• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока литературного чтения УМК Перспектива 3 класс, «Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»

Конспект урока литературного чтения УМК Перспектива 3 класс, «Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

р Учитель: Жарова Татьяна Юрьевна

МБОУ НОШ № 95

Класс: 32

Предмет: литературное чтение

Тема: «Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича,

Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»»

Цели деятельности учителя:

1) познакомить с рассказом Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»; 2) формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте; 3) работать над навыком осознанного чтения.

Планируемые результаты: - предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анали­зировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием, карточки для рефлексии.

Фотография доски:

Конспект урока литературного чтения УМК Перспектива 3 класс, «Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича,Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»Конспект урока литературного чтения УМК Перспектива 3 класс, «Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича,Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»Конспект урока литературного чтения УМК Перспектива 3 класс, «Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича,Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»

Экран

План урока

Дерево целей

Этап урока.

Методы и приемы.

Хронометраж

Содержание. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент. Мотива-ционный

Словес.: слово учителя

Нагляд.: презентация

9:00-9:01

Я настрой себе нашел,
Чтобы быть везучим.
Повторю сто раз его -
Разойдутся тучи.
У меня все хорошо -
А будет еще лучше!
- Надеюсь, вы уже настроились на урок литературного чтения и готовы активно работать.

Эмоционально настраиваются на работу

К.: планирование учебного сотрудничества

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: учебный диалог Практич.: артикуляционные упражнения

Словес.: беседа, ответы на вопросы

Нагляд.: презентация

Словес.: слово учителя

Нагляд.: презентация

9:01-9:05



9:05-9:07



9:07-9:11

Речевая разминка

- Итак, начнем мы наш урок с развития и активизации наших органов речи. На слайде вы видите скороговорку. Послушайте:

Воробей попросил Ворону

Ерша вызвать к телефону.

- Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко.

- Молодцы! А теперь быстрее! И еще быстрее, без моей помощи, но также дружно!

- Отлично! Кто может произнести скороговорку с вопросительной интонацией? А кто с восклицанием, восхищением? Давайте попробуем произнести ее, постепенно понижая голос. Кто желает попробовать? А теперь наоборот, постепенно повышая голос.

- Очень хорошо!

- Ребята, о ком говорится в скороговорке? (О воробье и ерше)

- Да! Сегодня именно Воробей и Ерш будут главными участниками нашего урока. Так кто же из вас уже догадался, с каким произведением мы познакомимся сегодня? («Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»)

Верно! Какие главные цели мы поставим на урок?(делают предположения)

( 1)узнать о жизни и творчестве автора;

2)познакомиться со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»;

3)выполнить анализ произведения).

- Хорошо! Давайте откроем учебник на стр. 86. Назовите, пожалуйста, автора сказки (Д. Мамин-Сибиряк).

- Вы уже знакомы с творчеством этого писателя? Какие произведения вы уже читали?

- Я рада, что вы уже знакомы с произведениями этого замечательного писателя.

Слово об авторе

- Сейчас я вам немного расскажу о его жизни.

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852 - 1912) - русский писатель, прозаик, драматург и сказочник.

Родился Дмитрий в Свердловской области, которая находится по соседству с нашей Челябинской областью. Его отец Наркис был священником и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. В семье было четверо детей. Жили скромно: отец получал маленькое жалованье, но при этом Дмитрий получил прекрасное образование на дому и поступил в местную школу для продолжения образования.

Потом он решил отправиться в Санкт-Петербург. Он поступил в Медико-хирургическую академию на ветеринара, но он не нашел себя в этой профессии и перевелся на юридический факультет, но и это оказалось не его профессией.

В результате шестилетнего "хождения" по разным факультетам он так и не получил полного образования. В этот период времени он понимает, что всем сердцем хочет стать литератором.

Из под его пера рождается первое произведение, которое называется "Тайны темного леса".

Он женится на артистке и у них рождается дочь. Девочку назвали Аленушкой. Именно благодаря любимой доченьке Мамин-Сибиряк открылся читателям как очаровательный сказочник.

Когда она была маленькой, Дмитрий сочинял для нее сказки и рассказывал их, а позже опубликовал сборник сказок для детей «Алёнушкины сказки», который был посвящен его дочери ( "Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост", "Ванькины именины", "Сказка о том, как жила-была последняя Муха", "Умнее всех", "Пора спать") и ряда других известных сказок, в том числе и той, с которой нам предстоит познакомиться.

Почти всю свою жизнь он прожил в Екатеринбурге и очень много путешествовал по Уралу. Природа его родного края вдохновляла писателя.

Последние годы жизни писатель тяжело болел.

Наш земляк, уральский писатель Мамин-Сибиряк оставил после себя огромное литературное наследие. Его сказки всегда пронизаны не только любовью и пониманием, но и высокой моралью. Он защищал свою родную природу и старался научить тому же читателей.

Читать, правильно артикулируя с соответствующей интонацией


Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение

Определяют тему и цели урока


Внимательно слушают рассказ учителя П: осмысленно читают текст


К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: структурирование знаний.

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу, прогнозирование.

