Урок литературного чтения 2 класс Школа России Л. Н. Толстой Старый дед и внучек

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения 2 класс Школа России Л.Н.Толстой Старый дед и внучекУрок литературного чтения 2 класс Школа России Л.Н.Толстой Старый дед и внучекУрок литературного чтения 2 класс Школа России Л.Н.Толстой Старый дед и внучекУрок литературного чтения 2 класс Школа России Л.Н.Толстой Старый дед и внучекУрок литературного чтения 2 класс Школа России Л.Н.Толстой Старый дед и внучекУрок литературного чтения 2 класс Школа России Л.Н.Толстой Старый дед и внучекОткрытый урок по литературному чтению

на тему "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек"

Овчинникова Екатерина Васильевна, учитель начальных классов

Тип урока: Изучение нового материала. Цель: познакомить детей с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» Задачи:

- познакомить детей с биографией и рассказами Л.Н. Толстого, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;

- развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);

- совершенствование навыков чтения, развития речи;

- воспитание чувства уважения к пожилым людям, родителям.

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, карточки с частями половиц, карточка с определением значения слова притча, экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, карточки с цифрами, демонстрационные материалы для доски

Урок литературного чтения 2 класс Школа России Л.Н.Толстой Старый дед и внучек

Используемые учебники и учебные пособия: учебник «Литературное чтение для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.).

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.:Азбуковник, 1999.


Ход урока

  1. Организационный момент

Речевая разминка. (Для отработки дикции.)

ШЛИ СОРОК МЫШЕЙ НЕСЛИ СОРОК ГРОШЕЙ,

ДВЕ МЫШИ ПОПЛОШЕ НЕСЛИ ПО ДВА ГРОША.

  • Прочитайте жужжащим чтением.

  • Прочитайте с удивлением, сердито, весело, с вопросительной интонацией. (Карточки с изображениями)

  • Прочитайте чётко и быстро.

  1. Постановка темы и цели урока

- Ребята, внимательно посмотрите на доску.

- В этой записи зашифровано имя, отчество, фамилия известного русского писателя.

На доске: ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ

(Лев Николаевич Толстой)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(Чтение произведения Л.Н.Толстого)

- Всё верно, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого

- Цели урока (дети самостоятельно называют цель и задачи урока)


  1. Проверка домашнего задания с использованием мультимедийной презентации
  1. Биография Л.Н.Толстого (ученики выступает в роли учителя)

Слайд 1.

На экране вопросы:

1) Где жил Л.Н.Толстой?

2) Каким он был человеком?

3) Как Толстой помогал детям из бедных семей?

4) О чем он писал в своих рассказах для детей?

- Наша задача послушать рассказ и ответить на данные вопросы.

Слайд 2,3.

-Перед вами портрет Л.Н.Толстого, который родился в 1828 году, почти 200 лет назад. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для детей и взрослых.

Слайд 4,5.

-Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.

Слайд 6.

-Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

Слайд 7.

-В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ребятами на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес.

Слайд 8.

-В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.


  1. Проверка восприятия материала.

Слайд 9 (с вопросами).

-Прочитайте первый вопрос, дайте на него ответ.

Ответы уч-ся: « Где жил Л.Н.Толстой?

Л.Н.Толстой жил в Ясной Поляне».

-Прочитайте второй вопрос ,дайте на него ответ.

Ответы уч -ся: «Каким он был человеком?

Он был трудолюбивым, добрым, умным человеком».

-Прочитайте третий вопрос, дайте на него ответ.

Ответы уч-ся: «Как Толстой помогал детям из бедных семей?

Толстой открыл школу, написал учебники и учил детей» .

-Прочитайте последний вопрос, ответьте на него.

Ответы уч-ся:«О чем он писал в своих рассказах для детей?

В своих рассказах он писал о дружбе, помощи слабым, о добре и сочувствии».

-Молодцы. Вы были внимательны, правильно ответили на все вопросы.

IV. Актуализация знаний учащихся.

- Л.Н.Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сегодня мы прочитаем три пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны.

