• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Технологическая карта урока по русскому языку по теме Знакомство со способом выбора написаний между -тся и -ться в глаголах и -ца в именах существительных

Технологическая карта урока по русскому языку по теме Знакомство со способом выбора написаний между -тся и -ться в глаголах и -ца в именах существительных

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта проектного урока

Школа

МАОУ «Кондратовская средняя общеобразовательная школа»

Предмет

Русский язык

Класс

3а класс

Учитель

Теплых Ольга Викторовна

Тема урока

Знакомство со способом выбора написаний между -тся и -ться в глаголах и -ца в именах существительных.

Тема проекта

Написание вывески для больницы доктора Айболита.

урока по теме

№ 82, 83

Цель урока

Знакомство со способом выбора между -тся в глаголах настоящего, будущего времени, -ться в глаголах неопределенной формы и -ца в именах существительных.

Цель проектной задачи

Используя алгоритм правописаний сочетаний -тся, - ться в глаголах и -ца в именах существительных, помочь написать доктору Айболиту вывеску для больницы.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Обучить способу выбора буквосочетаний -тся, - ться в глаголах и -ца в именах существительных

Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений различать буквосочетания -тся,

-ться в глаголах и -ца в именах существительных.

Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности, создавая памятку здорового образа жизни.

Средства обучения

1. Средства ИКТ: мультимедиа (отрывки из мультфильма «Доктор Айболит»), компьютер, презентация, веб-камера, интерактивная доска.

2. Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений в 2-х Ч./ М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

3. Дидактический материал: карточки для кластера, для составления алгоритма написания -тся и -ться в глаголах и -ца в именах существительных; инструкции, раздаваемые обучающимся для самостоятельной работы в группах; сигнальные карточки красного, зелёного и желтого цвета, активизирующие образовательную деятельность обучающихся; задания-инструкции группам для самостоятельной работы, текст вывески, упражнение 385, листы взаимооценки и самооценки обучающихся.

Литература

Шамова Т.И. «Технологическая карта урока»

Дидактическая структура урока

1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель этапа:

- мотивация обучающихся на учебную деятельность, на получение новых знаний;

-создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Создание условий для осознанного вхождения обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке (создание интриги);

формирование положительной учебной мотивации обучающихся.

Просмотр отрывка мультфильма (Слайд 2: глаза в темноте).

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Формулирование собственных ожиданий.

- Так где же мы? (На уроке русского языка)

- Как называется наш учебник? («К тайнам нашего языка» Слайд 3)

- Так что сегодня произойдёт на уроке? (Мы откроем какую-то новую тайну нашего языка)

Создание собственных высказываний с учётом ситуации общения.

Понимание зависимости характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения;

оценивание мыслей, принятие их во внимание в своей учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Цель этапа:

- актуализация изученных способов действий по определению частей речи;

- актуализация мыслительных операций, необходимых для изучения нового знания;

- фиксация ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний;

- фиксация затруднений в выполнении обучающимися задания или в его обосновании.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Подготовка и мотивация обучающихся к самостоятельному выявлению и фиксации затруднения.

Показ отрывка из мультфильма «Доктор Айболит».

Показ вывески с транскрипцией на экране.

Организация беседы по вопросам.

Просмотр отрывка из мультфильма «Доктор Айболит».

Актуализация знаний, изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и фиксация;

актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

мотивация к пробному учебному действию ("надо" - "могу" - "хочу") и его самостоятельное осуществление;

фиксация затруднений в выполнении пробного учебного действия и его

обоснование.

- Внимание на экран. Слайд 4.

- Чьё произведение экранизировано? (К.И.Чуковского. Приложение 1)

- Как оно называется? («Айболит»)

- Доктор Айболит отправляется к больным зверятам с чемоданчиком с лекарствами, а что мы соберём на урок в нашу школьную аптечку? Слайд 5. (Знания, умения, учебные принадлежности, желание учиться и узнавать новое.) Слайд 6.

- Прочитайте вывеску. На что обратили внимание? Слайд7. (Увидели слова с транскрипцией [ца].)

- Какой частью речи являются эти слова? (Эти слова являются именем существительным и глаголом)

- Как определили часть речи? (По вопросу и значению). Приложение 2.

В ходе беседы с обучающимися на доске появляется кластер

- Что ещё знаете об имени существительном?

- Что можете рассказать о глаголе? (Рассказ о частях речи строится обучающимися в соответствии с планом морфологического разбора данных частей речи.)

