«Программа исследовательского обучения младших школьников по формированию исследовательских навыков»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















ПРОЕКТ


по теме: «Программа исследовательского обучения младших школьников по формированию исследовательских навыков»






Подготовила:

Актанова А.К.















2014 г

Программа исследовательского обучения младших школьников по формированию исследовательских навыков

«Я - исследователь»

Абстракт Учебный план является нормативным документом, основанным на ГОСО РК. В нём определяется объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Актуальность исследовательской деятельности основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Гипотеза - если создать педагогические условия для учащихся младших школьников в исследовательском обучении, то уровень исследовательских навыков улучшится.

Цель программы: создание педагогических условий для развития исследовательских навыков исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  1. Создать условия для успешного усвоения знаний о структуре исследовательской деятельности, о способах поиска информации, обработке результатов исследования и их презентации.

  2. Формировать исследовательские навыки младших школьников через развитие мышления, расширение кругозора.

  3. Развивать личностную позицию ученика-исследователя.

Новизна программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к учебному исследованию. Практическая значимость - исследовательская работа наиболее значима в осуществлении межпредметных связей, так как это учебно-познавательная, творческая деятельность, решающая сложные проблемы реальной действительности.

В итоге освоения программы обучающиеся 3 класса должны:

- знать структуру исследовательской деятельности;

- уметь видеть проблему, выбирать тему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, собирать и обрабатывать информацию, делать выводы;

- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения.

Пояснительная записка. Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности -от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов Появится возможность сформировать способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций. В школьной программе не запланирован курс обучения научно-исследовательской деятельности. По окончании программы определен определенный продукт-исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление презентация на мини-конференции. Каждый учащийся ведет свою папку исследователя, куда вносит новые слова, с которыми познакомился в ходе выполнения проекта, собранная информация по методам исследования. Итоги участия в деятельности подводятся каждую четверть и в конце года, а также по мере готовности детей. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности. Новизна программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к учебному исследованию. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностные, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Цель программы: создание условий для успешного освоения исследовательских навыков

Задачи программы:

  1. Формировать представление о структуре исследовательской деятельности.

  2. Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, мышления, кругозора;

  3. Прививать навыки исследовательской культуры.

Программа факультативного курса «Я - исследователь» рассчитана на 34 часа, 1 час - в неделю, в 3 классе (8 - 9 лет). Количество учащихся в группе не менее 10 человек.

Формы проведения занятий: Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в кооперативах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеках. Исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации исследований и т.д. Исследовательская деятельность предусматривает поиск информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в интернете, и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Теоретические и практические занятия способствуют развитию коммуникативных способностей и речевых умений учащихся:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.
Формы подведения итогов: доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Практическая значимость - исследовательская работа наиболее значима в осуществлении межпредметных связей, так как это учебно-познавательная, творческая деятельность, решающая сложные проблемы реальной действительности.

Ожидаемый результат:

- знать структуру исследовательской деятельности;

- уметь видеть проблему, выбирать тему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, собирать и обрабатывать информацию, делать выводы;

- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения.


Учебно - тематическое планирование 3 класс (34 часа)

Тема

Кол-во часов

Дата 1

Исследования и наша жизнь

Цель: ознакомление с понятием «исследование», коллективное обсуждение использования человеком своей способности исследовать

Форма: занятие-путешествие

Интеграция: с предметом познания мира

1


2 Какими могут быть исследования Цель: ознакомление с видами исследований: Форма: занятие «Открытые мысли» Интеграция: с предметом математики

1


3 Наблюдение и наблюдательность

Цель: формирование умения наблюдать, фиксировать результаты наблюдений. Форма: занятие-лаборатория Интеграция: с предметом познания мира, литературного чтения, ИЗО, трудового обучения

1


4

Что такое эксперимент. Техника экспериментирования

Цель: ознакомление с методом эксперимента как с главным способом получения научной информации. Форма: занятие «Следствие ведут знатоки»

Интеграция: с предметом познания мира, русского языка

1


5 Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях Цель: формирование представления о видах эксперимента (мысленные и на моделях) Форма: занятие-творчество Интеграция: с предметом литературного чтения, трудового обучения

1


6

Формулирование цели, задач исследования, гипотез Цель: формирование умений формулировать цель, задачи, гипотезу исследования Форма: занятие-практикум

Интеграция: с предметом математики, познания мира, литературного чтения

1


7

Планирование работы Цель: планирование исследовательской деятельности с учетом цели, задач и гипотезы исследования Форма: практическое занятие

