Исследовательская работа Как живут пчелы? Окружающий мир (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение Школа № 32 г. Черемхово







ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Предмет: окружающий мир

Тема: Как живут пчёлы?

Исследовательская работа Как живут пчелы? Окружающий мир (1 класс)



Выполнил: Матвеев Никита

Учащийся, 1-б класс

Руководитель: Горшкова Альбина Витальевна,

учитель начальных классов









Февраль, 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ I.Введение II.Основная часть 2.1. Особенности строения тела пчелы 2.2. Жизнь пчелиной семьи Выводы

III.Заключение

Список использованной литературы



































I.Введение Пчелу без сомнения можно назвать одним из самых известных и самых уважаемых насекомых. Во-первых, пчёла - единственное насекомое, дающие человеку полезную и вкусную пищу - мёд. А во-вторых, с древних времён пор пчела служит символом трудолюбия. Пчёлы были известны человеку с давних пор. В Испании найдено изображение человека каменного века, добывающего пчелиный мёд. Также было найдено очень много рисунков и фресок похожего содержания в Южной Африке и Индии. Мёд прекрасно знали жители древнего Египта. Изображение пчёл можно найти на гробницах фараонов, обелисках. А на прошениях к фараону его верноподданные рисовали пчелу, как символ полной покорности власти фараону. Вавилон и Палестина, Ассирия и Древний Рим, скифские племена и Киевская Русь - повсюду пчела была рядом с человеком. Тема исследования «Как живут пчелы?» выбрана неслучайно. В первом классе впервые на уроках мы узнали, что все животные делятся на виды: насекомые, рыбы, птицы, звери. В учебнике «Окружающий мир» 1 класса дается определение насекомого - это вид животного, у которого 6 ног. Для меня данной информации было недостаточно, поэтому решил подробнее познакомиться с пчелами, какое у них строение, как они живут и рассказать своим одноклассникам. Работая с первоисточниками, рассматривая фотографии, рисунки, схемы о пчелах, понял, что изучением пчел занимаются ученые-зоологи, пчеловоды (представители сельского хозяйства), юные исследователи природы (юннаты). Пчёлы - надсемейство летающих насекомых подотряда Стебельчатобрюхие отряда перепончатокрылых, родственное осам и муравьям. Наука о пчёлах называется апиология. Существует в мире более 20 тысяч видов пчёл. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды. В нашем суровом сибирском крае можно наблюдать появление пчёл с мая и сентябрь месяц, когда тепло, пригревает солнышко, в садах, огородах и лугах много разных цветов и трав. Тема представляется мне интересной потому что, я узнал, что пчела как и другие насекомые (муравьи, термиты, осы) живут большими сообществами - семьями. Уклад их жизни столь удивителен и совершенен, что ученые прошлых столетий считали такие семьи своеобразными государствами, управляемыми мудрыми правителями. Современных зоологов больше поражает четкое распределение обязанностей между совместно живущими насекомыми. Объектом моего учебного исследования является сообщество пчел, предметом исследования: жизнь пчел. Как живет пчелиная семья? Какое строение тела имеет пчела? Как устроен пчелиный улей? Цель исследования: раскрыть основные правила пчелиной жизни. Задачи:

  1. рассмотреть особенности строения тела пчелы;
  2. описать особенности жизни пчелиной семьи;
  3. доказать, что пчела - социальное насекомое, приносящая пользу людям.
Гипотеза исследования: жизнь пчел возможна только в семейном сообществе. Свою гипотезу буду доказывать через методы исследования: собственные наблюдения, чтение научно-популярной литературы, сбор информации (рассказы взрослых), просмотр видеоматериалов, сравнение и др.





































