- Преподавателю
- Начальные классы
- Особенности памяти и способы её развития у младших школьников
Особенности памяти и способы её развития у младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хмарина А.В. |
Дата | 12.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - гимназия № 19 г. Орла
Статья
на тему:
« Особенности памяти и способы её развития у младших школьников»
Учитель: Хмарина А.В.
Введение.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Актуальность данной темы обусловлена тем, что память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений, т.е. память младшего школьника - первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. Учителю необходимо построить процесс обучения так, чтобы добиться от учащихся максимального запоминания материала и его наиболее точного воспроизведения, а это возможно лишь тогда, когда психологические процессы приобретают произвольный характер.
Процесс развития памяти у детей будет протекать успешно, если учитель и родители будут строить его, учитывая индивидуальные особенности конкретного ребёнка; пользуясь рекомендациями, использовать различные приёмы, способствующие хорошему запоминанию.
Глава 2.1. Понятие «памяти» с психологической точки зрения.
Большинство психологов пришло к выводу, что память не может быть определена как одно из свойств мозга, в отрыве от особенностей каждого человека, его интересов, деятельности. В настоящее время установлено, что процессы, лежащие в основе памяти, активны и должны рассматриваться, как особого рода мыслительная деятельность, с присущим ей активным поиском нужной информации. Со стороны родителей и учителей бывает много жалоб на «плохую» память ребёнка, особенно в 1-ом классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день и т.д. В то же время тот же самый ребёнок великолепно запоминает рекламу или может точно пересказать заинтересовавший его фильм или мультфильм. «Плохая» память, по мнению психологов, объясняется нередко тем, что отсутствует интерес к данной области знаний, к данному предмету, и может сочетаться с хорошим запоминанием того, что интересно ребёнку. У детей это явление выражено более заметно. Итак, впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы в совокупности и называются памятью. Более точно и строго память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. По времени сохранения материала память бывает :
- Мгновенная
- Кратковременная
- Оперативная
- Долговременная
- Двигательную
- Слуховую
- Зрительную
- Обонятельную
- Осязательную
- Эмоциональную и др.
По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала можно выделить
- Произвольную и
- Непроизвольную память.
Глава 2.2. Особенности памяти у младших школьников. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. В этом возрасте у детей очень сильна направленность детей на внешний мир. Факты, события, детали производят на них сильное впечатление. Важный источник успехов младших школьников в учении - их подражательность. Учащиеся повторяют рассуждения учителя, приводят примеры, аналогичные примерам товарищей и т.д. В связи с поступлением в школу происходит значительная перестройка и развитие памяти детей. Память постепенно становится всё более организованной, регулируемой и управляемой психической деятельностью. Процессы памяти всё более и более приобретают характер произвольных процессов, постепенно развивается и совершенствуется словесно-логическая память. Приступая к обучению в школе, дети уже способны к произвольному и осмысленному запоминанию. Однако эта способность у них ещё слабо развита. Поэтому учителю необходимо особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники научились правильно и осмысленно запоминать учебный материал. Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности школьника. К концу начального обучения непроизвольное запоминание становится более продуктивным. Это проявляется в том, что с возрастом увеличивается объём запоминания интересных текстов, сказок, ребёнок рассказывает больше подробностей и относительно глубоко передаёт содержание .непроизвольное запоминании е становится более осмысленным. Первое время у детей не достаточно развит самоконтроль. Первоклассники, например, как правило, проверяют себя с чисто внешней стороны, не отдавая себе отчёта в том, смогут ли они воспроизвести материал на уроке. Самоконтроль, как правило, осуществляется на основе узнавания, когда ученик, прочитывая повторно материал, испытывает чувство знакомости. Без специального обучения младшие школьники не используют рациональных приёмов и при заучивании наизусть. Они не используют комбинированное повторение (в целом виде и по частям) при заучивании правил. Дети запоминают правило лишь в целом, поэтому и понимают хуже. Это приводит к механическому запоминанию. В младшем школьном возрасте воспроизведение зачастую представляет большие трудности в связи с тем, что требует умения ставить цель, активизировать мышление. Воспроизведением младшие школьники начинают пользоваться при заучивании наизусть. При этом чаще всего они воспроизводят с опорой на текст, к припоминанию же они прибегают реже, т.к. оно связано с напряжением. Первоначально младшие школьники лучше запоминают наглядный материал: например, предметы, которые ребёнка окружают и с которыми он действует, изображение предметов, людей. Если же говорить о запоминании словесного материала, то на протяжении обучения в начальной школе дети лучше запоминают слова, обозначающие конкретные понятия, чем - абстрактные.
