- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по факультативному курсу Творческая работа со словом 3 класс
Рабочая программа по факультативному курсу Творческая работа со словом 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Крывуша Г.С. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________ /Кучина Л.С./
Протокол № _______ от «_______» _______2012г.
| «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 6» _____________ /Колпащикова Л.М./
«_________»____________2012г. | «Утверждено» Директор МОУ СОШ №6
_______Вохменцева Т.И.
«____»_______2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ
«ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА СО СЛОВОМ»
ДЛЯ 3 КЛАССА
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы
учитель начальных классов
Крывуша Галина Сергеевна
г. Комсомольск -на - Амуре
2012 -2013 учебный год
Пояснительная записка
Основной задачей модернизации российского образования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценностей. Факультативный курс « Творческая работа со словом » предназначен для учащихся начальной школы на 3 года изучения (105 часов) со 2 по 4 классы. Объем знаний умений и навыков, запланированный данной программой для усвоения учащимися, необходим для ознакомления и овладения ими некоторых приемов решения творческих задач русского языка, воспитания и развития личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции, интереса, бережного и вдумчивого отношения к слову, к книге ц в целом к знаниям. Факультатив направлен на удовлетворение индивидуальных образовательных и познавательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника в русском языке.
Целесообразность введения данного факультатива состоит в том, что его содержание, формы его организации помогут младшему школьнику через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят ему возможность работать на уровне повышенных возможностей. Факультатив позитивно влияет на интерес учащегося к учению, развивает его учебную мотивацию по предметам лингвистического цикла.
Целью данного факультативного курса является углубление и развитие знаний о русском языке и выход учащихся на творческие приложения изученного теоретического материала.
Задачи курса:
-
систематизировать, углублять и расширять знания, формируемые в основных курсах русского языка и литературного чтения;
-
знакомить детей с некоторыми загадками, тайнами, возможностями родного языка;
-
учить понимать и чувствовать нравственно-эстетическую ценность русского слова, звучащего и письменного;
-
развивать интерес и желание к свободному сочинительству, способствовать развитию воображения и творческой речевой мысли учащихся;
-
обеспечить более широкую и разнообразную, чем это возможно в рамках основных курсов русского языка и литературного чтения, практическую деятельность детей.
Факультатив «Творческая работа со словом» имеет общеобразовательное и прикладное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, их творческого потенциала, учебно-коммуникативных умений и навыков, являющихся важнейшим условием познавательной и социальной активности учащихся.
Традиционные формы организации занятий, безусловно, будут применяться, но на первое место выйдут такие инновационные формы, как диалог, театрализация, сочинительство, создание мультфильмов, выступление с мини-докладами по результатам « поисковой » работы на страницах книг и журналов, включая, по возможности, и сайты в Интернете. Целый рад разделов факультативного курса позволяет выделить темы для индивидуальной и коллективной исследовательской работы учащихся. Такая организация занятий способствует реализации развивающих целей курса. Успешность усвоения факультативного курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы учащихся.
Программа предусматривает практические текущие и итоговые работы по результатам обучения
Тематическое планирование
№
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Проведено фактически
Примечание
« Художественные тексты»
1
Речь и средства выразительности
9ч
2
Текст и работа с текстом
8ч
3
Анализ художественных произведений
10ч
4
Клуб сочинителей
8ч
Итого
35ч
В результате изучения курса учащиеся приобретут:
-
представления о роли языка в познании мира, языковых методах исследования;
-
знания о различных лингвистических методах и приемах творческой работы со словом;
-
умения:
-
работать с различными источниками информации;
-
анализировать тексты, интерпретировать их, делать умозаключение;
-
представлять результат своей самостоятельной творческой деятельности;
-
участвовать в экспертизе работ своих одноклассников; решать типовые, а также занимательные и нестандартные задания по русскому языку и литературному чтению.
-
Календарно- тематическое планирование 4 класс «школа 2100»
№ ур.
Дата
Тема раздела, тема урока
Кол. час.
Основные понятия
Базовые знания
Характеристика деятельности учащихся
Форма и вид контроля
1 четв
1/1
04.09
Речь и средства выразительности
Речь и средства выразительности. Главные члены предложения
9ч
2
средства выразительности речи; вводные слова, обращения знаки препинания; риторика.
знать способы выражения речи на письме;
знать виды предложений и порядок слов в них;
знать правила пунктуации при оформлении диалога письменно
владеть способами передачи письменной речи;
уметь применять правила пунктуации;
владеть основными приёмами риторики.
