Технологическая карта урок русского языка 2 класс УМП «Перспектива»«Безударные гласные. Их обозначение на письме»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока. 1. Учитель: Орлова Г.Н. 2. Класс:3. УМК «Перспектива» 4. Предмет: русский язык 5. Тема урока: Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. 6. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме 7. Цель урока: формирование умения правильно обозначать на письме безударные гласные звуки. 8. Задачи урока:

  • образовательные: научить детей сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков, дать представление об особенностях проверочных слов, познакомить со способами проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в слове (изменение формы слова);осознанно подбирать нужный способ проверки безударного гласного в корне слова; составить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова..
  • развивающие: развивать самостоятельность, память, речь, внимание.
регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; определить цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя. умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей: :контроль, коррекция и оценка выполненных действий при волевой саморегуляции; осуществлять познавательную и личностную рефлексию познавательные УУД:; определить круг своего не знаю осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение: развитие умения составлять алгоритмы и извлекать информацию из нихкоммуникативные УУД: умение взаимодействовать в группе; проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, строить речевое высказывание в устной форме
  • воспитательные: (личностные УУД) воспитывать интерес к предмету и стремление осмысленно подходить к изучению родного языка. мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания.

7. Образовательное пространство урока: - дидактические средства: учебник, тетради на печатной основе, раздаточный материал (карточки) - презентационные средства: презентация 8. Тип урока: урок введения нового знания. 9. Формы работы: индивидуально-коллективная, групповая

Конспект урока

Тема: Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.



Этап урока

Шаг

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Этап самоопределения к деятельности

1.1. Психологический настрой


- У нас сегодня необычный урок, добрые, милые гости пришли посмотреть на нашу плодотворную работу. Поздоровайтесь с ними. -Улыбнитесь друг другу и с таким настроением начнём наш урок. Всем удачи! Тихо сели. - Покажите смайликом ваше настроение в начале урока.

(говорят хором)

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать

Дети показывают смайлик, который подходит к их настроению в начале урока

КУУД:

готовность к деятельности: слушать и вести

диалог; положительная эмоциональная направлен-

ность.

1.2.Мотива-ция к учебной деятельности Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть новые знания по русскому языку. Будем работать как всегда активно, старательно и дружно. - У каждого из вас есть солнышко, его лучики вы будете раскрашивать после выполнения каждого задания. Какими цветами: (оранжевым - справились безошибочно, зелёным - были небольшие затруднения, синим - надо ещё раз разобраться в этом задании)

2. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

2.1.Грамматическая разминка - Начнем с небольшой разминки: - в русском языке звуки бывают гласные и согласные, -слова могут состоять из 1, 2 и более слогов. -сколько в слове звуков , столько и слогов - гласные звуки всегда ударные, -ударными бывают согласные звуки - ударный гласный произносится сильнее - в русском языке ударение падает только на первый слог - ударный слог в слове может быть только один - в слове лучи безударный гласный в 1 слоге
Если высказывание истинное - поднимают руки, ложное - скрещивают

ПУУД:

Характеристика объекта по одному или нескольким признакам. Осуществлять сравнение,

строить логическое рассуждение. Определять умения на основе изученного правила.

Определить круг своего не знаю на этом этапе урока.

ЛУУД: применять правила делового сотрудничества.

РУУД:

оценивать результаты деятельности.

2.2. Словарная работа

-Солнышко предлагает вам прочитать слова, написанные на лучиках:

К[а]пуста, ст[и]на, г[а]рох , п[и]тух,р[и]сунок.

-Что в них необычного?

- Какие звуки не обозначены буквами?

-Прочитайте еще раз слова. Какое слово лишнее?

- Читают слова фронтально

- Отдельные звуки не обозначены буквами

- Не обозначены буквами безударные гласные звуки.

- Лишнее слово стена, т.к. все остальные слова - словарные.

2.3.Наблюде- ние за несоответствием написания и произно-шения безударных звуков.


- Запишем словарные слова. Вспомним как мы работаем со словарными словами?

- Проверяем.(слайд 2)

[а] / [а] / [и] / [и] /

капуста, горох, петух, рисунок

- Какие звуки не были обозначены буквами?

- Какими буквами обозначен звук а?

- Какими буквами обозначен звук и?

- Почему безударный гласный звук и буква совпадают не во всех словах?

- Назовите в словах гласные звуки, которые обозначены такой же буквой. слайд

- . Как узнать какие безударные гласные писать в словарных словах?

- Назовите гласные звуки, которые обозначены такими же буквами. Почему у них произношение и написание совпадает?

- Ставим ударение и подчёркиваем безударную гласную.

Записывают слова капуста, горох, петух, рисунок.

Проверяют свои работы.

- Безударные гласные.

- Буквами о, а.

- Буквами е, и

- Одинаковые безударные гласные звуки могут быть обозначены разными буквами.