Глава 2.3. Способы развития памяти у младших школьников. Как уже говорилось выше, у первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребёнка сведения и события его жизни. Однако, далеко не всё из того, что приходится запоминать ребёнку в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная, эмоциональная память оказывается уже недостаточной. Спорным представляется утверждение, что для развития памяти ребёнка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним. Практика показывает, что одного интереса к учению недостаточно для развития произвольной памяти как высшей психической функции. Совершенствование памяти в начальной школе обусловлено в первую очередь освоением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и смысловой обработкой запоминаемого материала. Опора на мышление, использование различных способов запоминания превращают память младшего школьника в истинную психическую функцию, осознанную, опосредованную, произвольную. Без специальной целенаправленной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестаёт себя оправдывать, и это вынуждает ребёнка искать приёмы организации памяти. Чаще всего таким приёмом оказывается многократное повторение - универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание. В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объёму материала, такой способ запоминания позволяет справляться с учебной нагрузкой. Но нередко он остаётся у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано, в первую очередь, с тем, что в младшем школьном возрасте ребёнок не овладел приёмами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В качестве мыслительных приёмов запоминания могут быть использованы
- Смысловое соотнесение;
- Классификация;
- Выделение смысловых опор;
- Составление плана и др.
- Организация повседневного учебно-бытового поведения (сознательное овладение режимом труда и отдыха);
- Создание форм сотрудничества детей при решении разнообразных учебных задач (например, взаимный контроль);
- Разнообразное, модифицирующее повторение;
- Повторение, включённое в новую деятельность(в решение новой задачи);
- Запоминание материала, найденного самостоятельно в ходе активной деятельности (проблемной ситуации);
- Самостоятельная продуктивная работа учеников с текстами на основе использования письменной речи и изобразительных средств;
- Использование при воспроизведении материала матриц, схем, планов и т.д.;
- Смысловая группировка материала;
- Выделение смысловых опорных пунктов;
- Смысловое соотнесение или сопоставление того, что запоминается, с чем-либо уже изученным;
- Опора на наглядный материал (вовлечение в процесс запоминания образной и эмоциональной памяти).
Глава 3.1. Тесты для изучения различных свойств памяти.
Тест 1. «Диагностика типа памяти»
(определение типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов).
Испытуемому предлагается поочерёдно 4 группы слов для запоминания на слух, при зрительном восприятии, при моторно-слуховом, при комбинированном.
I II III IV
дирижабль самолёт пароход волк
лампа чайник собака бочка
яблоко бабочка парта коньки
карандаш ноги сапоги самовар
гроза бревно сковорода пила
утка свеча калач весло
обруч тачка роща загадка
мельница журнал гриб прогулка
попугай машина шутка книга
листок столб сено трактор
Экспериментатор читает первый ряд слов (Слуховое запоминание) с интервалом 4-5 сек. между словами. После 10-секундного перерыва ребёнок записывает на листочке запомнившиеся слова и отдыхает 10 минут.
Затем экспериментатор показывает слова 2 ряда (зрительное запоминание), которые ученик после 10-ти секундного перерыва также записывает по памяти на листочке.
Дав 10 минут отдыха, экспериментатор читает вслух слова 3 ряда, а ребёнок шёпотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе пальчиком ( моторно-слуховое запоминание ). После 10 секунд перерыва воспроизводит слова на листочке.
После 10 минут перерыва для запоминания предъявляются слова 4 ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а ребёнок одновременно следит по карточке, шёпотом повторяет каждое слово и «пишет» его в воздухе (комбинированное запоминание). Затем воспроизводит запомнившиеся слова.
Таким образом, при запоминании и дальнейшем воспроизведении ребёнком каждого ряда слов доминирует определённый вид анализатора : слуховой, зрительный, моторно-слуховые центры и их комбинации.
Обработка и анализ результатов:
О преобладающем типе памяти у ребёнка можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти С:
С=(А:10)х100%
А - количество правильно воспроизведённых слов.
Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов более успешное воспроизведение слов. Чем выше коэффициент памяти к 100%, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
По результатам исследования можно говорить о трёх уровнях запоминания: высокий(более 80%), средний(60-79%), низкий (объём запоминания меньше 50-60 %).
Тест 2. «Картинки»
(оценка зрительной памяти - кратковременной и долговременной).
Ребёнку показываются 10 картинок, на каждой из которых изображён знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребёнка со всеми десятью картинками по очереди ребёнок должен назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значения.
Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребёнком по памяти; повторы не учитываются, так же, как и названные предметы, которых на картинках не было.
Через 1 час ребёнку предлагается снова вспомнить все картинки.
Обычно дети 6-7 лет воспроизводят с помощью взрослого 7-8 предметов из 10.
Тест 3. «Запомни слова»
(оценка слуховой памяти - кратковременной и долговременной).
Ребёнку читаются 10 слов : стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь. Просим повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.
6-7-летний ребёнок обычно повторяет 5-6 слов. Это показатель хорошей кратковременной памяти.
Далее ребёнку называют те слова, которые он не воспроизвёл самостоятельно, и так повторяют 5 раз. Обычно к пятому повторению ребёнок в силах назвать 9-10 слов.
К этому упражнению надо вернуться через 1 час и , не называя слов, попросить ребёнка вспомнить их. Долговременная память для детей 6-7 лет считается хорошей, если он припомнил 7-8 слов.
Тест 4. «Запомни фразы»
(оценка смысловой памяти).
Ребёнку читаются такие фразы:
-
Зимой идёт снег.
-
Дети любят играть.
-
В саду растут яблони и груши.
-
В небе летит самолёт.
-
Девочка играет с собакой.
Ребёнка просят повторить те фразы, которые он запомнил. При этом главное - предать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребёнок не смог повторить все фразы, надо прочитать их ещё раз.
Ребёнок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-ей попытки.
Тест 5. «Запомни пару»
(исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов). Ребёнку предъявляются два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. I II кукла - играть жук - кресло курица - яйцо компас - клей ножницы - резать колокольчик - стрела лошади - сани синица - сестра книга - учитель лейка - трамвай бабочка - муха ботинки - самовар щётка - зубы спичка - графин барабан - музыкант шляпа - пчела снег - зима рыба - пожар корова - молоко пила - яичница Экспериментатор читает испытуемому 10 пар слов исследуемого ряда ( интервал между парой слов - 5 секунд ). После 10 секунд перерыва читаются левые слова ряда ( с интервалом в 10 секунд ), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Результаты записывают в таблицу:
Объём логической памяти
Объём механической памяти
Кол-во слогов 1-го ряда(А1)
Кол-во запомнив-шихся слов (В1)
Коэффициент смысловой памяти (С1=А1:В1)
Кол-во слогов 2-го ряда (А2)
Кол-во запомнив-шихся слогов (В2) Коэффициент механической памяти (С2=А2:В2)
Глава 3.2. Коррекционные и развивающие упражнения на память.
- Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти : «Каскад слов».
- ОГОНЬ
- ДОМ, МОЛОКО
- КОНЬ, ГРИБ, ИГЛА
- ПЕТУХ, СОЛНЦЕ, АСФАЛЬТ, ТЕТРАДЬ
- КРЫША, ПЕНЬ, ВОДА, СВЕЧА, ШКОЛА
- КАРАНДАШ, МАШИНА, БРАТ, МЕЛ, ПТИЦА, ХЛЕБ
- ОРЁЛ, ИГРА, ДУБ, ТЕЛЕФОН, СТАКАН, ПАЛЬТО, СЫН
- ГОРА, ВОРОНА, ЧАСЫ, СТОЛ, СНЕГ, КНИГА, СОСНА, МЁД
- МЯЧ, ЯБЛОКО. ШАПКА, МОРКОВЬ, СТУЛ, БАБОЧКА, МЕТРО, ЦЫПЛЁНОК, НОСКИ
- ГРУЗОВИК, КАМЕНЬ, ЯГОДЫ, ПОРТФЕЛЬ, САНКИ, МОЛОТОК, ДЕВОЧКА, СКАТЕРТЬ, АРБУЗ, ПАМЯТНИК.
- Упражнение на развитие зрительной памяти.
- Упражнение на развитие памяти на цифры, буквы, слова.