Практические и творческие работы
1. Чтение произведений с использованием правил риторики.
2. Игры.
3. Исследования возникновения знаков препинания
4. Творческая работа «Рассказ с прямой речью».
2/2
07
Виды предложений по интонации: повествовательные, вопросительные, побудительные (эмоциональная окраска)
3/3
15
Порядок слов в предложении.
2
4/4
22
Риторика. Логические ударения в предложении.
5/5
29
Предложения с вводными словами, с обращением, словами- помощниками.
2
6/6
06.10
Предложения с вводными словами, с обращением, словами- помощниками.
7/7
13
История знаков препинания.
1
8/8
20
Способы передачи прямой речи. Диалог.
2
9/9
27
Правила пунктуации.
2 четв
10/1
10.11
Текст и работа с текстом
Текст. Текст как синтаксическая единица. Стили речи.
8ч
2
стили речи; составные части текста выразительное чтение средства выразительного чтения
знать стили речи;
знать составные части текста;
знать приёмы и способы работы выразительного чтения и письма
владеть способами и приёмами выразительного чтения
художественных текстов;
уметь подбирать эпиграфы к творческим работам;
уметь различать стили текстов и смысловые типы текстов.
Практические и творческие задания
1. Изучение языка текста.
2. Выразительное чтение художественных текстов.
3. План составления собственного текста.
4. Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко
11/2
17
Составные части художественного текста: эпиграф, заголовок, тема, идея. Язык текста. Способы выразительного чтения текста.
12/3
24
Исследование изобразительных средств языка.
1
13/4
01.12
Использование риторики в работе с текстом.
1
14/5
08
Проба пера: « Учимся писать рассказ».
2
15/6
15
Проба пера: « Учимся писать рассказ».
16/7
18
Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко,
2
17/8
25
Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко,
3
четв
18/1
15.01
Анализ художественных произведений
Комплексный подход к анализу художественного произведения.
10ч
2
комплексный подход к анализу произведений
сочинительство
смысловые типы речи
спектакль
художественная речь
газета
знать подходы к анализу произведений;
звать стили речи, их отличия;
знать смысловые типы речи, их отличия
уметь анализировать тексты;
уметь определять настроение текста;
уметь слушать речь;
уметь вести обсуждение просмотренного спектакля
Практические и творческие задания
1. Анализ произведений.
2. Просмотр спектакля и его обсуждение.
3. Творческая работа « Я редактор газеты» (рецензия, отзыв, аннотация).
19/2
19
Определения темы, цели, языка. Настроение текста
20/3
26
Стили литературной речи: разговорный, научный, официальный. Их особенности.
2
21/4
02.02
Стили литературной речи: художественный, публицистический. Их особенности.
22/5
09
Смысловые типы речи. Язык текста. Основные типы слов в русском языке.
2
23/6
18
Письменное слово и образ.
24/7
02.03
Детская периодика. Работа в библиотеке. Анализ статей из детских журналов: «Трамвай», «Ёж», «Мурзилка» и др.
1
25/8
09
Просмотр спектакля в театре. Слушаем правильную речь.
1
26/9
16
Анализ просмотренного спектакля. Сценическая и
художественная речь.
1
27/10
19
«Я редактор газеты» (написание рецензии на просмотренный спектакль).
1
28
06.04
Клуб сочинителей
Сочинительство н мышление.
8ч
1
портфолио;
презентация;
сценарии.
знать приемы составления сценария к инсценировкам сказок,
рассказов, стихотворений.
уметь показать свои результаты в творческой работе.
Практические и творческие задания
1 .Составление мультфильма по произведениям детских писателей.
2. Презентация творческих работ детей.
3. Праздник.
29
13
Составление и оформление мультфильма по прочитанному произведению.
2
30
20
Составление и оформление мультфильма по прочитанному произведению.
31
27
Портфолио детских сочинений. Презентация детских
творческих работ: «Письмо в будущее»
2
32
04.05
Портфолио детских сочинений. Презентация детских
творческих работ: «Письмо в будущее»
33
11
Конкурс инсценировок: сказок, рассказов, стихотворений
2
34
18
Конкурс инсценировок: сказок, рассказов, стихотворений
35
25
Праздник для родителей.
1
Календарно- тематическое планирование 3 класс «Школа 2100»
№ ур.
Дата
Тема раздела, тема урока
Кол. час.
