• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Образовательная программа объединения «Творческая мастерская» по художественно-эстетическому направлению для детей 9-10 лет, рассчитанная на 1 год обучения

Образовательная программа объединения «Творческая мастерская» по художественно-эстетическому направлению для детей 9-10 лет, рассчитанная на 1 год обучения

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Образовательная программа

объединения «Творческая мастерская»

по художественно-эстетическому направлению

для детей 9-10 лет, рассчитанная на 1 год обучения.

Уровень основного образования






























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Игрушка - это один из видов декоративно-прикладного ис­кусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа над современной и народ­ной игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творче­ском развитии ребенка. Вещь, над которой он трудился, вклады­вая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, работа над созданием игрушки является творче­ской деятельностью и отвечает задачам художественного и тру­дового воспитания, развивает вкус. Образовательная программа объединения «Творческая мастерская» предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования. Рассчитана на один год обуче­ния. Занятия рассчитаны на 4 часа в неделю, 2 раза по 2 часа (136 часов в год). В объединении занимаются дети 8 - 9 лет. Программа позволяет учесть особенно­сти каждого ребенка.

Образовательная программа «Творческая мастерская» ори­ентирована на активное приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству.

Основная цель объединения - формирование у детей практических трудовых навыков, творческой активности в воспитании художественного вкуса; создать условия для творческой самореализации ребёнка.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

образовательные:

- формирование у детей навыков ручного труда:

- обучение основам работы с бумагой и другими различными материалами (в том числе и бросовым материалом);

- обучение основам кройки и шитья;

- расширение знаний об истории игрушки, традициях, твор­честве, быте народов;

развивающие:

- развитие у детей художественного вкуса и творческого по­тенциала;

-обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

-создание базы для творческого мышления;

воспитательные:

- воспитание трудолюбия, аккуратности;

- развитие активности и самостоятельности;

- воспитание культуры общения, умения работать в коллек­тиве.

Организация образовательной среды:

- система занятий;

- участие в выставках, конкурсах;

- организация мини-выставок;

- посещение выставок декоративно-прикладного творчества.

Основные методы и формы работы:

- словесный рассказ, беседа;

- наглядная демонстрация образцов, дидактического мате­риала;

- выставки готовых изделий;

- практическая работа.

Формы контроля:

- итоговые занятия;

- устный опрос;

- мини-выставки;

- повседневное наблюдение.

Ожидаемые результаты

Должны знать:

- технику безопасности при работе с инструментами;

- различные техники работ с бумагой и другими различными материалами (в том числе и бросовым);

- виды бумаги и других материалов применяемых на занятиях;

- исторические сведения о игрушке;

- виды ручных швов;

- основы кроя;

-техники изготовления иг­рушек;

- сведения о сувенирных изделиях.

Должны уметь:

- выполнять простые виды работ с бумагой и другими различными материалами (в том числе и бросовым);

- выполнять простые ручные швы;

-правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны;

- работать с шаблонами;

- эстетично оформить игрушки;

- ориентироваться на качество изделий;

-изготовить игрушки своими руками из доступных материалов.

Учебно-методическое обеспечение:

- наглядные пособия;

- образцы изделий;

- раздаточный материал;

- информационный материал;

- шаблоны;

- игры дидактические и развивающие;

- фотоархив.

Материалы, инструменты, приспособления:

- различные виды бумаги, картон, бросовый материал, природный материал и др.;

- искусственный мех, драп, трикотаж, фетр, хлопчатобу­мажный материал и др.;

- синтепон, вата, поролон;

- отделочные материалы: пуговицы, ленты, тесьма, кружево, нитки, нитки мулине и др.;

- инструменты: ножницы, иглы, булавки, утюг;

-дополнительные материалы: деревянные палочки, клей и др.. Занятия в объединении не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несёт в себе многовековые представления о красоте и гармонии. Задача руководителя объединения - научить детей этому, вызвать у них интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. При работе с наиболее простыми моделями объёмных и плоских игрушек из х/б и плотных несыпучих тканей дети знакомятся с различными видами тканей, их свойствами, осваивают способы соединения тканей и декоративного оформления изделий. Учатся выполнять швы «вперёд иголку», «петельный», шов «через край», с помощью которых соединяют детали игрушек. Переходя к работе над плоскими комбинированными игрушками, учащиеся приобретают навыки работы с синтетическим и натуральным мехом, узнают о его декоративных возможностях в соединении с тканью. Выполнение объёмных игрушек даёт представление о форме модели, её конструкции. Дети осваивают правила раскроя, пошива и оформления объёмных моделей. Программа объединения включает теоретическую часть и практическую работу. Работа в кружке связана с народным искусством (история создания народной игрушки, беседы о художниках, работающих над созданием игрушек). Большое внимание на занятиях кружка отведено эстетическому воспитанию, развитию их фантазии, художественного вкуса. Планируется экскурсия в Туймазинский музей (национальные костюмы).








УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



разделы программы

Кол-во часов

1

Вводное занятие: инструктаж по ТБ, знакомство с работой кружка.

2

2

Работа с бумагой и другими различными материалами.

64

2.1

Игрушки из бумаги.

18

2.2

Игрушки из шаров, фонариков.

4

2.3

Игрушки на основе конуса.

8

2.4 Игрушки-мобиле.

4

2.5

Игрушки из помпонов (нитки)

8

2.6 Работа с различными материалами.

8

2.7 Игрушки из природного материала и бумаги.

8

2.8

Оригами.

6

3

Работа с тканью.

68

3.1

Вводное занятие. Материаловедение. Виды ручных швов.

4

3.2

Плоские комбинированные игрушки.

16

3.3

Объёмные игрушки из ткани и меха.

28

3.4

Приёмы изготовления кукол. Творческий проект.

20

4

Итоговое занятие

2


Итого :

136






























ПРОГРАММА.



Наименование раздела

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Знакомство с работой кружка, инструктаж по технике безопасности, знакомство с разделами программы.

2

2 Работа с бумагой и другими различными материалами. Работы с бумагой, по оригами, бумагопластике, конструированию и изготовлению сувениров из бросового материала. Знакомство с работой по разделу, практическая работа по выполнению игрушки, знакомство с понятием игрушка, историей возникновения игрушек, знакомство с видами бумаги. Изготовление игрушек из полос бумаги, из бумажных шаров и фонариков, на основе конусов и кулёчков, из природного материала и бумаги, игрушки-мобиле, игрушек из ниток. Знакомство с различным материалом для изготовления игрушек.

64

3 Работа с тканью.

68

3.1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами. Знакомство с видами тканей, нитками, с видами швов.

4

3.2 Плоские комбинированные игрушки. Знакомство с работой по разделу, практическая работа по выполнению шаблонов, соединению деталей, выкраиванию деталей, знакомство с понятием плоская игрушка и игрушка - сувенир, знакомство с видами тканей.

16

3.3 Объёмные игрушки из ткани и меха. Знакомство с работой по разделу. Знакомство с понятием объёмная игрушка, знакомство с видами тканей и меха, их сочетанием в игрушке, с созданием игрушки на производстве, знакомство с сочетанием в игрушке ткани и меха, закрепление навыка выполнения швов, создание творческих работ детьми - в оформлении игрушек.

28

3.4 Приёмы изготовления кукол. Творческий проект. Знакомство с работой по разделу. Знакомство с видами кукол. Изготовление некоторых видов кукол.

20

4 Итоговое занятие

2


Итого:

136








ЛИТЕРАТУРА.



  1. Белова Н.Р. Мягкая игрушка - М.: «Рипол Классик» Валери СПД,2000.

  2. Бельтюкова Н.Б. Папье -маше: игрушки и подарки. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК»,2001.

  3. Броди В. Зверюшки из бумаги. - М.: Мой мир, 2008.

  4. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. - М.: Айрис - пресс, 2005.

  5. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мативы. - М.:Изд-во «Скрипторий 2003», 2007.

  6. Денисова Н.А. Пушистики и мохнатики: шьём сами.- М.: Айрис - пресс, 2006.

  7. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2004.

  8. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах - М.: Просвещение,1978.

  9. Игрушки - самоделки/ авт.-сост. Л.Н.Лосич.- Мн.: «Элайда», 1998.

  10. Кабаченко С. Поделки из фисташек. -М.: Эксмо, 2008.

  11. Калк. Б. Весёлые игрушки из помпонов. -Изззд-во «Академия развития», 2007.

  12. Кононович Т.П. Мягкая игрушка - М.: «Рипол Классик» Валери СПД,2000.

  13. Коноплёва Н. П. Вторая жизнь вещей. - М.: Просвещение, 1993.

  14. Кочетова С.В. Игрушки для всех - М.: ОЛМА-ПРЕСС;СПб: Изд.дом «Нева»,Валери СПД,1999.

  15. Лапеева Н.П. Шьём весёлый зоопарк.- М.: Айрис - пресс, 2005.

  16. Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий: (для детей 7-14 лет)/ авт.-сост. Н.В.Кочетова. - Волгоград: Учитель,2010.

  17. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек - сувениров. - М.: Просвещение, 1990.

