Статья: Дети учатся составлять сказки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Как дети учатся составлять сказки»


Государственный образовательный стандарт - нормативный документ,

фиксирующий обязательные базовые ориентиры деятельности

образовательной системы на определенном этапе ее существования..

(из ФЗ «Об образовании»)


Одна из целей ФГОС второго поколения является развитие личности школьника, его творческих способностей. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Мы выполняем заказ общества и государства Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей. Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Способности учеников можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. Процесс развития творческих способностей младшего школьника будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной проектной, так и во внеурочной деятельности ученика. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Уже с 1 класса дети включаются в проектную деятельность. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них - исходи из ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка.
«Воспитание сказкой» - универсальное занятие во внеурочной и проектной деятельности младших школьников.

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Страна сказки - удивительная и таинственная, добрая и жестокая, умная и смешная. Она - универсальный учитель.

А заглянуть в неё надо в детстве. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Воспитательная роль сказок очень значима в процессе развития и становления маленького человека Дети сами составляют сказки. Много сказок придумано и написано для детей, но и пусть сами научатся творить. В.А.Сухомлинский говорил: «Сказка-это животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений»... Гуляя с детьми в школьном саду во время листопада, наблюдаем, как кружатся большие и маленькие листья, куда они улетают, зачем. Кто-то продолжал ловить листочки, а затем воплотил свои наблюдения в сказку. Поражает детская фантазия. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Меня очень радует, когда мои дети образно мыслят. Так мы учимся составлять сказки. Сначала предлагаю составить сказку из 2-3 предложений только по заданной теме. Стараемся найти сказку рядом. Ребенок склонен к фантазии, мыслит образами, наблюдателен. Способен по-своему оценить увиденное. Но на это его нужно воодушевить. Необходимым условием для составления сказки является воспитание у детей любви ко всему окружающему, способность наблюдать, учить образно и красиво об этом говорить. Всему способствуют уроки, прогулки, экскурсии. Ребенку нужно помочь многое прочувствовать в детстве. За 40 лет педагогической деятельности во время общения с детьми, сколько составила сказок о золотом листочке березы, кружащемся в воздухе, о грибочке под липой, о ягодах рябины и т.д. У нас очень красивая пришкольная территория! Мы наблюдаем первые цветы мать - и - мачехи, за птицами: дятлами, снегирями, синичками. И возникают вопросы. « Почему прилетели к нам снегири? А чтобы они сказали, если бы умели говорить? И т.д.» Вот и рождаются сказки. Учитель советует внимательно присмотреться и ставит ряд вопросов, помогающих детям увидеть главное, интересное. Наблюдая за птицами обратить внимание на внешний вид, оперение, клюв. Дать название. Рассказать о них. Попросить найти и выучить стихотворение, нарисовать. В результате дети начинают образно мыслить. «Летом снегири жили далеко от нас. Но их мечты были о рябине, когда же созреют ягоды, когда они встретятся» Учитель продолжает, а солнышко согревало дерево, дождик не давал засохнуть и ягодки радовались, что им хорошо, что скоро прилетят к ним их долгожданные друзья. И вместе будет о чем побеседовать. Учитель предлагает составить сказку. И что же случилось зимой? О чем ягоды мечтали? И учитель направляет детей разными вопросами к образному представлению прилета снегирей к рябине. « Наступила холодная и голодная зима. На фоне белого снега огнем горят ягоды рябины.»… Так на основе непосредственных наблюдений с помощью вопросов учителя дети составляют сказки. На уроках чтения много работаем над словарем детей, на уроках окружающего мира получают знания о живой и неживой природе, о круговороте жизни в природе. Дети работают в группах, сами распределяют обязанности, активно выступают при обсуждении сказок своих товарищей. Особо нужно подчеркнуть роль сказки в жизни ребенка. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учится в ней жить. Сказочный мир замечательно приспособлен для полноценного развития ребенка. Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с радостью выполняет поставленную задачу. Составление сказки нравится ребятам и это положительно влияет на развитие их творческих возможностей.
Нелегко учить детей составлять сказки. Но на третьем году обучения уже радуюсь успехам детей. Они демонстрируют свои достижения перед родителями на праздниках в классе.



. 3. «Воспитание сказкой» - универсальное занятие во внеурочной деятельности младших школьников

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Воспитательная роль сказок очень значима в процессе развития и становления маленького человека. Сказки - это своего рода «воспитательная система», которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание и т.д. В своей работе я широко использую все виды фольклора. Знакомя детей с фольклором, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям. Особо нужно подчеркнуть роль сказки в жизни ребенка. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учится в ней жить. Сказочный мир замечательно приспособлен для полноценного развития ребенка. Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с радостью выполняет поставленную задачу. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили».



© 2010-2022