Урок – конференция по литературному чтению «Земля – наш дом родной» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

Урок - конференция «Земля - наш дом родной»

Цели:

повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

Планируемые результаты:

учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать в паре и группе; оценивать свои достижения.

Оборудование:

выставка книг по разделу учебника, ноутбук, презентация,карточки с заданиями для работы в парах, в группах, телешкола

ТКМ:

«Толстый и тонкий вопрос», «Лови ошибку»,

«Сообщи своё Я»

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Сегодня у нас не обычный урок, а урок - конференция, которая поможет подвести итог по разделу «Люби живое»

  1. Открытие конференции.

Тема конференции «Земля - наш родной дом»

Сегодня у нас в гостях корреспонденты «Лесной газеты» из отделов «Вести из леса», «Рыбацкий узел», «Почта», «Городские новости», «Сельские новости».

  1. Выступление участников конференции.

  • Слово для открытия конференции предоставляется корреспонденту из отдела «Вести из леса»

Я вам расскажу одну удивительную историю.

Стая птиц под снегом.

Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да - бух! - сорвался, и в снег по самые уши.

И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.

Оказалась, целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют - и опять в снег.

Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?

  • Вопрос: Что же было удивительным в данной истории?

  • Предлагаю посмотреть видеосюжет, который подготовили операторы отдела. (телешкола «Листопадничек»)

  • Вопросы: Кто рассказал нам историю про этого зайчика?

Как называется его произведение?

Почему нашего героя все называют листопадничком?

Как вы думаете, можно ли считать сообщение нашего корреспондента продолжением истории про Листопадничка? Почему?

  • Слово предоставляется корреспондентам из отдела «Рыбацкий узел»

Мы будем говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни.

Речной бобр - крупный грызун, его масса 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобров очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.

Ондатра завезена в Россию в 1927г. Родина её - Северная Америка. Ондатра ведёт полуводный образ жизни, живёт в норах, устраиваемых в берегах водоёмов, где имеется водная растительность. Вход в нору её скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит 2 помёта за лето, по 4-7 детёнышей в каждом. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями.

Ондатра имеет красивый ценный мех.

  • Вопрос: С какими речными обитателями мы встретились в нашем разделе?

  • Редакторам из «Рыбацкого узла» необходима наша помощь - завтра в печать нужно сдать текст, а он неотредактирован. (работа в парах «Лови ошибку» в содержании текста - синие карточки)

Первыми заметили Пика серые вороны.

Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёта разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду, и вплавь догоняли кораблик.

А со дна реки поднялась выдра и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда вороны скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов.

  • Проверка:

В каких предложениях были допущены ошибки? -слайд

  • Вопрос:

А вы узнали это произведение? Назовите его.

  • Видеосюжет поможет вспомнить, какая опасность грозила бедному мышонку?

  • Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Почта»

Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идёт речь. Расскажите о пользе тех, о ком говорится.

Жалоба 1.

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая - то.

Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая. - слайд

(Говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.)

Жалоба 2.

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.- слайд

(Это летучая мышь. Она охотится только ночью, нопольза от неё огромная. Уничтожает вредных насекомых.)

  • Сегодня хотелось бы защитить единственную птицу, которая подкладывает свои яйца в чужие гнёзда, которая никогда сама не выкармливает своих птенцов. Кто это? - слайд. А знаете, почему она это делает?

Учащиеся зачитывают:

1.Кукушка - птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых, кроме неё и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подрят.

2.кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые птенцы. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнёзда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.

  • Вывод: вот мы ещё раз убедились, что животные обладают материнским инстинктом. И ради своих детей идут на всё, даже отказываясь от них.

А в каких рассказах говорится о материнской любви?

  1. Физминутка.

  2. Продолжение работы конференции.

  • Слово предоставляется корреспонденту из отдела городских новостей.

Я корреспондент из отдела городских новостей и хочу прочитать вам письмо мальчика.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьёзным и грозным он был -

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живёт,

Зачем ему крылья и что он жуёт.

И будут страницы, как травы, шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

  • Вопрос:

Не напомнило ли вам это письмо произведение из нашего раздела?

  • Выставка работ художников отдела поможет вам вспомнить.

- где разворачиваются события?

-кого охотники называют капалухой?

- кто из героев (мальчик или рассказчик) думает о птицах и окр. нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? Почему?

-изменилось ли отношение детей к природе после встречи с капалухой? Что они поняли?

  • А вот корреспондент из отдела сельских новостей привёл с собой помощников.

Мальчик.

Мотылёк, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живёшь?

Что ты ешь? Что ты пьёшь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всём?

Мотылёк.

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

Мне еда и питьё - ароматы цветов.

Но живу я недолго - не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

- ребята, я знаю про мальчика, который обменял дорогую игрушку - самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажете ли мне кто этот мальчик и откуда он?

6. Подведение итогов конференции.

Наша конференция подходит к концу. Сейчас каждая группа должна решить, чему вас научили писатели, их рассказы. О чём заставили задуматься?

Они научили нас видеть …….

Мы поняли, что ………..

(зачитывают и вывешивают на доску)

Ученица.

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

Звучит песня «Не дразните собак» на слова М. Пляцковского, которую поёт весь класс.





© 2010-2022