Программа внеурочной деятельности Истоки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Турбанская начальная школа

Утверждаю: Директор школы _____

Утверждаю:

Завуч по ВР


____________

_____________











Программа дополнительного образования


«Истоки»





Руководитель:

учитель начальных классов

Жегулина Е.А.








2014 - 2015 уч. год


Пояснительная записка


Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук. Социокультурный системный подход в образовании позволяет: * развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы; * осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе; * создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи; * обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОКИ» Программа предусматривает 4 раздела обучения : 1. Мир. Слово. Образ. Книга. 2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. 3. Вера. Надежда. Любовь. София. 4. Традиции Слова, Образа, дела, праздника. УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
Год Наименование учебных Кол-во обучения курсов часов 1 Мир. Слово. Образ. Книга. 32 2 Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. 32 3 Вера. Надежда. Любовь. София. 32 4 Родные Образы. Умелые дела. Заветные слова. 32
Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для преподавания в 1 - 4-м классах начальной школы. Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы. В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека. В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека. В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации. Таким образом выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе (1 - 4). Главные ценности жизни Слово, Образ, Книга, развивают жизненное пространство в контексте программы «Истоки» (начальная школа) следующим образом : Развитие жизненного пространства ИСТОКОВ в начальной школе В целом, ценностно-категориальный ряд ИСТОКОВ в начальной школе может быть представлен следующим образом: ИСТОКИ - 1. Системообразующие категории - ценности Слово - Образ - Книга дают представление о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). Категории-ценности представлены в темах «Мир», «Слово», «Образ», «Книга». ИСТОКИ - 2. Категории-ценности, развивающие представление о социокультурной среде развития, основных видах деятельности и творении души. Категории-ценности представлены в темах «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной» и «Труд души». ИСТОКИ - 3. Категории-ценности, развивающие внутренний мир человека. Категории-ценности представлены в темах «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». ИСТОКИ - 4. Категории-ценности, развивающие традиции Слова, Образа, дела и Праздника. Все темы начальной школы, во взаимодействии с системообразующими категориями Слово, Образ и Книга соединяет главная ценность Жизнь, отвечающая за развитие социокультурного опыта, взаимодействие Школы и Семьи при реализации программы активного воспитания. Особое внимание в системе духовно-нравственных категорий ИСТОКОВ уделяется категории-ценности Книга. В контексте ИСТОКОВ Книга воспринимается как живое существо. Согласно программе активного воспитания (1 - 4 классы) дети создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлен их опыт социокультурного и духовно-нравственного развития. Таким образом, в системе ИСТОКОВ категория-ценность Книга переводит знания в практическую плоскость, значительно расширяя жизненное пространство ребенка, его семьи и общества в целом.
Содержание курсов УЧЕБНЫЙ КУРС «ИСТОКИ» 1-й класс АЗБУКА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО» Учебный курс «ИСТОКИ» для 1-го класса позволяет младшему школьнику освоить понятие истоки. Базовое содержание курса «Истоки - объединено в четыре тематических блока - Мир. Слово. Образ. Книга. Системообразующие категории-ценности «Слово» и «Образ» в программе «ИСТОКИ» имеют первостепенное значение. «Азбука Истоков» соединяет в одном издании три книги: 1. Первая книга учит ребенка чтению через категории Истоков (алфавитная часть). 2. Вторая книга развивает духовно-нравственные ценности ребенка в контексте прог-раммы «Истоки» для первого года обучения (содержательная часть). 3. Третья книга помогает ребенку создавать свою Первую книгу. В «Азбуке Истоков» три книги согласованы и взаимосвязаны. Приближение к Образу и ценностному смыслу Слова является главным мотивирующим фактором в развитии ребенка. В теме «Мир» приближение к Образу начинается с внешнего восприятия семьи, школы круга друзей, родного края, поля, леса, радуги к внутреннему восприятию святынь России (Щит и герб, Защитник, Святой Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей человека (добро, честь, любовь, милосердие, благодарность). Тема «Мир» помогает преподавателю осуществить социокультурное присоединение от дошкольного образования к начальной школе. Развитие ценностного смысла Слова раскрывает пять талантов Золотого сердечка: Доброе слово, Честное слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово. Золотое сердечко живет добрым, честным, святым словом. Каждый человек должен ценить сказанное Слова, или оно станет «медью звонящей». СПрограмма внеурочной деятельности Истоки. первого класса ИСТОКИ развивают способность ребенка различать Образ и безобразное. В «Азбуке Истоков» представлены образы защитников Отечества (святого Георгия Победоносца, Русских богатырей, святого князя Владимира, святого Александра Невского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова), великих русских поэтов (Александровича Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина) и образ праздника Великой Победы. Завершающая часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книги - живое существо. Главными целями курса «Истоки» в 1-ом классе являются: * освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга; * развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни; * развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ( 32 часа ): Мир (8 часов) : Солнышко, мама и папа.( 1 ч.) Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность. МИР И ЛАД.( 1 ч.) Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи. Истоки и Школа.( 1 ч.) Истоки глазами детей. Рождественский дар. Истоки и радуга.( 1 ч.) Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий, небо, землю и человека. сказки пушкина.( 1 ч.) В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть. родной край. ( 1 ч.) Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. щит и герб.( 1 ч. ) Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. илья муромец. (1 ч. ) Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
Слово (8 часов): слово. ( 1 Ч. ) Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом. весна и слово. ( 1 Ч. ) Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова. золотое сердечко. ( 1 ч. ) Пять талантов Золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. Серебряное копытце. ( 1 Ч.) Добро. Доброе слово. Доброе дело. добрыня никитич. ( 1 ч.) Честное слово. Родительское благословение. Подвиг. слово о родителях. ( 1 ч. ) Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание. алеша попович. ( 1 ч. ) Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. чаша жизни. ( 1 Ч. ) Жизнь. Любовь. Добрые дела.

