- Преподавателю
- Начальные классы
- План конспект по русскому языку на тему Написание мягкого знака в конце слова (1 класс)
План конспект по русскому языку на тему Написание мягкого знака в конце слова (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гагиева М.Н. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Написание мягкого знака в конце слова».
Цель: узнать, почему не во всех словах после шипящих на конце слова пишется мягкий знак.
Задачи:
-
повторить роль в словах ь - показателя мягкости.
-
познакомить с правилом написания ь после шипящих.
-
развивать интерес к самопознанию.
-
воспитывать доброту, взаимопонимание, умение слушать и слышать собеседника, работая в группах.
ХОД УРОКА
І. Вводное слово
- Ребята, вы готовы отправиться со мной в космическое путешествие?
- Тогда проверю, как вы готовы. Сегодня продолжим разговор о ь. Для чего нужен ь? (Для смягчения предшествующего согласного).
- Какие ещё буквы указывают на мягкость предшествующего согласного? (я, ю, и, е, ё)
- Этого пока достаточно. Ключ - на старт! Полетели!
На доске с помощью картинок создано космическое пространство, где есть планеты разной формы и у каждой есть название.
ІІ. Чистописание.
- Наша первая остановка - Планета Письма. Надо красиво прописать буквы я, ю, и, е, ё, ь, которые смягчают предшествующий согласный, на нашем листочке - чашке, который будет маршрутным листом.
ІІІ. Новый материал
1. Наблюдение над словами с шипящими на конце.
- Мы направляемся к Планете Новостей.
Установка на самопознание
- Прочитайте слова, попробуйте определить, для чего нужен Ь.
- Всё ли вы знаете о Ь в конце слова? В каких словах не можете объяснить написание Ь?
- Какой вопрос вы хотели бы мне задать?
После ответов детей, учитель конкретными вопросами вовлекает ребят в рассуждение о проблеме написания Ь на конце слов и без него.
Конкретные вопросы:
-
Почему в конце слова ОСЕНЬ есть Ь? (транскрипция - [ос'ин'])
-
А что скажете про слово НОЧЬ? (транскрипция - [ноч']
-
Уберём Ь из слова. Как звучит слово? (так же). Можно обойтись без Ь? (можно)
-
Посмотрите на другие слова. Какие вызывают недоверие в написании? (луч, глушь, вещь, плащ, ёж, ложь). Транскрипция - [луч']. (Если можно обойтись без Ь после мягких шипящих согласных, почему в одних словах мы пишем Ь, а в других - нет?)
-
Понаблюдаем, сколько букв и звуков в словах ЛУЧ, ГЛУШЬ, ВЕЩЬ, ПЛАЩ, ЁЖ, ЛОЖЬ.
2. Постановка проблемного вопроса.
- Звуки Ч, Щ, Ж, Ш какие? (согласные, шипящие, всегда мягкие Ч, Щ и всегда твёрдые Ж, Ш.
- Почему Ь то пишется после шипящих, то не пишется?
- Нужна подсказка?
ночь луч
вещь плащ
глушь малыш
ложь ёж
3. Вывод. Ж.р. М. р.
(она, моя) (он, мой)
ночь луч
вещь плащ
глушь малыш
ложь ёж
ІV. Закрепление нового и изученного
1. Летим к Планете Закреплялка - Доказалка. Слайд 11.
- Распределите слова в 2 столбика, доказывая.
На доске карточки М.р. и Ж. р. Учитель показывает карточку с пустой концовкой у каждого слова. Дети должны объяснить (доказать), в какой столбик поставить. Тогда «вскрывается» место, где либо есть, либо нет Ь.
Молодёж… М.р. Ж.р.
Уж…
Калач…
Помощ…
Борщ…
2. На Планете Игр.
- А тут рядом Планета Игр. Заглянем на неё?
Работа в группах.
3 группы по рядам. Каждая группа выбирает руководителя, который отвечает за правильность выполнения задания.
Игра «Мозаика»
Три группы подходят к одной из парт в ряду, составляют пословицу из слов, находят слова с Ь, объясняют его написание.
-
Лучшая вещь - новая, лучший друг - старый.
-
Языком не торопись, а делом не ленись.
-
Жизнь дана на добрые дела.
Слова прикреплены на нарисованную часть подноса, на который в конце урока можно положить чашки - маршруты. Составляется мозаика.
Игра «Рассыпанные слова»
Одновременно с игрой «Мозаика» у магнитной азбуки проходит игра «Рассыпанные слова». По 1 человеку из группы выбираются. Ь знаков больше, чем надо для слов.
