• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок обучения грамоте на тему «Гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнение в чтении и письме»

Урок обучения грамоте на тему «Гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнение в чтении и письме»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте в 1 классе

по теме «Гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнение в чтении и письме».



Тип урока: ОНЗ (1-й урок)
Тема: Гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнение в чтении и письме.
(Учебник Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной «Моя любимая азбука», 1 класс)
Цели: Познакомить учащихся с гласным звуком [ы], буквой ы; выполнять звуко-буквенный разбор слов, учить писать печатную букву ы, учить читать слоги и слова с буквой ы, формировать навыки плавного чтения.
Развивать внимание, речь, фонематический слух, расширять кругозор, словарный запас учащихся; способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний.
Воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать другого человека.
Демонстрационный материал: буквы-«человечки», плакат с буквой ы, таблички с названием темы урока, презентация.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.

  1. Фонетическая разминка.

- Ребята, посмотрите на доску. Что перед вами?

- Расскажите гостям, что это за «звуковички».

- Прочитайте любую схему-«человечка».

- Можно ли все эти буквы разделить на группы? На какие?

- Сегодня мы будем работать с гласными звуками.

- Почему они называются гласными?

- Почему у них красные башмачки?

- А что за черточка над башмачком?

- Как вы думаете, а в русском языке 3 гласных звука?

- Угадайте, какой звук я произношу?

- А мы с вами знакомы со звуком [ы]?

- А хотите познакомиться?

- Какая же тема сегодняшнего урока?

- А какие цели поставим перед собой, чему хотите научиться?

(Открываю на доске тему урока)

- А на письме какой буквой обозначим звук [ы ]? Кто может ее напечатать на доске?

2. Игра «Угадай звук».
- Ребята, я буду показывать вам картинки, а вы должны определить, какой первый звук в слове, назвать его и показать с помощью кружка нужного цвета, какой он: гласный, согласный твердый или согласный мягкий.
( Гиря, иголка, апельсин, облако, парта, аист, тигр, работа, игра, пианино, горы)
- Молодцы!

III. Знакомство со звуком [ы], и буквой ы.

1.Выделение звука.

-Откройте Букварь на с.44.
- Отгадайте загадку.
Желтый, круглый,
Весь из дыр
Любят мыши
Вкусный …(сыр)

-Сколько гласных звуков в этом слове? (Один [ы].)

- Сколько слогов?

- Будем ли обозначать ударный слог? Почему?

- Постройте схему этого слова. (Один ученик у доски, остальные в Букваре).

2. Знакомство с буквой.

- Что напоминает буква ы?

- Где место звука ы в слове сыр?

- Обозначим звук буквой на схеме.

3.Называние слов с буквой ы по рисункам.

- Назовите словами то, что нарисовано на картинках. (Сыр, тыква, рыба, бусы, …).

- Вы заметили, где в слове находится звук [ы]?

- Составляем схемы слов: обозначаем гласные звуки красным кружком, деление на слоги, постановка ударения, выделение знакомых согласных звуков, обозначение твердых согласных синим кружком, мягких - зеленым; обозначение звуков буквами).

- Отгадайте следующую загадку.
Ну и кошка
Вот так кошка
Даже страх берет немножко
И у этой кисочки
На ушах по кисточке. (Рысь)

- Сколько гласных звуков в этом слове? Какой?
- Сколько слогов? Почему?
- Сколько всего звуков в этом слове? Дайте характеристику каждому звуку.
- Постройте схему этого слова. (Один ученик у доски, остальные в Букваре).

- Найдите картинку, на которой изображены горы.
- Сколько гласных звуков в слове горы? ( Два). Какие? ([о], [ы].)
- Обозначьте их на схеме.
- Сколько слогов в слове? (Два). Разделите слово на слоги.
- Какой слог ударный? ( го - ударный, ры - безударный)

- Что вы можете сказать о звуке [ы] в словах сыр и горы. ( В первом слове он ударный, а во втором безударный.)

- Дайте характеристику звуку [ы]. (Звук [ы] - гласный, может быть ударным и безударным)

- Раскрасьте схему-«человечка» в Букваре.


4. Релаксация.
- Ребята, назовите слова, в которых есть звук [ы].
- В какой части слова находится звук [ы]?
- Попробуйте подобрать слова, которые начинаются на звук [ы].

- Получилось?

Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву ы.

- Действительно, в русском языке нет слов на букву ы. Она может стоять в середине или в конце слова.

IV. Закрепление изученного материала.

5. Чтение слогов и слов с буквой ы.
а) Чтение слогов.
- Ребята, прочитайте слоги про себя в Букваре на с.44.

га ги гы
па пи пы
та ти ты
ра ри ры

- Прочитайте 1-й столбик. Попробуем договорить эти слоги до слов.
- Прочитайте слоги во 2-м и 3- м столбике. Чем они различаются?
- Как читаются согласные звуки перед а и ы? (Твердо).
- Как читаются согласные звуки перед и? (Мягко)
б) Чтение слов.
- Прочитайте первый столбик слов про себя.
- Прочитайте первую пару слов. (Тропа - тропы)
- Что такое тропа? (Небольшая дорога).
- Чем различаются эти слова?
- Какой буквой заканчивается слово, обозначающее один предмет? (Буквой а). Подчеркните ее.
- Первое слово обозначает один предмет, по- другому говорят, что оно стоит в единственном числе.
- Какой буквой заканчивается слово, обозначающее много предметов? (Буквой ы). Подчеркните ее.
- Второе слово обозначает много предметов, по-другому говорят, что оно стоит во множественном числе.