3. Решение частных задач

Словес.: учебный диалог

Практич.: слушание и чтение текста

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: выборочное чтение


Практич.: слушание и чтение текста

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: выборочное чтение по ролям


Практич.: выполнение задания по прочитанному тексту (работа в группах)


9:11-9:13

9:13-9:17

9:17-9:21



9:21-9:22

9:22-9:26

9:26-9:31


9:31-9:35


9:34-9:40

- Сделайте предположение , о чем будет говориться в произведении с таким название? Посмотрите на иллюстрацию, может она вам подскажет.

- Будут ли Воробей и Ерш приятелями, друзьями? Что у них может случиться?

-Интересно вам стало узнать, о чем она?

- Давайте же тогда начнем знакомство со сказкой. Начинаем читать, ваша задача внимательно слушать, следить, и подумайте, как можно будет озаглавить первую часть и почему?

- Вот мы и прочитали первую часть. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте их разберем.

Словарная работа

(Трубочист - тот, кто занимается чисткой печных труб и дымоходов;

Присядет на конек - присядет на конец крыши, где есть резное украшение, обычно в виде головы коня;

Душа в душу - дружно, в согласии;

Краюшка - краюха, кусок, кусочек, горбушка;

Браниться - ругаться;

Речная осока - многолетняя болотная трава с узкими и длинными листьями).

- Отлично! Ребята, расскажите об отношениях Воробья и Ерша между друг другом. Найдите подтверждение в тексте

- Как им жилось зимой? Какие неприятности и трудности были у друзей? А как летом? Зачитайте отрывки, которые рассказывают нам об этом.

- Какие неприятности и трудности были у друзей?

- Как мы озаглавим первую часть? («Душа в душу живем»)

- Отлично!

Физ. минутка

Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей.
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей.

- Молодцы! Продолжим наш урок. Давайте перейдем ко второй части. Слушаем внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.

- Ребята, скажите из-за чего возник шум и спор у старых друзей? Как должны звучать слова Воробья Воробеича: гневно, торопливо, громко, с возмущением, обиженно? А как должны звучать слова Ерша Ершовича: спокойно, уверенно, с интонацией оправдания? Давайте прочитаем этот эпизод выразительно по ролям. Нам нужно 3 человека (1 - Яша, автор; 2 - В.В; 3- Е.Е.)

- Спасибо! Давайте проанализируем работу ребят. Получилось ли у них передать те чувства и эмоции, которые испытывали герои в тот момент?

- Верно! А как они смогли это передать? Какой интонацией?

- Расскажите, как Яша разбирал дело по совести. Объясните смысл этого выражения.

- Как вы понимаете выражение «дело правое»? (Справедливое, правдивое)

- Что предложил Яша? Прочитайте его слова так, чтобы слушатели поняли, как он мирил маленьких озорников.

- Почему между рыбами и птицами произошла драка?

- Ребята, а как мы озаглавим эту часть? («Схватка»)

- Верно! А чтобы подвести итоги по прочитанной сказке, я придумала для вас интересные вопросы. Работать будем в группах.

(Задания:

1 группа:

Что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других? Они думают больше о других или о себе? А как вы чаще всего поступаете в подобных ситуациях или как бы поступили?

2 группа:

Имеет ли сказка Д. Мамина-Сибиряка концовку? Перечитайте ее. Какая она: необычная, смешная, поучительная? Почему автор придумал именно такое окончание? Обратите внимание на поступок Аленушки.

3 группа:

Сравните основную мысль сказки (сформулируйте и назовите ее при ответе) с пословицей: «Не делай другому того, что себе не пожелаешь». Сделайте вывод по прочитанному.)

- Итак, время закончилось. Начинаем отчёт по группам.

- Спасибо! Ребята, вы согласны со своими одноклассниками? Правильно они ответили?

Отвечают на вопросы

Слушают внимательно одноклассников, следят по тексту.

Работают с незнакомыми словами.

Высказывают свое мнение, делятся впечатлением о прочитанном.

Выполняют физические упражнения

Слушают внимательно одноклассников, следят по тексту.

Работают с текстом в учебнике, осмысленно отвечают на вопросы.

Внимательно слушают задание учителя. Выполняют задание по рядам.


Осуществляют проверку.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ

Нагляд.: презентация

Словес.: прощаются с учителем

9:40-9:45

- О чем хотел сказать нам писатель своим произведением?

- Чему учит сказка?

- А вы будете поступать так? Хорошо ли это?

- Очень хорошо! Я рада, что вы справились со всеми заданиями. А теперь, откройте свои дневники и запишите домашнее задание: подготовить пересказ сказки от лица Аленушки.

- А сейчас, давайте подведем итоги нашего урока.

- Вспомните, какие мы ставили цели?

- Мы их достигли?

- Верно! Давайте узнаем, кому на уроке было легко, комфортно, кто узнал новое для себя и сделал выводы, как нужно поступать в ситуациях, подобных описанному случаю в сказке. Или наоборот, узнаем, кто испытывал трудности, не смог справиться со всеми заданиями, не был активен на уроке и ничего хорошего для себя не усвоил.

- Прошу ребят первого ряда выйти и прикрепить листочек, соответствующий вашей работе на уроке, к дереву целей. Спасибо! Второй ряд… Третий ряд.

- Я очень рада, что многие из вас со всем справились! Молодцы! Желаю вам дальнейших успехов.

- Что ж, наш урок подошел к концу. Благодарю вас за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания!

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.

Де­лают нравственный выбор.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: осуществляют итоговый контроль.


© 2010-2022