Разработка урока по русскому языку «Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном падеже». 4кл

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Курсы «Теория и методика

преподавания в условиях введения ФГОС»

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Проект урока по теме:

«Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном падеже».

Выполнил учитель начальных классов МБОУ № 127 Автозаводского района

ФИО Толокина Татьяна Алексеевна

Квалификационная категория 1 (первая) т. 89087430516; 2581218

Стаж работы учителем начальных классов 25 лет

Н. Новгород

2013 год

Проект урока

Учебный предмет русский язык.

УМК «Школа России».

Тема урока «Правописание безударных окончаний имен существительных в

родительном падеже».

Тип урока: объяснение нового материала.

Задачи урока познакомить с правописанием безударных падежных

окончаний в родительном падеже. Учить последовательности действий при

написании безударных окончаний.

Ожидаемые результаты:

Предметные

1. Активизировать знания об именительном и винительном падеже

имен существительных.

2. Сформировать представление о родительном падеже имени существительного.

3. Формировать навыки последовательности действий для определения окончаний имен

существительных в родительном падеже.

4. Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имен

существительных в родительном падеже.

Метапредметные: 1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. 2. Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи. 3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу. 4. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. 5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух . Познавательные

1. Развитие умения выделять и формировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные

1. Развивать умения эффективно сотрудничать. Грамотно излагать собственную точку зрения.

2. Обосновывать суждения, проявлять активность при решении познавательных задач.

3.Соблюдать правила общения.

регулятивные

Формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёра.

Личностные

1. Формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формировать умение принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы

1. Сформированы знания об имени существительном как части речи.

2. Навыки склонения имен существительных в единственном числе

3. Умение распознавать тип склонения и падеж существительных.

Этапы урока и хронометраж

1. Организационный момент - 2 мин.

2. Актуализация знаний - 3 мин.

3. Физкультминутка - 1 мин.

4. Постановка учебной проблемы - 5 мин.

5. Целеполагание - 2мин.

6. Открытие нового знания- 5мин.

7. Проговаривания нового знания - 3мин.

8. Закрепление нового материала - 6мин.

9. Творческая индивидуальная работа - 5мин.

10. Обобщение. Итог урока - 4 мин.

11. Рефлексия - 1 мин.

13. Домашнее задание - 3 мин.

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формирование

УУД

1

Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Раз, два, три, четыре, пять, шесть

Можно тихо сесть.

- Проверьте, всё ли готово к нашему уроку.

Личностные:

Самоопределение

Мотивация к учебной деятельности

2

Актуализация знаний

- Сегодня на уроке я приглашаю Вас, ребята, отправится в путешествие по морю. Подумайте, как оно называется?

- Прочитайте слова, записанные на доске. Определите часть речи, к которой относятся эти слова. Кто из Вас догадался, по какому морю мы отправимся в путешествие? (Имя Существительное)

- Что Вы знаете об Имени Существительном? (Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?; имеет постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, мужского, женского или среднего рода; изменяется по числам и падежам; изменение имен существительных по падежам - называется склонением; мы знаем три склонения имен существительных).

-Подумайте, по какому признаку эти слова можно разбить на 3 группы?

На доске:

Подруга, верблюд, жизнь, шапка, мешок, фасоль, одежда, молоко, дочь, столица, пенал, рожь.

-(Нужно определить род)

1. - Наш корабль подходит к о. Склонения.

Задание: запишите слова в 3 столбика в соответствии со склонением.

2.- Давайте, все вместе проверим, как вы справились с первым заданием. Молодцы!!!

- Итак, как определить склонение существительных? Вспомните, какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2-му? К 3-ему? (таблица на доске)

- Ребята, для чего нам необходимо правильно определять склонение имен существительных?

( чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных - это орфограмма)

Познавательные

(Анализ объекта.

Умение строить речевое высказывание.

Умение структурировать знания. )

Регулятивные:

(Контроль знаний и коррекция.

Сличение результата с заданным эталоном.

Целеполагание)

Коммуникативные:

(Умение сотрудничать со сверстниками.)

3

Физкультминутка (упражнения для глаз).

- Молодцы! А теперь давайте встанем и попрощаемся с жителями о. Склонений.

