Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Медногорска»



Исследовательский проект

Тема: «От заводского пропуска - к истории завода».

Секция: историко-краеведческая.

Автор: Фаттаев Ильхам, ученик 3-в класса.

Руководитель проекта: Мефед Ольга Музафаровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 2 г. Медногорска» Оренбургской области.



Оглавление I. Введение……………………………………………………………… 3 II. Основная часть. От заводского пропуска - к истории завода. 1. Пропуск моей бабушки…………………………………………. 4 2. Страницы истории завода……………………………………….. 5 3. Уралэлектро - сегодня………………………………………….... 8 III. Заключение………………………………………………………… 10 IV. Список литературы……………………………………………….. 11 V. Приложение……………………………………………………….... 12




Введение.

В музейной комнате нашей школы №2 оформлен уголок, где рассказывается о заводе «Уралэлектро». На экскурсии мы узнали, что следующий, 2016 год является юбилейным для медногорского электротехнического предприятия. Также узнали, что в нашей школе основная часть учащихся была из семей работников завода. Проживали большей частью эти семьи на улице Комсомольской. Нас заинтересовала история завода. Мы решили расспросить в семьях, что знают родители о заводе, начать собирать поисковый материал об этом предприятии.

В каждом номере газеты «Медногорская неделя», в газете «Медногорский рабочий» мы находили статьи, заметки, фотографии о работниках завода, выпускаемой продукции. Помещалась рубрика «К 75-летию завода». На это нельзя было не обратить внимание. Дата о 75-летии предприятия подсказала тему моего исследования по истории завода «Уралэлектро» - «От заводского пропуска - к истории завода». Это исследование я считаю важным, потому что, изучая историю завода, мы узнаем и его роль в истории страны, его непростое рождение и развитие.

Таким образом, предметом исследования стал собранный поисковый материал, а объектом - этапы развития завода.

Цель исследования: проследить историю рождения и названия завода «Уралэлектро», его развитие.

Для достижения цели определены задачи исследования:

  • Собрать и изучить литературу на выбранную тему

  • Сделать подборку СМИ к юбилею завода

  • Провести и оформить интервью о заводе «Уралэлектро», о людях труда

  • Совершить экскурсию в заводской музей и поселок Никитино

  • Сравнить развитие завода с историей страны

  • Составить историческую справку о важнейших этапах в истории завода

  • Установить, как история завода отражена в памятных местах города

Предполагаемый результат исследования - создание исследовательской работы об истории завода.

Основная часть. От заводского пропуска - к истории завода.

Глава 1. Пропуск моей бабушки.

В семейном архиве у нас хранятся фотографии и документы. Среди них меня заинтересовал документ с бабушкиной фотографией. С него все и началось.

Когда нам сообщили о предстоящей конференции, я выбрал историко-краеведческую номинацию.

Во-первых, 2016 год для нашего города станет особенным в связи с юбилеем завода «Уралэлектро».

Во-вторых, моя бабушка 32 года проработала на этом предприятии.

Вот как выглядит заводской документ, который довелось мне впервые держать в руках (Приложение 1).

Красная рамочка обрамляет содержание пропуска. На лицевой стороне фотография, заверенная печатью бюро пропусков и подписью. Здесь же указан № 1316 и дата выдачи 22.02.95г. на обратной стороне фамилия, имя владельца пропуска, название предприятия, номер цеха. Это пропуск моей бабушки Хакимовой Сажиды. Я попросил бабушку рассказать, что в её жизни связано с этим пропуском.

Второй документ - трудовая книжка бабушки (Приложение 2). В ней указано, что Бикмухаметова (Хакимова) Сажида Гайсевна принята на Медногорский завод «Уралэлектромотор» штамповщицей 1 разряда в штамповочно-аппаратный цех. По трудовой книжке и рассказу бабушки я совершил интересное путешествие по заводу. А на странице десятой «Сведения о поощрениях и награждениях» узнал, что моей бабушке неоднократно присваивалось звание «Лучший по профессии».

Её воспоминания дополнили мою работу рассказом о людях, с которыми ей довелось работать много лет, о замечательном начальнике Кутуманове Викторе Николаевиче, мастере участка Кульбаеве Рафиле. На этой фотографии коллеги по работе поздравляют мою бабушку с юбилеем (Приложение 3).

