлова. И. А. Крылов «Ворона и лисица» (наизусть) (с.77-79)
Произведения
А. С. Пушкина.
1
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный..» (наизусть) (с.80-82)
Обобщение читательского опыта детей. Слушание. работа с текстом и текстовой иллюстрацией Знать:
- литературоведческие понятия: литер. сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм
Уметь:
- находить сходство и различие литературной и народной сказки (герои, структура, язык
произведения);
- ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста;
- находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи
1
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане..». Знакомство. (с.83-114)
1
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане..». Анализ произведения. Выразительное
чтение понравившихся отрывков. (с.83-114)
1
К. Паустовский «Сказки Пушкина»
А. С. Пушкин «Зимний вечер», «Няне»
(с.114-121) (наизусть)
Стихи русских поэтов. Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет.
1
Стихи русских поэтов. Ф. И. Тютчев «Есть в осени…», «Чародейдою зимою»
(с.122-125)
Уметь:
- находить слова, выражающие чувства и мысли поэта;
- понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);
- самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения
(ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);
- выразительно читать стихотворение;
- давать оценку своему чтению
1
А. Майков «Осень» (с.125-127)
1
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…» (с.128-129)
1
Обобщение по теме «Стихи русских поэтов».
(с.130)
Произведения Л. Толстого
1
Л. Н. Толстой Сказка «Два брата». Басня «Белка и волк» (с.131-134)
Знать:
- произведения
Л. Н. Толстого разных жанров
(в рамках программы).
Уметь:
- различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы;
- работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания);
- называть героев произведения, понимать их эмоционально-нравственные переживания;
- понимать содержания литературного произведения, выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, определять главную мысль;
- делить текст на композиционные части;
- участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое мнение;
- рассказывать и пересказывать по готовому плану;
- уметь представлять прочитанную книгу;
- работать с книгами-справочниками (словарями, энциклопедиями)
1
Л. Н. Толстой «Лебеди» (с.134-136)
II четверть (14ч)
1
Л. Н. Толстой «Зайцы» «Прыжок» (с.136-142)
1
Л. Н. Толстой «Как боролся русский богатырь» (с.142-146)
1
Обобщение по теме «Произведения Л. Н. Толстого». (с.147-148)
Произведения
Н. Некрасова.
1
Н. А. Некрасов «Крестьянские дети», отрывок «Мужичок с ноготок» К. Чуковский «Мужичок с ноготок» (с.149-154)
Знать:
- имя, отчество и фамилию поэта;
- произведения Н. А. Некрасова (в рамках программы);
- понятие лирический герой сказочный и реальный.
Уметь:
- находить справку о поэте в книгах-справочниках;
- использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения;
- самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения;
- читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- работать с аппаратом книг стихов
Н. А. Некрасова
1
Н. А. Некрасов «Славная осень» (с.155)
1
Н. А. Некрасов «Мороз-воевода». К. И. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова». Обобщение. (с.156-161)
Произведения
А. П. Чехова
1
А. П. Чехов «Степь» (с.162-165)
Знать:
- имя, отчество и фамилию писателя;
- произведения А. П. Чехова (в рамках программы).
Уметь:
- сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование;
- находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа;
- понимать главную мысль,
1
А. П. Чехов «Ванька» (с.165-172)
1
А. П. Чехов «Ванька». Обобщение по теме «Произведения А. П. Чехова».
(с.173-174)
1
Ш. Перро «Подарки феи» (с.175-181)
Знать:
- имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы).
Уметь:
- различать сказки народные и литературные;
- определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора к героям и выражать свое отношение к ним;
- передавать сюжет сказки, находить его части;
- сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и различие), а также сказки отечественных и зарубежных писателей
1
Ш. Перро «Подарки феи» (с.175-181)
1
Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре» (с.181-188)
1
Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре»
(с.181-188)
Стихи русских поэтов.
1
И. Никитин «Русь», «Утро» (с.4-9)
Знать:
- имена русских поэтов и их произведения;
- понятия: тон, темп, ритм стихотворения.
III четверть (20ч)
Уметь:
- выделять языковые средства художественной выразительности;
- понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора);
- самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения;
- передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть)
1
И. Суриков «Детство» (с.9-14)
1
С. Дрожжин «Зимний день», «Привет», Обобщение по теме «Стихи русских поэтов».
(с.14-17)
Произведения
Д. Н. Мамина-Сибиряка.
1
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Знакомство (с.18-25)
Знать:
- фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора;
- произведения
Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров.
Уметь:
- работать с сюжетом и планом;
- пересказывать по плану подробно и кратко;
- рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста;
- определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль;
- читать вслух и про себя быстро и правильно (не менее 60-70 слов в минуту);
- читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение
1
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Озаглавливание частей. (с.18-25)
1
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех». Знакомство (с.26-38)
1
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех». Озаглавливание частей, пересказ. (с.26-38)
1
Обобщение. Рассказы Д. Н. Мамин-Сибиряка.