6 2
2 8 3
3 7 1 4
6 3 9 1 5
8 1 4 9 2 6
7 4 1 8 3 9 2
Далее можно предложить ребёнку выполнить то же самое задание, только зачитывая цифры без показа. В третьей серии можно попробовать научить ребёнка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начать следует с того цифрового ряда, который ребёнок уже не смог повторить. Для того, чтобы легче запомнить каждую цифру, надо научить ребёнка отыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например, какое-то число совпадает с возрастом ребёнка, какое-то - с номером квартиры и т.д. Теперь ему будет легче воспроизвести этот числовой ряд. Тот же самый приём можно использовать и для тренировки запоминания букв и слов. Надо постоянно учить ребёнка использовать своё воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надёжно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.
- Игра на развитие памяти : «Я положил в мешок».
- Игра: «Я - фотоаппарат».
- Игра «Заметь и запомни».
Возможные варианты:
1.Приоткрыть те же предметы на 8-10 секунд, спросить, в какой последовательности они лежали. 2. Поменяв местами два каких-нибудь предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить ребёнку определить, какие два предмета переложены. 3. Попросить ребёнка, не глядя больше на предметы, сказать какого цвета каждый из них. 4. Положив один на другой 8 предметов, предложить ребёнку перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз (рассматривать 20 секунд). 5. Разместить 5-6 предметов в разных положениях : перевернуть, поставив на бок, положить друг к другу, один на другой и т.д. Ребёнок должен сказать, в каком положении находится каждый предмет (показывать 20 секунд).
Заключение. Память - сложный психический процесс, исследованию которого посвящены труды многих учёных. Их результаты позволяют уже сейчас проводить эффективные занятия по развитию памяти, используя нетрадиционные способы переработки и хранения информации. В связи с этим, готовясь к урокам, педагогу надо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический. Учителю необходимо добиться от учащегося максимального запоминания материала и его воспроизведения. Поэтому учителю необходимо особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники научились правильно и осмысленно запоминать учебный материал. Надо систематически знакомить учащихся с приёмами рационального запоминания, не рассчитывая на то, что школьники, по мере приобретения опыта учебной работы, сами их найдут. А родителям, стремясь развить память своего ребёнка, надо иметь в виду : независимо от того, хорошая или плохая у ребёнка память, перегружать её вредно. Очень важно и в тестировании, и в коррекции памяти ребёнка ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запомнить тот или иной материал.
Содержание :
-
Введение.
-
Теоретическая часть:
Глава 2.1. Понятие «памяти» с психологической точки
зрения.
Глава 2.2. Особенности памяти у младших
школьников.
Глава 2.3. Способы развития памяти у младших
школьников.
-
Практическая часть:
Глава 3.1. Тесты для изучения различных свойств
памяти.
Глава 3.2. Коррекционные и развивающие упражнения
На память.
-
Заключение.
-
Список использованной литературы.
Список использованной литературы:
-
Абульханова - Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М., 1990.
-
Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1996.
-
Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., 1984.
-
Брунер Дж. Психология познания: Пер. с англ. - М., 1997.
-
Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. Занимательные игры для детей. М., 1994.
-
Зинц Р. Обучение и память: Пер. с нем. - М., 1984.
-
Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе.// Вопросы психологии.- 2000.
-
Липкина А.И. Самооценка школьника и его память.// Вопросы психологии - 1991.
-
Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М., 1976.
-
Репкин В.В., Ячина А.С. Произвольное запоминание как необходимое условие самостоятельного усвоения учебного материала.// Вестник Харьковского университета. - № 122.
11.Репкина Н.В. Память и особенности целеполагания в учебной деятельности младших школьников.// Вопросы психологии.- 1983.
12. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.
Приложения
-
Примеры заданий на развитие памяти, используемых на уроках математики:
- Игра «Что изменилось?».
- Игра «Посмотри и запомни» (можно использовать в качестве математической разминки в начале урока).
Дополнительный вопрос: «Каких фигур больше: многоугольников или квадратов?».
«Посмотрите на пронумерованные картинки и запомните их вместе с номерами. После закрытия попытайтесь вспомнить картинки по порядку».
«Смотрите на ряд рисунков в течение 5 секунд и нарисуйте то, что запомнили».
2.Примеры заданий на развитие памяти на уроках русского языка:
-
Задания, используемые в качестве разминки :
Вспомните и назовите, какая буква третья а алфавите? Пятая с конца?
Какая буква в русском алфавите идёт после Р? После Л?
