- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка по теме Правописание предлогов и приставок
Урок русского языка по теме Правописание предлогов и приставок
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чистякова С.И. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка во 2 классе. Учитель СОШ № 11 Чистякова С.И.
Тема урока: «Правописание предлогов и приставок»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Цель урока: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения Задачи урока: 1) формировать представление о правописании приставок и предлогов; обеспечить усвоение теории. 2) формировать навыки взаимопомощи, сотрудничества. 3) развивать умение самостоятельности в мышлении и учебной деятельности
Ход урока:
I Организационный момент
Слайд №2
- Здравствуйте, друзья! Приглашаю вас на урок русского языка.
II. Мотивация и самоопределение
- С каким настроением вы пришли на урок? Чего ждёте от урока? (Ответы)
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и настройтесь на урок. Пожелайте друг другу удачи.
III. Пробное учебное действие и фиксирование индивидуальных затруднений
Вводное упражнение:
- Напишите под диктовку следующие предложения:
Повар смог пирог запечь
Мышка юркнула за печь
Проверка.
- Что заметили интересного? С какой проблемой столкнулись? Какие слова(Мы не знаем, как правильно писать слова «запечь»)
- К этому примеру мы вернёмся немного позже, и вы самостоятельно сможете правильно записать слова, вызвавшие у вас затруднение.
IV. Определение алгоритма правописания предлогов и приставок
- Давайте попробуем выработать шаги (действия) для определения правописания
- Вспомним, что мы знаем о приставках и предлогах
Приставка - это …… (часть слова, которая пишется перед корнем)
Перед корнем есть приставка
Слитно пишется она
И при помощи приставки
Образуются слова
Слайд № 3
- Итак, как же пишется в словах приставка?
Предлог - это….. (часть речи, которая пишется отдельно)
Я - предлог - пишусь отдельно
Часть я речи, несомненно
Слайд № 4
- Итак, как же пишется со словами предлог.
Работа с аналогичными примерами с определением алгоритма
- Давайте попробуем вместе определить где слитно, а где раздельно
(До)ехал (до)школы
(По)бежал (по)тропинке
АЛГОРИТМ
-
Прочитать
слово
↓
-
Задать к слову
вопрос
Если между
предлогом и словом НЕЛЬЗЯ
поставить
вопрос…
∕ \
Если между
предлогом и словом МОЖНО
поставить
вопрос …
↓ ↓
-
ЭТО
предлог
ЭТО
приставка
Слайд № 5
Повторная работа с вводным упражнением.
- Попробуйте сейчас записать предложения, которые вызвали у вас в начале урока затруднения.
Слайд № 6
Повар смог пирог (за)печь
Мышка юркнула (за)печь
- Проверка, с проговариванием алгоритма.
V. Определение цели урока
- Определите цели сегодняшнего урока.
Слайд № 7
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С …. (алгоритмом правописания приставок и предлогов)
НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ….(слитно или раздельно приставки и предлоги)
VI.Первичное закрепление новых знаний:
- Фронтальное комментированное письмо:
Костя (за)шёл (за)другом и пригласил его (по)гулять (по)лесу.
Мы (с)бежали (с)горы и (с)прыгнули (с)обрыва (в)реку.
Дедушка (с)бросил (с)нег (с)крыши дома.
Проверка выполненного задания.
Физминутка Слайд №10
Релаксация
Осенью над лесом и болотом туча пролетела мимолётом
Пролетела туча низко-низко, прыгнула с неё парашютистка
А за ней сейчас же и другая - и уже летит за стаей стая
Спрыгивали лёгкие снежинки на пустые нивы и тропинки
На высокий берег у реки в тёмные лесные уголки.
Подвижная игра «Снежки»
VII. Закрепление пройденного:
1)Работа в парах.
Правила работы в парах: Слайд №11
-
в работе участвует каждый
-
обмениваются мнениями оба участника пары
-
говори спокойно и ясно, выражай своё несогласие
-
не понял - переспроси
Алгоритм работы в парах (если это необходимо)
1.Прочитайте условие задания.
2. Проверьте друг друга правильно ли вы поняли условие задания.
3. Обсудите как вы его будете выполнять.
4. Начинайте совместную работу.
Задание:
- Списать, раскрывая скобки. Используйте, если это необходимо, алгоритм выполнения работы.
(под)резать (под)корень
(с)пустился (с)горы
(в)плести (в)косу
(с)катился (с)окошка
(до)катился (до)леса
(от)плыл (от)берега
Проверка выполненного задания.
2) Задание по уровням
1 уровень: выписать из текста предлоги со словами
Попугай (по) ходил (по) подушке и (по) летел (по) комнате. Муравей (под) полз (под) соломинку.
2 уровень: вставить подходящие по смыслу приставки или предлоги
Лодка ...плыла … берега.
… горы …бегают потоки.
… дорожкам сада …бежали мутные ручьи.
3 уровень: Составить по два предложения
- с приставкой -ЗА и предлогом -ЗА
- с приставкой -С и предлогом -С
VIII.Самостоятельная работа
Тест
- Отметить знаком (+) раздельные написания слов в скобках
1.
Мальчики катаются (по)гладкому льду
2.
Дети (по)ехали кататься на лошадях
3.
Ребята (с)делали кормушки для синиц
4.
(С)горы бежит поток проворный
5.
Дети парами (за)ходят в класс
6.
Солнце спряталось (за)тучи
7.
(На)берегу моря туристы хорошо отдохнули
8.
Они (на)брали много красивых камней
9.
Мы (от)правили срочную телеграмму
- Проверка по эталону на доске, самопроверка, критерии самопроверки
- 9 правильных ответов - «молодец» - может быть консультантом
- от 7 и выше - «хорошо» - надо поработать
- прочитай ещё раз правило
- 4 и ниже - обратись за помощью к учителю или товарищу
IX. Домашнее задание (по выбору):
1) Составить предложения с данными парами слов:
Навес - на вес
Согнём - с огнём
Подушки - под ушки
2) Сделать мини-проект. Подобрать свои варианты слов по сегодняшней теме
(с приставкой и предлогом) и нарисовать к ним рисунок
X. Рефлексия
- Наш урок подошёл к концу. Вы все хорошо работали на уроке.
- Давайте нарисуем настроение. Каким цветом вы можете показать своё настроение в конце урока? Сравните своё настроение в начале урока и в конце.
Проверить по цветовой методике М.Люшера
- Оцените свою работу на уроке с помощью карточек-эмоций и незаконченных предложений.
Сегодня на уроке я ….. Слайд №12
Работал(а) на уроке с настроением
Научился (лась)______________________________
Испытал(а) затруднения______________________
Доволен своей работой на уроке
Приложение
Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов М. Люшера:
-
красный цвет - нервозное, возбуждённое состояние, агрессия
-
розовый, оранжевый цвета - радостное, восторженное настроение
-
синий - грустное, пассивное настроение, усталость
-
зелёный - активность
-
жёлтый -спокойствие
-
фиолетовый - беспокойное, тревожное настроение
-
серый - ребёнок не раскрылся, скрытное настроение
-
чёрный - уныние, отрицание, нежелание работать