Образ (8 часов): родник. ( 2 Ч.) Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник - начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода. образ родины. ( 2 Ч. ) Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. защитник отечества. ( 2 Ч. ) Святой Александр Невский - солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. образ праздника. ( 2 Ч. ) День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память. Книга (8 часов): книга. ( 2 Ч. ) Книга - живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет творец. книга книг. ( 2 Ч. ) Собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Книга книг - Библия. Библия положила начало объединению книг в семью - библиотеку. живое слово книги. ( 2 Ч. ) Чтение - сердечный дар. Живое слово книги найдет отклик в душе читателя. первая книга. Мир книги. ( 2 Ч. ) Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
2-й класс «РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ.

ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ» Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывающиеся на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, в наибольшей степени соответствует особенностям младшего возраста, опирается на него. Главными целями этого курса во 2-м классе являются: - раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни; - посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки; - развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их. Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока - «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего - к истокам, а от них - вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность. Несмотря на то, что текст включает в себя ведущие понятия и направления мысли, он все же является лишь основой для размышлений ученика и его близких. Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребенка за окружающим миром. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ( 32 часа): Родной очаг (8 часов) ИМЯ. ( 1 Ч. ) Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем? СЕМЬЯ - мир самых близких людей. ( 2 Ч. ) Любовь, забота, согласие и почитание родите-лей - основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье? РОД - люди, происходящие от одного предка. ( 1 Ч. ) Род - твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода. ДОМ - территория семьи, мир вещей. ( 2 Ч. ) Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни. ДЕРЕВНЯ. ( 1 Ч. ) Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне? ГОРОД. ( 1 Ч. ) В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие. Родные просторы (7 часов): НИВА и ПОЛЕ. ( 1 Ч. ) Труд земледельца. Золотая нива. Нива - творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля. ЛЕС. ( 2 Ч. ) Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни. РЕКА. ( 1 Ч. ) О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая. МОРЕ-ОКЕАН. ( 1 Ч. ) Как море служит человеку? В чем красота моря? Море - конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы. ПУТЬ-ДОРОГА. ( 2 Ч. ) Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (8 часов) СЕВ и ЖАТВА. ( 1 Ч. ) Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни. БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. ( 2 Ч. ) Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными? ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. ( 1 Ч. ) Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают? МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. ( 1 Ч. ) Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе. КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. ( 1 Ч. ) Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает? ЯРМАРКА. ( 2 Ч. ) Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка - народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.


