- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обучения грамоте по букварю Н. В. Нечаевой, К. С. Белорусец (УМК «Система Л. В. Занкова») Тема: Звуковой анализ слов. Наблюдение сильной и слабой позиции фонем. Сравнение предложений по содержанию и интонации. (1 класс)
Урок обучения грамоте по букварю Н. В. Нечаевой, К. С. Белорусец (УМК «Система Л. В. Занкова») Тема: Звуковой анализ слов. Наблюдение сильной и слабой позиции фонем. Сравнение предложений по содержанию и интонации. (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Безбородова И.П. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок обучения грамоте по букварю Н.В. Нечаевой, К.С. Белорусец (УМК «Система Л.В. Занкова»)
Тема: Звуковой анализ слов. Наблюдение сильной и слабой позиции фонем. Сравнение предложений по содержанию и интонации.
Цель: формировать умения наблюдать сильную и слабую позицию фонем.
Задачи через планируемые результаты:
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- Анализировать гласные звуки в сильной и слабой позициях;
- выполнять звуковой и звукобуквенный анализ в рамках изученного материала;
- работать над умением читать разные по цели и интонации предложения, используя мелодику, тембр голоса, темп речи и мимику
- дать учащимся возможность оценить свои достижения посредством формирования границ собственного знания и «незнания».
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Регулятивные УУД
- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу;
- учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- искать нужную информацию на странице «Азбуки», «считывать» информацию с рисунка..
Оборудование: Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец «Азбука», мультимедийная презентация, предметные картинки, модели звуков, касса букв и слогов.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока:
I. Мотивация к деятельности. 2 мин
Урок начинается с песенки кота Леопольда .
- Недавно мы посмотрели спектакль "День рождения кота Леопольда", и я знаю, что он вам очень понравился. Сегодня в конце урока и у вас будет возможность стать актёрами. Это очень интересная и творческая работа. Вы старательные ученики? Внимательные? Покажите мне это на уроке и я подарю вам возможность играть на сцене! II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. 8 мин.
1) - Какое задание выполняли дома? (Кроссворд). Понравилось? (Да).
-Мы умеем отгадывать загадки, научились работать с кроссвордом. А кто знает, что такое шарада? (Загадка, построенная на загадывании слова по частям или по буквам и значению). Работа со словарём.
(Шараду читают построчно читающие дети.)
- Какие звуки обозначают выделенные буквы? Докажите. -Попробуем шараду отгадать!
2) Работа в группе по Азбуке стр.37.
- Какие слова спрятались в шараде? Впишите буквы и узнаете. (Чайка, лайка, майка, зайка, гайка)
- Что общего в словах? - Чем различаются?
- Дайте характеристику звуку [й']. 3) Проверочная работа «Буквы гласных и буквы согласных». Азбука стр. 37. Самостоятельная работа детей. Распределение букв на две группы: буквы гласных и буквы согласных. Работу сверяют с эталоном. - Чем отличаются согласные звуки от гласных?
III.Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы. 5 мин.
1). - Посмотрите на доску. Что это? (Предложения). У белки (рисунок дупла). У птицы (рисунок гнезда). А у (рисунок лисы)?
- Чем 3-е предложение отличается от первых двух? (Вопросительное).
- Прочитайте предложение.
- Какой будет ответ? (У лисы нора).
- Начертите схему предложения (Проверка).
- Назовите последнее слово (Нора).
2). - Поработайте в парах.
- Составьте звуковую схему и поставьте ударение (Проверка).
- Сколько звуков? Гласных? Согласных? Что объединяет согласные? (Твердые). Чем отличаются гласные? (Ударный, безударный).
- Как надо писать слово "нора"? Обсудите в парах и напечатайте.
- Откройте азбуку на стр.37 и проверьте, правильно ли вы напечатали.
- Почему расхождение в произношении и написании?
(Выдвижение гипотез и их обоснование). - Сформулируйте тему нашего урока. - Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?
IV. Открытие нового знания. 9 мин. 1) - Прочитайте в Азбуке слова 1 столбика по орфоэпическим правилам. - Чем похожи и чем отличаются эти слова? (Нора - ед. ч., норы - мн.ч. В слове нора ударение падает на а, а в слове норы на о.) - В каких случаях у нас возникает сомнение ? (В безударном положении звука.) - Говорят, что безударный звук стоит в слабой позиции, а ударный звук - в сильной позиции. - В какой позиции гласные звуки меняют своё звучание? (В слабой). - Это опасное место и при чтении, и при письме. Почему? (непонятно, какую букву писать). - Может быть, кто-то из вас догадался, как проверить звук в слабой позиции? - Какое слово будет проверочным?
2). - Подчеркните буквы, не соответствующие звукам во втором столбике учебника.
- В какой позиции они стоят? Назовите буквы, обозначающие звуки в сильной позиции.
- Докажите, что они стоят в сильной позиции.
- Что обозначает слово роман? (Литературное произведение).
-Что ещё может обозначать Роман? ( Имя). О чём мы должны помнить? ( Имена пишутся с большой буквы). Можно ли проверить безударную гласную о? (В слове роман надо запомнить, в слове Роман-Рома). 3). Составление алгоритма. - Если звук гласный вызвал сомнение, то
- Проверить по сильной позиции.
- Проверить по словарю.
- Спросить у взрослых.
V. Физминутка. 2 мин. VI. Первичное закрепление и коррекция после применения знаний. 5мин.
Самостоятельная работа в Азбуке по вариантам.
Игра «Спрятанные буквы». Работу сверяют с эталоном. - Сколько букв? Какая буква пропущена? VII. Закрепление пройденного. 6 мин. - Молодцы! Вы были старательными учениками, а теперь покажите, какие вы актёры!
- Внимание! Внимание! Занавес открывается, спектакль начинается!
-Что общего вы заметили? Одинаково ли надо читать? (Мальчики дают совет девочкам, а девочки мальчикам. Затем девочки читают первый столбик, мальчики - второй. Дети показывают различные интонации: -паническую, взывающую к помощи, плачущую; -радостную, восторженную, романтическую.)
- Ой! Мыло!
- Ура! Мыло!
- Ай! Нырнул!
- О-о! Нырнул!
- Ой! Осы!
- О! Луна! VIII.Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка. 3мин. -Какое открытие сделали на уроке? -Что значит, гласный звук стоит в сильной и слабой позиции? -Оцените свою работу на уроке.
-
Сегодня на уроке я узнал, что...
-
Я задумался над тем, что...
-
Мне понравилось....
- Как бы оценили своё настроение после урока?
- Давайте отметим ваше настроение после сегодняшнего урока в дневник.