Внеклассное мероприятие Сказка солнца

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Сказка Солнца»


Цели:

  1. Познакомить с произведениями великого поэта К.Ш.Кулиева;
  2. Провести инсценировку сказок К.Кулиева, позволяющую ребенку «примерить» образ сказочного персонажа, испытать чувство радости, упражнять в проявлении чувств, учить добру и справедливости;
  3. Доказать, что домашнее чтение - одно из средств духовно-нравственного воспитания, становления личности;
  4. Приобщить детей и родителей к семейному чтению, как к фактору: формирования морально-нравственных качеств; привития понятий о чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле; сближения всех членов семьи.

Оборудование: рисунки детей, компьютер, интерактивная доска, костюмы, книги.
Участники: учащиеся 2 «Б» класса МКОУ «Лицей №2» г.Нальчика, учителя начальных классов , родители, сотрудники Дома -музея и фонда К.Ш.Кулиева.

Личностные УУД

У обучающихся будут сформированы: способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка,понимание,взимопомощь,милосердие,честность,трудолюбие,дружба,со-весть; способность осознавать свою этническую идентичность; умение выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного. Познавательные УУД

Обучающиеся научатся: читать тексты, понимать фактическое содержание текста; пользоваться материалами книг; обобщать и классифицировать материал. Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся: реализовывать потребность в общении со сверстниками; проявлять интерес к общению и групповой работе; участвовать в выразительном чтении, в инсценировках.

РегулятивныеУУД Обучающиеся научатся: менять позиции слушателя, читателя, зрителя; применять алгоритм выполнения поставленной задачи.

I.Знакомство с выставкой детских рисунков к сказкам К.Кулиева. II. Вступление. Выступление учителя Федотовой Н.К. -Дорогие друзья! Представляем Вашему вниманию семинар «Сказка солнца» по детским произведениям Кайсына Кулиева и презентацию одноименного проекта, подготовленную Домом - музеем и БФ К.Кулиева. Чем продиктована необходимость осуществления данного проекта? В наше время- дефицита духовного начала ,люди испытывают потребность в приобщении к чему-то возвышенному, чистому, доброму. Именно это всё и воплощено в поэзии Кайсына Кулиева, особенно в произведениях для детей. Мы думаем, все кто знаком с детскими произведениями Кайсына Кулиева разделяют это мнение и необходимость реализации проекта несомненна. Я с удовольствием передаю слово учащимся 2«Б» класса, которые представят Вам более подробно, о чём идет речь.
III. Проведение мероприятия. 1.Ведущий. - Дорогие ребята и гости нашего праздника! Поэзия - самая прекрасная часть культуры человечества и подобно музыке, она одно из его высших достижений и бесценных сокровищ. Поэты на всех языках мира поют гимн жизни, земле, материнской любви, человеческой доброте, колосьям пшеницы на земле и звездам высоко в небе. «Я безмерно счастлив своей причастностью к поэзии, как бы мал ни был мой вклад». Эти слова принадлежат великому и прекрасному человеку и поэту Кайсыну Кулиеву, в гостях у которого мы сегодня находимся. Его творчество переведено более, чем 100 на языков народов мира и занимает достойное место в классике мировой литературы. Оно не имеет ни временных, ни пространственных границ.
Все дороги, все тропы земли, Что протоптаны кем-то и где-то, Где б не начались, где б не легли, Все прошли через сердце поэта.


2.Ведущий. - Жизнь К.Кулиева - пример служения литературе и людям. Больших поэтов неизменно отличает мудрость, прозорливость и знание жизни. Поэтому произведения К.Кулиева исполнены таким светом доброты! Они несут в наш мир гармонию, благотворно воздействуют на воспитание и развитие подрастающего поколения и оказывают огромное влияние на взаимоотношения поколений. - Но как они создавались? Где их истоки? Давайте послушаем, что говорил об этом Кайсын Кулиев. 3. Выступление К.Ш.Кулиева в записи. Поэт рассказывает о том, как пошёл в школу и впервые получил «Букварь», который открыл для него мир литературы, о своей школе, об истоках жизни каждого человека…

- Послушайте стихотворение К.Кулиева «Речки детства»!

У всех у нас вначале были речки,

С их берегов мы начинаем путь,

В их водах, маленькие человечки,

Учились мы нырять и не тонуть.

Пусть эта речка - мелкий ручеек,

Ее теченье - это твой исток.

Закрой глаза на миг И ты воочию

Увидишь речку детства своего.

Ты плеск ее услышишь темной ночью.

Когда не слышно в мире ничего.

Она течет, хоть ей и невдомек

Ее теченье - это твой исток. В чужом краю, в изгнанье, перед боем, Пусть далеко твоя река, но все же Ты плеск ее услышишь пред собою, Уснешь на миг - губами к ней прильнешь. Прильнешь, и ты уже не одинок, Ее теченье - это твой исток.
4.Ведущий. - В жизни каждого человека мать играет очень важную роль. Кайсын Шуваевич остался без отца в возрасте двух лет и обязан своей матери очень многим. Она не только вырастила его, но и дала ему образование. Из воспоминаний поэта её забота и любовь были безграничны. Очень много стихотворений им посвящено маме. Послушайте одно из них «Я вижу, мама, день весенний»!



Я вижу, мама, день весенний,

Ты молода еще, я мал.

Уткнув лицо в твои колени,

Я слушал песню и дремал.


Ты, не откладывая дела,

Под мирный гул веретена.