- Их правописание нужно запомнить или проверить по словарю.

- Это ударные гласные буквы.

2.4. Задание на пробное действие.

- А какое следующее задание я вам предложу?

- С какой целью вы будете работать с пробным заданием?

- Запишите «лишнее» слов.

-Кто смог правильно написать данное слово?

- Каким правилом вы воспользовались?

- Кто объяснит как проверял безударную гласную?

-Какой следующий шаг вы должны будете сделать? .

- Задание на пробное действие.

- Для того, чтобы понять, что мы не знаем.

- Записывают моря

- Мы не можем сказать правильно ли записали данное слово.

- Надо изменить слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение.

- Разобраться в наших затруднениях

РУУД:Определить цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя.

КУУД: оформлять свои мысли в монологической речи.

3. Этап постановки учебной задачи

3.1.Выяснения причины затруднения.

-Какое задание вы должны были выполнить?

- Какой звук не обозначен буквой?

-В чем затруднение?

-Почему же возникло затруднение?

- Мы должны были записать слово, в которых не обозначен буквой звук.

- Безударный гласный звук.

- Не знаем правильно ли подобрали проверочное слово.

- Мы не знаем как обозначаются безударные гласные звуки на письме.

ПУУД:

классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи

РУУД: определить план выполнения заданий.

Контроль, коррекция и оценка выполненных действий при волевой само регуляции.

3.2.Постанов-ка цели урока

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Алгоритм - набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время).-

- Узнать как обозначаются безударные гласные звуки на письме. Вывести алгоритм

3.3.Формули-ровка темы урока.

Сформулируйте тему урока

Запись темы на доске.

- Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Составление алгоритма проверки безударной гласной в слове




.

-Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю прослушать одну историю: (слайды 3,4,5,6)

  • На поляночке в лесу повстречали мы … (изображение козы)

Пришла учиться в школу я.

Решила написать как зовут меня,

Но вот не знаю а иль о

Может из вас поможет кто?

На выручку пришла наша Мудрая… (изображение совы)

Когда одна, то я сова,

А встретятся подружки-

Попасть мы сможем в класс,

Тогда совы - назовут нас.

Поняла я как писать! (изображение козы)

Когда нас много-козы,

если одна, то я - коза!

- Я предлагаю вам исследовать пары слов совы-сова, козы-коза, объяснить как коза поняла какой буквой обозначить безударную гласную в слове и составить алгоритм проверки безударной гласной в слове.

-Я предлагаю вам работать в группах. Вспомните что надо делать, если при работе у вас возникли вопросы?

(Ответственный поднимает руку и задает вопрос учителю).

Учитель организует представление результатов..

_ Сравните ваши алгоритмы с моим. Справились мы с заданием?

На доске появляется Алгоритм проверки безударной гласной в слове

1 Поставить в слове ударение.

2 Найти букву безударного гласного звука

.3 Подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный является ударным.

4. Написать слово правильно.

5. Подчеркнуть гласную букву, обозначающую безударный звук.

Эталон выделения орфограммы:

/

_____________

-

- В слове совы ударение падает на гласную О, а в слове сова ударение падает на гласную А, О - безударная гласная. Безударный гласный обозначен такой же буквой, как и под ударением.

- Нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал под ударением. Какая буква стоит под ударением, такая пишется и в безударном слоге.

Вывод: Безударный гласный в словах обозначается той же буквой, что и под ударением).





Работа в группах.

Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости

РУУД: ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль.

ПУУД: анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений.

КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации

4.2. Определение понятий «проверяе-мое» и «провероч-ное» слова

На доске вывешивается проверочное, проверяемое.

- Кто догадается какое слово является проверочным, а какое проверяемым?

совы сова,

козы коза

- Слово с безударной гласной называется проверяемым, т.к. это «опасное» место а слово с ударной гласной

- проверочное слово, потому что под ударением гласный звук произносится так как пишется, оно проверяет какую букву надо писать в опасном месте.

4.3.Проверка открытия

-Как проверить свое открытие?

-Откройте учебники на странице 93.Проверьте.

-Итак, сделайте вывод.

-Смогли вы преодолеть затруднения?

слайд 7

Если буква гласная

Вызвала сомнение -

Ты её немедленно

Ставь под ударение

ФИЗМИНУТКА

- Нужно посмотреть в учебнике.

-Учащиеся читают вывод Ивана Ивановича стр. 93.

- Мы все открыли правильно.

-Да

- Читают вслух правило

5.Этап первичного закрепления во внешней речи

5.1. Выполнение задания, вызвавшего затруднение.


-Какой следующий шаг на уроке?

- Вернёмся к нашему «лишнему» слову ст[и]на

- Каким правилом воспользовались?

- Научиться применять новое правило.