- Какие признаки глагола в неопределённой форме вы знаете? (окончания -ть, -ти, корень слова на

-чь)?

- Как называются окончания глаголов в настоящем и в будущем времени? (Личные)

- Назовите личные окончания глаголов в 3-м лице в единственном числе (-ет,

-ит)

- Назовите личные окончания глаголов в 3-м лице во множественном числе

(-ат, -ят, -ут, -ют).

- А в какой части речи встречается часть слова -ся и как она называется? (Это возвратный суффикс -ся, который встречается в глаголах.)

- Где он обычно находится по отношению к окончанию глагола? (После окончания глагола.)

- Итак, подведём итог, что мы сейчас делали? (Определяли части речи слов на -ца и выявляли особенности этих частей речи.)

Проявление знаний частей речи и их морфологических признаков.

Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

Формирование умения извлекать информацию из текстов.

Формирование умения выявлять сущность, особенности объектов.

Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

Формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию обучающихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности

Формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения.

Способность контролировать и организовывать свои действия.

3.Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа:

- выявление места и причины затруднения;

- фиксация причины затруднения у обучающихся.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организация условий для выявления обучающимися места и причины затруднения.

Обучающиеся выполняют операции и фиксируют вербально место- шаг, где возникло затруднение;

соотнося свои действия с используемым способом действий. Дети пытаются объяснить, какие сочетания букв будут писать в этих словах и как надо действовать, чтобы обозначить звуки [ца] буквами.

- Ребята, а пишут ли в вывесках слова таким образом? (Нет, мы обозначаем на письме звуки буквами.)

-Значит, с какой проблемой мы столкнулись в этом письме? (Какими буквами нужно обозначить звуки [ца]?)

-А кто-то может объяснить, какие сочетания букв будем писать в этих словах и как надо действовать при этом? (Сигнальные карточки: зелёные -могу объяснить, жёлтые - есть сомнения, красные - не могу объяснить. (Дети предлагают различные варианты ответов по решению орфографической задачи.)

Определение области незнания; обнаружение отсутствия опыта действия при выборе написаний между -тся и -ться в глаголах и -ца в именах существительных

Способность ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно.

Определение личностной значимости решения проблемы.

4.Формулирование темы, цели проектной задачи обучающимися.

Цель этапа:

- уточнение и согласование темы урока;

- формулирование и согласование цели урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Создание учебной ситуации для выхода на тему и постановки учебных задач совместно с обучающимися.

Обучающиеся принимают участие в целеполагании, предлагают вариант формулировки темы урока, формулируют цель проектной задачи.

Происходит осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению.

-Давайте сформулируем тему и цель нашей проектной задачи.

- Кому и в чём нам нужно помочь? (Помочь Айболиту написать вывеску на больницу)

- Итак, какова тема проекта? ( На доске открывается запись «Написание вывески для больницы доктора Айболита»)

- Какую же проблему нам нужно решить в течение урока? (Запись на доске: Как надо действовать, чтобы грамотно написать буквы на месте звуков [ца] в вывеске?)

- Какие задачи нам необходимо решить для достижения поставленной цели? (Обучающиеся формулируют проектные задачи.)

Осмысление и определение темы нового материала, цели и задач его изучения.

Формирование умения прогнозировать предстоящую работу.

Формирование личной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формирование умения осуществлять сотрудничество - кооперацию с учителем и сверстниками.

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа:

- организация фиксации преодоления затруднения;

- рассмотрение нового способа действия по решению учебной задачи.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организация подводящего диалога с помощью приемов проектных технологий с целью построения плана достижения цели и определения средства - алгоритма её достижения. Организация групповой работы по усвоению детьми способа действия для выбора написаний между -тся в глаголах настоящего, будущего времени, -ться в глаголах неопределенной формы и -ца в именах существительных.

Обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект учебных действий для выбора написаний между -тся в глаголах настоящего, будущего времени, -ться в глаголах неопределенной формы и -ца в именах существительных и фиксируют результат мыслительной деятельности по решению учебной задачи.

- Итак, какие же действия нам необходимо выполнить для обозначения звуков [ца] буквами? Попробуйте их сформулировать сами, работая в группах, используя те знания, которые мы повторили, смотрите на доску и используйте подсказки карточках. (Обучающимся выдается набор карточек с началом предложений, используется приём «неоконченное предложение», дети создают алгоритм действий по написанию буквосочетаний -тся,

-ться и -ца.) Приложение 3. (Предложения разрезаны на части.)

