Урок - праздник Не красна изба углами, а красна пирогами

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК-ПРАЗДНИК

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Разработан и проведен учителем высшей категории Козельской И.Н.

Цель:

  • Познакомить с традиционным русским хлебосольством, с историей разнообразной московской кухни.

  • Воспитывать уважительное бережное отношение к хлебу.

  • Познакомить с разнообразием продуктов, данных природой и наиболее часто употребляемых в еде.

  • Познакомиться с устным народным творчеством по теме: пословицами и поговорками, потешками и играми, скороговорками и загадками.

  • Через конкретный дидактический материал на уроках русского языка и математики дополнить и расширить содержание темы.

Урок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.

ХОД УРОКА:

  1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня нас ожидает необычный урок. Я знаю, что все вы очень любите путешествовать. Вот и сегодня нам предстоит очутиться в древней Москве. Там мы познакомимся с москвичами, увидим, где и как они жили, что ели и что пили, как одевались. Но это будет не простая прогулка, наша с вами задача выяснить, а осталось ли что-то общее между людьми, жившими в Москве несколько веков назад и нами, живущими в Москве сегодня.

Начнем же наше путешествие.

(П.И.Чайчовский №1983)

На экране картинки старой Москвы А.М.Васнецов)

Урок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.Урок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.Урок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.

Урок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.Урок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.







Урок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.Урок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.

Учитель:

Город чудный, грод древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!

Урок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах…

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!

Исполинскою рукою

Ты как хартия, развит

И над малою рекой

Стал велик и знаменит!

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не хватит улиц длинных…

Это матушка Москва!

Учитель. И вот мы с вами, ребята очутились на улице древней Москвы. Ох и много люду снуют! А вот на встречу нам семья молодая: москвич и москвичка. Давайте представим себе, ребята. Как же выглядели москвичи в старину. Во что одевались мужчины?рубаха,штаны, сапоги или лапти на ногах). Урок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.Урок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.

(каУрок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.е) Урок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами. Урок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.Урок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.

Учитель. - Каких деталей не хватает в одежде молодых мужчин ? (орнамента на рубахе и пояса)

- Для чего нужны эти детали? )обереги и для красоты).

-Хороши молодцы получились!

А раньше говорили так : «Молодец в кафтане, а девка в сарафане».

- Посмотрим же теперь на москвичку. Каких деталей не хватает в женской одежде?

(заслушиваются ответы детей).

Учитель. - Скажите, ребята, а похожа эта одежда на ту, что мы носим с вами сейчас? (Похожа).

Учитель. - А вы знаете, что еще в те давние времена народ сложил много пословиц и поговорок про одежду, и многие из них дошли до наших времен. Сейчас вы сами в этом убедитесь.

Учитель. - Соедините начало пословицы с окончанием.

Работа в парах с последующей проверкой на доске (пара детей работает на крыльях доски) .

На экране :

По одежке встречают, а друг старый.

Одежда лучше новая, а добрые дела.

Не одежда красит человека, а по уму провожают.

Учитель. - Знаете вы эти пословицы ? Да, всем они хорошо знакомы. Что-то долго мы про одежду разговорились. Пора посмотреть, куда же идут наши москвичи.

Учитель. - А подошли они к дому новому, недавно срубленному. Не иначе скоро здесь будут отмечать новоселье.

Учитель. - Но для начала, давайте заглянем в дом, да посмотрим на внутреннее убранство. Вот только без приглашения хозяев как-то не удобно.

Выходят хозяин с хозяюшкой.:

Учитель. _ Здравствуйте, гости , дорогие! Добро пожаловать к нашему хлебу да соли1 Хоть не богаты, а гостям всегда рады!

- Учитель. Дозволь . хозяюшка, на убранство дома твоего посмотреть.

Хозяюшка:

- Заходите, милости просим.

(На экране . в избе)

- Учитель. Ой. Ребята, а все ли правильно обустроено в доме-то ? (Нет «красного угла»).

- А что такое «красный угол» ?

Заслушиваются ответы детей.

Учитель: Да, место это было важное и почетное, не зря раньше говорили : Дорогого гостя принимают, за обе руки берут, да в «красны угол сажают» .

- Учитель. Ребята. А вы видели где-нибудь «красный угол» ?

Заслушиваются ответы детей.

Урок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.Урок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.

- Учитель. Да, во многих домах, особенно там, где живут люди верующие, есть «красный угол». А вот такой «красный угол» в моем доме. Урок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.

Учитель. -Чего же еще в нашем доме-то не хватает?

- Печки!

Урок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.Урок - праздник Не красна изба углами , а красна пирогами.

- Учитель. Ребята, а для чего нужна была печь в доме? (дети называют «профессии « русской печки)

Печь занимала очень важное место в доме. Говорили так: «Кто сидел на печи, тот уже не гость , а свой».

Учитель. - Где же в наши дни мы можем увидеть печь? (В деревне, на даче)

Учитель. - А какие «профессии» русской печки сохранились и по сей день?

Заслушиваются ответы детей.

Учитель:

Ну вот, посмотри хозяюшка, каким стал твой дом.

Хозяюшка:

Уж больно дом хорош, а печь-то, печь! Сейчас я около нее тарелочку с хлебцем да кашкой поставлю.

Учитель:

- Ребята. А для кого наша хозяюшка тарелочку к печке поставила?

Дети: Для домового.

Учитель. И действительно, считалось, что в каждом доме был свой домовой. А кто же это такой?

Заслушиваются ответы детей.

Учитель. -Что ж, давайте познакомимся с нашим домовым.