Взять карандаш и на вытянутой руке переводить его влево-вправо, вверх-вниз. Глазами следить за карандашом.

Личностные.

(Ориентирование на здоровый образ жизни.)

4

Постановка учебной проблемы.

- Можно отправляться дальше. Но наш корабль сел на мель. Сняться с мели нам поможет правильный ответ на второй вопрос:

- Как проверить безударное окончание существительных?

(определить склонение и падеж существительного и вспомнить падежное окончание имени существительного под ударением)

Задание выполняем в парах на личных ноутбуках.

Ноутбук:

Задание: Прочитайте текст. Найдите имена существительные. Определить падеж и склонение имен существительных. Вставьте пропущенные окончания только у существительных именительного и винительного падежа

Однажды голубь залетел в детскую поликлиник…. Девочк… начала бросать ему зёрн…. Но птиц… отказывалась от пищ…. Доктор обнаружил у птичк… рыбью кость. Врач вынул косточк…. Птиц… принялась клевать корм.

Регулятивные:

(Принимать учебную задачу. Планировать действия.)

Познавательные:

(Умение строить речевое высказывание,

структурировать знания, выбирать способы решения задач).

Коммуникативные:

(Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.)

5

Целеполагание

- У каких имён существительных не вставили окончание? Назовите эти слова. Почему не стали вставлять? (им. сущ. другого падежа)

- Впереди полуостров Падежей. У каждого падежа свой порт. Как вы думаете, в каком порту нам следует остановиться, чтобы найти ответ на интересующий нас вопрос?

С какой проблемой мы столкнулись? (нам встретились им. сущ. Р.П., и мы не знаем, какие окончания надо писать)

-Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударное окончание им. сущ.? (падеж, склонение, окончание)

- На какие вопросы надо найти ответы на сегодняшнем уроке?

На экране: 1. Вспомнить вопросы и предлоги им. сущ. Р.П.

2. Узнать, какие окончания встречаются у этих им. сущ. в 1, 2, 3, склонении.

3. Потренироваться правильно писать безударные окончания им. сущ. Р.П.

Регулятивные:

(планирование решения учебной задачи: выстраивать алгоритм действий)

Познавательные

(Общеучебные, логические, формулирование проблемы)

Личностные:

(Проявлять внимание, желание узнать новое)

6

Открытие нового знания.

1. - Правильно, мы зайдём в порт Родительного падежа.

- На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? (Кого? Чего? Откуда? Где?)

- С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже? ( От, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме.)

- Как определить, какие окончания встречаются у им. сущ. в Р.П.? (подобрать им. сущ. с ударными окончаниями и поставить их в родительный падеж)

Задание: Прочитайте им. сущ. Определите склонение. Поставьте в род. падеж. Выделите окончания. (1 ребёнок у доски, остальные на местах или с комментированием, любые варианты)

1 скл. земля, сестра

2 скл. окно, конь

3 скл. ложь, рожь

- Выделите окончания в именах существительных в родительном падеже. Какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном падеже. Какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном падеже? 2-го склонения? 3-го склонения?

Вывод: Заполняем таблицу:

1 скл. - -и, - ы

2 скл. - -а, - я

3 скл. - -и

Познавательные

(Уметь строить логическую цепь рассуждения, делать выводы)

Коммуникативные:

(Развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание с поставленными задачами)

7

Проговаривание нового знания

Чтение сведений из учебника на с. 97 о правописании окончаний в родительном падеже.

- Ребята, давайте откроем учебник на стр. 97 и проверим наше предположение.

Почему нам удалось легко определить окончания им. сущ. в родительном падеже? (на окончание падало ударение)

В каком случае в окончании возникает орфограмма и его надо проверять? (когда оно безударное)

Каким алгоритмом надо воспользоваться, чтобы написать правильно окончание?

(Алгоритм составляем устно с опорой на вопросы, которые поставили на уроке.)

Алгоритм:

1. задать вопрос, посмотреть на предлог;

2. определить падеж;

3. поставить сущ. в начальную форму определить склонение;

4. подобрать существительное с ударным окончанием в том же падеже и написать окончание.

Регулятивные:

(Умение корректировать свои действия относительно образца)

Коммуникативные:

(формулировать свои затруднения, слушать собеседника)

Познавательные:

(Применение полученных знаний в новых условиях

Применение полученных знаний на практике.)

