Рабочая программа по факультативному курсу Творческая работа со словом 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________ /Кучина Л.С./


Протокол № _______

от «_______» _______2012г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 6» _____________ /Колпащикова Л.М./


«_________»____________2012г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ №6


_______Вохменцева Т.И.


«____»_______2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ

«ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА СО СЛОВОМ»

ДЛЯ 3 КЛАССА

НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД





Разработчик программы

учитель начальных классов

Крывуша Галина Сергеевна








г. Комсомольск -на - Амуре

2012 -2013 учебный год


Пояснительная записка

Основной задачей модернизации российского образования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценностей. Факультативный курс « Творческая работа со словом » предназначен для учащихся начальной школы на 3 года изучения (105 часов) со 2 по 4 классы. Объем знаний умений и навыков, запланированный данной программой для усвоения учащимися, необходим для ознакомления и овладения ими некоторых приемов решения творческих задач русского языка, воспитания и развития личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции, интереса, бережного и вдумчивого отношения к слову, к книге ц в целом к знаниям. Факультатив направлен на удовлетворение индивидуальных образовательных и познавательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника в русском языке.

Целесообразность введения данного факультатива состоит в том, что его содержание, формы его организации помогут младшему школьнику через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят ему возможность работать на уровне повышенных возможностей. Факультатив позитивно влияет на интерес учащегося к учению, развивает его учебную мотивацию по предметам лингвистического цикла.

Целью данного факультативного курса является углубление и развитие знаний о русском языке и выход учащихся на творческие приложения изученного теоретического материала.

Задачи курса:

  • систематизировать, углублять и расширять знания, формируемые в основных курсах русского языка и литературного чтения;

  • знакомить детей с некоторыми загадками, тайнами, возможностями родного языка;

  • учить понимать и чувствовать нравственно-эстетическую ценность русского слова, звучащего и письменного;

  • развивать интерес и желание к свободному сочинительству, способствовать развитию воображения и творческой речевой мысли учащихся;

  • обеспечить более широкую и разнообразную, чем это возможно в рамках основных курсов русского языка и литературного чтения, практическую деятельность детей.

Факультатив «Творческая работа со словом» имеет общеобразовательное и прикладное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, их творческого потенциала, учебно-коммуникативных умений и навыков, являющихся важнейшим условием познавательной и социальной активности учащихся.

Традиционные формы организации занятий, безусловно, будут применяться, но на первое место выйдут такие инновационные формы, как диалог, театрализация, сочинительство, создание мультфильмов, выступление с мини-докладами по результатам « поисковой » работы на страницах книг и журналов, включая, по возможности, и сайты в Интернете. Целый рад разделов факультативного курса позволяет выделить темы для индивидуальной и коллективной исследовательской работы учащихся. Такая организация занятий способствует реализации развивающих целей курса. Успешность усвоения факультативного курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы учащихся.

Программа предусматривает практические текущие и итоговые работы по результатам обучения





Тематическое планирование

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Проведено фактически

Примечание

« Художественные тексты»


1

Речь и средства выразительности

2

Текст и работа с текстом

3

Анализ художественных произведений

10ч

4

Клуб сочинителей


Итого

35ч


В результате изучения курса учащиеся приобретут:

  • представления о роли языка в познании мира, языковых методах исследования;

  • знания о различных лингвистических методах и приемах творческой работы со словом;

  • умения:

    • работать с различными источниками информации;

    • анализировать тексты, интерпретировать их, делать умозаключение;

    • представлять результат своей самостоятельной творческой деятельности;

    • участвовать в экспертизе работ своих одноклассников; решать типовые, а также занимательные и нестандартные задания по русскому языку и литературному чтению.

Календарно- тематическое планирование 4 класс «школа 2100»

№ ур.

Дата

Тема раздела, тема урока

Кол. час.

Основные понятия

Базовые знания

Характеристика деятельности учащихся

Форма и вид контроля

1 четв

1/1


04.09

Речь и средства выразительности

Речь и средства выразительности. Главные члены предложения

2

средства выразительности речи; вводные слова, обращения знаки препинания; риторика.


знать способы выражения речи на письме;

знать виды предложений и порядок слов в них;

знать правила пунктуации при оформлении диалога письменно

владеть способами передачи письменной речи;

уметь применять правила пунктуации;

владеть основными приёмами риторики.

Практические и творческие работы

1. Чтение произведений с использованием правил риторики.

