Конспект урока по русскому языку на тему Безударные гласные в корне слова (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Обобщение по теме «Безударные гласные в корне слова».

(«Путешествие в страну Грамматика»)

Тип урока: урок - путешествие.

Цель урока: Закрепить умение находить безударные гласные в корнях слов, закрепить различные способы проверки безударной гласной в корне, выделять корень слова, писать корень в однокоренных словах единообразно.

Задачи: Развивать универсальные учебные действия: Личностные: Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при письме, интерес к предмету. Познавательные: Развивать умение находить безударный гласный в корне слова; подбирать проверочные слова, единообразно писать корни в однокоренных словах. Формировать у детей осознанность письма.

Регулятивные: Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. Коммуникативные: Учить культурному общению учащихся (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать свою деятельность).

Оборудование: Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока, сигнальные светофоры, рисунок яблони с «яблоками-буквами», цветные карточки с заданиями, карточки со словами, листочки с предложениями для четвестишья, звёздочки.


Этап урока

Содержание урока

Примечание

I.Организационный момент








II.Актуализация знаний и постановка темы и задач урока.

1.Наблюдение.


2.Формулировка темы и задач урока.

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

-Тихо сядем.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.
-С каким настроением вы пришли на урок? Покажите своё настроение «звёздочкой»: если у вас замечательное, отличное настроение- красная звезда, если хорошее настроение- жёлтая звезда, ну а если у вас не очень хорошее настроение, вы чем-то обеспокоены - синяя звезда . -Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Успехов вам и удач! Сегодня на уроке у нас гости. Я думаю, вы покажете нашим гостям, как вы можете хорошо, активно работать на уроке.
-Сегодня, ребята, мы с вами совершим путешествие в волшебную страну Грамматика, на станциях которой вас будут ждать сказочные герои и задания, которые они вам приготовили. А в конце нашего путешествия вас ждёт сюрприз.
-Предлагаю, ребята, открыть тетради и записать дату и место нашего отправления … -Какие орфограммы встретились в этих словосочетаниях?
Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
-А вот на каком транспорте мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку…

Что за чудо - длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином

(Автобус) -Вот на этом автобусе мы поедем в страну Грамматика. Рассаживаемся по местам. -Ребята, давайте вспомним правила поведения в транспорте.

Правила поведения в транспорте.

1. Захожу в транспорт не спеша, не опережая всех.
2. Приобретаю билет.
3. В транспорте не толкаюсь, стараюсь не наступать людям на ноги, не опираюсь локтем на человека, который стоит рядом, не толкаю в спину.
4. Уступаю место старшим и девочкам, употребляя «волшебные» слова.
5. В салоне автобуса, троллейбуса, трамвая не разговариваю громко, не высовываюсь из окна, не мешаю пассажирам при выходе и на входе.
6. При входе в автобус мальчик пропускает девочку, а при выходе он выходит первым, готов помочь ей сойти. Маме, учительнице, старшей сестре и другим взрослым подает при этом руку.
7. В транспорте не есть мороженое, пирожные (можно нечаянно испачкать одежду пассажиров или сидения), желательно не пить воду (опасно для здоровья)
8. Выходя, пропустить старших, помочь пожилым людям и инвалидам.

-Итак, отправляемся в путь.

(звучит музыка «Мы едем, едем, едем в далёкие края»)

-Первая наша станция « Вспоминай-ка»