II.Основная часть 2.1. Особенности строения тела пчелы Пчёлы - надсемейство летающих насекомых подотряда Стебельчатобрюхие отряда перепончатокрылых, родственное осам и муравьям. Пчёлы приспособились питаться нектаром и пыльцой, используя нектар главным образом в качестве источника энергии, а пыльцу для получения белков и других питательных веществ. Пчёлы имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений. У них также имеются усики, каждый из которых состоит из 13 сегментов у самцов и 12 сегментов у самок. Все пчёлы имеют две пары крыльев, задняя пара по размеру меньше передней; только у нескольких видов у одного пола или касты крылья очень короткие, что делает полёт пчелы трудным или невозможным делом. Многие виды пчёл мало изучены. Размер пчёл колеблется от 2,1 мм у карликовой пчелы (Trigona minima) до 3,9 мм у вида Megachile pluto, обитающего в Индонезии. На рисунке 1 можно подробнее познакомиться с особенностями строения пчелы. Исследовательская работа Как живут пчелы? Окружающий мир (1 класс)

Рисунок 1. Строение рабочей пчелы. Тело пчелы состоит из главных его частей: головы, грудного отдела, брюшка и крыльев. Голова имеет простые глазки, сложный глаз, антенну, хоботок, усики. Пчелиный хоботок гибкий, способный погружаться в цветок и собирать нектар. В грудке крепятся прозрачные маленькие крылья (передние, задние крылья), шесть ног (передние, средние, задние). В брюшке пчелы расположена пищеварительная система и жалящий аппарат. Тельце пчелы покрыто густыми волосками. Брюшко имеет желто-черную окраску. Таким образом, пчёлы - это животное, тело которого имеет сложное строение. 2.2. Жизнь пчелиной семьи Люди всегда удивлялись и продолжают удивляться укладу жизни пчелиной семьи. Какие законы действуют в этой общине, на чём основана прочность и общность пчелиной семьи, в которой более 45-ти тысяч особей? Несмотря на столь впечатляющие размеры, это настоящая единая семья - потомство одной единственной самки. Пчелиная матка откладывает яйца. Рабочие пчелы - это самки, у которых способность к размножению подавлена, и всю свою энергию они тратят на уход за маткой, потомством и жилищем. Поэтому пчелиная семья делится на группы (касты) по профессиональному признаку в соответствии с выполняемыми обязанностями. В семьях медоносных пчёл три касты: самки - матки (царицы,), весь смысл их жизни - беспрерывное откладывание яичек, самцы-трутни, обеспечивающие оплодотворение отложенных яичек, и рабочие пчелы, на плечи которых возложены все строительные, хозяйственные заботы: добывание корма, выращивание и воспитание подрастающего поколения. Если приглядеться к жизни пчелиного улья, сразу бросается в глаза, что каждая рабочая пчела имеет свои обязанности. Они также подразделяются на несколько подгрупп: одни пчелы трудятся на строительстве сот, другие «нянчат» личинок, третьи с самого утра снуют от цветка к цветку, собирая нектар и пыльцу. На рисунке 2 представлена небольшая фантазия художника о жизни пчелиной семьи. Но, в действительности кастовое распределение обязанностей позволяет пчелиной семье размножаться, жить и приносить пользу людям.

Исследовательская работа Как живут пчелы? Окружающий мир (1 класс)

Рис 2. Социальное устройство пчелиной семьи. В семье медоносных пчел самые молоденькие рабочие пчелы (труженицы) являются няньками, они наводят порядок в старых ячейках сот, чистят «колыбельки», из которых сами вывелись когда-то. На 4-ый день жизни им уже доверяют кормление взрослых личинок пергой. Так называемый «пчелиный хлеб», приготовленный из цветочной пыльцы. Затем пчелы становятся настоящими кормилицами. На 8-ой день жизни у них развиваются железы, вырабатывающие особую питательную жидкость - пчелиное молочко, которым кормят совсем молоденьких личинок и саму матку (самку). Когда молочные железы прекратят свою функцию, пчела становится кладовщицей. Теперь она целый день дежурит у летка, принимает от сборщиц-пчел доставленную в улей пищу и заботливо складывает её в свободные ячейки. Этим трудом пчелы занимаются около недели, а затем переходят в сферу хозяйственного обслуживания пчелиного улья. Когда у рабочих пчел полностью разовьются восковые железы, они становятся строителями, участвуя в возведении сот. Таким образом, весь первый период их жизни (около 20 дней) рабочие пчелы находятся безвыходно в родном улье. Их жало ещё не имеет яда, поэтому им рискованно покидать родной дом. Самая последняя профессия (сборщика нектара и пыльцы) у рабочей пчелы будет длиться всего лишь на протяжении 6 недель. Исследовательская работа Как живут пчелы? Окружающий мир (1 класс)Исследовательская работа Как живут пчелы? Окружающий мир (1 класс)

