- Преподавателю
- Начальные классы
- Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи
Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алексеенко Е.В. |
Дата | 07.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Алексеенко
Екатерина Викторовна
учитель начальных классов
ГОУ «Урульгинской школы
-интернат»
с. Урульга,
Карымского района
Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи. Развитие речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья - одна из важных задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Работая над исправлением, коррекцией различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся с ограниченными возможностями познавательные способности, совершенствуем психические функции.
Непосредственными задачами уроков развития устной речи являются:
-
расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности;
-
постоянное повышение речевой мотивации учащихся;
-
одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для более четкого и полного освещения темы;
-
организация связных высказываний школьников.
- Активизировать и обогатить запас слов и этикетных выражений, используемых в различных ситуациях.
- Учить адекватно использовать предметный и этикетный словарь.
- Учить организовывать высказывания содержательно и интонационно, исходя из ситуации общения.
- Расширять возможности участия в диалоге.
- Закреплять умения строить простые предложения.
- Учить построению связного высказывания с опорой на картинный план и без него
- Подбор эпитетов (кошка - маленькая, рыжая, добрая, старая, персидская). Узнавание по эпитетам (деревянный, прямоугольный, высокий - стол). Подобные «загадки» дети загадывают сами.
белая
стройная
высокая
тонкая
- Подбор к предмету действий, узнавание предмета по действиям (ветер - воет, пыль поднимает, листья срывает, тучи гоняет). На небе сверкает, землю согревает, освещает - солнце. Подбор к действиям предмета - Кто и что плавает? Кто и что летает?
- Подбор обстоятельств (Учиться можно как? - хорошо, прилежно, много).
- Смысловое значение (домик, дом, домище).
- Вставка пропущенного слова.
- Распространение предложений.
- Называние частей слова (дерево - ствол, крона, листья, корень. Что это? - этажи, крыша, подъезд, двери, окна).
- Точность слов и выражений (одеть и надеть, нужно вставить слово в выражение).
- Составление предложения с заданным словом.
- Составление предложений с несколькими данными словами.
- Объяснение слов.
- Отгадывание и составление загадок.
- Классификация предметов.
- называние частей предмета, признаков предмета, действий;
- работа с загадками;
- сравнение предметов;
Общие признаки
Отличия
Размер
Форма тела
Части тела
Место обитания
Мех
Цвет меха
Питание
- упражнения на анализ и синтез (чей хвост, с какого дерева листья и т.п.);
- подбор однокоренных слов;
-
работа с антонимами и синонимами (например игра «Противоположности»
- составление предложений по образцу;
- составление предложений с заменой некоторых слов;
- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок;
- восстановление деформированного предложения;
- составление предложения, рассказа по картинке или серии картинок;
- составление предложений по опорным словам;
- составление рассказа по плану, по картинному плану, по условно-картинному плану, словесному плану;
3. Где живет. 4. Чем питается.
5. Как выводит птенцов.
6. Какую пользу приносит человеку
- рассказ по картине или серии картинок.