Урок литературного чтения по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

Урок литературного чтения

по теме:

В.А.Осеева «Волшебное слово»

2 класс

Общая тема: «Я и мои друзья»

Тип урока: комбинированный.

Цель: обучение анализу художественного произведения.

Задачи:

образовательные:

  • обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного.

  • совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение.

  • совершенствовать навык чтения по ролям, выборочного чтения.

  • учить работать с планом произведения.

развивающие:

  • развивать навыки правильного чтения.

  • развивать творческую деятельность учащихся.

  • развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.

воспитательные:

  • способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других).

Оборудование:

  • индивидуальные карточки,

  • жетоны,

  • учебник - Климанова Л.Ф. Родная речь. Ч. 1, 2. 2 класс - М.: Просвещение

- мультимедийный аппарат
Организационный момент: Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку пять.
  • Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями. А я вам за активную работу буду вручать жетончики. В конце урока посмотрим, кто соберёт их всех больше. Победители получат отличную оценку.

Вступительная беседа
  • Дорогие ребята, совсем недавно на уроках чтения вы начали изучать новую тему. Давайте вспомним, как она называется? А для тех, кто затрудняется - моя подсказка.
  • Что здесь нарисовано?
  • Правильно, барабан. На нём и написана тема. Начинайте читать с заглавной буквы, двигаясь дальше по дорожкам от одной буквы к другой. (Я и мои друзья.)


<слайд 1>


  • А как называется произведение, с которым вы познакомились вчера?
  • Выберите правильный ответ:

Волшебное яблоко. Волшебное слово. Волшебное колечко.

<слайд 2>


  • А кто же автор этого произведения? (Валентина Александровна Осеева)

<слайд 3>

Игра на внимание:

  • Ребята, вчера я показывала портрет этой замечательной писательницы.
  • Сейчас я проверю, какие вы внимательные.


<слайд 4>



  • Найдите среди этих портретов портрет Валентины Александровны. (Портреты В.А.Осеевой, А.Л. Барто, Н.М.Артюхова)
  • Молодцы!

Сообщение темы:
  • Сегодня мы продолжим с вами работу над произведением «Волшебное слово».

Проблемная ситуация:
  • Ребята, а как вы думаете, а зачем мы ещё и сегодня будем говорить об этом рассказе?

Постановка учебной задачи
  • Первое знакомство с произведением произошло у вас на прошлом уроке чтения. Но ведь при первичном чтении трудно всё понять, всё осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.
  • Сегодня мы с вами постараемся поговорить о главных героях, поразмышлять об их поступках. И главная наша цель - ответить на вопрос, который написан у вас в учебнике в конце рассказа.
  • Найдите его. (Может ли слово быть волшебным?) с. 92

<слайд 5>

  • Вместе с нами на уроке будет солнышко. Но пока оно грустное, не улыбается, поэтому и нам как-то прохладно.


<слайд 6>



  • Давайте постараемся сегодня поработать так, чтобы солнышко заулыбалось и согрело нас.

Воспроизведение последовательности действий
  • Дорогие ребята, дома вы читали это произведение.
  • Давайте попробуем вспомнить ход событий.
  • Посмотрите внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий. Что было сначала, что потом.

<слайд 7>


2. Разговор с Леной. 4. Беседа за обедом. 1. Встреча со стариком. 5. Возвращение в сквер. 3. Разговор с бабушкой.

  • Давайте прочитаем написанное все вместе.
  • А что у нас получилось? (план текста).
<слайд 8>
  • Сегодня этот план нам очень поможет на уроке.

Работа над лексическим значением слов:
  • А начнём мы свою работу со слов. Читая рассказ, вам встречались слова, трудные для понимания.
  • Давайте посмотрим, как вы с ними разобрались.
  • Я предлагаю вам объединиться в группы и объяснить смысл некоторых слов.

Работа в группах
  • У вас на столе лежат цветные кружочки. У каждой группы свой цвет. Повернитесь друг к другу, обсудите вместе значение слов. А потом мы все вместе проверим.

Слова для объяснения: стряпает (готовит пищу) противень (железный лист с загнутыми краями для жарения, печения) морщинки (складки на коже лица) сквер (парк, сад в городе)
Обсуждение в группах (Дети, объединившись по одному цвету, обсуждают слова.)
Проверка
  • Давайте сейчас проверим, как вы справились с этим заданием. Представитель каждой группы объяснит значение только одного слова, которое я назову.
<слайд 9-10> Работа над иллюстрацией
  • Откройте, пожалуйста, учебник и найдите на странице 88 иллюстрацию.
  • Кто изображён? Как зовут мальчика?
  • Что делают?
  • Можно ли назвать Павлика и старика главными героями этого рассказа?

Проверка домашнего задания.
  • Сейчас мы с вами перечитаем разговор Павлика со стариком, потом обсудим.
  • А читать вы будете по очереди, играя в игру «А дальше…»
Условия игры: первого читающего называю я. Он читает до тех пор, пока я не остановлю. Затем он говорит слова «а дальше…» и называет имя своего одноклассника, который продолжит чтение. Это домашнее чтение, поэтому должны читать правильно, выразительно.
Анализ первой части текста
  • Расскажите, как вёл себя мальчик при встрече с незнакомым человеком. Обратите внимание на слова, которые описывают его поведение и настроение.


<слайд11> сердитое лицо сердито буркнул сжал кулаки крикнул стукнул кулаком по скамейке
  • Что вы можете сказать о Павлике? Каким он вам показался?
  • Что можете сказать о старике? Представьте его, как он выглядел?
  • Почему он захотел помочь Павлику?
  • Сразу ли мальчик поверил ему?

