Урок окружающего мира Что это за листья?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет

Окружающий мир.

Класс

1 класс.

Тема урока

Что это за листья?

Цели деятельности учителя

Продолжить обучение распознаванию природных объектов, учить различать листья наиболее распространённых пород деревьев; сравнивать и анализировать листья по окраске и форме; развивать умения анализировать специфические свойства акварели; способствовать эстетическому воспитанию.

Тип урока

Усвоение новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

формирование уважительного отношения к природе; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, сравнение, классификация); развитие навыков устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире; научиться узнавать листья пород деревьев.

Метапредметные:

познавательные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

коммуникативные: развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные: оценивают свои достижения на уроке.

Личностные:

формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа.

Образовательные ресурсы

Презентация, репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», альбом, акварельные краски, запись мелодии из музыкального альбома П.И. Чайковского «Времена года», учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир».


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимодействия

Универсальные

учебные действия

Промежуточный контроль

  1. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

1 Отгадайте загадку. Летел пан, на воду пал. Не плывёт, не тонет.

.

Отгадывают загадку.

  • Лист.

Фронтальная.

Личностные: способность к волевому усилию.

Коммуникативные: умение вступать в диалог.

Устный ответ.

  1. Актуализация опорных знаний. Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний, необходимых для изучения темы.

2 Вчера мы были на прогулке. Давайте вспомним, что мы там увидели. Посмотрите на фотографии. Какой лес (парк) осенью? Верно, в лесу деревья стоят в разноцветном уборе, а под ногами шуршит ковёр из опавших листьев. Этот убор раскрасила художница - Осень.

Изучают представленные фотографии, вспоминают увиденное на прогулке.

Анализируют информацию, данную на фотографиях.

Фронтальная.


Личностные: сформирована учебная мотивация.

Коммуникативные: умение вступать в диалог.


  1. Сообщение темы и целей урока.

3-4 Мы с вами сегодня тоже будем художниками и нарисуем осенние листья. Только сначала научимся различать породы деревьев, с которых опали листья.

Личностные: осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат.

Регулятивные: умение постановить учебную задачу.


  1. Первичное усвоение новых знаний.



Беседа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».

5


















Красотой русской природы люди восхищались очень давно. Они воспевали её в песнях, стихах, писали картины. Яркое подтверждение тому картина великого русского художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».

  • Что изобразил художник на картине?

  • Как выглядят деревья?

  • Какое настроение вызывает у вас картина?









Рассматривают картину. Отвечают на вопросы по картине.



Фронтальная

Личностные: умение делать нравственный выбор.

Познавательные: умение создавать устные высказывания; умение вести поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: умение вступать в диалог; умения слушать и слышать; умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации.



Устные ответы.

Звучит мелодия из музыкального альбома П.И. Чайковского Времена года».

Сказка «Первая осень».

6

Демонстрирует листья деревьев.

  • У меня в руках маленькая часть лесного шуршащего ковра.

  • Как вы думаете. Почему наступает осень?

  • Почему на деревьях листья меняют окраску?

  • Послушайте сказку, которая называется «Первая осень».1

Рассматривают листья. Отвечают на вопросы.




Знакомство со сказкой.

Фронтальная.

Личностные: умение адекватно реагировать на трудности.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний.

Познавательные: умение создавать устные высказывания; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение вступать в диалог; умения слушать и слышать; умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Устные ответы.

Физкультминутка.

7

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнём

И домой пешком пойдём. Выполняют упражнения, указанные в стихотворении.

Фронтальная.

Самоконтроль.

  1. Первичная проверка понимания.

Работа по учебнику: стр. 14.


  • Рассмотрим листья, изображённые на этой странице, и сравним их с нашим букетом.

  • Есть ли там листья, одинаковые по форме, размеру, цвету?

  • Как называются деревья, их обронившие?

  • Посчитайте, сколько на рисунке листьев клёна, берёзы, осины.

  • Посчитаем вместе, сколько в нашем букете листьев клёна, берёзы, осины.

Рассматриваю изображённые листья.
Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание.

Считают листья в букете.

Личностные: способность к волевому усилию.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний.