Рисунок 3. Пчелиные соты Известно, что слаженная жизнь любого сообщества невозможна без общения его членов, без координации их действий. Пчёлы могут вести друг с другом "разговоры". Они общаются между собой с помощью запахов, звуков и танцев. Пчела, нашедшая богатый источник пищи, возвращается домой и начинает танцевать - выполняет серию движений. Другие пчёлы наблюдают за "солисткой" и начинают повторять её танец. Фигуры пчелиного танца показывают куда надо лететь и на какое расстояние. Ориентиром для пчёл служит солнце. Хотя в улье темно и пчёлы не видят "танцовщицу", но зато они её их осязают и чувствуют её запах. Принюхиваясь к пчеле-сборщице, остальные пчёлы получают понятие не только о местоположении, но и о запахе кормового ресурса. Разучив танец, пчёлы получают всю необходимую для себя информацию и летят согласно полученным данным. А чтобы облегчить им задачу, разведчица оставляет над открытым ею местом, ароматный маячок - из особой железы она выделяет особое пахучее вещество, которое привлекает пчёл. Танцевальные движения пчёл настолько точны, что по ним может сориентироваться и человек, имеющий некоторый опыт. Например, Нобелевскому лауреату Карлу Фришу, который посвятил свою жизнь изучению пчёл, две его дочери предложили найти блюдце, с мёдом спрятанном в саду. Понаблюдав за поведением пчел-сборщиц, точно определил направление и расстояние, где находится спрятанное блюдце - "на северо-северо-запад в 310-ти метрах отсюда". Нужное расстояние отмерили и оказались у куста, под которым и было спрятано блюдце. Спрятано от человека, но не от пчёл. Они уже были здесь. Всем известно, что пчёлы живут в деревянных жилищах - ульях. Но так было не всегда. Дикие пчёлы селились в дуплах деревьев, а люди разыскивали их гнёзда в лесу, Профессиональных пчеловодов на древней Руси называли бортниками-от древнерусского слова «борть» - дупло дерева. Для разведения пчёл, бортники использовали естественные дупла или выдалбливали их в толстых стволах деревьев. У других древних народов пчёл селили в плетеных корзинах или глиняных сосудах.

Исследовательская работа Как живут пчелы? Окружающий мир (1 класс)Исследовательская работа Как живут пчелы? Окружающий мир (1 класс)