Физминутка
  • Ребята, Павлику и дедушке, когда они сидели в сквере, дул ветерок. Давайте представим, как это было.

Работа над второй частью текста
  • Ребята, а что же в рассказе было дальше?
  • Давайте определим действующих лиц второй части. (Павлик, Лена, автор)
  • Кто такая Лена?

Чтение по ролям
  • Сейчас прочитаем эту часть рассказа по ролям. с. 89

Анализ
  • Какое волшебное слово сказал Павлик?



  • Как подействовало волшебное слово на Лену?
(широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала, удивилась, предложила краски)
Работа над третьей частью текста
  • К кому следующему пошёл мальчик?

Пересказ
  • Расскажите, как прошла их встреча.

Анализ
  • Что случилось с бабушкой, когда она услышала волшебное слово? (Выпрямилась, волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке)

Работа над четвёртой частью
  • Какое самое трудное испытание приготовил Павлик для волшебного слова в третий раз?

Выборочное чтение
  • Зачитайте предложения, в которых говорится о том, как Павлик вёл себя за столом.
  • Как он обратился к брату?

Анализ
  • Ребята, а почему вдруг все полюбили Павлика и выполнили его просьбы?
  • В чём секрет волшебного слова?
  • Такие слова ещё называют вежливыми.

Физминутка. Игра «Пожалуйста»
  • Ребята, вы должны будете повторять за мной движения только тогда, когда я произнесу слово «пожалуйста».

Дополнительный материал
  • Ребята, поднимите руки те, кто знает ещё какие-нибудь вежливые слова?
  • Сейчас мы проверим это. Я буду читать стихотворение, а вы хором будете добавлять слова.

игра «Добрые слова»


Дядя Саша огорчён Рассказал он вот о чём...
  • Видел Настеньку-девчонку
Я на улице сейчас. Настя - славная девчонка, Настя ходит в первый класс. Но... давно уже от Насти Я не слышал слова... (Здрасьте!) А слово-то такое, Очень дорогое. Встретил Митю я соседа Встреча грустная была. На меня он как торпеда Налетел из-за угла. Но представьте - зря от Мити Ждал я слова ... (извините) Он про внучку говорил: - экая досада Я портфель ей подарил Вижу: очень рада! Но нельзя ж молчать как рыба, Ну, сказала бы... (спасибо)

  • Какие слова не знали эти дети?



  • А какие вы ещё вежливые слова знаете?
  • Сейчас послушайте стихи про другие слова (читают дети по индивидуальным карточкам)

<Приложение 2>


  • Ребята, так в чём же секрет этих волшебных слов?



  • А сейчас посмотрим на наше солнышко.

<слайд 12>

  • Что же с ним стало? Оно заулыбалось.
  • А вам стало теплее? Давайте ещё раз перечитаем вежливые слова.
  • А про какое слово мы с вами не говорили? (благодарю)
  • Когда нужно говорить это слово?
  • Я надеюсь, что вы запомнили эти слова.

Проблемная ситуация
  • А сейчас послушайте стихотворение ещё про одного мальчика Петруся, который тоже знал волшебные слова.

<Приложение 3>

  • Ребята, можно ли считать Петруся вежливым?
  • Почему? Он ведь говорил вежливые волшебные слова?

Вывод: Правильно, много зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо. Тогда они теряют своё «волшебство». Произносить их нужно с добротой.

Поисковое чтение
  • Найдите в учебнике, как старик рекомендовал Павлику произносить волшебное слово.
(с.89 «Но, помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь...)
  • Давайте проследим, как это делал Павлик.
  • Найдите тот фрагмент, когда он пришёл к Лене.
(с. 90 «Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом...»)
  • Найдите эпизод с бабушкой.
(с. 90 «обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал...»)
  • Теперь давайте посмотрим, как он обратился к брату.
(с. 91 «положил руку на его плечо и тихо попросил...»)
  • Сыграли ли эти действия свою роль в волшебстве слов?

Ответы на вопросы учебника
  • вопрос 2: Можно ли назвать старика сказки магом, чародеем, волшебником, колдуном?
  • Давайте прочитаем конец произведения.
  • Зачем Павлик побежал обратно в сквер?

Работа с пословицами в парах
  • У вас на столе лежит пословица, но она разрезана карточки на несколько частей. Попробуйте вместе с соседом по парте её собрать и объяснить смысл.
(на каждой колонке разные пословицы)

<Приложение 4>

  • Найдите эти пословицы в учебнике. <слайд 12>
  • Ребята, а может быть кто-нибудь из вас знает ещё пословицы на эту тему?

Хоровое чтение
  • Тогда все вместе прочитайте ещё одну пословицу, которая очень подходит к нашему уроку.

Доброе слово путь к сердцу открывает.
Итог урока
  • Так может ли слово быть волшебным?
  • Ребята, а вы верите в волшебство слова?
  • Были ли в вашей жизни ситуации, когда слово вам помогло, выручило.
  • Как вы думаете, зачем В.А.Осеева написала этот рассказ?
  • Ещё раз посмотрите на солнышко.

Практические упражнения
  • Давайте посмотрим, чему вы научились сегодня на уроке?
  • Сейчас разыграем ситуации, когда вам нужно попросить что-нибудь у своего одноклассника, бабушки, брата.

Оценивание
  • Сейчас подсчитаем ваши заработанные жетончики и выясним, кто работал лучше всех.

Домашнее задание
  • Приготовить пересказ текста.
© 2010-2022