Урок по математике для 1 класса «Числа от 11 до 20»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по математике для 1 класса «Числа от11 до 20»
Описание На данном уроке преследуется цель закрепления знаний учащихся о числах второго десятка: отработка умения читать и записывать их, раскладывать на разрядные слагаемые, закрепления вычислительных навыков в пределах первого десятка. Для достижения этих целей используется метод игры- путешествия по сказке В. Сутеева «Под грибом». В ходе путешествия по сказке отрабатываются учебные задачи: уточнить, систематизировать, углубить знания и практические умения, формировать простейшие умственные действия, основанные на умении наблюдать, сравнивать, обобщать и классифицировать. Отобранный учебный материал является адекватным требованиям образовательной программы, целям, задачам и ведущим идеям урока. Учебное взаимодействие строится на основе диалога и полилога. Приемы и способы организации учебного взаимодействия соответствуют принципам личностно - ориентированного похода. Сказка В. Сутеева «Под грибом» рекомендована для чтения в первом классе. Хорошо читающие дети знакомы с ее содержанием, поэтому на этапе актуализации знаний опора делается на них. Материал для актуализации знаний и устного счета подобран с учетом познавательных возможностей учащихся и субъективным опытом ребенка. На данном этапе проводится повторение сложения и вычитания в пределах десяти способом прибавления и вычитания чисел по частям, представляя его в виде суммы двух чисел разными способами. Для этого требуется знание состава чисел от 1-го до 5, при затруднениях учащиеся выполняют движения по шкале линейки влево или вправо от данного числа на 1, 2, 3, 4, 5 единиц. Использование этих приемов создают для учащихся ситуацию выбора форм выполнения учебных заданий, при этом учитывается темп учебной деятельности учащихся. Выполнение заданий 2(б, в) и 3(а, б) требуют от ребенка самостоятельности мышления, смекалки, умения рассуждать, моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Дети должны уметь использовать математическую терминологию при выполнении арифметических действий (сложения, вычитания), наблюдать закономерность числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному правилу, оценивать правильность составления числовой последовательности, исследовать ситуации, требующие упорядочения их, воспитывают внимательность, умения показывать свои знания на практике. При выполнении заданий 4(а, б) учащиеся упражняются в представлении чисел от 11 до 19 в виде суммы разрядных слагаемых. На каждом этапе урока используется наглядный материал. Этот урок математики интегрирован с уроком чтения. В результате путешествия по сказке учащиеся не только прослеживают изменения в сюжетной линии, но и имеют возможность увидеть и понять подтекст, взаимоотношения действующих лиц, отношение к ним автора, возможность высказывать свое мнение в отношении героев сказки.



МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа № 1»

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

Учитель начальных классов высшей категории

Габдеракипова Рауза Абелькасимовна

1класс. Математика. (Начальная школа 21-го века).


Тема раздела: Нумерация чисел второго десятка. Тема урока. Числа от 11 до 20. ( Урок - путешествие по сказке В. Сутеева «Под грибом»).
Цели урока: закрепление знаний о числах второго десятка: умение их читать, записывать, раскладывать на разрядные слагаемые; закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка; воспитывать интерес к математике; воспитывать чувство дружбы и взаимовыручки.
Задачи урока: в ходе игры - путешествия познакомить со сказкой В. Сутеева «Под грибом», при этом отрабатывать учебные задачи: уточнить, систематизировать и углубить знания и практические умения; формировать простейшие умственные действия, основанные на умениях наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Формировать желание и умение учиться.
Оборудование: учебник математики для 1-го класса, часть 1-ая (Е.А, Кочурова, В. Н. Рудницкая), сказка В. Сутеева «Под грибом». Многоугольники, кружки, фишки (кружки красные и желтые) для индивидуальной работы, картинка гриба, картинки героев сказки (Муравей, Бабочка, Мышка, Заяц, Воробей, Лиса, Лягушка), которых по мере выполнения заданий, дети «прячут» под грибом). Магнитные цифры демонстрационные и цифры для индивидуальной работы, «двери квартир» и номера к ним, картинки Миши и Коли с цифрами в руках, пословицы. (Доска к уроку заранее оформлена: облака, из них идет дождь; гриб, около гриба - герои сказки). Тип урока: игра - путешествие.
Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний и устный счет. - Герои какой сказки пришли сегодня к нам на урок математики? - Кто написал эту сказку? (ответы детей) - Да, сегодняшний урок математики мы проведем вместе с героями сказки Сутеева «Под грибом». - Наше путешествие начинается. а) Как- то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок… - Поможем Муравью спрятаться от дождя? Для этого надо решить примеры: 4+1 4+5 4+2 4+3 9 - 4 9 - 3 9 - 2 9 - 1 9 - 5 (Примеры записаны на доске, дети решают их и записывают ответы при помощи магнитных цифр) Спрятался Муравей под шляпкой гриба. Сидит под ним, дождь пережидает. б) А дождь все сильнее и сильнее… Ползет к грибу мокрая Бабочка: - Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу! - Куда же я пущу тебя? - говорит Муравей. Я один кое-как уместился. - Ничего! В тесноте, да не в обиде. - Чтобы Муравей пустил Бабочку под грибок, опираясь на геометрический материал, надо догадаться, что показывает каждая запись: (учебник, с. 61, № 7) 3 + 1 4 + 2 4 - 2 3 - 2 2 - 1