Составить из рассыпанных букв слова. Подумать, в каких из них надо писать Ь.
Получаются слова: дочь трубач мышь камыш
3. Запись составленных слов.
- Вернёмся на Планету Письма, чтобы отметить маршрут. Запишите слова:
ДОЧЬ МЫШЬ
ТРУБАЧ КАМЫШ
4. Чтение текстов на Планете Почитай-ка.
- Продолжаем накапливать знания и отправляемся на Планету Почитай-ка.
- Возьмите карточки с текстами, прочитайте их, дайте название рассказу.
- Найдите слова с Ь. какую роль он выполняет?
В полночь была сильная гроза. Молния ударила в колхозный сарай. Там хранились пшеница и рожь.
Вспыхнул пожар. Сторож стал звать народ. Примчались пожарные машины.
Хорошо летом за городом. Там лес и речка.
Зайди в лесную чащу. Кругом тишь и прохлада. Слышна только наша речь. Вот белеет душистый ландыш. Рядом расцвела фиалка.
(Спросить, почему в слове ЛАНДЫШ не написан Ь?)
Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс.
Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра! Учись хорошо!
5. Физминутка «Инопланетяне»
Танцуем вместе с ними под видеопрезентацию - 3 мин.40 сек.
6. Отгадывание загадок
- Пора нам возвращаться. Наш маршрут - Планета Загадалкина. Любите загадки? Умеете отгадывать?
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Спит или купается,
Всё не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь)
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется … (медведь)
Уж очень вид у них чудной:
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша …(львица)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь.
А зовётся птица … (грач
7. Запись предложения.
- Залетаем на Планету Письма. С комментированием (1 ученик у доски) записываем предложение на чашках-маршрутах.
В поле важно ходит грач.
8. Игры на компьютере.
(Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте.)
- Пора возвращаться домой. Все знания о Ь мы положили в нашу копилку. На какую планету вы хотели бы залететь? (На Планету Игр). Если есть другие предложения, направьте на рефлексию. Приведите в порядок свои места. Поехали!
Игра «Волшебник»
угол шест мел
- Прочитайте слова. Из букв пенала составь их и добавь Ь. Что произошло с согласными перед Ь? (Они стали обозначать мягкий согласный звук). Что произошло со всем словом? (Получилось другое слово)
Игра «Подбери предложение к слову»
- Посмотрите, как изменил Ь значение слов. Подбери к каждому слову предложение.
угол Ходить из угла в угол.
уголь Выгрести уголь из печи.
шест Шест - это длинная палка, жердь.
шесть Шесть - это цифра.
мел Мелом можно писать на доске.
мель Мель - мелкое место в реке или море.
Загадка
- Дождь ещё не кончился, и кто-то стучится в дверь.
Прочитайте загадку, написанную на двери. О каком звере идёт речь, найди отгадку.
Хоть верь, хоть нее верь рысь
Пробегал по лесу зверь. волк
Нёс на лбу он неспроста олень
Два развесистых куста.
Ребусы
- Попробуйте разгадать ребусы. В каждом слове вставлена картинка ЕЛЬ. Расставь картинки в соответствии с написанными словами.
М ель НИЦА Ц ель ПОСТ ель ТОНН ель Ш мель С ель ДЬ
Метаграмма
- А теперь разгадайте ребус Медвежонка. (…оль, ….оль, ….оль, …..оль, ….оль)
- Все слова из 4 букв, три последние - все одинаковые.
Подсказка: С буквой Н, мои друзья,
Ничего не значу я.
Не берите с буквой М -
Шарф и шапку вам проем.
- Как называются такие ребусы, которые различаются только одной буквой? Метаграммы.
- Значит, нужно отгадать одно слово, а потом менять первую букву.
боль моль роль соль ноль
V. Итог урока. Рефлексия
- Понравилось путешествие?
- Что теперь знаем о Ь на конце слов?
- Что вам помогало, когда выполняли задания урока? (Взаимопомощь, внимание)
- Пусть ваши чашки на парте будут одинаковыми, как у настоящих друзей.
Дети договариваются в паре, чтобы получилась одинаковая пара чашек.
- А можно ещё один вопрос?
- Чем заканчивается ДЕНЬ и НОЧЬ?
- А теперь - домой! (Звучит фонограмма песни «Земля в иллюминаторе» группы «Земляне». Дети рисуют чашки).
Обработка маршрутных листов. Показ чашек, сравнение пары.