Урок по курсу ОРКСЭ «Основы православной культуры»: «Милосердие и сострадание»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Строкина Елена Евгеньевна,

учитель начальных классов

МОУ Светлогорская СОШ

Шатковского района

Модуль курса ОРКСЭ: «Основы православной культуры»

Урок 12. Тема: «Милосердие и сострадание»

Цель: Продолжить формирование умения любить окружающих нас людей, хотеть делать и совершать добрые поступки.

Задачи: 1. Познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».

2. Осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.

3. Воспитать любовь к ближнему человеку; усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные листы, песни-притчи Светланы Копыловой «Окно», «Про кота», электронное издание «Основы православной культуры», учебник ОПК.

План урока:

I. Организационный момент. 1 мин

II. Проверка домашнего задания. 5 мин III. Актуализация знаний по теме урока, сообщение темы с мотивирующим приёмом. 5 мин IV. Сообщение темы урока. 3 мин

V.Совместное «открытие» знаний. 23 мин

VI. Закрепление изученного. 5 мин

VII. Подведение итогов. 2 мин

VIII. Домашнее задание. 1 мин

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот и начался урок

Он пойдет сегодня впрок.

Нам надо многое узнать.

И ничего не упускать.

II. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы познакомились с библейскими заповедями, дома вы заполнили таблицу. Давайте ее проверим:

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как советует поступить любящее сердце

«Почитай отца твоего

и мать твою»


от неуважения к родителям и вообще к старшим слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

«Не убий»




от смертоубийства

Не смотри на человека даже с ненавистью, что приравнивается к убийству

«Не кради» от причинения страданий другому человеку прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть


«Не лги»



от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека Никогда не лги. Ложь порождает ложь.

«Не завидуй»




От зависти, которая мешает радости жизни не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью. -Итак, заповеди говорили об отношении человека с Богом и отношении людей между собой. Заповеди говорят о хороших, о добрых отношениях между людьми. III. Актуализация знаний по теме урока, сообщение темы с мотивирующим приёмом. Учитель: - Что такое молитва? (Обращение к Богу) - К какому жанру близка молитва? - Вспомните жанры УНТ (Загадки, песни, считалки, были….). - Кто автор этих жанров? ( Народ) - Прочитайте на своих листах жанры произведений, назовите тот жанр, с которым вы не встречались? (Притча) - Что такое притча? Прочитайте. (Притча - это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение.) Прослушивание притчи Светланы Копыловой «Окно» Приложение 1 Учитель: - О чём притча? - Каких людей мы встречаем в ней? (Завистливого и милосердного) - Сформулируйте тему урока. (Милосердие) IV. Сообщение темы урока. Учитель: Тема урока «Милосердие и сострадание» Обучающиеся записывают в тетради тему урока. Учитель: Что мы должны с вами выяснить на уроке? ( Что такое милосердие? Что такое сострадание? Как проявляется милосердие? Кто нуждается в милосердии?) Учитель: Ребята, как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ? (Милое сердце)
Обучающиеся выполняют задание на интерактивной доске: из нижеперечисленных характеристик заполняют таблицу: «Доброе сердце и злое сердце». Любящее, скандальное, родное, злое, роковое, близкое, тёплое, холодное, страшное, грозное, светлое (дополнить характеристику самостоятельно)

«Доброе сердце»

«Злое сердце»


V.Совместное «открытие» знаний.

1.Исследовательская работа с текстом притчи « О добром самарянине»

с. 42-43

Обучающиеся самостоятельно читают текст притчи.

Учитель: - Чему учит эта притча? (Оказывать помощь)

- Кому? (Близким)

2. Работа с заданием №1 из электронного издания:

Как вы думаете, кого можно назвать «добрым самарянином»?

3. Работа в группах «Мозговой штурм».

Учитель: Какая группа больше назовет, кто для нас является близкими?

(мама, папа, бабушки, дедушки, тёти, дяди, братья, сестры и т.д.)

4. Работа с иллюстрациями из учебника и электронного издания.

Учитель: - Что объединяет все эти рисунки?

- Являются ли все те, кому оказывают помощь родственниками им?

- Значит, какой вывод мы можем сделать? (Ближними для нас являются те, кто нуждается в нашей помощи)

Обучающиеся выполняют задание №2 из электронного издания

5. Работа в группах.

Учитель: - Ребята, попытайтесь обговорить и дать определение понятию

« МИЛОСЕРДИЕ».

- Записываем в тетрадь определение: МИЛОСЕРДИЕ - это способность миловать, любить и жалеть всем сердцем.

6. Работа с понятием сострадание.

Учитель: Ребята, но жалеющее сердце связано и с таким понятием как СОСТРАДАНИЕ.

Прослушивание притчи С. Копыловой «Про кота». Приложение 2

Учитель: - Что значит страдать? (Чувствовать боль, переживать)

- а приставка со- в русском языке обозначает совместность, это значит, разделить чужую боль, уменьшить её - это и будет сострадать.

- Записываем в тетрадь определение: СОСТРАДАНИЕ - это способность переживать боль другого человека, как собственную.

7. Работа с электронным изданием задание №3

8. Самостоятельная работа с учебником.

Чтение текста из рубрики «Это интересно» с. 44

Учитель: - В чём состояло сострадание прохожего к юноше? ( Он помог юноше понять, получить радость от доброго поступка.)

- Можно ли с рождения быть милосердным и сострадательным? (Нет, этому нужно учиться.)

Учитель: - Давайте составим правила, как стать милосердным и сострадательным.

Ребята составляют правила.

9. Работа с понятием милостыня.

Учитель: - Ребята, милосердие бывает в деле? Какие примеры милосердия в деле вы можете назвать? (Ухаживать за больными, ухаживать за младшими, бескорыстно предлагать свою помощь другим, милостыня). Учитель: - Иисус Христос говорил: «Всякому просящему у тебя -давай». Что можно давать?(деньги, одежду и т.д., давать милостыню) - Что такое МИЛОСТЫНЯ ? Найдите в учебнике на стр. 44 (Милостыня - помощь другому человеку из жалости к нему.) Учитель: - Прочитайте в учебнике на стр. 45 о Святой Ульяне. - Ребята, понравилась вам Святая Ульяна? (Да) - Хотелось ли вам иметь рядом таких людей как Ульяна? (Да)

VI. Закрепление изученного.

1. Продолжите предложение:

1) В сострадании и милосердии нуждаются………………………..

2) Близкими нам являются ………………………………………….

3) Милосердие не выбирает людей по ……………………………..

4) Каждый человек обязан быть милосердным, потому что ……….

5) Чтобы стать милосердным, нужно ……………………………….

( научиться любить ближних, учиться прощать врагов, подавать милостыню нуждающимся)

VII. Подведение итогов.

Учитель: - Ребята, внимательно посмотрите вокруг себя и попробуйте совершить поступок милосердия, не выходя из класса.

VIII. Домашнее задание.

Рассказать родителям, что ты сегодня узнал на уроке. Сделай своими руками поделку (открытку, игрушку, сувенир) и подари ее одинокому человеку.

6


© 2010-2022