- Преподавателю
- Начальные классы
- Занятие по шахматам Шахматная комбинация. Матовые комбинации. (2 класс)
Занятие по шахматам Шахматная комбинация. Матовые комбинации. (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кудрявцева О.Я. |
Дата | 06.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект открытого занятия во 2 классе
Тема: «Шахматная комбинация. Матовые комбинации».
Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Задачи:
Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.
Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Формирование УУД:
Личностные действия: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие логического, тактического и стратегического и творческого мышления учащихся.
Регулятивные действия: способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, работать по предложенному руководителем плану, умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций.
Познавательные действия: умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры, формирование понятия об игровых возможностях шахматных фигур, нахождение выигрышных ходов.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Материалы:
Карточки с «адресами»
Магнитная шахматная доска
Плоские шахматные фигуры
Мультимедийная презентация «Шахматные фигуры»
Карточки с числами и словами
Комплекты шахмат
Аудиозапись песни «Шахматы»
Рисунок чаша с огоньками.
Ход занятия:
-
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Шахматный нас ждет урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
2. Знакомство с ходом и содержанием занятия:
- Сегодня мы снова отправимся в шахматную страну, повторим нотацию, будем решать шахматные комбинации, постараемся решить задачи, в которых требуется объявить мат в 2 хода. Прежде чем совершить путешествие, давайте выберем слова, которые будут помогать нам в течение всего занятия.
Лень, любознательность, грубость, насмешливость, доброта, трудолюбие.
- Прочитайте их и скажите, какие слова оставим нам в помощники. Почему вы так думаете объясните?
Трудолюбие- любовь к труду, к учебе, усердие старание в учебе.
Доброта- душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Любознательность- склонность к приобретению новых знаний.
- Мы с вами встретились вновь, для того чтобы продолжать изучать волшебный мир шахмат. Что такое шахматы? (высказывания детей)
Шахматы- это шахматная доска, где разворачиваются увлекательные сражения, происходят удивительные приключения маленьких пешек и шахматных фигур.
" Шахматы- это гимнастика для ума."
Как вы понимаете это выражение.(развивает мозг, чтобы сделать ход, нужно обязательно подумать)
3. Работа над ключевыми терминами:
1. Разминка.
- Какая фигура на доске самая сильная? (Ферзь.)
- Какая фигура может поставить шах и мат Королю? (любая, даже пешка.)
- Какая фигура грамоту знает, что ни ход, то буква? (Конь.)
- Кому объявляют шах? (Королю.)
- Как называются клетки на шахматной доске? (Поля)
- -Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя? (ферзь любит свой цвет)
- Каких фигур больше всего в начальной позиции? (пешек)
2. Сейчас вы внимательно посмотрите на фигуры, назовёте их и покажите как они ходят. ( презентация «Шахматные фигуры»)
3. Посмотрите все фигуры перепутаны.
- Давайте, поможем фигурам встать на место.
По краям доски Ладьи встали, как две башни.
Дальше для погони красавцы Кони.
Рядом с конями Слоны, для охраны они.
А теперь на заметку Ферзь любит свою клетку.
А с ним и король.
Перед ними стена- восемь Пешек, как одна.
-
Вспомним о ценности шахматных фигур. Разместить шахматные фигуры на ступеньках по нарастающей, используя карточки с числами.( 1, 3, 5, 9).
-
Физминутка.
-
Шахматные комбинации.
Задание «Объяви мат в 2 хода»
Дети получают карточки с «адресами» шахматных фигур и расставляют их на магнитной шахматной доске ( Комбинации №1, 2, 3 страница 70 «Шахматы второй год или учусь и учу пособие для учителя 2 класс»)
-
Игровая практика.
На каждой парте комплект шахмат. Дети играют примерно 7-10 минут.
6 . Рефлексия.
- А теперь наступил ответственный момент для вас. Подумайте и оцените каждый свою работу на занятии, я надеюсь, что свои знания оцените честно. Перед вами чаша, но она пуста, давайте наполним ее огоньками:
-кто считает, что справился со всеми заданиями, выбирает большой огонек
-а кто не справился со всеми заданиями, выбирает огонек поменьше.
Что получилось?
Факел искрится, светится разными огоньками и радует нас своим светом.
Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы больших огоньков в чаше было больше? (слушать учителя, не ленится, чаще играть в шахматы.
- Ребята, сегодня на занятии вы были добрыми, трудолюбивыми и любознательными как запланировали в начале.
Спасибо за занятие.
4