2. Игры.

3. Ис­следования возникновения знаков препинания

4. Творческая работа «Рассказ с прямой речью».

2/2

07

Виды предложений по интонации: повествовательные, вопросительные, побудительные (эмоциональная окраска)


3/3

15

Порядок слов в предложении.

2

4/4

22

Риторика. Логические ударения в предложении.


5/5

29

Предложения с вводными словами, с обращением, словами- помощниками.

2

6/6

06.10

Предложения с вводными словами, с обращением, словами- помощниками.


7/7

13

История знаков препинания.

1

8/8

20

Способы передачи прямой речи. Диалог.

2

9/9

27

Правила пунктуации.


2 четв

10/1


10.11


Текст и работа с текстом

Текст. Текст как синтаксическая единица. Стили речи.


2

стили речи; составные части текста выразительное чтение средства выразительного чтения


знать стили речи;

знать составные части текста;

знать приёмы и способы работы выразительного чтения и письма

владеть способами и приёмами выразительного чтения
художественных текстов;

уметь подбирать эпиграфы к творческим работам;

уметь различать стили текстов и смысловые типы текстов.

Практические и творческие задания

1. Изучение языка текста.

2. Выразительное чтение художественных текстов.

3. План составления собственного текста.

4. Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко

11/2

17

Составные части художественного текста: эпиграф, заголовок, тема, идея. Язык текста. Способы выразительного чтения текста.


12/3


24

Исследование изобразительных средств языка.

1

13/4

01.12

Использование риторики в работе с текстом.

1

14/5

08

Проба пера: « Учимся писать рассказ».

2

15/6

15

Проба пера: « Учимся писать рассказ».


16/7

18

Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко,

2

17/8

25

Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко,


3

четв

18/1


15.01

Анализ художественных произведений

Комплексный подход к анализу художественного произведения.

10ч

2

комплексный подход к анализу произведений

сочинительство

смысловые типы речи

спектакль

художественная речь

газета

знать подходы к анализу произведений;

звать стили речи, их отличия;

знать смысловые типы речи, их отличия

уметь анализировать тексты;

уметь определять настроение текста;

уметь слушать речь;

уметь вести обсуждение просмотренного спектакля

Практические и творческие задания

1. Анализ произведений.

2. Просмотр спектакля и его обсуждение.

3. Твор­ческая работа « Я редактор газеты» (рецензия, отзыв, аннотация).

19/2

19

Определения темы, цели, языка. Настроение текста


20/3

26

Стили литературной речи: разговорный, научный, официальный. Их особенности.

2

21/4

02.02

Стили литературной речи: художественный, публицистический. Их особенности.


22/5

09

Смысловые типы речи. Язык текста. Основные типы слов в русском языке.

2

23/6

18

Письменное слово и образ.


24/7

02.03

Детская периодика. Работа в библиотеке. Анализ статей из детских журналов: «Трамвай», «Ёж», «Мурзилка» и др.

1

25/8

09

Просмотр спектакля в театре. Слушаем правильную речь.

1

26/9

16

Анализ просмотренного спектакля. Сценическая и

художественная речь.

1

27/10

19

«Я редактор газеты» (написание рецензии на просмотренный спектакль).

1

28

06.04

Клуб сочинителей

Сочинительство н мышление.

1

портфолио;

презентация;

сценарии.

знать приемы составления сценария к инсценировкам сказок,
рассказов, стихотворений.

уметь показать свои результаты в творческой работе.

Практические и творческие задания

1 .Составление мультфильма по произведениям детских писателей.

2. Презентация творческих работ детей.

3. Праздник.

29

13

Составление и оформление мультфильма по прочитанному произведению.

2

30

20

Составление и оформление мультфильма по прочитанному произведению.


31

27

Портфолио детских сочинений. Презентация детских

творческих работ: «Письмо в будущее»

2

32

04.05

Портфолио детских сочинений. Презентация детских

творческих работ: «Письмо в будущее»


33

11

Конкурс инсценировок: сказок, рассказов, стихотворений

2

34

18

Конкурс инсценировок: сказок, рассказов, стихотворений


35

25

Праздник для родителей.

1



Календарно- тематическое планирование 3 класс «Школа 2100»

№ ур.

Дата

Тема раздела, тема урока

Кол. час.