Рисунок 4. Пчелиный дом-улей Из чего бы ни сделан пчелиный домик, пчёлы сразу же начинают заниматься его внутренним обустройством. "Мебелью" для них служат соты. Если пасечник устанавливает в улье специальные рамки, пчёлы принимают их за основу. Если их нет - строят сами. Каждый сот состоит из нескольких тысяч, расположенных параллельными рядами, шестигранных ячеек. Строительный материал ячеек - воск. Он образуется в складках брюшка пчелы и выделяется наружу в виде тонких пластинок. Пчёлы подхватывает их лапками, сминают челюстями и прилепляют полученный комочек воска на место постройки. Строя свои ячейки, пчёлы решают сложную математическую задачу: найти такую форму сосуда, чтоб при наименьших расходах стройматериала, он был наибольшей вместимости. Математики вкупе с инженерами доказали, что такой сосуд должен быть только шестигранным. И пчёлы, в полном согласии с этими расчётами, вылепляют свои шестигранные ячейки. В них выращивается пчелиное потомство, и хранятся запасы пищи. Медосбор. Лишь во второй половине своей жизни пчела начинают вести насыщенную опасностями и приключениями, романтическую жизнь сборщиц. Пчёлы собирают и приносят в улей нектар и пыльцу цветов, обеспечивая благосостояние своей семьи и радуя пасечника. Гибкий пчелиный хоботок погружается в нектарник цветка и высасывает сладкую жидкость, которая в зобике пчелы подвергается сложной биохимической обработке. Здесь она обогащается бактерицидными веществами, кислотами и ферментами. Следующая стадия процесса производства мёда продолжается уже в улье. Здесь у пчелы-сборщицы каплю собранного нектара забирает пчела-приёмщица. Она проглатывает и выделяет, и снова проглатывает и выделяет каплю нектара, и так до ста сорока раз. Состав капли постоянно меняется. И наконец, приёмщица опускает полученный продукт в ячейку. Но мёд ли это? Нет, в капле ещё, очень много воды, примерно 70-80 %. Для удаления этого избытка влаги, пчёлы переносят каплю из одной ячейки в другую ячейку, сушат её усиленной работой своих крылышек. Капля постепенно густеет и становится мёдом, в составе которого насчитывается более ста различных химических веществ. За лето одна пчелиная община заготавливает до 150-ти килограммов мёда. Чтобы собрать только один килограмм мёда, пчела должна облететь более 10-ти миллионов цветов и принести около 150-ти тысяч порций нектара. Во время этой работы она преодолевает расстояние в несколько раз превышающий длину земного экватора. И все это - ради только 1-го килограмма мёда! Усилия колоссальные - поэтому рабочие пчёлы и живут летом не более одного месяца. Перга. На цветках пчела перепачкивается цветочной пыльцой. Мелкие жёлтые зёрнышки застревают в густых волосках, покрывающих тельце пчелы. Плюс к этому пчела-сборщица специально соскабливает с цветка пыльцу. На ногах у пчелы есть золотисто-жёлтые волоски-щёточки, которыми она обметает всё свое тело. Из этих щёточек пыльца перемещается в особые приспособления на задних ногах - корзиночки. В этих корзиночках постепенно собирается комочек пыльцы - обножка. Летящая к улью пчела с двумя обножками как будто одета в цветные "штанишки". Их Исследовательская работа Как живут пчелы? Окружающий мир (1 класс)Исследовательская работа Как живут пчелы? Окружающий мир (1 класс)

