Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

(МБОУ СОШ №8)

Конспект урока по русскому языку, 3 класс

Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.


Автор:

Лоточко Наталия Васильевна,

учитель начальных классов

Цели: (Слайд 3)

  • формировать представление о чередовании согласных в корне слова;

  • вводить в активный словарь и познавательную деятельность учащихся формулировки « чередование согласных в корне слова»;

  • формировать практический опыт правописания слов с безударной гласной и парной согласной в корне;

  • развивать умения контролировать собственную учебную деятельность;

  • воспитывать ценностное отношение к результатам своей работы;

  • воспитание усидчивости и аккуратности.

Оборудование урока: презентация слайдов, проектор, экран, учебник, рабочая тетрадь.


Ход урока.

  1. Организационный момент. (слайд 4)

Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.

Громко прозвучал звонок -

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

  1. Словарная работа. (Слайды 5 - 13)

Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.

  1. Актуализация знаний учащихся.

- Повторим некоторые понятия, которые помогут в работе на уроке.

Кроссворд (Слайд 14)

Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.

Корень главная часть слова, общая часть однокоренных слов.

Приставка - часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов в предложении.

Суффикс - часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов.

Окончание - изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

Основа - часть слова, которая остается, если отделить окончание.

- Какие слова мы называем однокоренными? (Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и общее значение, называются однокоренными.

- Давайте вспомним, и скажем, как правильно делать разбор слова по составу. Важно ли соблюдать очередность?

Слайд 15

Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.

Помни, при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка - впереди

- Ребята, мы выполнили одну из задач, которые ставили перед собой? (ответы детей)

- Да, мы вспомнили, как правильно делать разбор слова по составу.

- А теперь вспомните, герой какой русской народной сказки не послушался сестрицы и превратился в милое домашнее животное? (слайд 16)

Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.

- Утром и вечером ходил на берег козленочек и жалобно звал:

- Алёнушка, сестрица моя!

- Выплынь, выплынь на бережок.

- Нет ли в этих предложениях родственных слов? Докажите, что они однокоренные.

Берега - бережок

- Выделите корень.

Проверка задания на доске. (Слайд 17)

Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.

  1. Постановка учебной задачи.

- Возникло затруднение (разногласие)?

- В чём наша проблема?

Что произошло в корне? (ответы детей)

- Букву Г заменила буква Ж, звук «г» заменил звук «ж».

Как называется эта замена? (ответы детей)

- Чередованием. (Слайд 18)

Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.

- Ребята, еще одна цель достигнута, мы нашли в предложениях родственные слова и доказали, что они однокоренные.

Физминутка. (Слайд 19-21)

Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.

  1. закрепление.

- Сейчас мы попробуем составить пары родственных слов, в которых согласные звуки в корне чередуются, т.е. сменяют друг друга.

Работа у доски.

- Это что? - Рука. У маленького ребёнка - ручка. ( слайд 22).

Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.

- Разберём слова по составу. Корни - рук - руч. Есть чередование согласных? Какие согласные звуки чередуются?

Паук-паучок, флаг-флажок (аналогично).

- Как называется замена одного согласного звука на другой в корне слова? (ответы детей)

Самостоятельная работа. (Слай 23 - 24)

- Образовать слова и выделить корень. Найти согласные, которые

чередуются.

Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.

- Проверка задания.

6. Итог урока

Рифмовка.

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться:

Бок - …(бочок), друг - …(дружок),

Ухо - …(уши), пух -…(пушок)

Какими нам слова считать?

Их будем однокоренными звать.

- Скажите, выполнена ли цель, поставленная перед нами?

7. Рефлексия.

-Выполнили ли мы все цели, поставленные в начале урока?

- Довольны своей работой?

8. Домашнее задание: стр. 120, правило, упр. 78. (Слай 25 - 26)

Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: Состав слова. Чередование согласных звуков в корне слова.

© 2010-2022