-Обратимся к словам на доске. Прочитайте слова: Мороз, морозить, морозный. Лесок, лесная, лесник.
-Что вы можете сказать об этих группах слов? (однокоренные) -Докажите…(у них одинаковый корень, одинаковое значение) -Поставьте ударение в словах. - Что объединяет эти слова? (Безударные гласные ) -Что вы можете сказать о безударных гласных? (непроверяемая безударная гласная «О» - в первой группе слов и проверяемая безударная гласная «Е» - во второй группе слов) -В какой части слова находится безударная гласная? (в корне) -Выделите корень. -Что такое корень? (Корень- это главная общая часть всех однокоренных слов.) -О чём мы говорили на протяжении нескольких уроков на уроках русского языка? (о безударных гласных) - Сформулируйте тему нашего урока. (Обобщение темы Безударная гласная в корне слова) - Какие задачи поставим на уроке? Помогут вам их сформулировать опорные слова: (схемы) закреплять: знания о гласных, о корне и однокоренных словах находить: безударные гласные в корнях, подбирать проверочные слова выделять: корни в словах, безударные гласные проверяемые и непроверяемые.














Слайд 1

«Страна Грамматика»

Слайд 2

Слайд 3




























Слайд 4

Станция «Вспоминай-ка»


-Итак, за повторение пройденного я вам даю звезду.

Путь открыт, наш автобус отправляется…

(звучит музыка «Мы едем, едем, едем в далёкие края»)


III.Словарно-орфографическая работа



1уч-ся работает у доски, остальные - в тетрадях
-Мы прибыли на станцию «Грамматей-ка». -Кто же нас встречает на этой станции? Отгадайте: Он и весел, и незлобен, Этот милый чудачок. С ним хозяин - мальчик Робин И приятель - Пятачок. Для него прогулка - праздник. И на мёд особый нюх. Этот плюшевый проказник - Медвежонок … (Винни-Пух.)
-Из какого произведения к нам пришёл Вини-Пух? («Вини-Пух и все, все, все»)
-Кто написал это произведение? (Алан Александр Милн) (Показ книги. Выставление на книжную выставку)
-Винни-Пух придумал для вас кроссворд. Отгадайте слова и вставьте в кроссворд :

Бываю я малиной, арбузом и рябиной. (ягода) -С красной строки записываем слова через запятую в тетради. -Поставьте ударение. -Выделите безударную гласную.

Железный нос
В землю врос,
Роет, копает,
Землю разрыхляет. (лопата)

Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается. (собака)

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза...
И что это? (Машина)

На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я - … (пенал)

Всегда он в работе,

Когда говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. (язык)

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка! (тетрадь)
Запись на доске: ягоды, лопата, машина, собака, пенал, язык, тетрадь.
-Какое зашифрованное слово по вертикали получилось? (гласные)
-Какие орфограммы встретились в данных словах? ( Непроверяемая безударная гласная, парный согласный на конце слова)
-Какие слова мы записали? (словарные слова) -Почему их так назвали?
-Да, ребята, к таким словам проверочные слова подобрать нельзя, поэтому вы можете зрительно запомнить, как они пишутся. Такие слова вы можете найти в орфографическом словаре (показ и выставление на книжную выставку орфографического словаря)

Слайд 5

Станция

«Грамматей-ка»


















Одновременно с показом дети записывают словарные слова.


-Какой частью речи выражены все эти слова? (Имена существительные)
-Винни-Пух дарит вам волшебную звезду за старание.



-Итак, снова в путь… (звучит музыка «Мы едем, едем, едем в далёкие края»)


Физкульт

минутка для глаз -Мы прибыли на станцию «Отдыхай-ка».
-Отложили все в сторону, сели поудобнее. Следим глазами за всеми предметами на экране. -Закрыли глазки, сейчас мы с вами продолжим наше путешествие по стране Грамматика. (звучит музыка)

Слайд 6

Станция

«Отдыхай-ка»

IV. Работа по теме урока.

Обобщение.