Какая буква в русском алфавите идёт перед Д? Перед Ш? и т.д.
Названия каких месяцев не заканчиваются на Ь?
-
Использование памяток при письме по памяти:
-
Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов и выражений.
-
Найди в словах буквы, которые нужно проверить или запомнить.
-
Выучи текст наизусть.
-
Ещё раз внимательно прочитай текст.
-
Закрой книгу и напиши текст.
-
Проверь: читай слово в тетради и это же слово в учебнике.
Примеры текстов для письма по памяти:
* Отгадай загадку. Подготовься писать по памяти. Взаимопроверка.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
* Отгадай загадку. Выучи её наизусть. Напиши первые две строчки по памяти. Всё я знаю, всех учу, Но сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Надо грамоте учиться.
* Напиши загадку по памяти. Отгадай её. Вишу, стою, а всё иду, При этом точный счёт веду.
* Напиши по памяти. Составь свой рассказ о том, как ты помогаешь зимой птицам. Трудно птицам зимовать. Надо птицам помогать.
* Подготовься писать по памяти. Подчеркни буквы, которые нужно проверять. Весело сияет Месяц над селом; Белый снег сверкает Синим огоньком.
* Отгадай загадку. Напиши по памяти. Подчеркни слова с разделительным Ь. Мы ходим ночью, Ходим днём, Но никуда Мы не уйдём. Мы бьём исправно Каждый час, А вы, друзья, Не бейте нас!
- Развитию памяти способствует также и заучивание наизусть скороговорок, пословиц, потешек, стихотворений; различные виды пересказов текстов в ходе уроков литературного чтения и др.
- Игра «Нарисуй по памяти картинку».
Учитель в течение 5 секунд показывает картинку, а дети затем воспроизводят по памяти увиденное.
- Как вариант предыдущей игры: нарисуй фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.
- Игра «Расставь точки».
В течение 2-3 секунд ребёнку показывают картинку, на которой в квадрате нарисованы точки. Затем закрывают этот квадрат листом бумаги. Задание детям: Расставь точки точно также, как на картинке.
- Игра «Форма предметов».
Участники игры располагаются в кругу. Учитель предлагает всем участникам по очереди назвать 5 предметов одинаковой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные и т.д.). Тот из участников, кто за минуту не сможет припомнить 5 предметов, обладающих названным признаком. Выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешаентся.
- Игры и упражнения на развитие памяти, используемые на уроках окружающего мира:
- «Прогулка в картинках».
- «Слова».
- «Цепочка слов».
Пример карточки:
Ф.И. уч-ка
Весна -
Река -
Праздник -
Мост -
Пчела -
Дуб -
Варианты групп слов, имеющих логическую связь:
а) весна - солнце - ручей
река - рыболов - уха
мост - река - вода
пчела - улей - мёд
праздник - песни - веселье
б) пионер - барабан - вожатый
доклад - обсуждение - решение
чтение - глаза - книга
сад - земля - растение
песня - музыка - слова
в) спорт - стадион - состязание
лес - дерево - кустарник
город - здание - улица
война - сражение - солдаты
больница - врач - больной
озеро - берег - вода и др.
-
Игра «Кто больше запомнит?».
Дети сидят в кругу. Первый уч-к называет любое слово, например: «цветок». Следующий уч-к повторяет названное слово и добавляет любое своё. Третий уже повторяет эти 2 слова и добавляет своё. И так далее. Победителем в этой игре становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов.
На динамических паузах или в качестве физ минуток можно использовать следующее упражнение.:
«Выполни движения».
Цель : развитие зрительной и двигательной памяти.
Ведущий показывает несколько действий, не называя их, и даёт задание игрокам повторить действия в той же последовательности, в которой они и были показаны.
Если игрок ошибается, он выбывает из игры. Тот, кто остаётся, имеет самый высокий уровень развития памяти.
Эту игру можно провести , сочетая показ упражнений с названием движения. В этом случае мы развиваем слуховую, зрительную и двигательную память.
Варианты движений :
а) - руки подняты вверх;
- сделан хлопок над головой;
- руки разведены в стороны;
- сделано вращательное движение руками;
- руки опущены вниз.
б) - руки подняты вперёд;
- сделано приседание;
- исходное положение;
- голова повёрнута направо;
- голова повёрнута налево;
-голова прямо и т.д.