Основные понятия
Базовые знания
Характеристика деятельности учащихся
Форма и вид контроля
1
05.09
Раздел1ю Звуки и буквы (7 часов)
Возникновение пмсьменности. История «изображения букв»
1
средства выразительности речи; вводные слова, обращения знаки препинания; риторика.
знать способы выражения речи на письме;
знать виды предложений и порядок слов в них;
знать правила пунктуации при оформлении диалога письменно
владеть способами передачи письменной речи;
уметь применять правила пунктуации;
владеть основными приёмами риторики.
Практические и творческие работы
1. Чтение произведений с использованием правил риторики.
2. Игры.
3. Исследования возникновения знаков препинания
4. Творческая работа «Рассказ с прямой речью».
2
12.09
Старославянская азбука и её создатели.
1
3
19.09
Русский алфавит, его роль и значение в жизни. Игры с перестановкой букв. Ааграммы.
1
4
26.09
Мир фонетики и графики.
1
5
03.10
Исследование значений некоторых старейших и иностранных слов в нашей речи.
1
6
10.10
Переводы зарубежной литературы. Чтение и обсуждение книги Генри Лонгфелло «Повесть о Гайавате»
1
7
17.10
Обсуждение перевод в стихотворном виде И.А. Бунина книги Генри Лонгфелло «Повесть о Гайавате»
1
8
24.10
Раздел 2. Разделы русского языка (10 часов)
Разделы русского языка.
1
9
Забавные приключения в стране Морфологии.
1
10
Морфология в занимательных играх.
1
Стили речи; составные части текста выразительное чтение средства выразительного чтения
знать стили речи;
знать составные части текста;
знать приёмы и способы работы выразительного чтения и письма
владеть способами и приёмами выразительного чтения
художественных текстов;
уметь подбирать эпиграфы к творческим работам;
уметь различать стили текстов и смысловые типы текстов.
Практические и творческие задания
1. Изучение языка текста.
2. Выразительное чтение художественных текстов.
3. План составления собственного текста.
4. Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко
11
Части речи. Части речи и чувств.
1
12
Грамматическое значение слов.
1
13
Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение их.
1
14
Правила русского языка в стихах. Игры: «Эстафета восторга», «Опиши предмет»
1
15
Загадки синтаксиса и пунктуации. Синтаксические единицы: слово, словосочетание в предложении.
1
16
Лексика русского языка.
1
17
Творческая работа: «Мои первые сказки»
1
18
Раздел 3. Слово и язык (12 часов)
Слово и язык. Словообразование.
1
комплексный подход к анализу произведений
сочинительство
смысловые типы речи
спектакль
художественная речь
газета
знать подходы к анализу произведений;
звать стили речи, их отличия;
знать смысловые типы речи, их отличия
уметь анализировать тексты;
уметь определять настроение текста;
уметь слушать речь;
уметь вести обсуждение просмотренного спектакля
Практические и творческие задания
1. Анализ произведений.
2. Просмотр спектакля и его обсуждение.
3. Творческая работа « Я редактор газеты» (рецензия, отзыв, аннотация).
19
Понятие о морфемах. Смысловая роль слова.
1
20
Учимся строить высказывания. Игра: «Волшебное дерево слов»
1
21
Эмоциональная окраска слова: эпитеты, метафоры.
1
22
Поэтическое слово. Учимся писать стихи.
1
23
Мои любимые стихи русских поэтов.
1
24
Чтение стихов. Конкурс чтецов.
1
25
Веселая рифма. Проба пера. «Учимся писать стихи»
1
26
Проба пера. «Учимся писать стихи»
1
27
Оформление деловых бумаг.: письма, заметки, отзывы.
1
28
Творческая работа: « Я пишу письмо».
1
портфолио;
презентация;
сценарии.
знать приемы составления сценария к инсценировкам сказок,
рассказов, стихотворений.
уметь показать свои результаты в творческой работе.
Практические и творческие задания
1 .Составление мультфильма по произведениям детских писателей.
2. Презентация творческих работ детей.
3. Праздник.
29
Творческая работа: «Я пишу отзыв»
1
30
Раздел 4. О словарях (6 часов)
Словари. Виды словарей: лингвистические, этимологические, энциклопедические и др.
1
31
Знакомство и работа со словарями в школьной библиотеке..
1
32
Словарные статьи, слово в них.
1
33
Энциклопедии. Виды их. Работа с ними.
1
34
Творческая работа : «Словарь настроения»
1
35
Праздник для родителей.
1