Основные понятия

Базовые знания

Характеристика деятельности учащихся

Форма и вид контроля

1


05.09

Раздел1ю Звуки и буквы (7 часов)

Возникновение пмсьменности. История «изображения букв»


1

средства выразительности речи; вводные слова, обращения знаки препинания; риторика.


знать способы выражения речи на письме;

знать виды предложений и порядок слов в них;

знать правила пунктуации при оформлении диалога письменно

владеть способами передачи письменной речи;

уметь применять правила пунктуации;

владеть основными приёмами риторики.

Практические и творческие работы

1. Чтение произведений с использованием правил риторики.

2. Игры.

3. Ис­следования возникновения знаков препинания

4. Творческая работа «Рассказ с прямой речью».

2

12.09

Старославянская азбука и её создатели.

1

3

19.09

Русский алфавит, его роль и значение в жизни. Игры с перестановкой букв. Ааграммы.

1

4

26.09

Мир фонетики и графики.

1

5

03.10

Исследование значений некоторых старейших и иностранных слов в нашей речи.

1

6

10.10

Переводы зарубежной литературы. Чтение и обсуждение книги Генри Лонгфелло «Повесть о Гайавате»

1

7

17.10

Обсуждение перевод в стихотворном виде И.А. Бунина книги Генри Лонгфелло «Повесть о Гайавате»

1

8

24.10

Раздел 2. Разделы русского языка (10 часов)

Разделы русского языка.

1

9


Забавные приключения в стране Морфологии.

1

10


Морфология в занимательных играх.

1

Стили речи; составные части текста выразительное чтение средства выразительного чтения

знать стили речи;

знать составные части текста;

знать приёмы и способы работы выразительного чтения и письма

владеть способами и приёмами выразительного чтения
художественных текстов;

уметь подбирать эпиграфы к творческим работам;

уметь различать стили текстов и смысловые типы текстов.

Практические и творческие задания

1. Изучение языка текста.

2. Выразительное чтение художественных текстов.

3. План составления собственного текста.

4. Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко

11


Части речи. Части речи и чувств.

1

12


Грамматическое значение слов.

1

13


Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение их.

1

14


Правила русского языка в стихах. Игры: «Эстафета восторга», «Опиши предмет»

1

15


Загадки синтаксиса и пунктуации. Синтаксические единицы: слово, словосочетание в предложении.

1

16


Лексика русского языка.

1

17


Творческая работа: «Мои первые сказки»

1

18


Раздел 3. Слово и язык (12 часов)

Слово и язык. Словообразование.

1

комплексный подход к анализу произведений

сочинительство

смысловые типы речи

спектакль

художественная речь

газета

знать подходы к анализу произведений;

звать стили речи, их отличия;

знать смысловые типы речи, их отличия

уметь анализировать тексты;

уметь определять настроение текста;

уметь слушать речь;

уметь вести обсуждение просмотренного спектакля

Практические и творческие задания

1. Анализ произведений.

2. Просмотр спектакля и его обсуждение.

3. Твор­ческая работа « Я редактор газеты» (рецензия, отзыв, аннотация).

19


Понятие о морфемах. Смысловая роль слова.

1

20


Учимся строить высказывания. Игра: «Волшебное дерево слов»

1

21


Эмоциональная окраска слова: эпитеты, метафоры.

1

22


Поэтическое слово. Учимся писать стихи.

1

23


Мои любимые стихи русских поэтов.

1

24


Чтение стихов. Конкурс чтецов.

1

25


Веселая рифма. Проба пера. «Учимся писать стихи»

1

26


Проба пера. «Учимся писать стихи»

1

27




Оформление деловых бумаг.: письма, заметки, отзывы.

1

28


Творческая работа: « Я пишу письмо».

1

портфолио;

презентация;

сценарии.

знать приемы составления сценария к инсценировкам сказок,
рассказов, стихотворений.

уметь показать свои результаты в творческой работе.

Практические и творческие задания

1 .Составление мультфильма по произведениям детских писателей.

2. Презентация творческих работ детей.

3. Праздник.

29


Творческая работа: «Я пишу отзыв»

1

30


Раздел 4. О словарях (6 часов)

Словари. Виды словарей: лингвистические, этимологические, энциклопедические и др.

1

31


Знакомство и работа со словарями в школьной библиотеке..

1

32


Словарные статьи, слово в них.

1

33


Энциклопедии. Виды их. Работа с ними.

1

34


Творческая работа : «Словарь настроения»

1

35


Праздник для родителей.

1



© 2010-2022