.- Один ученик у доски с комментированием. Ударение падает на второй слог на гласный звук а, проверочное слово стены, под ударением гласная буква е, значит в слове стена пишем безударную гласную е

//

стена- стены

Говорят вслух:

Если буква гласная

Вызвала сомнение -

Ты её немедленно

Ставь под ударение

РУУД: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс,

анализировать.

ЛУУД:

принимать правила делового сотрудничества.

ПУУД: классифицировать объекты:

объединять в группы по существенному признаку.

Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

КУУД: анализировать и исправлять деформированный текст.

Владение монологической и диалогической формами речи.

5.2.Коллективное выполнение заданий.

Выполняем

Упр. 140 с.92

- Какое задание нам предстоит выполнить?

1-й абзац

- Прочитайте слова, которые записаны.. Это проверяемые лил проверочные слова?

- Почему?

- Как будем выполнять задание?


Далее подбираем проверочные слова устно

- Прочитайте проверяемые слова. Что у них общего? Сколько предметов они обозначают?

- Прочитайте проверочные слова. Что у них общего?

- Назовите способ подбора проверочных слов?

на доске много-один

- Устно фронтально подбираем проверочные слова:

хлеба,сады, стада,, озёра, шаги, тазы.

2-й абзац

- Прочитайте слова, которые записаны.. Это проверяемые лил проверочные слова?

- Почему?

- Как будем выполнять задание?

Далее подбираем проверочные слова устно

Прочитайте проверяемые и проверочные слова.

- Назовите способ подбора проверочных слов

на доске один- много

- Устно подбираем проверочные слова.

страна, вода, доска, нора,

- Каким правилом пользовались при подборе проверочных слов

Читают задание вслух.

- Дописать пары слов. Объяснить правописание безударных гласных

(отвечают по алгоритму)

- Это проверяемые слова, потому что есть опасное место- безударная гласная.

- Воспользуемся алгоритмом

1. Поставим в слове ударение.

2. Найдём безударную гласную.

3. Подберём проверочное слово.

4. Подчеркнём безударную гласную.

шкафы-шкаф- устно

носы-нос - у доски

кроты-крот - комментировано с место

поля - поле

моря-море

дворы-двор

много

- Они обозначают один предмет

- Если проверяемое слово обозначает много предметов, то проверочное слово обозначает один предмет

хлеб, сад, стадо, озеро, шаг, таз

- Это проверяемые слова, потому что есть опасное место- безударная гласная.

- Воспользуемся алгоритмом

коза-козы - устно

овца-овцы - у доски

гроза-грозы -

комментировано. с места

лиса-лисы

гора-горы

перо-перья

. один- много

страны, воды, доски, норы.

Говорят вслух:

Если буква гласная

Вызвала сомнение -

Ты её немедленно

Ставь под ударение

5.2. Выполнение задания в паре.

- Следующее задание выполняем в парах слайд 8

- Как будете выполнять задание?.

- Что поможет правильно вставить букву?

- Проверяем. Проверка

слайд 9

- Оцениваем себя.

Каждая пара получает карточки с заданием.

- Вставим букву и соединим слово с соответствующей буквой.

- Алгоритм проверки безударной гласной в слове

Повторяют шаги алгоритма.

6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону


6.1. Вставляют слово.

Выполним задание по карточке.

- Как будем выполнять работу?

- Проверим слайд 10

Получают карточки и добавляют слова с безударной гласной в предложения.

- Прочитаем, вставим слово, выделим орфограмму.

На голове у коровы ….

Курица снесла ….

Ласточка свила ….

Стаканы делают из …

РУУД: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс,

анализировать.

ЛУУД:

принимать правила делового сотрудничества.

ПУУД: классифицировать объекты:

объединять в группы по существенному признаку.

Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

КУУД: анализировать и исправлять деформированный текст.

Владение монологической и диалогической формами речи.

7 Этап включения в систему знаний и повторения

Исправь текст. слайд 11

_Как будем выполнять работу

Она жывёт в наре.

У неё рыжая шерст,

пушыстый хвост,

рыжая мордочька.

проверка слайд 12,13

Выполняют самостоятельно

взаимопроверка

8.Этап рефлексии деятельности


- Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Сейчас мы вместе с … учились оценивать свою работу. - Что мы сейчас делали? - Какие умения формировали? - Вот и подошёл к концу наш урок. Что нового вы на нём узнали? Достигли ли мы цели нашего урока? - Покажите солнышки, которые у вас получились на конец урока. - Как бы вы себя оценили. Слайд 14 (оранжевый кружок) - Всё понял, могу объяснить товарищу (зелёный кружок) - Многое понял, но мне ещё нужна помощь (синий кружок)- Мне трудно было на уроке

Спасибо за урок!


Показывают раскрашенные солнышки

РУУД: оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии.

ЛУУД: мотивировать свои действия,

выражать положительное отношение к процессу познания.




© 2010-2022