Произведения
А. Куприна.
1
А. И. Куприн «Синяя звезда». Знакомство Анализ произведения (с.39-56)
Знать:
- произведения
А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы).
Уметь:
- различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы;
- делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;
- выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи; - самостоятельно
работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль);
- выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам
1
А. И. Куприн «Барбос и Жулька» (с.56-63)
1
А. И. Куприн «Барбос и Жулька» (с.56-63) Пересказ эпизода.
1
Обобщение. Рассказы А. Куприна.
(с.64-67)
Стихи С. Есенина.
1
С. Есенин. Стихи о Родине (с.68-72)
Знать:
- стихотворения С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения;
- наизусть 2-3 стихотворения С. Есенина
Уметь:
- определять тему и содержание стихотворения (мысли и чувства автора);
- находить языковые средства художественной выразительности;
- передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение
1
С. Есенин. Стихи о природе. «Бабушкины сказки» (с.72-73)
1
Обобщение. Стихи С. Есенина. (с. 74)
Произведения
К. Г. Паустовского
1
К. Паустовский «Стальное колечко».
(с.75-85)
Знать:
- произведения
К. Г. Паустовского
разных жанров (в рамках программы).
Уметь:
- читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов в минуту про себя;
- различать художественные и научно-познавательные рассказы;
- различать рас-сказ-повествование,
рассказ-описание, юмористический рассказ;
- работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания);
- самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план;
- пересказывать по
плану (подробно и кратко);
- понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения;
- выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках;
- различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора);
- работа с книгой (в том числе и со справочной книгой).
1
К. Паустовский «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди» (с.86-95)
1
К. Паустовский. Обобщение. (с.96)
Произведения
С. Маршака
1
С. Маршак «Урок родного языка» (с.97-98)
Знать:
- и называть произведения С. Я. Маршака.
Уметь:
- понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);
- самостоятельно
готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);
- выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам);
- давать оценку своему чтению
1
С. Маршак «Ландыш». В. Субботин «С Маршаком» (с.98-100)
Рассказы
Л. Пантелеева
1
Л. Пантелеев «Честное слово» (с.101-110)
Знать:
- рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы);
- понятия: автор-рассказчик, автор-герой
произведения, фантастический рассказ, исторический рассказ.
Уметь:
- различать исторические и фантастические рассказы;
- выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко; - рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения;
- определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;
- читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно;
- составлять отзыв о прочитанном.
IV четверть (18ч)
1
Л. Пантелеев «Честное слово». Работа с текстом (с.101-110)
1
Л. Пантелеев «Камилл и учитель». Чтение произведения. (с.111-118)
1
Л. Пантелеев «Камилл и учитель». Анализ произведения. Обобщение. (с.111-119)
Произведения
А. Гайдара.
1
А. Гайдар «Горячий камень» (с.120-128)
Знать:
- произведения
А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения.
Уметь:
- работать с сюжетом и планом;
- определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и его героям;
- рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения;
- читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту;
- читать выразительно подготовленный текст
1
А. Гайдар «Горячий камень» (с.120-128)
1
А. Гайдар Тимур и его команда». (с.128-136)
1
А. Гайдар Тимур и его команда». (с.128-136)
1
С. Михалков «Аркадий Гайдар».
К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре» (с.137-141)
1
М. Пришвин «Моя Родина», «Выскочка»
(с.142-148)
Знать:
- произведения
М. Пришвина разных жанров.
Уметь:
- различать художественные и научно-познавательные рассказы;
- находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний;
- определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения;
- уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного)
1
М. Пришвин «Жаркий час». В. Чалмаев «Воспоминания о Пришвине» (с.148-151)
1
Итоговая проверка техники чтения.
1
Д. Лондон «Бурый волк». Знакомство
(с.153-176)
Знать:
- произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона,
Э. Сетона-Томпсона, Дж. Чиарди).
Уметь:
- называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения;
- сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей;
- работать с текстом произведения (делить на смысловые части. Выделять эпизоды описаний героев и их поступков, составлять план); - правильно, бегло и осознанно читать текст;
- самостоятельно выбирать книгу по заданной теме;
- уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного);
- писать отзыв о прочитанной книге
1
Д. Лондон «Бурый волк». Работа с текстом.
(с.153-176)
1
Д. Лондон «Бурый волк». Анализ произведения (с.153-176)
1
Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Чтение произведения. (с.177-187)
1
Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Работа с текстом.
(с.177-188)
1
Произведения зарубежных писателей.
(с. 189)
1
Книги о животных.
Уметь:
- самостоятельно выбирать книгу по заданной теме;
- уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного);
- писать отзыв о прочитанной книге