8

Закрепление нового материала

- Пока мы были в заливе, пираты захватили наш корабль и требуют выкуп. Нужно выполнить упражнение №192. (с комментированием

Регулятивные.

(Осознанное построение речевого высказывания в устной форме)

Коммуникативные:

(Умение владеть монологической речью)

9

Творческая индивидуальная работа.

. Творческое задание (разноуровневые задания на ноутбуках):

1 уровень: поставьте имена существительные в форму родительного падежа и запишите в 3 столбика;

мудрость, олень, пустыня, грач, рожь, дрозд, дятел, повар

2 уровень: напиши существительные в три столбика, допиши в каждый столбик по одному своему существительному:

мудрости, оленя, пустыни, грача, ржи, дрозда, дятла, повара

3 уровень: замени в каждом словосочетании имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом из, или без предлога в форме родительного падежа:

Н-р: вишневый компот - компот из вишни (1 скл.)

медвежья берлога -…..

мышиная нора - …

змеиный укус- …

волчье логово - ….

беличье дупло - …

рысий след - …

Регулятивные:

(Выявление основного в своей деятельности)

Личностные.

(Установление связи между учебной деятельностью, мотивом, результатом, выделение смысла учебной деятельности)

10

(Обобщение. Итог урока.)

-Нам пора возвращаться. Давайте посмотрим, выполнили ли мы поставленные перед нами задачи.

Читаем ещё раз поставленные вопросы и отвечаем на них.

У каких им. сущ. не вставили окончания? Можем ли мы это сделать сейчас?

-Поверим, как выполнили задание по карточкам

- Что было для вас сегодня легко?

- Что ещё трудно?

- Что показалось самым интересным?

Регулятивные:

(Оценивание уровня усвоенных знаний)

11

Рефлексия.

Перечислите окончания существительных.

(1 скл.- и, - ы; 2 скл.- а, - я; 3скл. - и.)

Перечислите предлоги, с которыми употребляются существительные в родительном падеже.

(о, до, из, без, у, для, около, с, от)

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

Коммуникативные:

(Умение давать эмоциональную оценку своей деятельности)

12

Домашнее задание

Жители порта на прощание передали конверт. Посмотрим, что в нём? (Упр. № 193, правило на с. 101.) Наш корабль возвращается домой, всем спасибо за урок. Вы сегодня молодцы!

Познавательные

(Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью).



Литература:

1. Асмолина А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя, М., Просвещение, 2010

2. Гараева Я.Ш. Методическое пособие: «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс»

Издательство: «ВАКО», г. Москва, 2008

з. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения, М.,1996

4. Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс,1-2ч

Издательство: «Дрофа», г. Москва, 2005-2006

5. Рамзаева Т.Г. Программа «Русский язык в начальной школе», Издательство «Дрофа», М., 2008

6.Соловейчик М. В.

«Я иду на урок в начальную школу», М., 2000

7. Полякова А. В. учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Пособие для учителя, Самара, 1993

Оборудование урока:

Русский язык-4 класс (автор: Рамзаева Т.Г. Учебник 1 часть. М.: Просвещение, 2006);

Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска (экран).

Детские ноутбуки.

Ф.И.О. учителя Толокина Татьяна Алексеевна

Класс 4 Учебный предмет: русский язык Дата: Дата:12.06.13

Тема урока « Правописание безударных окончаний имен существительных

в родительном падеже».

Параметры оценки

Балл

Самооценка учителя

Оценка преподавателя

1. Содержательность, соответствие содержания возможностям учащихся

4


2. Реализация компетентностного подхода

4


3. Творческий или репродуктивный характер учебных заданий

4


4. Развивающая направленность заданий

3


5. Структура урока и логика его построения

4


6. Формы организации деятельности учащихся

4


7. Методы обучения и методические приемы

4


8. Соответствие наглядности требованиям ФГОС НОО

3


9. Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

4


10. Организация оперативной обратной связи

4


11. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

5


12. Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

4


13. Постановка учебных задач. Организация целеполагания

4


14. Формирование личностных УУД

4


15.Формирование познавательных УУД

4


16. Формирование регулятивных УУД

4


17. Формирование коммуникативных УУД

4


18. Психологический климат урока

5




© 2010-2022