Разработка урока по окружающему миру на тему В царстве грибов (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: В царстве грибов. Тип урока: объяснение нового материала, первичное закрепление. Цель урока: показать детям многообразие представителей царства грибов и сформировать представление об их особенностях.

Задачи:

Обучающие:

  • дать понятие о грибах как особом царстве живой природы,

  • показать взаимосвязь царств живой природы,

  • познакомить детей с различными видами грибов, строением грибов.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения в лесу.

Развивающие:

  • развивать произвольное внимание и умение классифицировать объекты по разным признакам.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, компьютерная презентация по теме урока;

  • учебник для 3 класса. Мир вокруг нас / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2006.

  • Рабочая тетрадь. 3 класс. Окружающий мир / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012.

  • Атлас-определитель «От земли до неба».

Методы:

  • словесные;

  • наглядные;

  • практические.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;

  • групповая;

  • индивидуальная.


Ход урока. 1. Организационный момент.

2. Постановка темы и целей урока. - У нас сегодня на уроке необычный гость. Как его зовут, угадайте. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть, нет головы. (Появляется Гриб-боровичок.) - Правильно, это гриб, но не простой, а вот такой забавный Гриб-боровичок. - Скажите, ребята, а вы когда-нибудь с родителями ходили в лес за грибами? Расскажите о своих впечатлениях, наблюдениях. - Сегодня у нас есть возможность отправиться в лес. Боровичок приглашает нас к себе в гости, и готов открыть нам некоторые тайны грибного царства:

  • С кем дружат грибы?
  • Какие грибы дымят?
  • Где живут грибы-карлики?
  • Кто живёт в грибном доме?
- Надеюсь, что вы будете активны и внимательны. В конце урока мы определим по вашей работе на уроке лучшего грибника. 3. Знакомство с некоторыми видами грибов и взаимосвязью грибов с растениями. - Отправляемся в лес. Что с собой возьмём? (лукошко, ножик, палочку). - Кажется, что грибов в этом лесу нет, но если повнимательнее присмотреться, то можно увидеть очень много самых разных грибов. Какие грибы вам доводилось собирать в лесу? (Ответы детей.) - А вот писатель Николай Сладков вот так однажды собирал грибы. По опушкам среди берёз прячутся в траве крепкие подберёзовики. В сухом бору среди дубов - гриб-боровик. Боровичок-мужичок толстой ногой упёрся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох листиков и хвоинок. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито бурый боровик. Идём вдоль ручья, а там осинки. Под осинками - подосиновики, бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник вьётся лесная тропка, петляет, виляет, а куда ведёт, не знает. И вдруг вижу среди сосен - маслята, будто маслом намазаны. А дальше опёнки-ноги тонки, на старых пнях разместились. Люблю грибы собирать! - Попробуйте повторить, под какими деревьями, какие грибы находил писатель.
  • Берёза - подберёзовик
  • Дуб (в бору) - боровик (белый гриб)
  • Осина - подосиновик
  • Сосны - маслята
  • Старые пни - опята
Проблемный вопрос: как вы думаете, почему грибы связаны с деревьями? (Предположения детей) - Прочитаем в учебнике ответ на этот вопрос - с. 118, 2 абзац. - Оказывается, деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев получают питание, и деревья лучше растут, если рядом грибы. Вывод: вот вам и первый секрет раскрывается: с кем дружат грибы? (С деревьями.) - Вы назвали разные грибы. Их на земле тысячи видов. - От самых маленьких, которых можно увидеть только под микроскопом, до самых больших размером с человеческую голову. - Среди представленных здесь грибов есть гриб, который называется дождевик. Если вы случайно наступите на созревший дождевик, то он лопнет, и из него пойдёт дымок. На самом деле, это рассыпаются его споры, которыми он размножается, как растения семенами. Вот вам второй секрет раскрыл Боровичок. 4. Строение шляпочного гриба. - Посмотрите на эти фотографии и скажите, что общего есть почти у всех грибов? (Шляпка, ножка.) - Рассмотрим строение гриба. Как вы назовёте каждую часть? - Давайте проверим. Боровичок нам поможет. - А теперь в своих тетрадях на стр. 54 № 1 подпишите, как называется каждая часть гриба. Дети работают в тетради с.54 № 1 (рисуем гриб как на доске и подписываем его части). - А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в зависимости от строения шляпки? Пластинчатые - нижняя часть шляпки состоит из пластинок, и трубчатые - похожа на губку. - Учёные долго спорили, куда отнести грибы: к растениям или к животным. И, наконец, приняли решение. Какое, как вы думаете? Вывод: грибы - это отдельное царство живой природы. Они не похожи на растения и животных.

5. Физкультминутка Мы по лесу шли, шли (дети маршируют) Белый гриб нашли (разводят руками) Раз - грибок, два - грибок (наклоны) Вот и полный кузовок (показывают руками)

6. Классификация грибов по разным признакам. - На какие группы можно разбить грибы? Работа с учебником с. 120 - чтение. - Назовите съедобные грибы, ядовитые. Работа в тетради с. 55: пятеро - учеников работают с атласом-определителем (находят примеры съедобных, ядовитых грибов, записывают в тетрадь); остальные - работают с учебником (списывают с учебника названия съедобных и ядовитых грибов) 7. Правила сбора грибов. Работа в группах. - Ребята, давайте перечислим правила сбора грибов в лесу. - Могут ли дети одни собирать грибы? Почему? - Можно ли собирать незнакомые грибы? Почему? - Вася Иванов выдергивает грибы. Правильно ли это? Почему? - Что делать с незнакомыми грибами и ядовитыми? Почему? Особенно поясним последнее правило. Ядовитые грибы ядовиты только для человека, а для животных они служат лекарством и пищей. А ещё всякий гриб - это дом для маленьких обитателей леса. Для кого? (прикрепить к грибу улитку) - Вот сколько много грибов мы назвали. А какие еще вы знаете? 8. Обобщение и подведение итогов. - Из-за своих свойств грибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе. Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека? - Еще один интересный факт: в Европе люди не употребляют в пищу грибы, растущие в лесу. Они специально выращивают грибы. Эти грибы называются шампиньоны и трюфели. Даже стали разводить специальную породу свиней, которые находят грибы по запаху. Вывод: в природе любые грибы нужны. Они питают деревья, служат домом для насекомых, и для некоторых животных являются лекарством. Так лоси лечатся мухоморами. - Какие же тайны нам открыл сегодня Боровичок? - Определение лучшего грибника. Благодарность за работу. 9. Домашнее задание

  • Учебник: с.118 - 121, изучить внимательнее и запомнить.

  • Тетрадь:


© 2010-2022