  18. Неботова З.Л. Мягконабивные игрушки - М.: «Рипол Классик» Валери СПД,2000.

  19. Объёмные фигурки животных из бумаги/ А.Э.Юртакова, Л.В.Юртакова. - М.:Эксмо; Донецк:СКИФ,2008.

  20. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. - М.: «Скрипторий 2003», 2006.

  21. Салагаева Л.М. Чудесные скорлупки.- СПб.: «Детство - пресс», 2004.

  22. Сандрин Д., Анник Б. Игрушки - помпоны своими руками. - М.: ООО «ТД« Изд-во Мир книги»,2006.

  23. Смотрова Н.А. Игрушки из нитей.- СПб: КОРОНА принт, 2000.

  24. Соколова С. Оригами: игрушки из бумаги. - .: «РИПОЛ КЛАССИК»,2001.

  25. Тряпичные куклы/авт.-сост. Т.М.Ткачук.-М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2008.

  26. Фролова Т.О. Мягкая игрушка - М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004.

  27. Хайн Д. Игрушки-мобиле - М.:Айрис-пресс, 2007.

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.



занятия

наименование темы


количество часов


Все

го


теоретич.

прак

тич.


1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

1

1



Работа с бумагой и другими различными материалами

64

15

49



Игрушки из бумаги.

18

4

14


2-3 Зверюшки из бумаги.

4

1

3


4-5 Объёмные игрушки из бумаги

4

1

3


6-7 Чудо-дерево.

4

1

3


8-10 Цветочные мотивы. Квилинг.

6

1

5



Игрушки из шаров, фонариков.

4

1

3


11-12 Игрушки из бумажных, пушистых шаров.

4

1

3



Игрушки на основе конуса.

8

2

6


13-14 Поделки из кулёчков.

4

1

3


15-16 Весёлый конус.

4

1

3


17-18 Игрушки-мобиле.

4

1

3



Игрушки из помпонов (нитки)

8

2

6


19-20 Цыплёнок.

4

1

3


21-22 Гусеница.

4

1

3



Работа с различными материалами.

8

2

6


23-24 Игрушки из ватных палочек.

4

1

3


25-26 Новогодняя композиция.

4

1

3



Игрушки из природного материала и бумаги.

8

2

6


27-28 Игрушки из скорлупок.

4

1

3


29-30 Поделки из фисташек.

4

1

3



Оригами.

6

1

5


31-33 Оригами. Изготовление сказочных персонажей к сказкам.

6

1

5



Работа с тканью.

68

16

52


34 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами. Материаловедение .

2

2



35 Виды ручных швов.

2

1

1



Плоские комбинированные игрушки.

16

3

13


36-37 Валентинки для любимых.

4

1

3


38-40 Солнышко, тучка, звёздочка.

6

1

5


41-43 Панно «Клоун»

6

1

5



Объёмные игрушки из ткани и меха.

28

4

24


44-46 Кулоны из шаров.

6

1

5


47-49 Осьминог из меха.

6

1

5


50-53 Собачка в шляпе.

8

1

7


54-57 Котёнок Тутти.

8

1

7



Приёмы изготовления кукол. Творческий проект.

21

6

15


58 Экскурсия в музей «Костюмы русских и башкирских народов»

2

2



59-60

Кукла «Пупсик» из носочков.

4

1

3


61-62

Куклы из ниток.

4

1

3


63-67

Тряпичная кукла «Настя».

10

2

8


68 Итоговое занятие

2


2



Итого

136

































































Приложение.


Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек.


Каркасы для игрушек. При вырезании картонных каркасов надо следить за тем, чтобы края были ровными, без зазубрин. Нечётко вырезанные детали следует переделать, так как от этого во многом зависит качество исполнения изделия.

Каркас из поролона вырезают ножницами точно по выкройке. Лекала обводят на поролоне мягким карандашом или ручкой.

В некоторые игрушки для укрепления формы вставляют каркасы из проволоки, которые делают игрушку более устойчивой. Для этого проволоку нужной длины сгибают посередине, её концы загибают петелькой, чтобы не прокололась ткань или мех, а затем вставляют в форму, которую нужно укрепить. После установки каркаса набивка производится обычным способом.

Раскрой материала. Изготовление каждой модели связано с процессом раскроя материала. Поэтому дети должны знать основные свойства ткани и меха, уметь определять долевую и уточную нить, отличать лицевую и изнаночную стороны, соблюдать правила раскроя.

При раскрое выкройки-лекала раскладывают на изнаночной стороне ткани или меха, учитывая направление нити, и аккуратно обводят карандашом или мелом. При размещении на материале парных деталей нужно следить за тем, чтобы они не были выкроены на одну сторону, для этого парные лекала при раскрое располагают симметрично.