И пришел он к вам не с пустыми руками. Где любят жить домовые?

Правильно, за печкой. Там всегда тепло и сытно. Вот загадки о припечных жителях он вам принес.

Смотрите на картинку и отгадывайте:

«Крюкова царица по миру ходила,

Золото собирала, сыта не бывала». (Кочерга)

«Бычок рогат, в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает». (Ухват)

Учитель. Да, кочерга и ухват самые нужные «припечные» жители.

Без кочерги огонь в печи не наладишь. Без ухвата горячих душистых щей из печи не достанешь.. Кочерга и ухват ближе всех к огню родного очага.

Учитель. А еще Афанасий приготовил для вас задачку, из которой вы узнаете о традициях русского стола.

Смарт-доска

« С древних времен и до наших дней сложилось четкое разделение русского стола на постный (растительный -грибной - и иногда рыбный) и скоромный (молочно-яичный- мясной).

Посчитано,что в году постных дней на 65 больше, чем скоромных.

Сколько дней в году разрешалось есть яйца, мясо, молоко, а сколько дней было постных?»

Составьте схему, решите задачу.

Учитель:

Я знаю, что в наше время многие люди соблюдают посты.

Учитель: Спасибо тебе,Афанасий,за задания интересные. Но пора тебе за печь, а то хозяюшка возвращается, пришло время еду готовить, да стол для гостей накрывавть.

Хозяюшка: А знаете ли вы, что любили есть москвичи в старину? Вот я сейчас и проверю. Вписав слова в кроссворд, вы узнаете какое блюдо было одним из самых любимым.

Смарт-доска, кроссворд.



  1. Овощ, который очень любили в старину. Ее и парили, и тушили, и пекли, и фаршировали. (Репа)

  2. Горячий медовый напиток. (Сбитень)

  3. Сдобный хлеб на молоке, масле, с большим количеством яиц, с добавлением изюма, орехов. Так еще называется детская игра. (Каравай)

  4. Его тоже выпекали из пшеничного теста, а в одной русской народной сказке студили на окошке. (Колобок)

  5. Кашу, сваренную из этой крупы, называли матушкой. (Гречка)

  6. В одной из русских народных сказок из него были целые берега, так как в старые времена его резали ножом . (Кисель)

Какое же слово получилось? (Пироги)



Р

Е

П

А

С

Б

И

Т

Е

Н

Ь

К

А

Р

А

В

А

Й

К

О

Л

О

Б

О

К

Г

Р

Е

Ч

К

А

К

И

С

Е

Л

Ь


Учитель. Ребята, а есть ли среди блюд старой русской кухни такие, которые мы любим сейчас? (Есть)

Ну, что ж, пора и гостей встречать.

Учитель:

В старину, на Семенов день , принято было переезжать в новые дома. На новоселье приглашали дорогих гостей: тестя с тещей, сватов, кумовьев. Каждый гость приносил подарки «по усердию и состоянию».

Хозяин:

В новом дому, на широком двору,

В светлой светлице поставлены столы

С хлебом и солицей.

Хозяюшка:

На столы постланы скатерти бранные,

На новоселье приглашены гости званые.

Вместе:

Приходите, люди добрые,

Приходите православные,

Хоть не богаты, а гостям рады.

Просим в дом:

Красному гостю - красное место!

Тесть:

А это любимому зятю.

Добрый конь, тесмяная узда, булатные стремена.

Он головушкой помахивает, черной гривушкой потряхивает;

Все колечушки-то бряк, бряк, бряк!

А бубенчики-то звяк, звяк, звяк!

Теща:

А от меня прими коровушку для внучат,

Чтоб на столе для них всегда было маслице,

И творожок, и кружка молока!

Хозяева кланяются.

Кума:

А я для вас,хозяюшки,

Наварила-напекла

Тешки-тетешки,

Овсяные лепешки,

Пшеничный пирожок,

Сахарный рожок.

Кум:

А это наш подарок - мыльце душистое

И полотенце расшитое.

Чтобы черное к белому не приставало,

Чтобы в доме все чисто было, как солнце сияло!

Хозяева с поклоном принимают подарки.

Сват:

С радостным днем новоселья!

Пожелаем самого лучшего:

И здоровья, и настроения,

И семейного благополучия!

Сватья:

Примите от нас серо-белого гуся,

А еще уточку, к уточке курочку,

А к ним петушка!

Хозяева:

Милости просим, гости дорогие, к столу.

Гости вместе:

Храни вас Бог от житейских невзгод,

От всяких болезней, житейских тревог!

Пусть в новом доме будет всегда

Побольше счастья и добра!

Хозяюшка:

Отведайте, гости дорогие, русских пирогов, а вот напиток мы для вас приготовили заморский, диковинный, из далекого Китая привезенный. Угощайтесь на здоровье!

Учитель:

О каком таком напитке говорит хозяюшка? (О чае)

Учитель:

Скажите, ребята, а сохранились ли сейчас традиция отмечать новоселье да многие другие праздники: свадьбы, именины? (Да).

Учитель:

А так же хлебосольно вы встречаете гостей?

Финал.

Что ж, как ни жаль, но путешествие в нашу древнюю столицу закончилось. Нам удалось протянуть невидимые ниточки из прошлого в настоящее. И мы с вами очень хорошо увидели, что многие традиции и обычаи народ наш сберег, сохранил и донес до наших дней, то есть до нас с вами.

А наша с вами задача - так же бережно относиться ко всему хорошему, что досталось нам от бабушек и дедушек, пап и мам, и этот бесценный дар донести и передать своим детям и внукам, чтобы связь времен никогда не прекращалась!



© 2010-2022