Занятие по шахматам Шахматная комбинация. Матовые комбинации. (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого занятия во 2 классе

Тема: «Шахматная комбинация. Матовые комбинации».

Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.

Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Формирование УУД:

Личностные действия: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие логического, тактического и стратегического и творческого мышления учащихся.

Регулятивные действия: способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, работать по предложенному руководителем плану, умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций.

Познавательные действия: умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры, формирование понятия об игровых возможностях шахматных фигур, нахождение выигрышных ходов.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Материалы:

Карточки с «адресами»

Магнитная шахматная доска

Плоские шахматные фигуры

Мультимедийная презентация «Шахматные фигуры»

Карточки с числами и словами

Комплекты шахмат

Аудиозапись песни «Шахматы»

Рисунок чаша с огоньками.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Шахматный нас ждет урок!

Так что время не теряем

И работать начинаем.

2. Знакомство с ходом и содержанием занятия:

- Сегодня мы снова отправимся в шахматную страну, повторим нотацию, будем решать шахматные комбинации, постараемся решить задачи, в которых требуется объявить мат в 2 хода. Прежде чем совершить путешествие, давайте выберем слова, которые будут помогать нам в течение всего занятия.

Лень, любознательность, грубость, насмешливость, доброта, трудолюбие.

- Прочитайте их и скажите, какие слова оставим нам в помощники. Почему вы так думаете объясните?

Трудолюбие- любовь к труду, к учебе, усердие старание в учебе.

Доброта- душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Любознательность- склонность к приобретению новых знаний.

- Мы с вами встретились вновь, для того чтобы продолжать изучать волшебный мир шахмат. Что такое шахматы? (высказывания детей)

Шахматы- это шахматная доска, где разворачиваются увлекательные сражения, происходят удивительные приключения маленьких пешек и шахматных фигур.

" Шахматы- это гимнастика для ума."

Как вы понимаете это выражение.(развивает мозг, чтобы сделать ход, нужно обязательно подумать)

3. Работа над ключевыми терминами:

1. Разминка.

- Какая фигура на доске самая сильная? (Ферзь.)

- Какая фигура может поставить шах и мат Королю? (любая, даже пешка.)

- Какая фигура грамоту знает, что ни ход, то буква? (Конь.)

- Кому объявляют шах? (Королю.)

- Как называются клетки на шахматной доске? (Поля)

- -Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя? (ферзь любит свой цвет)

- Каких фигур больше всего в начальной позиции? (пешек)

2. Сейчас вы внимательно посмотрите на фигуры, назовёте их и покажите как они ходят. ( презентация «Шахматные фигуры»)

3. Посмотрите все фигуры перепутаны.

- Давайте, поможем фигурам встать на место.

По краям доски Ладьи встали, как две башни.

Дальше для погони красавцы Кони.

Рядом с конями Слоны, для охраны они.

А теперь на заметку Ферзь любит свою клетку.

А с ним и король.

Перед ними стена- восемь Пешек, как одна.

  1. Вспомним о ценности шахматных фигур. Разместить шахматные фигуры на ступеньках по нарастающей, используя карточки с числами.( 1, 3, 5, 9).


  1. Физминутка.

  2. Шахматные комбинации.

Задание «Объяви мат в 2 хода»

Дети получают карточки с «адресами» шахматных фигур и расставляют их на магнитной шахматной доске ( Комбинации №1, 2, 3 страница 70 «Шахматы второй год или учусь и учу пособие для учителя 2 класс»)


  1. Игровая практика.

На каждой парте комплект шахмат. Дети играют примерно 7-10 минут.

6 . Рефлексия.

- А теперь наступил ответственный момент для вас. Подумайте и оцените каждый свою работу на занятии, я надеюсь, что свои знания оцените честно. Перед вами чаша, но она пуста, давайте наполним ее огоньками:

-кто считает, что справился со всеми заданиями, выбирает большой огонек

-а кто не справился со всеми заданиями, выбирает огонек поменьше.

Что получилось?

Факел искрится, светится разными огоньками и радует нас своим светом.

Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы больших огоньков в чаше было больше? (слушать учителя, не ленится, чаще играть в шахматы.

- Ребята, сегодня на занятии вы были добрыми, трудолюбивыми и любознательными как запланировали в начале.

Спасибо за занятие.

4

© 2010-2022