Труд души (9 часов) СЛОВО. ( 1 Ч. ) Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии. СКАЗКА. ( 2 Ч. ) Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость. ПЕСНЯ. ( 1 Ч. ) Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная. ПРАЗДНИК. ( 2 Ч. ) Смысл праздника. Почему праздник называют - труд души? Главные праздники года. КНИГА. Библия - Книга книг. ( 1 Ч. ) Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги? ИКОНА ( 1 Ч. ) - образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека? ХРАМ. ( 1 Ч. ) Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

3-й класс «ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ» Учебный курс «Истоки» в 3 классе является продолжением нача­того в 1-ом и 2-ом классах. В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека. «Истоки-3» призваны подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации. Главными целями этого курса в 3 классе являются: - дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека; - посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке; - продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации. Базовое содержание курса «Истоки-3» объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Как и в предыдущем курсе, текст книги предназначен не для заучивания, а для размышления о внутреннем мире и первом духовном опыте. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (32 часа): Вера (8 часов): ВЕРА. ( 2 Ч. ) Ступеньки веры - дове­рие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытли­вый ум, во что верует душа. Поче­му говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу приме­няй, а дело - к вере. ВЕРНОСТЬ. ( 2 Ч. ) Преданность и надеж­ность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нару­шать клятву - веру ломать (веро­ломство). Верность не знает мелочей. ПРАВДА. ( 2 Ч. ) Правда в деле, в слове, в образе. Что означает - жить по правде. Правда всегда с верой дру­жит. Правда - путь веры. Праведнос­ть. Справедливость. Правосудие. ЧЕСТЬ. ( 2 Ч. ) Почему говорят: «Бере­ги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному. Надежда (8 часов): НАДЕЖДА ( 2 Ч. )- стремление к добро­му исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние. СОГЛАСИЕ ( 2 Ч. ) - единомыслие, еди­нодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногла­сие. ТЕРПЕНИЕ ( 2 Ч. ) - умение стойко пере­носить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. ПОСЛУШАНИЕ­ ( 2 Ч. ) - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.


Любовь (8 часов): ЛЮБОВЬ ( 2 Ч. ) - сердечная привязан­ность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела. МИЛОСЕРДИЕ ( 2 Ч. ) - иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви ис­ходит. ДОБРОТА. ( 2 Ч. ) Добрые слова и доб­рые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта лож­ная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало. ПОКАЯНИЕ ( 2 Ч. ) - чистосердечное при­знание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.


София (8 часов): УМ ДА РАЗУМ. ( 2 Ч. ) Ум познает и запо­минает, а разум смысл постигает. РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. ( 2 Ч. ) Гра­мота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси разума. ИСТИНА ( 2 Ч. ) - неложность, подлин­ность, искренность. Хранители ис­тины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. ( 2 Ч. ) Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. Со­фия - Премудрость. Почему Вера, Надежда и Лю­бовь - родные сестры?

4-й класс «ТРАДИЦИИ ОБРАЗА, СЛОВА, ДЕЛА И ПРАЗДНИКА»
Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса - традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.



СОДЕРЖАНИЕ (32 часа): Введение (1 час): Что такое традиция? ( 1 Ч. ) Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?


Родные Образы (10 часов): Традиции первого образа. ( 3 Ч. ) Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать - хранительница очага, крестная мать. Отечество. Родина. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары. Образы Веры, Надежды и Любви. ( 2 Ч. ) Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы - носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель. «Спасы» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда. Смыслы купола и креста в храмостроителстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве. Образы Покрова в народной традиции. ( 3 Ч. ) Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери - святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова. Образы Софии и света. ( 2 Ч. ) Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России. Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.

Умелые Дела (10 часов): Трудовые традиции. ( 4 Ч. ) Крестьяне, ремесленники и купцы - труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи - традиционные трудовые сообщества. Традиции служения. ( 3 Ч. ) Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище - традиционные сообщества общественного служения. Традиции праведного дела. ( 3 Ч. ) Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность - основы трудовых традиций. Молодой работает - старый ум дает. Как выгоду совместить с добром. Отвага и мера, прозорливость и талант - основы служения. Праведный труд. Талантливый человек - большой труженик. Почему в основе любого таланта - любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.


Заветные Слова (10 часов): Традиции святого слова. ( 2 Ч. ) Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное. Традиции доброго слова. ( 2 Ч. ) Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей. Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать. Традиции честного слова. ( 2 Ч. ) В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора - самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело - уговор, а на злое - сговор. Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову. Традиции покаянного слова. ( 2 Ч. ) Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения. Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора - наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора. Традиции праздника. ( 2 Ч. ) Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход. Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза - знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется - там легче живется. Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.
Заключительный урок ( 1 час): Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.




12

© 2010-2022