Урок русского языка по теме Правописание предлогов и приставок

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме Правописание предлогов и приставокУрок русского языка по теме Правописание предлогов и приставокУрок русского языка по теме Правописание предлогов и приставокУрок русского языка по теме Правописание предлогов и приставокУрок русского языка во 2 классе. Учитель СОШ № 11 Чистякова С.И.

Тема урока: «Правописание предлогов и приставок»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Цель урока: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения Задачи урока: 1) формировать представление о правописании приставок и предлогов; обеспечить усвоение теории. 2) формировать навыки взаимопомощи, сотрудничества. 3) развивать умение самостоятельности в мышлении и учебной деятельности
Ход урока:

I Организационный момент

Слайд №2



- Здравствуйте, друзья! Приглашаю вас на урок русского языка.

II. Мотивация и самоопределение

- С каким настроением вы пришли на урок? Чего ждёте от урока? (Ответы)

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и настройтесь на урок. Пожелайте друг другу удачи.

III. Пробное учебное действие и фиксирование индивидуальных затруднений

Вводное упражнение:

- Напишите под диктовку следующие предложения:

Повар смог пирог запечь

Мышка юркнула за печь

Проверка.

- Что заметили интересного? С какой проблемой столкнулись? Какие слова(Мы не знаем, как правильно писать слова «запечь»)

- К этому примеру мы вернёмся немного позже, и вы самостоятельно сможете правильно записать слова, вызвавшие у вас затруднение.

IV. Определение алгоритма правописания предлогов и приставок

- Давайте попробуем выработать шаги (действия) для определения правописания

- Вспомним, что мы знаем о приставках и предлогах

Приставка - это …… (часть слова, которая пишется перед корнем)

Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она

И при помощи приставки

Образуются слова

Слайд № 3

- Итак, как же пишется в словах приставка?

Предлог - это….. (часть речи, которая пишется отдельно)

Я - предлог - пишусь отдельно

Часть я речи, несомненно

Слайд № 4

- Итак, как же пишется со словами предлог.

Работа с аналогичными примерами с определением алгоритма

- Давайте попробуем вместе определить где слитно, а где раздельно

(До)ехал (до)школы

(По)бежал (по)тропинке


АЛГОРИТМ

Прочитать

слово

Задать к слову

вопрос

Если между

предлогом и словом НЕЛЬЗЯ

поставить

вопрос…

∕ \

Если между

предлогом и словом МОЖНО

поставить

вопрос …


↓ ↓

ЭТО

предлог

ЭТО


приставка

Слайд № 5

Повторная работа с вводным упражнением.

- Попробуйте сейчас записать предложения, которые вызвали у вас в начале урока затруднения.

Слайд № 6

Повар смог пирог (за)печь

Мышка юркнула (за)печь

- Проверка, с проговариванием алгоритма.

V. Определение цели урока

- Определите цели сегодняшнего урока.

Слайд № 7

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С …. (алгоритмом правописания приставок и предлогов)

НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ….(слитно или раздельно приставки и предлоги)

VI.Первичное закрепление новых знаний:

- Фронтальное комментированное письмо:

Костя (за)шёл (за)другом и пригласил его (по)гулять (по)лесу.

Мы (с)бежали (с)горы и (с)прыгнули (с)обрыва (в)реку.

Дедушка (с)бросил (с)нег (с)крыши дома.

Проверка выполненного задания.

Физминутка Слайд №10

Релаксация

Осенью над лесом и болотом туча пролетела мимолётом

Пролетела туча низко-низко, прыгнула с неё парашютистка

А за ней сейчас же и другая - и уже летит за стаей стая

Спрыгивали лёгкие снежинки на пустые нивы и тропинки

На высокий берег у реки в тёмные лесные уголки.

Подвижная игра «Снежки»

VII. Закрепление пройденного:

1)Работа в парах.

Правила работы в парах: Слайд №11

  • в работе участвует каждый

  • обмениваются мнениями оба участника пары

  • говори спокойно и ясно, выражай своё несогласие

  • не понял - переспроси

Алгоритм работы в парах (если это необходимо)

1.Прочитайте условие задания.

2. Проверьте друг друга правильно ли вы поняли условие задания.

3. Обсудите как вы его будете выполнять.

4. Начинайте совместную работу.

Задание:

- Списать, раскрывая скобки. Используйте, если это необходимо, алгоритм выполнения работы.

(под)резать (под)корень

(с)пустился (с)горы

(в)плести (в)косу

(с)катился (с)окошка

(до)катился (до)леса

(от)плыл (от)берега

Проверка выполненного задания.

2) Задание по уровням

1 уровень: выписать из текста предлоги со словами


Попугай (по) ходил (по) подушке и (по) летел (по) комнате. Муравей (под) полз (под) соломинку.

2 уровень: вставить подходящие по смыслу приставки или предлоги

Лодка ...плыла … берега.

… горы …бегают потоки.

… дорожкам сада …бежали мутные ручьи.

3 уровень: Составить по два предложения

- с приставкой -ЗА и предлогом -ЗА

- с приставкой -С и предлогом -С

VIII.Самостоятельная работа

Тест

- Отметить знаком (+) раздельные написания слов в скобках

1.

Мальчики катаются (по)гладкому льду

2.

Дети (по)ехали кататься на лошадях

3.

Ребята (с)делали кормушки для синиц

4.

(С)горы бежит поток проворный

5.

Дети парами (за)ходят в класс

6.

Солнце спряталось (за)тучи

7.

(На)берегу моря туристы хорошо отдохнули

8.

Они (на)брали много красивых камней

9.

Мы (от)правили срочную телеграмму

- Проверка по эталону на доске, самопроверка, критерии самопроверки

- 9 правильных ответов - «молодец» - может быть консультантом

- от 7 и выше - «хорошо» - надо поработать

- прочитай ещё раз правило

- 4 и ниже - обратись за помощью к учителю или товарищу

IX. Домашнее задание (по выбору):

1) Составить предложения с данными парами слов:

Навес - на вес

Согнём - с огнём

Подушки - под ушки

2) Сделать мини-проект. Подобрать свои варианты слов по сегодняшней теме

(с приставкой и предлогом) и нарисовать к ним рисунок

X. Рефлексия

- Наш урок подошёл к концу. Вы все хорошо работали на уроке.

- Давайте нарисуем настроение. Каким цветом вы можете показать своё настроение в конце урока? Сравните своё настроение в начале урока и в конце.

Проверить по цветовой методике М.Люшера

- Оцените свою работу на уроке с помощью карточек-эмоций и незаконченных предложений.

Сегодня на уроке я ….. Слайд №12

Работал(а) на уроке с настроением

Научился (лась)______________________________

Испытал(а) затруднения______________________

Доволен своей работой на уроке




Приложение

Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов М. Люшера:

  • красный цвет - нервозное, возбуждённое состояние, агрессия

  • розовый, оранжевый цвета - радостное, восторженное настроение

  • синий - грустное, пассивное настроение, усталость

  • зелёный - активность

  • жёлтый -спокойствие

  • фиолетовый - беспокойное, тревожное настроение

  • серый - ребёнок не раскрылся, скрытное настроение

  • чёрный - уныние, отрицание, нежелание работать


© 2010-2022