Рабочая программа внеурочной деятельности Мир здоровья, 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Программа «Мир здоровья» разработана на основе авторской программы Антоненко М. В. таким образом, чтобы она могла дополнять и расширять представления детей об окружающем мире с позиции здоровьесбережения. Программа включает следующие разделы: «Познай самого себя», «Здоровье и движение», «Питание и здоровье», «Здоровье и окружающая среда», «Природа нашего края и здоровье», «Знай и будь осторожным», «Я и моё настроение». В качестве дидактической основы при их разработке выступили целевая направ­ленность (формирование ценностного отно­шения к жизни и здоровью человека), функ­ции в воспитательно-образовательном процессе (мировоззренческая, образовательная, воспитывающая, развивающая), интеграция с физической культурой, «Окружающим миром» и другими предметами (межпредметные связи, синхронизация программ, объединение тем). Актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий, обусловленная запросом общества, нуждающегося в нравственно и физически здоровых гражданах, создала условия для более детального подхода к теме здоровьясбережения. Особая роль в этом принадлежит воспитанию здорового образа жизни в школе и семье. На современном этапе развития человечес­кого общества такие универсальные цен­ности, как жизнь и здоровье человека, при­обретают особое значение. Важнейшей социальной задачей циви­лизованного общества является укрепле­ние здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. В условиях современного общества сложились сис­темные предпосылки для критического ухудшения здоровья школьников. Отмечается снижение ниже нормальных показателей по со­циально-бытовым, духовно-нравственным, экологическим, гигиеническим, психологическим, физиологическим и другим условиям существования де­тей и подростков. По мнению ученых, здоровье школьников не только недостаточно воспроизводится и восстанавливается, но идет рост различного рода заболеваний. Исследования последних лет показывают, что сегодня здоровыми являются около 20% школьников. Около 25-30 % детей, приходящих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых людей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно - психическими расстройствами с 5.6 до 16.4 %, с нарушениями осанки с 1.9 до 16.8%. Отмечена тенденция к росту болезней нервной системы и органов чувств, инфекционных и паразитар­ных заболеваний, травм и отравлений, болезней кожи и подкожной клет­чатки. Дети сегодня становятся менее защищенными от табачной зависимости, наркотиков и ал­коголизма. Цель :обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Особенности программы

Данная программа строится на принципах:

Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Режим проведения занятий:

Рабочая программа рассчитана на 4 года обучения. В учебном плане МОУ Рязановской СОШ на внеурочную деятельность по спортивно-оздоровительному направлению «Мир здоровья» отводится 2 час в неделю, всего-276 часов.

1-й год обучения 2 часа в неделю, всего-66 часов.

2-й год обучения2 часа в неделю, всего- 70 часов.

3-й год обучения 2 часа в неделю, всего- 70 часов.

4-й год обучения 2 часа в неделю, всего - 70 часов.

Предполагаемые результаты реализации программы

приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни:

что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;

правила поведения в природе;

знать части своего тела и их функции;

полезные и вредные для здоровья поступки;

полезные для здоровья занятия;

привычки, укрепляющие здоровье;

свой режим дня;

культуру питания;

правила гигиены полости рта;

гигиенические требования к организации сна;

самого себя и свои возможности;

черты характера людей;

причины неуверенности в себе;

интересные и безопасные способы времяпрепровождения;

качества, достойные уважения;

важные для дружбы качества;

о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и последствия их употребления.

формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:

принимать решения в опасных ситуациях;

избегать неприятных чувств;

выполнять правила поведения за столом во время еды;

обладать навыками самоконтроля;

оценивать себя;

неагрессивно отстаивать свои позиции;

проявлять дружбу;

говорить «нет» в опасных ситуациях;

критически относится к употреблению табака, алкоголя.

личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты учащимися:

нравственность;

достоинство;

моральная устойчивость;

толерантность;

взаимопонимание;

выдержка;

выносливость;

смелость;

сила воли;

позитивное отношение к жизни;

собранность;

Формы и виды контроля (выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др.). Особенности реализации программы

Формы проведения занятий (соответствуют возрастным особенностям младших школьников)

  • беседа;

  • исследование;

  • игра;

  • лекция;

  • соревнование;

  • анкетирование;

  • наблюдение;

  • просмотр DVD;

  • конкурс;

  • экскурсия;

  • КВН;

  • викторина;

  • встречи со специалистами (психологом, педиатром, инспектором ГИБДД);

  • презентация.

Методические рекомендации

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

чтение стихов, сказок, рассказов;

постановка драматических сценок, спектаклей;

прослушивание песен и стихов;

разучивание и исполнение песен;

организация подвижных игр;

проведение опытов;

выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Подобраны такие формы проведения занятий, которые соответствуют возрастным особенностям младших школьников. Тематика уроков здоровьесбережения, простроенная согласно данной программе, тесно связана с повседневной деятельностью детей и построена так, чтобы ребенок без особых усилий, но последовательно и постоянно овладевал необходимыми знаниями и умением их применять в своей жизни и общении с окружающими.

В школе есть все условия и место для проведения кружка «Мир здоровья» лучшего образовательного результата. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Очень важно обеспечить мотивацию

Быть здоровым - значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно-образовательный характер, где основные виды деятельности учащихся: навыки дискуссионного общения; опыты; игра.










ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

2 класс (70 часов, 2 часа в неделю)


Тема раздела


Краткое описание тем программы

Всего часов


Теоретически

Практически

1. Познай самого себя
Причина, признаки болезни. ЗОЖ. Инфекционные заболевания. Прививки. Домашняя аптечка. Различные виды отравлений. Сон.

13

11

2

2. Здоровье и движение
.Осанка. Движение. Техника безопасности во время занятий играми. Русские народные игры. Игры народов мира. Физминутки. «Весёлые старты». Командные игры.

10

4

6

3. Питание и здоровье Питание. Правила питания. Культура приема пищи. Здоровая пища. Витамины. Польза каш. «Вредные» продукты. Здоровье зубов.

9

7

2

4. Здоровье и окружающая среда Мир вокруг нас. Безопасность при любой погоде. Техника безопасности во время экскурсии. Игры на свежем воздухе зимой.

11

3

8

5. Природа нашего края и здоровье
Природа нашего края. Правила безопасности на улице, на воде. Ориентирование в лесу.

8

4

4

6. Знай и будь осторожным
ПДД. Пожарная безопасность. Электрический ток. Как уберечься от ушибов, порезов, переломов. Защита от насекомых. Первая помощь при отравлении различными веществами, при тепловом ударе, при ожогах, при ушибах, порезах.

10

4

6








7. Я и моё настроение Настроение в школе, после школы. Как воспитать уверенность, бесстрашие. Учимся думать. Спешим делать добро. Мой друг. Отдых. Игры по настроению.

9

6

3







УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


2 класс


№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Познай самого себя

13

2

Здоровье и движение

10

3

Питание и здоровье

9

4

Здоровье и окружающая среда

11

5

Природа нашего края и здоровье

8

6

Знай и будь осторожным

10

7

Я и моё настроение

9


ИТОГО

70














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению

кружка «Мир здоровья»

2 класс

2 часа в неделю (всего 70 часов)

Наименование раздела

и темы

Дата проведения

Примечание


ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ (13ч)

1.

Как здоровье.



2.

Почему мы болеем. Причина болезни.



3.

Признаки болезни.


4.

Как организм помогает себе сам.



5.

Здоровый образ жизни.


6.

Кто нас лечит.


7.

Инфекционные заболевания.


8.

Прививки от болезней.


9.

Что нужно знать о лекарствах.



10

Домашняя аптечка.



11.

Отравление лекарствами.



12.

Пищевые отравления



13.

Как сделать сон полезным?


