Статья Проблемы при становлении подчерка

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы при становлении подчерка.

При подготовке ребенка к школе одной из наиболее важных задач для родителей и воспитателей становится подготовка руки дошкольника к письму. Поступая в школу, детям приходится много писать, и если рука шестилетнего ученика еще слаба, то у него возникают проблемы при становлении подчерка. Он начинает писать неровно, искажать буквы (графемы), что в последствии ведет к неразборчивому и некрасивому письму.

Письмо - это сложная многоступенчатая операция для ребенка: во-первых, нужно скоординировать движения руки, во-вторых, следует производить постоянный зрительный контроль за этим движением, нужно овладеть навыком написания графем, правильно держать ручку, ровно размещать и соединять буквы на линейке.

Перечисленные выше навыки начинающему ученику достаточно сложны, ведь ребенок 6 лет еще не умеет одновременно выполнять несколько действий. А тут еще и нужно сидеть прямо, держать расстояние от тетради до глаз, не опускать плечо и т.д. Безусловно, обучение письму - это задача школы, но помочь ребенку в овладении некоторых необходимых навыков можно раньше, чем малыш переступит порог школы.

С чего начинается подготовка руки дошкольника к письму?

Развитию мелкой моторики рук способствуют занятия рисованием, аппликацией, лепкой, изготовление различных поделок из бумаги, природного материала и прочие различные занятия и действия с мелкими предметами.

Отличный опыт дают занятия рукоделием, например, если девочки шьют своим куклам платья или вышивают крестиком - это не только развивает внимание и усидчивость, но и учит владеть инструментами (ножницы, иголка), развивает глазомер, творческое видение.

Мелкую мускулатуру пальцев хорошо тренируют различные упражнения на вырезание. Например, сложив листок вдвое, нужно вырезать половину контура предмета, а, развернув листок, получить изображение целого предмета. Данное упражнение способствует развитию зрительно-двигательной координации. От ребенка требуется не только техническое выполнение поставленной задачи, но и тщательность, и аккуратность выполнения. Вырезание по линии - для дошкольника еще сложная задача. Вырезание симметричных предметов - другой вариант данного упражнения. Это может быть вырезание цветов, фруктов, грибов, листочков и других предметов, а также снежинок.

Постепенно рука ребенка становится более уверенной, крепкой, он уже способен длительное время рисовать или лепить, не уставая. Он прекрасно владеет ножницами и режет не только по прямой линии бумагу и ткань, но и поворачивает руку в нужном направлении, точно знает, где остановиться. Это все очень важно для навыка письма.

Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого. Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям. 1. Развитие руки. 2. Подготовка к технике письма. 3. Аналитико-синтетическая деятельность. 4. Формирование элементарных графических умений. Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание. 1. Развитие руки. 1.1. Сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя пальцами - большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не падает. Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с карандашом (»Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп». 1.2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Такое распределение подразумевает быстрое чередование силового напряжения и расслабления. (Силовое напряжение - когда пишем сверху вниз; расслабление -когда пишем снизу вверх.) Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки. 1.3. Развивать мелкую моторику рук. 2. Подготовка к технике письма. 2.1. Развивать пространственную ориентировку. В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив. Прежде всего, ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминутки можно отработать знания детей по ориентировке как в своих частях тела, так и ориентировке относительно себя (над головой - верх, под ногами - низ, за спиной - сзади, перед собой -спереди). При выполнении заданий по ориентировке используются игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови». Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркальное» отражение ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражнений. Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги (половина формата А 4). Насколько правильно ориентируется ребенок на листе, можно определить с помощью диктанта (каждое последующее задание дается после выполнения детьми предыдущего): «Перед вами лежит лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом углу нарисуйте цветок». Диктант продолжается, пока не будут заполнены все углы и середина листа. Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между предметами можно использовать сюжетную картинку. Дать задания: - показать, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая - внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже; - показать, что на картинке изображено далеко, что близко; - сравнить предметы, изображенные на картинке, между собой (выше - ниже, впереди - сзади, справа - слева); - назвать расположение изображений по отношению к ребенку. У детей, испытывающих трудности в различении левой и правой сторон, при обучении грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (наблюдается склонность к их «зеркальному» изображению). Поэтому на занятиях с таким ребенком следует использовать дополнительные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, величины предметов, их пространственного расположения по отношению к самому ребенку и друг к другу. 2.2. Развивать чувство ритма. Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их. Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, формируют временную ориентировку, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения. То же можно сказать и о выполнении ритмических упражнений в письме. В упражнении «Бордюр» ребенок первоначально не видит повторяемости элементов (ритма). В данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представлении ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка). 2.3. Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней. В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упражнения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элементы букв и сами буквы. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребенок сам хочет это делать и, когда сформированы предпосылки к письму. В большинстве случаев обучению в ориентировке на разлинованном листе бумаги не уделяется должного внимания. Все эти навыки приобретаются в школе, хотя в дошкольном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны понять и запомнить правила письма в разлиновке. 2.4. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера. Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные - сверху вниз. Сначала ребенка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, затем - рисовать стрелочки, указывающие направление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и ребенок научился понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует. Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать наглядно. 3. Аналитико-синтетическая деятельность. Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами. 3.1. Анализ и синтез графических, условных изображений предметов. Игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок). 3.2. Анализ образа букв. Этот процесс состоит из умения ребенка определять: - количество элементов (сколько элементов составляет букву?); - характеристику элементов (какие это элементы?); -пространственное расположение элементов в букве. 3.3. Синтез образа букв. Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребенка воссоздать образ путем составления из элементов. 3.4. Дифференциация образа букв. В игровых упражнениях ребенок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы. 4. Формирование элементарных графических умений. 4.1.Упражнять в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без нее). 4.2.Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»). Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включить в ежедневное планирование. Педагогу необходимо видеть весь объем предстоящей работы и проводить ее с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