О своем начальнике Викторе Николаевиче Кутуманове бабушка сказала так: «Был строгим, но хорошим человеком».

Виктор Николаевич Кутуманов - выходец из первых украинских переселенцев, которые перебрались в конце девятнадцатого века на Урал, где было много свободных плодородных земель. Трудовую жизнь начал на заводе «Уралэлектромотор» в штамповочном цехе. При нём в цехе возросла дисциплина, для него было важно крепить марку завода.

Глава 2. Страницы истории завода.

Там, где сейчас расположен завод Уралэлектро, в 30-е годы в семи километрах от рудных разработок возводились корпуса опытного медно-серного завода (Приложение 4).

Но медно-серному комбинату не суждено было здесь основаться. На его месте через два года появилось другое предприятие. Это связано с Великой Отечественной войной. Фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз 22 июня 1941 года.
Строящемуся заводу и городу всего два года. А враг неистово рвался к Москве - столице нашей Родины. Это означало, что Тульский оружейный завод мог оказаться в руках фашистов.

В августе 1941 года Государственным Комитетом обороны было принято историческое решение о подготовке эвакуации Тульского оружейного завода на Южный Урал. Первый эшелон оружейного завода №314 прибыл в Медногорск 10 октября 1941 года. В нем было 546 человек. Вот как выглядела проходная завода в то время (Приложение 5).

25 ноября 1941 года в Медногорск прибыло руководство Тульского оружейного завода №314: директор завода А.А.Томилин, парторг А.С. Кузьмичев, председатель завкома В.В.Лгунов.

26 ноября 1941 года в Медногорске был издан первый приказ директора завода №314 Алексея Алексеевича Томилина о начале деятельности завода (Приложение 6).

Основатели завода - тульские оружейники.

В суровое военное время они получили медногорскую прописку. Одним из первых прибыл с семьей Петр Прохорович Тарасов. Перед нами пропуск, привезенный Тарасовым из Тулы (Приложение 7).

Вместе с тысячами тульских оружейников медногорские труженики тыла изготавливали в корпусах эвакуированного завода №314 боевое оружие (Приложение 8).

Двенадцатитысячный коллектив завода в годы Великой Отечественой войны выпустил:
- Авиационных пушек «Швак» - 16739 шт.
- Винтовок СВТ - 626687 шт.

С зимы 1943 года руководство заводом принял Константин Николаевич Руднев, которого до сих пор помнят в Медногорске. Он родился в 1911 году в городе Туле в семье рабочего оружейника. Работать начал с пятнадцати лет. Окончил Тульский механический институт. В 1941 году в должности главного инженера эвакуирован из Тулы в Медногорск, где проработал до декабря 1946 года (Приложение 9).

Память о тульских оружейниках навсегда сохранилась в названиях поселка (Приложение 10).

Улица Тульская, переулок Тульский названы так потому, что здесь первыми поселились эвакуированные вместе с заводом №314 из города Тулы рабочие этого завода (Приложение 10).

После войны Тульский оружейный завод возвратился на родину. На его месте выросло большое электротехническое предприятие. Таким образом, середина прошлого века ознаменовалась рождением завода «Уралэлектромотор» и освоением выпуска гражданской продукции (Приложение 11).

Среди предприятий электротехнической промышленности медногорский электротехнический завод «Уралэлектромотор» занял одно из ведущих мест. Было основано производство асинхронных двигателей и электротехнической пускозащитной аппаратуры (Приложение 12).

Продукция с товарным знаком завода поставляется более чем в сорок стран Европы, Америки, Азии и Африки (Приложение 13).

Электропылесос «Уралец» много лет экспортируется в Болгарию и Монголию. Поставки продукции на экспорт ежегодно увеличиваются. Маркой завода отмечены электродвигатели и магнитные пускатели, многие товары народного потребления: электропылесос «Уралец», электропрялка бытовая БЭП-2, игра «Домино», зажимы для штор, настольные шашки (Приложение 13).