Познавательные: владение операциями классификации; формирование умений анализа и синтеза.

Коммуникативные: умение сотрудничать с другими; умение осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми.

Устные ответы.

Игра «Учись сравнивать!»

8

  • Посмотрите, какими разными бывают листья! У каждого своя форма.

  • И каждый лист похож на целое дерево со своим стволом, ветками и кроной.

Рассматривают листья. Определяют их форму. Выполняют сравнения.

Фронтальная.

Групповая (парная).

Познавательные: формирование умения анализа и синтеза, вести поиск и выделять необходимую информацию.

Взаимоконтроль.

Физкультминутка.

9

Мы входим с вами в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Вправо, влево посмотрели,

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели. Выполняют упражнения, указанные в стихотворении.

Фронтальная.

:

Самоконтроль.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Актуализация знаний по изобразительному искусству.

10

  • Художники умеют работать различными видами красок. Мы сегодня будем работать акварелью. Акварель - краска, которая предполагает использование большого количества воды. Работы, выполненные акварелью, выразительны.

Приготовили акварель для работы.

Личностные: сформирована учебная мотивация.

Педагогический рисунок.


  • Выбираем из осеннего букета наиболее понравившийся листок.

  • Берём альбомный лист и размещаем на нём лист дерева.


  • Берём лист дерева, размещаем его на вспомогательном листе.

  • Раскрашиваем обратную сторону листа акварельной краской.

  • Поднимаем осторожно лист за черенок и кладём его на альбомный лист.

  • Прижимаем плотно лист дерева салфеткой к альбомному листу, затем осторожно поднимаем его за черенок.

  • На альбомном листе отпечатался красивый лист дерева.

Выбирают из осеннего букета наиболее понравившийся листок.

Берут альбомный лист и размещаем на нём лист дерева.

Берут лист дерева, размещаем его на вспомогательном листе.

Раскрашивают обратную сторону листа акварельной краской.

Поднимают лист за черенок и кладут его на альбомный лист.

Прижимают плотно лист дерева салфеткой к альбомному листу. Поднимаем его за черенок.

Личностные: умение адекватно реагировать на трудности, не боится сделать ошибку.

Познавательные: умение проанализировать ход и способ действий.

Взаимоконтроль.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Выполнение рисунка учащимися под наблюдением учителя.


  • Точно так изображаем ещё один лист другого дерева.

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Выполняют рисунок.

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Самостоятельная.

Фронтальная.

Регулятивные: умение сформировать внутренний план действий; овладение навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.

Познавательные: умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы.

Самоконтроль.

  1. Рефлексия.

Подведение итогов занятия.

11

  • Что интересного вы узнали на уроке?

  • Чему научились?

  • Каковы отличия листьев летних и осенних?

Отвечают на вопросы.

Фронтальная.

Личностные: развита рефлексия.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Устные ответы.


1 Всё на земле имеет своё начало. Была, наверное, когда-то и первая осень. До этого всё время было лето, и вдруг… Дни стали короче, реже показывалось солнце, и птицы собрались улетать в тёплые страны. Больше всех заволновались деревья: как же им теперь жить, как продлить лето, осветить землю, ну хоть немного помочь уставшему солнцу? Собрали на поляне дуб, берёза, клён, осина и другие деревья, чтобы совет держать, что дальше делать. Первой заговорила берёза:

  • Я думаю. Что нам нельзя поддаваться унынию! Надо что-то придумать!

  • Нас так много, - заговорил клён. - А что, если мы сами попробуем светить нашими листьями? Мне нравится красный цвет, ты, берёза, засветишься золотым, а наш дуб…

  • Я останусь зелёным как можно дольше, - заявил могучий великан. - Должен же кто-то оставаться зелёным до конца! Пусть никто не думает, что дуб чего-то испугался.

Сказано - сделано! Загорелся клён красным пламенем, стали берёзы золотыми, а дубы остались зелёными до самого прихода зимы. И пусть небо было серым и скучным, а солнце почти не показывалось на небе, деревья светили вместо солнца, радовали глаз всех, кто на них смотрел. Вот так деревья решили помочь солнцу.


© 2010-2022