Фото 1. Пчела в пыльце цвет зависит от того, где побывала пчела-сборщица, на каких цветах. У груши и персика пыльца красная, у дикой мальвы - синяя, у яблони и малины - белая, у шиповника и гречихи - жёлтая. Иногда обножки пчелы полосатые, как результат посещения различных растений. В улье обножка сбрасывается в восковую ячейку. Пчёлы-работницы утрамбовывают её. Пыльца заливается слоем меда, чтобы не портилась. Через некоторое время здесь образуется особый продукт - перга. В перге имеются почти все известные витамины, более тридцати химических элементов и даже некоторые гормоны. Она очень благотворно влияет на наш организм. Трутни. Есть в улье пчёлы, которые вообще никогда не работают. В отличие от своих работящих подруг, они служат примером не трудолюбия, а совершенно противоположных качеств: безделья, лени и тунеядства. Эти человеческие пороки приписывают нескольким сотням пчелиных самцов - трутням. Они появляются на свет из ячеек в конце весны, куда матка откладывает не оплодотворённые яйца. Мы знаем, что люди склоны ошибаться, наделяя животных не свойственными им качествами. Но в отношении трутней всё в полном порядке - они действительно настоящие бездельники. Строительством сот, защитой ульев, уборкой в доме, сбором нектара и пыльцы не занимаются. У них для этого даже нет никаких данных: ни густой опушки, ни корзиночек на ногах, их челюсти слабы, хоботок короток. Трутни обленились настолько, что даже сами не едят. Их кормят рабочие пчёлы. Изолированные от пчел, трутни гибнут чуть более через сутки. Правда, имеются данные, что в исключительных случаях трутни могут самостоятельно брать корм из сот и даже нектар на цветах. Вывод: если трутни погибнут, то пчелиная семья погибнет тоже. Поэтому рабочие пчелы, трутни и матки каждая каста по-своему обеспечивает жизнь пчелиной семье. Большую часть своей не отягощенной семейными заботами жизни трутни проводят в улье на сотах. В жаркие солнечные дни они вылетают на прогулки, иногда довольно-таки дальние. Ориентируются они неплохо, поскольку имеют очень большие глаза. Трутни не подрывают кормовую базу пчелиной семьи. Они выводятся только тогда, когда семья вдоволь обеспечена едой, а пыльцы поступает в улей больше, чем необходимо. Обычная пчелиная семья сама контролирует число трутней. И все-таки, зачем они необходимы в таком большом количестве? Расчет показывает, что для оплодотворении выводящихся в семье маток хватило бы, пожалуй, и 30-ти самцов. Когда приходит время и матка отправляется в свой брачный полет, всё мужское население улья устремляется следом за ней. В воздухе они окружают самку очень плотным клубком. В желудках птиц питающихся пчелами, в это время находят огромное количество проглоченных трутней и почти никогда - маток. Может быть, такое огромное количество трутней и защищает продолжательницу рода от врагов, отдавая свою жизнь за неё? И именно по этой причине пчелиная семья воспитывает их побольше, чтобы при необходимости было кого принести в жертву для продолжения пчелиного рода? Пока трудно ответить на этот вопрос - много неясного. Зато прекрасно известна их дальнейшая судьба. В середине лета, когда корма становится всё меньше и меньше, до сих пор желанные в улье трутни, становятся обузой. Рабочие пчёлы начинают их кусать, щипать, хватают за усики, ноги, крылья и тянут к выходу. По мере своих сил трутни сопротивляются и стремятся возвратиться обратно, на уютные соты, но всё тщетно. В конце лета трутни, изгнанные и изголодавшиеся, находят свою смерть у входа в пчелиное жилище. Пчелы, отжившие свой короткий век, умирают в улье только зимой, а летом старые пчелы, чувствуя приближение кончины, покидают улей и погибают на воле. Исследовательская работа Как живут пчелы? Окружающий мир (1 класс)Исследовательская работа Как живут пчелы? Окружающий мир (1 класс)

Фото 2. Пчелиный рой Роение. Пчелиный рой - это часть жизни пчелиного сообщества. Вернемся снова в самое начало лета. Казалось бы, пчелиная семья процветает - дела идут прекрасно: соты наполнены мёдом и пыльцой, пчела-матка исправно откладывает яйца, семья растет, и всякий занят своим делом строит, собирает, сторожит и убирает мусор. Однако такое процветание пчелиной семьи непрочно. Любая случайность - ухудшение погодных условий, эпидемия болезни, могут уничтожить пчелиную семью, как бы велика и дружна она не была. Залог сохранения рода - размножение. И пчелиная община размножается. Выводы. Если трутни погибнут, то пчелиная семья погибнет тоже. Поэтому рабочие пчелы, трутни и матки каждая каста по-своему обеспечивает жизнь пчелиной семье. Пчелы - это насекомые, живущие в социально обустроенном доме - улье, где проходит детство рабочей пчелы, где она заботится о личинках, которые на свет появляются, благодаря самкам и самцам. Все три касты пчел не могут существовать без взаимодействия и заботы друг за другом. Инстинкт - единственный и безраздельный «хозяин» пчелиной семьи. Ему подчинены важнейший и в высшей степени совершенный цикл заготовки сырья и законченное производство разнообразной продукции всего «пчелообъединения» в составе 40-60 тыс. рабочих пчел. Самые высокие медосборы нектара получают на Дальнем Востоке и в Сибири. Известны случаи, когда в период цветения липы на Дальнем Востоке привесы контрольного улья достигали 30- 33 кг за день. Отдельные пчелиные семьи в условиях Сибири собирают по 420, а на Дальнем Востоке - 330- 340 кг меда за сезон.

