Про медвежат мне песню пела,

И уносила их волна.



Как искры на спине форели

В прозрачном озере весной,

Слова искрились. И горели.

И пахли ягодой лесной.


Ты пела звонко, пела тонко,

Тебя чужая жгла беда.

Так, словно твоего ребенка,

Как маленького медвежонка,

Уносит полая вода.


И нынче, как тогда, в то утро,

Спой песенку про медвежат, -

Пусть нам покажется, как будто Сидим мы тридцать лет назад5.Ведущий. - Мама Кайсына Кулиева Узеирхан была знатной гармонисткой. Она знала много народных сказок, песен и мелодий, которые оказали большое влияние на формирование маленького Кайсына. Страницы его книг освещены светом ее пристального взгляда и добротой сердца. Для К.Кулиева и, наверное, для всех нас, поэзия начинается с колыбельных, которые поют нам мамы и сказок, которые они рассказывают. (Звучит тихая мелодия ) - Послушайте «Колыбельную Лейле» !
Спит гора. Снега уснули На горе. Спит зелёная чинара Во дворе.


Спят, как белые подушки, Облака. Спит недопитая кружка Молока.


Солнце спит. В траве уснули Муравьи. Камни спят. И даже куклы Спят твои.
Завтра утром всё проснётся, Оживёт, Мама дочке платье новое Сошьёт.


Солнце высветит Все тёмные углы, Сказку дедушка расскажет Для Лейлы.


Спи. В раскрытое окошко Входит сон. Тихо, будто наша кошка, Входит он.




6.Ведущий. - Фонд К.Кулиева подготовил проект серии книг «Сказка Солнца» первая книга в этой серии «Колыбельная Лейле», которую вы сейчас услышали в исполнении правнучки Кайсына Шуваевича, Лауры. А рассказала она её своей маме Лейле. Именно ей, своей внучке, поэт посвятил эту колыбельную.

IV. Презентация проекта серии книг «Сказка Солнца».

1.Ведущий.

- Кайсын Кулиев начал писать в 10 лет. Он был чуть-чуть постарше вас, ребята. Наверное его детские воспоминания, любовь к детям, подвигли его на написание серии прекраснейших сказок. Они рождены из света и добра. В них поэт заводит разговор с детьми о мужестве, чести и достоинстве, о торжестве добра над злом, о любви к родной земле и ко всем на ней живущим.

СКАЗКА СОЛНЦА.

Над аулом горы большие,

Белый снег лежит на вершине.

Солнце к вечеру красным стало,

Точно спелый арбуз раскололся.

С высоты опустилось устало,

И за горы уходит солнце -

Дворик, бабушку с Азаматом

Освещает багровым закатом.

- Бабушка, Солнце уходит,

Куда же оно уходит?

Домой возвращается, к маме.

- А где его дом?

- За горами.

Вот Солнце домой вернётся,

Мама ему улыбнётся,

Спросит:

«Солнце, ты где побывало?»

А Солнце весь мир повидало,

Тепло раздавало всем детям,

Всем цветам, всем птицам на свете.

В лучах его птицы пели,

Подсолнухи наливались,

Арбузы тяжёлые спели,

Маки в степях распускались.

Солнце льды на горах растопило

И долины водой напоило.

Да, всю Землю оно облетело

И тебя шалуна разглядело,

Как во двор ты с бабушкой вышел,

Ослика увидало с поклажей.

Наш арык, петуха под крышей…

Обо всех своей маме расскажет

Все хорошее видит солнце,

Все дурное оно приметит:

То рассердится тучей черной,

То весь день улыбаясь, светит.

Ты об этом помни мой внучек,

Делай так, Азамат, как лучше,

Что бы Солнышко за горами

Похвалило тебя своей маме.

Целый день работало Солнце,

Целый мир согревало Солнце.

Пусть у мамы поспит, за горою,

Темнотой его ночь укроет.

Мир зелёный Солнцу приснится,

Горы белые, жёлтые дыни,

Налитые колосья пшеницы,

Море синее в солнечном дыме...

Рано утром проснётся Солнце,

Снова будет работать Солнце,

Города и аулы согреет,

И людей и зверей согреет,

Даже камни согреет Солнце,

Чтобы стали они добрее.

И тебя, шалуна, не обидит,

Бабушку, петуха под крышей,

Наш арык, огород поникший,

Ослика на тропе увидит.

Вот какое щедрое Солнце!

Вот какое могучее Солнце!

Ты учись у него работать,

Добрым быть научись у Солнца!

2. Ведущий.

- Поэт Кайсын Кулиев был бесконечно предан красоте родной приро-ды. Только в ней он находил мудрость и вдохновение. Вот что он гово-рит устами сказочника Горда в своей автобиографической повести «Скачи мой ослик!»: « - Здесь вся земля-сказка: снежные вершины, леса, небо, скалы, река…».

- Природа, камень, дождь, птицы, насекомые - все в его стихах и сказках становится гимном справедливости и разумности жизни.

- Послушайте и посмотрите сказку о добром муравье.

VI. Заключение.

1.Ведущий. - Дорогие друзья! Сегодня мы приобщились к творчеству Кайсына Кулиева, которое произвело на нас неизгладимое впечатление. Мы должны гордиться тем, что живем на той земле, где жил и творил великий поэт. Он творил для вас, мои маленькие друзья. Самая прекрасная часть его поэзии - это сказки для детей. Они - бесценный дар, оставленный нам поэтом в наследство.


© 2010-2022