В ходе реализации данного направления
работы можно использовать:

- книжки-раскраски.(лучше использовать цветные карандаши);

- копирование картинок на прозрачную бумагу;

- рисование и копирование узоров и орнаментов;

- занятия с пластилином и глиной;

- выполнение аппликаций отщипыванием; обрыванием;

- нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок;

Учить писать дошкольника? - Категорически нет!

Нужно ли учить ребенка до школы учить элементам безотрывного письма?

Нужно ли учить писать прописными буквами до школы?

Подготовка руки к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

Обучения безотрывному письму не соответствует возрастным и функциональным возможностям дошкольника. Это приведет к нарушению психофизиологической структуры письма, требует от ребенка выполнения не понятных для него движений. Он должен писать, только печатными буквами -заниматься печатанием

В дошкольном возрасте учить ребенка курсивным элементам письма категорически нельзя. Это приведет к нарушению формирования навыка компонент деятельности.

Навыка письма - это сложный биологический процесс.

К этому виду деятельности ребенок дошкольного возраста не готов.

У дошкольника не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло окостенение костей запястья. Не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции.

Правило обучения письму - не торопитесь с обучением письму. Быстро навык письма не сформируется. Наберитесь терпения в обучении своего ребенка. Следите за осанкой, за наклоном тетради, наклоном головы

Пред курсивным письмом, ребенок должен научиться писать ровную линию, прямую линию, наклонную линию, овалы. Должен уметь работать в строке. Чем меньше строка, тем больше времени на это понадобится.

Должен научиться зрительно дифференцировать элементы печатных букв.

Помните, что функцию контроля выполняет только зрение, тренировать только руку в дошкольном возрасте не даст желаемых результатов.

К письму готовит дошкольника зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации. Умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы. Ребенок при письме опирается только на зрительный контроль. Кинестетический контроль приобретается к 9 годам

Сразу научите ребенка правильно держать пишущий предмет, от этого зависит

правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем.

Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.

Как держать пишущий предмет

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Угол тетра смотрит в центр груди . Спина прямая.

Если не получается правильно держать пишущий предмет поменяйтесь с ребенком ролями. Он будет руководить вашими действиями, таким образом, найдете не произвольно ошибки. Поможете ему правильно определить «захват» пишущего предмета.

Подведем итог, чтобы вашему ребенку было легко и интересно писать в школе.

Заниматься шестилетний ребенок может не более тридцати минут. С ребенком можно много раскрашивать, рисовать, лепить, что позволяет укрепить мышцы руки и закрепит навыки, как правильно держать пишущий предмет.

Помните о том, что начинать надо с простого карандаша, а штриховать и раскрашивать цветными, трехгранными, яркими, хорошо пишущими карандашами.

Фломастеры, восковые мелки и карандаши используются только на уроках рисования в возрасте 5-6лет, только после того как ребенок научился держать пишущий предмет. Научился им работать-штриховать, обводить по точкам и т.д.

Фломастеры, восковые мелки и карандаши не несут смысловой нагрузки при подготовки руки к письму. Работая цветными или простым карандашом, ребенок чувствует нажим, видит линию схожую с линией проведенной ручкой.

Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки.

На верхней фаланге безымянного пальца можно поставьте точку, объясните ребенку, что ручка должна лежать на этой точке, тогда ребенку будет легче рисовать.

Будьте внимательны

Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.



© 2010-2022