- Возьмите карточки.

- Прочитайте высказывания. С помощью карандаша соедините начало и конец высказываний так, чтобы получились верные пословицы.

Кто родителей почитает, и душа на месте

Вся семья вместе, чем родная матушка

Нет лучше дружка, тот вовек не погибнет

Слайд 8 .

1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

2.Вся семья вместе, и душа на месте.

3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.

- Посмотрите на экран. У кого также получилось?

- Прочитайте первую пословицу.

- Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?

- Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл.

- Какой одной темой объединены эти пословицы? (Семья)


  1. Физминутка

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

  1. Подготовка к восприятию

- Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

- С каким жанром знакомились на прошлых занятиях? (Басня)

- Что такое басня? (Басня - небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет)

- С этим понятием мы познакомились при изучении басен И.А. Крылова.

- Басня Л.Н.Толстого называются басня - притча

ПРИТЧА - поучение в примерах. В.И.Даль.

- Сегодня мы познакомимся басней Л.Толстого « Старый дед и внучек»

- Посмотрите на иллюстрацию и скажите о чем пойдет речь в рассказе?

(о семье)

- О каком семье? (крестьянской)

- Где они живут?

- Как вы думаете какие они?

V. Словарная работа

Басня «Старый дед и внучек» рассказывает об истории , которая произошла в одной семье очень давно. При чтении нам встретится слово, которое в наше время практически не употребляется.

ЛОХАНКА (Карточка с картинкой и словом вывешивается на доску)

Лоханка - круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».

НЕВЕСТКА (карточка со словом на доске) - жена сына.

СЛАЖИВАТЬ - складывать, собирать.

VII. Первичное восприятие текста. Рефлексия.

- Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

После прослушивания подумайте и продолжить своими словами 1 и 2 предложение данное на доске.

Я почувствовал …

Я задумался…

Читают подготовленные дети или слушают аудиозапись.

VI. Проверка первичного восприятия текста

- Что вы почувствовали? (Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко)

- О чём вы задумались? (Я задумался о том, как надо относиться к старым людям)

VII. Чтение текста детьми цепочкой.

VIII. Выборочное чтение.

  • Найдите в тексте и прочитайте, почему дедушку не сажали за стол?

  • Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

  • Зачем Миша делал лохань?

  • Почему родители Миши заплакали?

IX. Логический анализ текста

  1. Определение поучения басни

- Можно ли назвать басню поучительной?

(Басня учит с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям)

- Какова идея этого произведения?

(Как ты будешь относиться, любить и уважать, своих родителей, так и твои дети будут относиться к тебе)


  1. Определение актуальности басни «Старый дед и внучек»

-Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?

-Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?

-В одной из частей домашнего задания я попрошу вас написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких. К рассказу можно будет сделать рисунок или приложить фотографию.

3) Выбор пословицы для определения идеи басни.

Слайд 8.

1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

2.Вся семья вместе, и душа на месте.

3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.

-Посмотрите на экран. Здесь пословицы, которые мы с вами составили в начале урока. Возьмите карточки с цифрами и покажите ту цифру-номер той пословицы, которая наиболее точно отражает идею басни «Старый дед и внучек».

X. Сравнение басен И.А.Крылова и Л.Н.Толстого

- Мы познакомились с басней Л.Н.Толстого. Давайте сравним её с баснями И.А.Крылова

(В басне-притче Л. Толстого действующие лица - люди, она написана в прозе. В басне Крылова действующие лица - животные, она написана в стихотворной форме)

- Что у них общее?

(Басни поучительные)

XI. Итог урока.

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто автор?

- С какими словами познакомились? Что они обозначают?

Продолжите предложение

Я понял …

(Я понял, что нужно заботиться о стариках, родителях; любить и уважать их; что родным людям надо быть внимательными по отношению к друг к другу)

XII. Домашнее задание.

Составить рассказ о своей семье по плану.

XIII. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке (смайлики)

7


© 2010-2022