III.Заключение Пчела по эволюции своего развития старше человека на 50-60 тысяч лет. Но её жизнь, практически похожа по-своему социальному происхождению на жизнь человека. Как и в человеческом обществе в пчелиной семье есть распределение социальных обязанностей. Самки-матки откладывают яйца, пчёлы-трутни их оплодотворяют, чтобы весной на свет появились маленькие личинки будущих пчел. Рабочие пчелы обеспечивают свою жизнь, жизнь самок, самцов, личинок - строят улей, приносят нектар и пыльцу для его построения, защищают свое жилище. Тема исследования «Как живут пчелы?» исчерпана, решены ее цель и задачи, доказана гипотеза - жизнь пчел возможна только в семейном сообществе. Пчела своим конечным продуктом своей социальной жизни - медом помогает человеку. О пользе пчелы, пчелиного меда, пчелиного воска, пчелиного яда. Исследовательская работа Как живут пчелы? Окружающий мир (1 класс)Исследовательская работа Как живут пчелы? Окружающий мир (1 класс) Уже первобытный человек был знаком с медом и любил его. А ученые и врачи древности заметили - употребление этого продукта продлевает жизнь. По утверждению самой древней китайской медицинской книги, «продолжительное употребление меда закаляет волю, придает легкость телу, сохраняет молодость, увеличивает продолжительность жизни». Более четырех тысяч лет назад начали лечить медом и в Индии. Однако мед давно перестал быть средством только народной медицины: шагнув через порог современной клиники, он успешно применяется для лечения и сегодня. Мед сохраняет все витамины, которые диетологи считают необходимыми для здоровья, даже при длительном хранении. Ценится мед и за свои целебные свойства. Где еще можно найти столь эффективное успокаивающее средство, которое благотворно влияет на нервную систему легковозбудимых людей и при этом не причиняет вреда организму. Врачи рекомендуют съедать утром и в обед по 30 грамм, а вечером - 40 грамм меда. А лучшего снотворного, чем натуральный мед, трудно придумать. Давно известно, что стакан медовой воды (3 чайных ложки меда на стакан воды), выпитой вечером за полчаса до сна, обеспечит спокойный сон. Мед уменьшает резкий, раздражающий кашель. Пожевав медовые соты, вы повысите иммунитет к заболеваниям дыхательных путей. При заболеваниях почек мед рекомендуют как лечебное и профилактическое средство. Некоторые врачи советуют принимать по 80-100 грамм меда в сутки с соком лимона или отваром шиповника. В меде много легко усвояемых сахаров, но, несмотря на это не стоит употреблять его в больших количествах. Избыток легкоусвояемых сахаров в организме приводит к превращению их в жиры, а также может способствовать развитию диабета. Одним словом, не стоит забывать: «Хорош мед, да не по горсти в рот». Кстати, целебен не, только, мед, но и такой продукт пчеловодства, как пчелиный яд. Его получают, не нанося никакого вреда пчелам. Препараты из пчелиного яда используют при полиартритах, радикулите, воспалении седалищного нерва, межреберной невралгии, бронхиальной астме, мигрени, когда лечение лекарствами не дает результатов. Рекомендуют пчелиный яд для кожных втираний и для инъекций, для электрофореза, если больной хорошо его переносит. Таким образом, пчеловоды помогают пчелам существовать цивилизованно (строят основы ульев, помогают откачивать мед, зимовать пчелам). Пчеловоды своим трудом помогают людям обогащать свой организм нужными питательными веществами, которые составляют содержание пчелиного меда, а также принимают участие в здоровьесбережении и исцелении человеческого общества.





























Список использованной литературы

  1. Сергеев Б.Ф. От амебы до гориллы, или как мозг научился думать: Научно-популярная литература. - Ленинград, Детская литература, 1988. - 206 с.
  2. Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт.-сост. Н.В. Засоркина. - Волгоград, Учитель, 2013. -135 с.
  3. Зайка-Всезнайка. Обучающая система. Начальная школа. CD-R.
  4. Интернет-ресурсы

Пчёлы и мёд img-fotki.yandex.ru/get/6800/134091466.197/0_ffa51_4431107e_S

Пчёлы и соты img-fotki.yandex.ru/get/9757/134091466.193/0_fd601_4c66132_S





16


© 2010-2022