- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения 2 класс Школа России Л. Н. Толстой Старый дед и внучек
Урок литературного чтения 2 класс Школа России Л. Н. Толстой Старый дед и внучек
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Овчинникова Е.В. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок по литературному чтению
на тему "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек"
Овчинникова Екатерина Васильевна, учитель начальных классов
Тип урока: Изучение нового материала. Цель: познакомить детей с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» Задачи:
- познакомить детей с биографией и рассказами Л.Н. Толстого, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
- развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);
- совершенствование навыков чтения, развития речи;
- воспитание чувства уважения к пожилым людям, родителям.
Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, карточки с частями половиц, карточка с определением значения слова притча, экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, карточки с цифрами, демонстрационные материалы для доски
Используемые учебники и учебные пособия: учебник «Литературное чтение для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.).
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.:Азбуковник, 1999.
Ход урока
- Организационный момент
Речевая разминка. (Для отработки дикции.)
ШЛИ СОРОК МЫШЕЙ НЕСЛИ СОРОК ГРОШЕЙ,
ДВЕ МЫШИ ПОПЛОШЕ НЕСЛИ ПО ДВА ГРОША.
-
Прочитайте жужжащим чтением.
-
Прочитайте с удивлением, сердито, весело, с вопросительной интонацией. (Карточки с изображениями)
-
Прочитайте чётко и быстро.
-
Постановка темы и цели урока
- Ребята, внимательно посмотрите на доску.
- В этой записи зашифровано имя, отчество, фамилия известного русского писателя.
На доске: ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ
(Лев Николаевич Толстой)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(Чтение произведения Л.Н.Толстого)
- Всё верно, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого
- Цели урока (дети самостоятельно называют цель и задачи урока)
- Проверка домашнего задания с использованием мультимедийной презентации
- Биография Л.Н.Толстого (ученики выступает в роли учителя)
Слайд 1.
На экране вопросы:
1) Где жил Л.Н.Толстой?
2) Каким он был человеком?
3) Как Толстой помогал детям из бедных семей?
4) О чем он писал в своих рассказах для детей?
- Наша задача послушать рассказ и ответить на данные вопросы.
Слайд 2,3.
-Перед вами портрет Л.Н.Толстого, который родился в 1828 году, почти 200 лет назад. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для детей и взрослых.
Слайд 4,5.
-Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.
Слайд 6.
-Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.
Слайд 7.
-В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ребятами на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес.
Слайд 8.
-В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.
-
Проверка восприятия материала.
Слайд 9 (с вопросами).
-Прочитайте первый вопрос, дайте на него ответ.
Ответы уч-ся: « Где жил Л.Н.Толстой?
Л.Н.Толстой жил в Ясной Поляне».
-Прочитайте второй вопрос ,дайте на него ответ.
Ответы уч -ся: «Каким он был человеком?
Он был трудолюбивым, добрым, умным человеком».
-Прочитайте третий вопрос, дайте на него ответ.
Ответы уч-ся: «Как Толстой помогал детям из бедных семей?
Толстой открыл школу, написал учебники и учил детей» .
-Прочитайте последний вопрос, ответьте на него.
Ответы уч-ся:«О чем он писал в своих рассказах для детей?
В своих рассказах он писал о дружбе, помощи слабым, о добре и сочувствии».
-Молодцы. Вы были внимательны, правильно ответили на все вопросы.
IV. Актуализация знаний учащихся.
- Л.Н.Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сегодня мы прочитаем три пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны.
- Возьмите карточки.
- Прочитайте высказывания. С помощью карандаша соедините начало и конец высказываний так, чтобы получились верные пословицы.
Кто родителей почитает, и душа на месте
Вся семья вместе, чем родная матушка
Нет лучше дружка, тот вовек не погибнет
Слайд 8 .
1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
2.Вся семья вместе, и душа на месте.
3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.
- Посмотрите на экран. У кого также получилось?
- Прочитайте первую пословицу.
- Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?
- Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл.
- Какой одной темой объединены эти пословицы? (Семья)
- Физминутка
Дружно маме помогаем-
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полоскаем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
-
Подготовка к восприятию
- Какие жанры устного народного творчества вы знаете?
- С каким жанром знакомились на прошлых занятиях? (Басня)
- Что такое басня? (Басня - небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет)
- С этим понятием мы познакомились при изучении басен И.А. Крылова.
- Басня Л.Н.Толстого называются басня - притча
ПРИТЧА - поучение в примерах. В.И.Даль.
- Сегодня мы познакомимся басней Л.Толстого « Старый дед и внучек»
- Посмотрите на иллюстрацию и скажите о чем пойдет речь в рассказе?
(о семье)
- О каком семье? (крестьянской)
- Где они живут?
- Как вы думаете какие они?
V. Словарная работа
Басня «Старый дед и внучек» рассказывает об истории , которая произошла в одной семье очень давно. При чтении нам встретится слово, которое в наше время практически не употребляется.
ЛОХАНКА (Карточка с картинкой и словом вывешивается на доску)
Лоханка - круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».
НЕВЕСТКА (карточка со словом на доске) - жена сына.
СЛАЖИВАТЬ - складывать, собирать.
VII. Первичное восприятие текста. Рефлексия.
- Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
После прослушивания подумайте и продолжить своими словами 1 и 2 предложение данное на доске.
Я почувствовал …
Я задумался…
Читают подготовленные дети или слушают аудиозапись.
VI. Проверка первичного восприятия текста
- Что вы почувствовали? (Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко)
- О чём вы задумались? (Я задумался о том, как надо относиться к старым людям)
VII. Чтение текста детьми цепочкой.
VIII. Выборочное чтение.
-
Найдите в тексте и прочитайте, почему дедушку не сажали за стол?
-
Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
-
Зачем Миша делал лохань?
-
Почему родители Миши заплакали?
IX. Логический анализ текста
-
Определение поучения басни
- Можно ли назвать басню поучительной?
(Басня учит с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям)
- Какова идея этого произведения?
(Как ты будешь относиться, любить и уважать, своих родителей, так и твои дети будут относиться к тебе)
-
Определение актуальности басни «Старый дед и внучек»
-Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?
-Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?
-В одной из частей домашнего задания я попрошу вас написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких. К рассказу можно будет сделать рисунок или приложить фотографию.
3) Выбор пословицы для определения идеи басни.
Слайд 8.
1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
2.Вся семья вместе, и душа на месте.
3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.
-Посмотрите на экран. Здесь пословицы, которые мы с вами составили в начале урока. Возьмите карточки с цифрами и покажите ту цифру-номер той пословицы, которая наиболее точно отражает идею басни «Старый дед и внучек».
X. Сравнение басен И.А.Крылова и Л.Н.Толстого
- Мы познакомились с басней Л.Н.Толстого. Давайте сравним её с баснями И.А.Крылова
(В басне-притче Л. Толстого действующие лица - люди, она написана в прозе. В басне Крылова действующие лица - животные, она написана в стихотворной форме)
- Что у них общее?
(Басни поучительные)
XI. Итог урока.
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто автор?
- С какими словами познакомились? Что они обозначают?
Продолжите предложение
Я понял …
(Я понял, что нужно заботиться о стариках, родителях; любить и уважать их; что родным людям надо быть внимательными по отношению к друг к другу)
XII. Домашнее задание.
Составить рассказ о своей семье по плану.
XIII. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке (смайлики)
7