-Сначала разложите карточки, после коллективного обсуждения и проверки работы мы их наклеим. Работа в группах.

Обсуждение результатов.

- Итак, какое первое действие мы должны выполнить для обозначения звуков [ца] буквами? (1.Определить, к какой части речи относится слово.)

- А второе?

(2. Если это имя существительное, то звуки [ца] на письме обозначим буквами -ца.

Если это глагол в неопределённой форме, то перед -ся нужно писать окончание -ть с ь, если глагол в настоящем или в будущем времени, то перед суффиксом -ся не нужно писать ь, значит, напишем -тся в окончаниях 3-го лица -ет, -ит, -ат, -ят, -ут,-ют.) Слайд 8

- Откроем страницу 17, соотнесём наш алгоритм с выводом в учебнике, правильно ли мы спланировали свои действия для решения учебной задачи.

Формирование нового способа действия по решению учебной задачи обозначения звуков [ца] буквами.

Определение последовательности действий по решению учебной задачи обозначения звуков [ца] буквами. Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество-интеракцию.

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

ФИЗМИНУТКА. Динамическая пауза.

- Чтобы герои мультфильма были здоровы, счастливы и успешны, они выполняют зарядку, присоединяйтесь к ним. (Действия повторяются по образцу героев мультфильма.) Слайд 9.

6. Реализация построенного проекта.

Цель этапа:

- тренировка способности к самостоятельной деятельности по алгоритму;

- организация самоконтроля и взаимоконтроля.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Учитель ведет инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией; организует самостоятельную работу обучающихся, осуществляет проверку умения работать по алгоритму, самопроверку и взаимопроверку самостоятельной работы; оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся.

Использование полученного способа действия для решения учебной задачи, вызвавшей затруднение.

Работа в группах, создание вывески, защита работ.

Работа по учебнику стр.17.

- Кто сможет теперь помочь доктору Айболиту написать вывеску на входе в больницу, покажите карточку? (Использование сигнальных карточек)

- Проверим. У каждой группы имеется задание, которое необходимо выполнить и публично представить результаты вашей деятельности. Приложение 4. Приложение 5.

Работа по заданию в группе:

1. Распределите роли в группе.

2. Повторите алгоритм действий по обозначению звуков [ца] буквами.

3. Каждый член группы объясняет:

1-й - написание буквосочетаний -тся,

2-й - написание буквосочетаний -ться

3-й - написание буквосочетаний -ца.

4. Напишите и объясните написание слов в вывеске, где слышится [ца].

5.Подготовьте защиту проекта по плану:

1. Перед нами стояла проблема…

2. Для решения проблемы мы действовали по алгоритму…

3. Пользуясь алгоритмом, вставьте буквосочетание в слова, объясняя графически правописание.

В словах, где слышится [ца], мы выбрали буквы…, так как…

4. Обсудите вклад каждого обучающегося в работу своей группы, результат работы группы.

5. Оцените работу друг друга. Заполните листы взаимооценки.

Умение структурировать знания.

Выбор способов решения поставленных орфографических задач.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений, их обоснование.

Умение осуществлять самоконтроль выполнения задания, взаимоконтроль.

Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество со сверстниками.

Формирование внутреннего плана действий.

Формирование умения полно и точно выражать свои мысли.

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Презентация продукта.

Цель этапа:

- анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;

- вскрытие причин ошибок, допущенных обучающимися; разбор типичных ошибок обучающихся;

- повторное объяснение обучающимися способов выбора написаний между -тся и -ться в глаголах и -ца в именах существительных.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Предлагает представить полученный результат.

По результатам выполнения самостоятельной работы организует выявление и исправление допущенных ошибок, создает ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы.

На данном этапе обучающиеся решают орфографическую задачу, применяя новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Вопросы одноклассников группе.

Выбор самой грамотной и аккуратной работы.

Презентация результатов работы групп (вывесок). (Демонстрация работ учащихся через документ-камеру, объяснение обучающимися способов решения орфографических задач и графического обозначения.)

- Какие возникли вопросы к участникам группы?

Выбор самой грамотной и аккуратной работы.

- Ребята, а что нужно делать, чтобы как можно реже обращаться к врачам? (Ответы обучающихся.)