(Урок по математике для 1 класса «Числа от 11 до 20»Урок по математике для 1 класса «Числа от 11 до 20»Урок по математике для 1 класса «Числа от 11 до 20»Урок по математике для 1 класса «Числа от 11 до 20»Урок по математике для 1 класса «Числа от 11 до 20»Урок по математике для 1 класса «Числа от 11 до 20»Урок по математике для 1 класса «Числа от 11 до 20»Урок по математике для 1 класса «Числа от 11 до 20»Примеры записаны на доске, геометрический материал тоже прикреплен к доске, учащиеся выходят по одному и объясняют, что показывает каждая запись, например: запись 3 + 1 показывает количество трех маленьких треугольников и одного большого и т. д.) Пустил Муравей Бабочку под грибок. в ) А дождь еще сильнее идет… . Бежит мимо Мышка. - Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьем течет. - Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет. - Потеснитесь немножко! - Чтобы помочь Мышке слушайте и выкладывайте фишки (учитель читает стихи, один ученик выполняет на доске, остальные учащиеся выкладывают фишки (кружки) из индивидуальных наборов на наборное полотно, затем проверяется правильность выполнения): У медведя - у врача Лечат зубы детвора: Два зубренка, два бобренка, Два щенка и три котенка. Сколько было бы зверят, Если бы не было котят? Потеснились - пустили Мышку под грибок. 3. Работа над числами от 11 до 20. а ) А дождь все льет, не перестает…. Мимо гриба Воробей скачет и плачет: - Намокли перышки, устали крылышки! - Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать! - Тут места нет. - Подвиньтесь, пожалуйста! - Если прочитаете данные числа и назовете следующее число, то вы поможете Воробью спрятаться от дождя: 11,12, 13, 14, 15,16, …(Учащиеся один за другим читают числа, последний называет какое следующее число). - Что можно сказать об этих числах? (Они - двузначные, для их образования нужны слова «на» и «дцать»). - Над чем будем работать дальше на уроке? (над числами от 11 до 20) б ) Надо установить № № квартир на двери по порядку (учебник, с. 79, № 4): 14, 16, 13, 17, 19, 15, 20, 18. На доске заранее прикреплены магнитные «двери квартир» и их номера. Дети по одному выходят к доске и устанавливают номера квартир на «двери». Остальные ученики в это время записывают числа в тетрадях.
Почтальон принес письма в квартиры № 15, 17, 19, 20 (один ученик записывает числа с помощью магнитных цифр на доске, а остальные в тетрадях) - В какие квартиры почтальон не принес письма? (Учащиеся называют номера квартир, в которые не принесли письма) Подвинулись - нашлось Воробью место. в ) А тут Заяц на полянку выскочил, увидел грибок. - Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится! - Жалко Зайца, говорит Муравей. - Давайте еще потеснимся. - Послушайте текст, ответьте на вопросы (учебник, с. 79, № 3):
- Петя живет с родителями в квартире № 16. - Восемнадцатого декабря Пете исполнится 11 лет.
- На какие вопросы к тексту нельзя ответить? - В каком месяце у Пети день рождения? - Сколько лет исполнится Пете? - Какого числа Пете будет 11 лет? - На каком этаже живет Петя?
- Только спрятали Зайца, Лиса прибежала. - Зайца не видели? - спрашивает. - Не видели. - Подошла Лиса поближе, понюхала: - Не тут ли он спрятался? - Где тут ему спрятаться! - Чтобы Лиса не обнаружила Зайца, давайте поможем ему лучше спрятаться. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы (учебник, с. 77, № 4): - Карточки с какими числами держит Коля в правой руке? - Кто держит карточки с числом 17? - В какой руке? - А с числом 18? - В какой руке? - Назовите числа на карточках по порядку, начиная с наименьшего. - Молодцы, дети! Вы еще раз помогли Зайцу. Махнула Лиса хвостом и убежала. К тому времени дождик прошел - солнышко выглянуло. Вылезли все из- под гриба - радуются. Муравей задумался и говорит: - Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось! - Ква- ха-ха! Ква-ха-ха! Засмеялся кто-то. Все посмотрели: на шляпке гриба сидит лягушка и хохочет: - Эх, вы! Гриб-то… - Не досказала и ускакала. Чего не досказала лягушка? Может быть, мы ответим на этот вопрос, если решим следующее задание. 4. Разложение чисел на разрядные слагаемые а) (учебник, с. 74, № 4): составьте запись числа. Разложите его на разрядные слагаемые (один ученик выполняет задание на доске, остальные на индивидуальных наборных полотнах набирают числа и раскладывают их на разрядные слагаемые, объясняют, как это сделали) В букете 13 ромашек. (13 = 10 и 3 , 14 = 10 и 4 и т. д.) - Моей сестре 14 лет. - В клетке 14 крольчат. - В шахматы играли 16 учеников. - У Димы в альбоме 17 марок. б ) Назови пропущенные числа: 15 = 5 + * 17 = 10 + * 10 + 9 = * 4 + * = 14 16 = 6 + * 13 = 10 + * Хорошо, вы справились с заданием! Посмотрели все на гриб и тут же догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось. А вы догадались? (Учащиеся высказывают свои предположения) - Прочитайте пословицы и скажите, какую из них можно сделать названием этой сказки? Не в свои сани не садись. В тесноте, да не в обиде. 5. Рефлексия. - Понравился ли вам урок? - Чем понравился? - Чему учились вместе со сказочными героями?















© 2010-2022