- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова
Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лоточко Н.В. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБОУ СОШ №8)
Конспект урока по русскому языку, 3 класс
Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.
Автор:
Лоточко Наталия Васильевна,
учитель начальных классов
Цели: (Слайд 3)
-
формировать представление о чередовании согласных в корне слова;
-
вводить в активный словарь и познавательную деятельность учащихся формулировки « чередование согласных в корне слова»;
-
формировать практический опыт правописания слов с безударной гласной и парной согласной в корне;
-
развивать умения контролировать собственную учебную деятельность;
-
воспитывать ценностное отношение к результатам своей работы;
-
воспитание усидчивости и аккуратности.
Оборудование урока: презентация слайдов, проектор, экран, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока.
-
Организационный момент. (слайд 4)
Громко прозвучал звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
-
Словарная работа. (Слайды 5 - 13)
-
Актуализация знаний учащихся.
- Повторим некоторые понятия, которые помогут в работе на уроке.
Кроссворд (Слайд 14)
Корень главная часть слова, общая часть однокоренных слов.
Приставка - часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов в предложении.
Суффикс - часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов.
Окончание - изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
Основа - часть слова, которая остается, если отделить окончание.
- Какие слова мы называем однокоренными? (Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и общее значение, называются однокоренными.
- Давайте вспомним, и скажем, как правильно делать разбор слова по составу. Важно ли соблюдать очередность?
Слайд 15
Помни, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди
- Ребята, мы выполнили одну из задач, которые ставили перед собой? (ответы детей)
- Да, мы вспомнили, как правильно делать разбор слова по составу.
- А теперь вспомните, герой какой русской народной сказки не послушался сестрицы и превратился в милое домашнее животное? (слайд 16)
- Утром и вечером ходил на берег козленочек и жалобно звал:
- Алёнушка, сестрица моя!
- Выплынь, выплынь на бережок.
- Нет ли в этих предложениях родственных слов? Докажите, что они однокоренные.
Берега - бережок
- Выделите корень.
Проверка задания на доске. (Слайд 17)
-
Постановка учебной задачи.
- Возникло затруднение (разногласие)?
- В чём наша проблема?
Что произошло в корне? (ответы детей)
- Букву Г заменила буква Ж, звук «г» заменил звук «ж».
Как называется эта замена? (ответы детей)
- Чередованием. (Слайд 18)
- Ребята, еще одна цель достигнута, мы нашли в предложениях родственные слова и доказали, что они однокоренные.
Физминутка. (Слайд 19-21)
-
закрепление.
- Сейчас мы попробуем составить пары родственных слов, в которых согласные звуки в корне чередуются, т.е. сменяют друг друга.
Работа у доски.
- Это что? - Рука. У маленького ребёнка - ручка. ( слайд 22).
- Разберём слова по составу. Корни - рук - руч. Есть чередование согласных? Какие согласные звуки чередуются?
Паук-паучок, флаг-флажок (аналогично).
- Как называется замена одного согласного звука на другой в корне слова? (ответы детей)
Самостоятельная работа. (Слай 23 - 24)
- Образовать слова и выделить корень. Найти согласные, которые
чередуются.
- Проверка задания.
6. Итог урока
Рифмовка.
Корни могут изменяться,
Но родными оставаться:
Бок - …(бочок), друг - …(дружок),
Ухо - …(уши), пух -…(пушок)
Какими нам слова считать?
Их будем однокоренными звать.
- Скажите, выполнена ли цель, поставленная перед нами?
7. Рефлексия.
-Выполнили ли мы все цели, поставленные в начале урока?
- Довольны своей работой?
8. Домашнее задание: стр. 120, правило, упр. 78. (Слай 25 - 26)