Поурочный план по грамоте

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Твердые и мягкие согласные. С.Козлов «Зимняя сказка» 1-й класс

Цели урока: Продолжить изучение способа обозначения твёрдости и мягкости согласного звука гласными буквами.

Задачи урока: 1.Совершенствовать представление о том, что произношение согласного зависит от последующего за согласным гласного.

2.Развивать умение наблюдать, делать посильные выводы и обобщения, развивать навыки выразительного чтения.

3.Воспитывать гуманность и желание помогать тем, кто нуждается в тебе.

Оборудование: презентация, учебник «Родное слово»

Ход урока

I. Мобилизующий этап. Хочется счастья вам пожелать, Самое главное - не унывать Всего вам доброго, мирного, ясного! Всего вам светлого и прекрасного.

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем успехов. - Ребята, а вы любите сказки? Тогда отправимся в чудесный, таинственный мир сказки, где всегда совершаются чудеса. Возьмем с собой внимание, свои знания, конечно же, дружбу и взаимовыручку. Вы готовы? Тогда в путь. Слайд 2 (на фоне музыки звучат слова)

Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы сказку послушал и ты.
Пусть подкрадется к самому сердцу
И зародит в нем зерно доброты.

- Мы превращаемся в звуковичков и попадаем в сказочный город букв. (Слайд 3.)

II. Создание ситуации успеха. Звуковая зарядка.

- Какие улицы есть в этом городе?

- Пропоём гласные звуки;

- Прочитаем буквы гласных четко, но тихо;

- Начнем громко, постепенно затихая

- Назовите буквы (М, Н, Р, Л).Какие звуки они обозначают? (Согласные, звонкие)

- Угадайте, какая сказка нас встречает? Слушайте:


Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет её домой. ("Маша и медведь")

(А дорога - далека,
А корзинка - не легка,
Сесть бы на пенек.
Съесть бы пирожок…

Слайд 4. - Как зовут девочку? (Маша). Произнесите первый звук ([м]). Охарактеризуйте звук (Согласный, звонкий, твердый)

- Кто нёс Машу домой? (Медведь). Произнесите первый звук ([м']). Охарактеризуйте звук. (Согласный, звонкий, мягкий).

- Сравните эти звуки: - чем похожи? (Согласный, звонкий)

- Чем различаются? ([м] - твердый, а [м'] - мягкий).

- Назовите букву для обозначения этих звуков.

- Отчего же зависит мягкость и твердость согласного звука?

(Давайте, прочитаем правило в учебнике стр. 64)

- Вы так хорошо справились с заданием, Маша и медведь приглашают вас поиграть в игру "Собери предметы". Но сначала мы разделимся на группы - девочки и мальчики. (Слайд 5.)

- Рассмотрите предметы (малина, мороженое, молоток, морковь, мешок, мяч).

- Поможем героям собрать предметы по первым звукам. Маша собирает предметы, название которых начинается с твёрдого согласного звука [м] - ей помогают девочки.

- Медведь собирает предметы, название которых начинается с мягкого согласного звука [м'] - ему помогают мальчики. (Работают стоя)

Будьте внимательны, я убираю предметы, а вы поднимаете смайлики - девочки или мальчики.

- Мальчики, какие предметы поймал медведь, назовите (мешок, мяч).

Проверим. Слайд 6.

- Девочки, какие предметы поймала Маша, назовите (малина, мороженое, молоток, морковь).

Проверим. Слайд 7.

- Кто себя считает "Знатоком звуков"? Оцените сигналом.

Минутка чистописания. Нн Мм Рр на м уро ня мё ри

III. Постановка и решение частных задач.

- Идём дальше и попадаем на лесную полянку (Слайд 8), где нас встречают буквы (М, Н, Л, Р,)

Почему они вместе? Что их объединяет? (Согласный, звонкий)

- Но буква М обозначает и мягкий, и твёрдый согласный звук, а какой звук обозначают буквы Л, Н, Р? (Согласный, звонкий, твердый )

(А могут ли они тоже обозначать мягкий звук?

- А мы сейчас понаблюдаем.

1 группа - Наблюдаем работу буквы? (Л)

2 группа - Наблюдаем работу буквы? (Н)

3 группа - Наблюдаем работу буквы? (Р) (Слайд 9)

- Задание: прочитайте 2слова и сравните только первый звук. Работаем тихо, не мешая товарищам.

(По сигналу "мы готовы" работа прекращается).

Проверка ("пара" ребят рассказывает о своих наблюдениях, остальные оценивают сигналами):

- называют слово; - произносят первый звук и характеризуют его; - называют букву для обозначения звука.

IV. Моделирование

- Какой вывод сделаем? (Буквы Л, Н, Р работают также, как и буква М и могут обозначать и мягкий, и твёрдый согласный звук.) Молодцы!

- Какие буквы при чтении помогут различать твёрдость и мягкость согласных звуков?

(Гласные буквы а, о, у, ы, э, я, ё, ю, и, е)

- Как они работают?

- При чтении надо смотреть на гласную и если стоит гласная а - , то согласный читаем …, а если - я, то…

Упр.4 с 64( индивидуально) - поменяйтесь тетрадями в группе и поставьте друг другу оценки.

V. Физкультминутка (зарядка для глаз) (Слайд 10)

VI. Конкретизация алгоритма чтения.

Слайд 11. - Мы снова на сказочной полянке. (Чтение по группам по одному ученику.)

Прочитаем слоги с мягким согласным - 1 группа, с твёрдым согласным звуком- 2 группа. Записывает на доске учитель. Проверка.

- Кто себя считает "Знатоком слогов"? Оцените свою работу сигналами. А сейчас прочитаем текст «Зимняя сказка» с.65-66

VII. Итоговая рефлексия.

- Покажите сигналом - понравился вам урок? - На какой вопрос искали ответ? (Как работают буквы Л, Н, Р). Смогли ли ответить на этот вопрос?

- Какие буквы командуют твёрдыми согласными? (А,О,У,Ы,Э) - А какие буквы командуют мягкими согласными? (Я,Ю,Ё,Е,И)

- Оцените свою работу на уроке. Слайд 12. - Я работал активно, у меня всё получилось, урок прошёл удачно (красный).

- Сегодня на уроке не все задания были не такими уж лёгкими, но я справился, у меня получилось (желтый).- Задания на уроке были очень трудными, я не справился. Мне нужна помощь (зеленый).




© 2010-2022