Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи.Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи.Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи.Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи.Алексеенко

Екатерина Викторовна

учитель начальных классов

ГОУ «Урульгинской школы

-интернат»

с. Урульга,

Карымского района


Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи. Развитие речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья - одна из важных задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Работая над исправлением, коррекцией различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся с ограниченными возможностями познавательные способности, совершенствуем психические функции.

Непосредственными задачами уроков развития устной речи являются:

  • расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности;

  • постоянное повышение речевой мотивации учащихся;

  • одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для более четкого и полного освещения темы;

  • организация связных высказываний школьников.

На уроке используются все существующие методы. Главным является наглядный метод. Параллельно с демонстрацией наглядного материала используются словесные методы (беседа, рассказ), метод экскурсий и наблюдений. Практические методы: зарисовки, трафареты, аппликация, работа с деформированным текстом и т.п. Очень важно, чтобы учитель сумел заинтересовать учащихся. Для этого необходимо использовать различный игровой материал: загадки, кроссворды, ребусы, кукольный театр, обыгрывание ситуаций, дидактические и ролевые игры. Большая часть времени на уроке должна отводиться формированию и развитию активной речевой практики учащихся в условиях специально разработанных учителем речевых ситуаций. В уроке сохраняется коррекционная направленность: коррекция недостатков произношения, активизация и пополнение словарного запаса, исправление недостатков в построении предложений и связной речи. Проводится специальная работа по обогащению речи словами, речевыми оборотами и устойчивыми конструкциями, формируются «сигнальные» неречевые средства (жест, мимика Другой важное требование - это создание на уроке речевой ситуации. Для этого тема должна звучать не просто «Фрукты», а, например, «Помоги маме сварить компот», не «Одежда», а «Помоги Маше одеться на прогулку» и т.п. Умения и навыки в речевой ситуации:
  • Активизировать и обогатить запас слов и этикетных выражений, используемых в различных ситуациях.
  • Учить адекватно использовать предметный и этикетный словарь.
  • Учить организовывать высказывания содержательно и интонационно, исходя из ситуации общения.
  • Расширять возможности участия в диалоге.
  • Закреплять умения строить простые предложения.
  • Учить построению связного высказывания с опорой на картинный план и без него
Виды упражнений:
  • Подбор эпитетов (кошка - маленькая, рыжая, добрая, старая, персидская). Узнавание по эпитетам (деревянный, прямоугольный, высокий - стол). Подобные «загадки» дети загадывают сами.

белая

стройная

высокая

тонкая Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи.

  • Подбор к предмету действий, узнавание предмета по действиям (ветер - воет, пыль поднимает, листья срывает, тучи гоняет). На небе сверкает, землю согревает, освещает - солнце. Подбор к действиям предмета - Кто и что плавает? Кто и что летает?
Ворона (что делает?) летает, ?, ?. ? и т.д
  • Подбор обстоятельств (Учиться можно как? - хорошо, прилежно, много).
  • Смысловое значение (домик, дом, домище).
  • Вставка пропущенного слова.
  • Распространение предложений.
  • Называние частей слова (дерево - ствол, крона, листья, корень. Что это? - этажи, крыша, подъезд, двери, окна).
  • Точность слов и выражений (одеть и надеть, нужно вставить слово в выражение).
  • Составление предложения с заданным словом.
  • Составление предложений с несколькими данными словами.
  • Объяснение слов.
  • Отгадывание и составление загадок.
  • Классификация предметов.
Виды упражнений, при выполнении которых может применяться создание высказываний с помощью графических схем, натуральных предметов, символов, планов, опорных слов, иллюстраций, вопросов:
  • называние частей предмета, признаков предмета, действий;
  • работа с загадками;
Я вырос на грядке, Характер мой гадкий: Куда ни приду, Всех до слез доведу. (лук) - Придумать загадку о луке.
  • сравнение предметов;
Сравнить животных кролика и зайца:

Общие признаки

Отличия

Размер

Форма тела

Части тела

Место обитания

Мех

Цвет меха

Питание



  • упражнения на анализ и синтез (чей хвост, с какого дерева листья и т.п.);
  • подбор однокоренных слов;
  • работа с антонимами и синонимами (например игра «Противоположности»

  • составление предложений по образцу;
  • составление предложений с заменой некоторых слов;
  • заучивание стихотворений, пословиц, поговорок;
  • восстановление деформированного предложения;
  • составление предложения, рассказа по картинке или серии картинок;
  • составление предложений по опорным словам;
  • составление рассказа по плану, по картинному плану, по условно-картинному плану, словесному плану;
1. Внешний вид (части тела). Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи. 2. Зимующая или перелетная. Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи.

3. Где живет. Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи. 4. Чем питается. Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи.

5. Как выводит птенцов. Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи.

6. Какую пользу приносит человекуФормирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи.

  • рассказ по картине или серии картинок.
В силу того что у учащихся с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствуют представления об окружающем мире, учителю специальной (коррекционной) школы необходимо добиваться прочного усвоения учебного материала по данному предмету, а добиться этого можно лишь применяя разнообразные виды упражнений, создавая мотивационную обстановку на уроке. Список литературы. 1. Аксёнова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / А. К. Аксёнова. - М. : Владос, 2004. 2. Аксёнова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская. - М. : Просвещение, 1991. 3. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. - М. : Владос, 1998. 4. Худенко, Е. Д. Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) / под ред. В. В. Воронковой. - М. : Школа, 1992.

© 2010-2022