- Послушайте советы героев мультфильма. Слайды 11,12 (Просмотр отрывка из мультфильма.)

- Надеюсь, что вы соблюдаете эти правила здорового образа жизни.

Применение на практике нового способа действий, первичное закрепление нового материала. Выявление и фиксация во внешней речи конкретных знаний и умений по теме урока.

Построение логической цепи рассуждений, аргументация правильности выдвинутых предположений. Способность адекватно реагировать на трудности и не бояться обнаружения ошибок.

Способность личностного морального выбора каждым обучающимся.

8. Включение нового знания в систему знаний.

Цель этапа:

- включение нового способа действий в систему знаний обучающихся; применение нового алгоритма действий для решения орфографической задачи.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Учитель подбирает задания, в которых тренируется использование нового и изученного ранее материала.

С одной стороны, происходит автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - усвоение новых орфографических норм.

Дифференциация заданий.

Обучающиеся выявляют границы применимости нового знания; выполняют задания, в которых используется новый способ действий; закрепляют способы решения ранее изученных орфограмм.

Приложения 6, 7.

- Следующее задание группе:

1. Откройте учебник на странице 18 и найдите упражнение 385.

2. Прочитайте задание.

3. Назовите произведение и его автора.

4. Распределите работу:

1-й - решение орфографических задач в словах первой строки;

2-й - решение орфографических задач в словах второй строки;

3-й - решение орфографических задач в словах третьей и четвёртой строк.

5. Объедините работы всех участников группы, при этом объясняя решение орфографических задач.

6. Оцените работу друг друга. Заполните листы взаимооценки.

7. Подготовьте защиту результата данной работы в группе.

Воспроизведение правил, понятий, алгоритмов; выполнение действий по алгоритму.

Решение орфографических задач.

Структурирование знаний.

Развитие коммуникации-интериоризации: осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме.

Объективная самооценка и взаимооценка учебной деятельности.

9. Рефлексия

Цель этапа:

- организация фиксации нового знания, изученного на уроке;

- организация фиксации соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока;

- организация проведения самооценки обучающимися работы на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Заполнение листов самооценки. Высказывание своего мнения, анализ результатов индивидуальной работы на уроке.

Приложение 8.

- Оцените свою деятельность на уроке, заполнив листы самооценки:

1.Я понял (а), как надо действовать при написании буквосочетаний -тся, -ться,

-ца.

2. Я умею применять алгоритм написания буквосочетаний

-тся, -ться, -ца и могу объяснить другим, как надо действовать при написания этих буквосочетаний.

3. Я активно работал (а) в группе и помогал (а) другим участникам группы.

4. Мне понравилось работать на уроке.

5. У меня хорошее настроение.

Оценка и самооценка учебной деятельности; обобщение и систематизация знаний по теме урока.

Рефлексия способов и условий действия, контроль, объективная оценка результатов индивидуального труда обучающихся на уроке,

формирование умений выражать свои мысли, эмоции по поводу урока.

10. Домашнее задание.

Цель этапа:

- включение нового способа действий в систему знаний обучающихся;

- тренировка способности применять новый алгоритм действий в стандартной и нестандартной ситуации.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Подготовка дифференцирован-

ного домашнего задания на выбор.

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

Дети либо пишут рекомендации по здоровому образу жизни и затем вывешивают в классный уголок, либо выполняют упражнение из учебника.

Слайд 13. Д/з на выбор:

- Стр. 17 (правило), стр.20-21, упр.391

о правилах здорового образа жизни. (К.И. Чуковский «Мойдодыр»).

- Стр. 17 (правило), составить для одноклассников правила здорового образа жизни (на альбомном листе), графически обозначить правописание изученных орфограмм.

Самостоятельная отработка алгоритма действий по изученной теме.

Творческое использование изученной информации.

Поиск информации в Интернете,

в социуме, в теле-, аудио-, видеоисточниках, печатных изданиях и использование её для решения практических задач.

11. Итог урока.

Цель этапа:

- соотнесение цели и результата урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Соотнесение цели

и результата урока, фиксирование степени их соответствия.

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её результатом.

- Чему учились на уроке?

- Достигли ли поставленную цель?

- Какую проектную задачу решали?

- Где в жизни это может пригодиться?

Слайд 14.

Применение ЗУН при выполнении учебных заданий, в реальных жизненных ситуациях.

Адекватная оценка своих действий и полученного результата.

19



© 2010-2022