При изготовлении игрушек из меха раскрой деталей производят в основном из лоскута и отходов, небольших по размеру. Вначале на материале надо располагать наиболее крупные детали. Если деталь выкройки не укладывается на одном куске мехового лоскута, следует сметать их 2 или 3 вместе, подобрав по фактуре и направлению ворса, нитей. Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки.

Детали игрушек из сукна, драпа, войлока раскраивают без припуска на швы, а из тонких тканей - с припуском 0,5-1 см.

Детали из меха вырезают острыми концами ножниц по изнаночной стороне, не затрагивая при этом ворса меха, с незначительным прибавлением на швы - 0,3-0,5 см.

Соединение деталей. Различные способы соединения и сшивания деталей игрушек кружковцы осваивают в процессе изготовления разных моделей. Игрушки из меха и ткани в основном сшивают вручную.

Раскроенные детали игрушек из тонкой ткани - ситца, бязи и других вначале смётывают по краю и сшивают катушечными нитками швом «за иголку» или на машине. Затем их выворачивают на лицевую сторону и набивают ватой.

Детали игрушек из толстых тканей и меха также предварительно сметывают, чтобы не получилось перекоса. Если детали выкроены из несыпучих тканей, то их сшивают по лицевой стороне швом «через край» или петельным швом. Игрушки из меха сшивают по изнаночной стороне частыми косыми стежками через край и затем выворачивают.

Набивка деталей. Для набивки сшитых деталей можно использовать вату или остатки мехового лоскута от раскроя игрушки. Набивать формы следует небольшими кусками, заполняя вначале концы деталей, помогая при этом каким либо тонким, длинным стержнем, можно карандашом. Использовать при этом ножницы не рекомендуется, так как они могут поранить руки и прорезать деталь.

Оформление глаз, носа. Глаза и нос игрушек обычно делают из чёрных или коричневых пуговиц без отверстий, бусинок, кусочков клеёнки, кожи.

В верхней части плоских игрушек часто закрепляют петельку из толстой нитки для того, чтобы игрушку можно было повесить.





Безопасность труда.


При работе ножницами, иголками, булавками:

  1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

  2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

  3. Передавать ножницы кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.

  4. Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.

  5. Шить с напёрстком, чтобы избежать прокола пальца.

  6. При шитье не пользоваться ржавой иглой, т. к. она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.

  7. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

  8. Нельзя перекусывать нитку зубами, т. к. можно поранить губы.

  9. Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.

  10. Сломанную иглу следует отдать руководителю.
































Методические рекомендации.

На занятиях объединения используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение графических зарисовок (народных костюмов, орнаментов, моделей самодельных игрушек и т. д.), изготовление (раскрой, пошив и оформление) игрушек. Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Целесообразно связать темы программы с искусством, особенностями орнаментики своей республики. На занятиях надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки. Теоретический материал обычно даётся в начале занятия. Новую тему, то или иное задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала. Руководитель объединения выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях объединения, поэтому методика обучения в начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года. Вначале, знакомя школьников с основными способами соединения деталей игрушек, преподаватель направляет деятельность их на правильное выполнение приёмов сшивания деталей, следит за качеством исполнения. При выполнении первоначальных заданий уместны различные упражнения, требующие от учащихся приобретения определённых навыков. Также надо стремиться выбирать такую форму проведения занятия, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в переработке моделей или в создании новых образцов. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявление фантазии и возможного разнообразия в оформлении игрушек. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель должен направлять творческую деятельность детей, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи. Выполнение заданий должно способствовать познавательной активности детей, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности. К концу учебного года дети должны чётко усвоить различные приёмы пошива плоских и объёмных игрушек из ткани и мехового лоскута, способы их оформления, научиться самостоятельно создавать или перерабатывать готовые образцы. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов. Демонстрация последовательности выполнения определённого задания даёт наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде, форме, декоративном оформлении. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие ещё только начинают. Поэтому необходимо проводить и индивидуальную работу с детьми, зачастую дополнительно объяснять задание. Наблюдая за группой в целом, руководитель всегда видит, кто наиболее успешно справился с заданием, и иногда полезно на этом конкретном примере показать всем, как надо правильно выполнить ту или иную операцию. Текущий инструктаж учащихся необходим и при показе технических приёмов пошива игрушек из меха или ткани. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка её. Надо помнить, что одно только критическое замечание не по существу лишает ребят радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Наиболее подходящая форма оценки - это организованный просмотр выполненных работ (выставка).







© 2010-2022