ЗДОРОВЬЕ И ДВИЖЕНИЕ(10ч)

14.

Осанка - стройная спина.



15.

Расти здоровым.



16.

Как сделать сон полезным.



17.

Я выбираю движение.



18.

Техника безопасности во время занятий играми. Игры, в которые я люблю играть.



19.

«Весёлые старты»



20.

Русские народные игры.



21.

Игры народов мира.



22.

Разучиваем физминутки.



23

Командные игры.



ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ(9ч)

24.

Питание - необходимое условие для жизни человека.



25.

Как следует питаться.



26.

Культура приема пищи. Практическое занятие в столовой.



27.

Здоровая пища для всей семьи. Круглый стол.



28.

Витамины и их значение в жизни человека.



29

Я выбираю кашу.



30.

«Вредные» продукты.



31

Круглый стол. Вопросы и ответы о гигиене питания.



32

Здоровье зубов.



ЗДОРОВЬЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА(11ч)

33.

Если на улице холодно



34.

Техника безопасности во время экскурсии. Экскурсия в природу. Игра «Пантомима»



35.

Мир вокруг нас.



36.

Безопасность при любой погоде.



37.

Игры на свежем воздухе.



38.

Подвижные игры на свежем воздухе.



39.

Строительство снежной крепости.



40.

Строительство снежных фигур.



41.

Техника безопасности во время занятий с лыжами, санками. Катание на лыжах, санках.



42.

Катание с горы на санках.



43

Катание на лыжах.



ПРИРОДА НАШЕГО КРАЯ И ЗДОРОВЬЕ(8ч)

44.

Природа нашего края.



45.

Безопасность при любой погоде.



46

Правила безопасного поведения на улице.



47.

Техника безопасности во время экскурсии. Экскурсия по посёлку.



48

Вода - наш друг.



49.

Правила безопасного поведения на воде.



50.

Ориентирование в лесу.



51.

Техника безопасности во время экскурсии. Экскурсия в лес.



ЗНАЙ И БУДЬ ОСТОРОЖНЫМ(10ч)

52.

Правила безопасного поведения. Что это такое?



53.

Правила дорожного движения.



54.

Как вести себя на улице.



55.

Чтобы огонь не причинил вреда.



56.

Чем опасен электрический ток?



57.

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.



58.

Как защититься от насекомых.



59.

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.



60.

Первая помощь при тепловом ударе, при ожогах.



61.

Если ты ушибся или порезался.



Я И МОЁ НАСТРОЕНИЕ(9ч)

62.

Настроение в школе



63.

Как воспитывать уверенность и бесстрашие?



64.

Учимся думать.



65.

Спеши делать добро.



66.

Круглый стол. Мой друг.



67.

Игры по настроению.



68.

Как я отдыхаю.



69.

Обобщающее занятие. Весёлая эстафета.



70.

Резерв.






ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Учебно-методическое пособие «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья:1-4 класс»/Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.-ВАКО,2004г.

  2. «Дорожная азбука»/под ред. нач. Управления ГИБДД по Московской области С.А. Сергеева и др.-Ежедневные новости.Подмосковье,2010.

  3. Учебно-методическое пособие «Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры»/ Е.А. .Воронова. -Ростов н/Д:Феникс,2007.

  4. Учебно-методическое пособие «Внеклассная работа»/сост.Т.Е.Заводова,Ю.А.Лежнева-Мн.:Красико-Принт,2006

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

1. Аудиозаписи.

2. DVD фильм «Королева - зубная щетка».

3. DVD фильм «Первая помощь при травмах и ожогах».

4. DVD фильм «Лесные опасности».

5. DVD фильм «Пищевые отравления и как их избежать»

6. DVD фильм «Ловушки на дорогах»

7. DVD фильм «Враги здоровья - вредные привычки»

8. DVD фильм «Про бегемота, который боялся прививок»

9. DVD фильм «Лунтик»

10. DVD фильм «Фиксики»



© 2010-2022