1.Фронтальная работа

(по 1уч-ся работают у доски, остальные - записывают слова в тетради)



2.Самостоятельная работа уч-ся по карточкам

(дифференцированные задания)





-Открываем глазки и попадаем на станцию «Собирай-ка», нас встречает, отгадайте, кто… Длинное ухо. Комочек пуха. Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц)
-В каких произведениях вам встречался Заяц? -А я вам хочу предложить для чтения книгу про Зайца. («Мешок яблок» В.Сутеев) -Кто заинтересуется и захочет больше узнать о зайцах и других животных, можете почитать художественные книги или энциклопедию про животных для детей ( показ и выставление на книжную выставку) - Зайчик хочет провести с вами игру «Сбор яблок» Но эти яблоки, как видите, непростые, нужно их вставить правильно в слова. (на доске «яблоня» с «яблочками-гласными», дети срывают «яблочки» и вставляют в слова)
Гласные бывают такие опасные Звук очень ясно слышится, А буква другая пишется. Проникнув в тайны фонемы. Осилим эти проблемы. (сигнализируем «светофорами»)
Звонок, гроза, река, снежинка, роса, трава, спина, мячи.
-Запишите эти слова в тетрадь, подобрав устно проверочные слова. -Выделите корень. Как определить корень? (подобрать однокоренные слова) -Подчеркните безударную гласную в корне. -Как вы проверили безударную гласную? (одним из способов проверки) -Пришло время прощаться с Зайчиком. За вашу работу он вас благодарит и дарит звезду.
-Отправляемся путешествовать дальше по стране «Грамматика» (звучит музыка «Мы едем, едем, едем в далёкие края»)

Слайд 7

Станция

«Собирай-ка»










Иллюстрация «Яблоня с яблоками»











Слайд 8

Станция «Всезнай-ка»




Разно-уровневые задания




























Слайд 9

Самопроверка работы на слайде такого же цвета

-И следующая станция «Всезнай-ка». Кто нас встречает, отгадайте…

-Из какого произведения Мальвина? («Приключения Буратино или Золотой ключик»)

-Мальвина приготовила для вас интересное задание.

Давайте попробуем проверить свои знания и оценить себя

-На столах у вас лежат разноцветные карточки: выберите себе работу, с которой, по вашему мнению, вы справитесь, и выполните её.

За карточку «красного цвета» вы получите оценку «5»,

за карточку «жёлтого цвета» вы получите оценку «4»,

карточкой « зелёного цвета»- вы проверите свои знания .

Зелёная карточка

Поставить знак ударения, подчеркнуть безударную гласную в словах:

дрозды, оса, часовщик, Снегурка, садовник, кольцо.





Жёлтая карточка

Проверьте обозначение гласного звука, подобрав проверочное слово:

кр..ты-крот, дв..ры- …,

гр..бы- …, сл..ны- …,

с..ва- …, г..ра- …,

ст..на- …, д..ревья- …

Красная карточка

Спишите предложение, вставив нужные буквы. Подчеркните главные члены предложения:

Л..ства к..вром л..жит под н..гами.

-Проверьте свою работу. На слайде этого же цвета- правильно выполненное задание.

Если есть ошибка, исправьте ее карандашом.

-Оцените работу на полях карандашом.

-Кто из вас выполнил работу без ошибок? (5)

-Кто - с 1ошибкой? (4)

-Кто не справился с заданием? (2)

-Вложите свою карточку в тетрадь. Я позже проверю вашу работу.

-Мальвина дарит вам волшебную звезду за ваше старание.

Физминутка музыкальная подвижная -А теперь вновь отправляемся в путь (звучит музыка) -Прибыли на станцию «Отдыхай-ка». На полянке ёлочка, давайте вместе с ней отдохнём: выполним показанные ёлочкой движения. -За наши движения ёлочка дарит нам волшебную звезду. -Вновь отправляемся в путь (звучит музыка)

Слайд 10

Станция

«Отдыхай-ка»

3.Работа по учебнику






Работа по вариантам.


-Следующая станция «Проверяй-ка»

Нас встречает, отгадайте , кто...

Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка)


-Какие произведения о Незнайке вы читали? («Незнайка на луне», «Незнайка и его друзья» - показ и выставление на книжную выставку) -Незнайка взялся за ум, но ещё некоторые задания ему даются с трудом. Поможем ему, ребята? -Откройте учебники по закладке: выполните упражнение №2 стр.78 -Какое задание надо выполнить? -Прочитайте предложения. -Запишите их, вставляя пропущенные буквы: 1вариант - 1предложение, 2вариант - второе предложение. -Какие орфограммы встретились в предложениях? (безударная гласная) -Взаимопроверка работ учащихся. -Незнайка благодарит вас за помощь и дарит волшебную звезду.
И снова в путь. (звучит музыка «Мы едем, едем, едем»)



Слайд 11

Станция

«Проверяй-ка»













Взаимопроверка тетрадей


4.Творческая работа

в парах

(устная)
-Прибываем на станцию «Сочиняй-ка». Нас встречает - Оленёнок. В каких произведениях встречается это животное? -Я принесла вам книгу «Бемби» (выставляю на книжную выставку) - Оленёнок предлагает нам побыть в роли поэтов, поработать парами. Хотите? -Возьмите белые полоски, которые у вас на столах. Пожалуйста, расположите строчки так, чтобы получилось четверостишье об этом лесном жителе. Оленёнок

Среди кустов з…лёных

У речки сер…бристой

Гуляет ол…нёнок,

Телёночек п…тнистый.

-Прочитайте получившееся четверостишье.

-У кого составлено четверостишие по-другому?

-А изменился ли смысл четверостишия? (нет)

-Вставьте пропущенные буквы в слова, подбирая проверочные слова. -Оленёнок дарит вам за творческую работу волшебную звезду. -В путь. (звучит музыка)

Слайд 12

Станция «Сочиняй-ка»






5.Работа с деформированным предложением.


-А теперь он предлагает сыграть в игру «Собери слова». Что написано на экране?( Набор слов.) -Вам нужно из слов собрать предложение: Мальчик, ягоды, собирает, вкусные (Мальчик собирает вкусные ягоды.)
-Запишите это предложение. -Выделите главные члены предложения. (В этом предложение говориться о мальчике -подчёркиваем одной чертой, выражено именем существительным, мальчик что делает? Собирает - подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом.) Мальчик собирает вкусные ягоды.


V. Итог урока.

Рефлексия -Вот мы прибыли на конечную станцию «Отвечай-ка» -Вернёмся к нашим задачам, которые мы поставили в начале урока (смотрим на опорные слова на доске) -закрепить -находить -выделять -Выполнили мы поставленные в начале урока задачи?


Слайд 13

Станция «Отвечай-ка»













Слайд 14

«Домашнее задание»:

по карточкам (по выбору)


Слайд 15

«Салют победителям»



-Сделаем вывод: -Что такое корень? (Общая часть родственных слов) -Как определить корень в словах? (подобрать однокоренные слова) -Какие гласные в корне требуют проверки? ( безударные гласные) -Как проверить безударную гласную в корне слова? Какие способы проверки безударной гласной вы уже знаете? (изменить форму слова или подобрать проверочное слово с ударным гласным)
Оцените свою работу на уроке и покажите звёздочку нужного цвета: Красная- работал в полную силу, Жёлтая- работал хорошо, допустил недочёты; Синяя- мог работать лучше, надо постараться, у меня ещё есть ошибки.

-Мне понравилось, как вы работали. Составьте слово из звёздочек, подаренных героями. (МОЛОДЦЫ) -За работу по карточкам - дополнительная оценка на следующем уроке. -Оценки за работу на уроке…
-Домашнее задание - по карточкам (по выбору): 10 словарных слов, подчеркнуть безударный гласный в корне слова или 10 слов с безударной проверяемой гласной, подобрав проверочные слова. Листочки с заданиями положить в дневник.

-Я попросила наших сказочных героев запустить «салют победителям» из звёздочек, заработанных нами в течение всего путешествия.


-Посмотрите на книжную выставку. Сколько новых открытий и путешествий ждёт вас, если вы прочитаете предложенные вам книги. До новых встреч!
Спасибо за урок.



© 2010-2022