- Прочитайте вторую пару слов. (Гитара - гитары).
- Чем различаются эти слова?
- Какой буквой заканчивается слово, которое стоит в единственном числе? (Буквой а)
- Какой буквой заканчивается слово, которое стоит во множественном числе? (Буквой ы)
- Подчеркните их.

Аналогично проводится работа с другими парами слов: парта-парты, рота-роты, рот-рты, игра-игры, торт-торты, порог -пороги.

- Как правильно произносить слово торт во множественном числе? На какой слог падает ударение?
- Какой буквой заканчивается слово пороги?
- Как вы понимаете слово пороги? ( Пороги возле дверей, пороги на реке)
- Какой можно сделать вывод?
- Какие буквы пишутся в словах, которые стоят во множественном числе?
( На конце слов во множественном числе может быть буква ы или и).

6. Составление предложений по рисункам.
- Каким одним словом можно подписать 1-й рисунок? (Тигр). 2-й рисунок? (Тигры).
- Самостоятельно выделите гласные звуки, разделите слова на слоги, поставьте ударение.
- Устно составьте предложение со словом тигры. ( Тигры выступают в цирке.).

7. Игра.
- Давайте поиграем в игру «Чудесные превращения» и попробуем превратиться в разных зверей.
Дилы-дилы-дилы - появились …(крокодилы)
Дети изображают охотящегося крокодила.
Афы-афы-афы - жуют листики …(жирафы)
Дети тянутся вверх, изображая жирафов.
Ны-ны-ны - водой брызгают …(слоны).
Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются.
Яны-яны-яны - по веткам скачут …(обезьяны).
Дети изображают скачущих обезьян.

V. Чтение текста «Лесная хатка» Н. Сладкова (с. 45)

  1. Работа с текстом до чтения.

- Рассмотрите иллюстрацию. Что за зверек изображен? Смотрите, какой у зверька мощный хвост, мощные лапы.

- Где живет этот зверек? (В воде.)

- Как он передвигается? (Плавает.)

- Прочитаем заглавие. Что такое хатка? (Изба, дом.). А где так называют дом? (Чаще на Украине.)

- Странно, почему же тогда «Лесная хатка»?

- Кто рассказал нам об этом зверьке? Прочитайте фамилию автора.

2. Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение «цепочкой» с комментированием.

- Мы будем читать текст, а вы внимательно слушайте, всё ли в тексте так, как нарисовал наш художник.

Кто-то построил из брёвен хатку на берегу. (Догадались, почему «Лесная хатка»?). Щели, как и положено, мхом заткнул, глиной замазал. (А зачем в доме щели затыкать?) Хороша получилась хатка, только без окон и без дверей. (Как же в неё войти?) Любопытно, кто в такой странной хате живёт? (Правда, а кто?)

Строили лесную хатку дровосеки-бобры. (Догадались, почему нет окон и дверей? Посмотрите на рисунок, это один из строителей.)

«Рубили» деревья зубами, зубами же и «распиливали» на брёвнышки. Сучья и брёвна в кучу складывали, щели конопатили (то есть закрывали щели) . И замазывали, чтобы не поддувало зимой, не морозило. (Вот, оказывается, зачем конопатили мхом, замазывали глиной.) А что в хате ни окон, ни дверей, так они и не нужны бобрам. Была бы дыра в полу: бултых в подполье-подводье - и на дне. А там с осени припасены сочные сучки и ветки - грызи на выбор.

б) Выявление первичного восприятия.

- Внимательно ли прочитал текст наш художник? (Есть несоответствие: на картинке бобёр в воде.)

- Правда ли, что бобрам не нужны окна и двери?

- Почему слова «рубили», «распиливали» в кавычках? (Потому что пользовались не топором и пилой, а зубами.)

- Где находят бобры корм зимой?

в) Повторное чтение. Выборочное чтение.

- Из чего же бобры строят хатку? Зачитайте.

- Как выглядит хатка бобра?

- Как автор называет героя текста?

- Как строили бобры свой дом? Покажите, какие движения они делали.

- Как попадает в свой домик бобёр? Какими словами называет автор вход в домик?

- Как бобёр готовится к зиме?

- Какой хитрец бобёр, вот как построил хатку. Это и защита от врагов.

Так просто ничего не бывает, если нет окон, дверей, значит, в этом есть необходимость. Бобёр не может бороться с врагами на суше. Хорошо ему только в воде. Очень интересный зверек.



  1. После чтения.

- Какие новые для себя слова вы встретили в тексте? Что они означают?

- Что вы узнали о жизни бобра?

Бобры - очень интересные животные. Из-за их меха 30 лет назад численность бобров сократилась. Были созданы заповедники, где ученые-специалисты наблюдали за жизнью зверьков, делали всё, чтобы увеличить их численность, даже строили сами эти домики-хатки, а бобры их с удовольствием занимали.

- Подчеркните в тексте слова, которые относятся к теме нашего урока.

VI. Итог урока.
- Назовите все изученные гласные звуки.

- Какие гласные указывают на мягкость согласного звука? На твердость?
- Какие гласные могут быть на конце слов во множественном числе?

- Приведите примеры.

1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Букварь»
2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Методические рекомендации для учителя «Уроки обучения грамоте»



© 2010-2022