Интеграция: с предметом математики, литературного чтения, трудового обучения

1


8

Как задавать вопросы Цель: знакомство с классификацией вопросов, формирование умений задавать вопросы. Форма: занятие-деловая игра

Интеграция: с предметом литературного чтения, самопознания

1


9

Как работать с литературой Цель: формирование умений работать с литературой Форма: занятие-практикум

Интеграция: с предметом литературного чтения, русского языка, познания мира

1


10

Работа в библиотеке Цель: формирование умения отбирать и составлять списки литературы по теме исследования Форма: занятие-экскурсия

Интеграция: с предметом самопознания

1


11

Анализ прочитанной литературы Цель: формирование умения анализировать прочитанный материал Форма: занятие «Аукцион знаний»

Интеграция: с предметом литературного чтения

1


12

Учимся выделять главное и второстепенное

Цель: формирование умения отделять основную информацию от второстепенной

Форма: занятие-диспут

Интеграция: с предметом самопознания, русским языком

1


13

Что такое парадокс Цель: знакомство с понятием «парадокс» Форма: занятие-эврика

Интеграция: с предметом трудового обучения

1


14

Как сделать сообщение о результатах исследования Цель: формирование умения представлять итоги исследования Форма: занятие «Волшебный конверт» Интеграция: с предметом самопознания

1


15 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы Цель: развитие логических операций Форма: занятие-конкурс

Интеграция: с предметом математики

1


16 Тренировочные занятие «Как научиться работать самостоятельно» Цель: организация самостоятельного, тренировочного исследования Форма: занятие-тренинг Интеграция: с предметом ИЗО, трудового обучения

1


17

Как исследовать объект Цель: формирование умения исследовать объект Форма: занятие-исследование

Интеграция: с предметом русского языка

1


18

Экспресс-исследование Цель: совершенствование умения исследовать объект Форма: мини-конференция

Интеграция: с предметом русского языка

1


19

Мини-конференция по итогам собственных исследований Цель: формирование умения презентовать собственное исследование Форма: занятие «Патент на открытие»

Интеграция: с предметом русского языка

1


20

Анализ исследовательской деятельности Цель: развитие аналитических способностей Форма: занятие-творческий отчет

Интеграция: с предметом русского языка

1


21

Коллективная игра-исследование Цель: закрепление структуры исследовательской деятельности Форма: занятие «Деловая игра»

Интеграция: с предметом физкультуры

1


22

Коллекционирование Цель: формирование представления о коллекционировании, об алгоритме коллекционирования Форма: занятие-фантазия

Интеграция: с предметом самопознания, математики

1


23

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» Цель: расширение кругозора о коллекциях, какие коллекции собирают люди Форма: занятие-выставка

Интеграция: с предметом ИЗО

1


24

Искусство делать сообщения

Цель: знакомство с алгоритмом сообщения, формирование умения строить сообщение по алгоритму Форма: занятие-аукцион

Интеграция: с предметом литературного чтения

1


25

Сообщение: «Мое увлечение» Цель: совершенствование умения строить сообщения по алгоритму Форма: занятие-презентация

Интеграция: с предметом самопознания

1


26

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования Цель: создание условий для определения проблемы и выбора темы собственного исследования Форма: занятие «Следствие ведут знатоки»

1


27

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований Цель: оказание индивидуальной помощи по планированию и проведению самостоятельных исследований Форма: занятие-консультация

1


28

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Цель: формирование умения самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Форма: занятие-практикум

1


29

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований Цель: создание условий для самостоятельного планирования и поиска информации. Форма: занятие-лаборатория

1


30

Подготовка собственных работ к защите

Цель: оказание помощи в подготовке собственных работ к защите и формирование умения строить защиту собственной работы. Форма: занятие-круглый стол

1


31

Мини-конференция по итогам экспресс-исследований, демонстрация результатов исследования Цель: оценка умений демонстрировать результаты собственного исследования Форма: занятие-конференция

1


32

Подготовка собственных работ к защите Цель: оценка умений демонстрировать результаты собственного исследования Форма: занятие «Патент на участие»

1


33

Участие в защите исследовательских работ учащихся Цель: организация демонстрации результатов исследования Форма: занятие-защита исследовательских работ

1


34

Анализ исследовательской деятельности Цель: подведение итогов исследовательской деятельности Форма: занятие «Экспертиза»

1


Итого 34 часа


Литература

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

  2. Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

  3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

  4. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

  5. Интернет - ресурсы
  6. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008


© 2010-2022