Валентина Петровна Шишкина - инженер-конструктор, мастерица по вязанию, испытывает электропрялку в домашних условиях (Приложение 14). Ребята нашего класса очень удивились, когда после экскурсии мы увидели дежурную на вахте в нашей школе, чья фотография помещена в книге о заводе "Уралэлектро". Встреча с ней прошла интересно. Вот страницы из воспоминаний Валентины Петровны: «Завод - это моя жизнь, моя любовь, моя судьба. Представляю свою жизнь в образе дома. Фундамент заложила моя семья, завод выстроил стены, отделочные работы были на моей совести, крышу покроет людская молва. Я пришла на завод в 1969 году после окончания средней школы. Все 33 года своего стажа на заводе проработала в отделе главного конструктора в качестве копировщицы, чертёжницы, техника-конструктора, инженера-конструктора второй категории. Работа мне очень нравилась своим разнообразием и индивидуальным подходом к решению той или иной задаче. А самое главное - люди, которые меня окружали. Первым моим наставником был Станислав Иванович Петухов - заботливый и умный. Он на протяжении всей жизни интересовался моими успехами и заботами. Знал всё о моей семье. Хочу отметить, что очень добрые отношения были между людьми. Семь тысяч заводчан - и все знали друг друга. Вот было племя в наше время! Чтобы справиться с производственными задачами, надо было постоянно учиться. А учителя были замечательные, талантливые. Это Вениамин Филлипович Кислов, Александр Макарович и Вера Васильевна Челдышевы, Владимир Израйлевич Мудрик и другие ».

Самая протяженная в поселке Никитино улица Моторная (Приложение 15), названа так потому, что на ней стоит завод «Уралэлкетромотор» (позже «Уралэлектро»), бывший завод №314, который после войны стал выпускать электромоторы.

Об электродвигателях с мировой известностью рассказывает Герой Социалистического труда Мария Алексеевна Бокастова школьникам (Приложение 16).

Окончив Медногорское профтехучилище, она в 1947 году пришла на завод УЭМ. За трудовые годы она намотала около 100 тысяч статоров, а статор - это сердце электродвигателя.

К юбилею завода она подарила музею СОШ №7 макет электродвигателя.


Глава 3. «Уралэлектро» - сегодня.

Структурная перестройка экономики России в 90-е годы сказалась и на судьбе завода. Сегодня это ОАО «Уралэлектро». Начало 21-ого века ознаменовалось востребованностью на внешнем и внутреннем рынке заводских электродвигателей и низковольтной аппаратуры.

В 2010 году произведено: электродвигателей 133 874 шт.; низковольтной аппаратуры 23 281 шт. Цифры говорят о росте кадрового, производственного, научного и технического потенциала. Директор отмечает слаженность и сплоченность коллектива, приток молодых специалистов - 280 человек (Приложение 17).

Директор ЗАО «Уралэлектро-К» Попов Вячеслав Игоревич характеризует основную деятельность своего предприятия так: «Уралэлектро-К» - это разработка новых видов изделий электротехники и испытания электротехнической продукции. В 2011 году разработаны: электродвигатели для кораблей ВМФ; электродвигатели для АЭС; модернизированные пускатели для флота (Приложение 18).

29 апреля - День породнённых городов.

В их числе Медногорск и Тула - город, благодаря которому действует нынешний завод "Уралэлектро". Это родство навсегда закреплено в заводском историческом сквере напротив проходной - в памятнике Тульскому оружейному заводу №314 и медногорцам-труженикам трудового фронта (Приложение 19).

К 70-летию завода «Уралэлектро» вышла содержательная юбилейная книга Людмилы Яниной «О том, как ТОЗ в УРАЛЭЛЕКТРО перерос» (Приложение 20).

Историческая справка.

1941 год, декабрь. Медногорский завод №314 передан из Народного комиссариата вооружения в Народный комиссариат электропромышленности. Директором вновь утвержден К.Н.Руднев, специалист оборонного производства.

1946 год, 23 октября. Произведена первая тысяча электродвигателей.

1949 год, 9 марта. Решением исполкома городского Совета упорядочено наименование улиц города. Мастерские РУ-7, дома и бараки по сторонам шоссе, идущего в Ракитянку, именовать улицей Моторной.

1954 год. Министерство электротехнической промышленности СССР присвоило предприятию новое имя - Медногорский электротехнический завод «Уралэлектромотор»

1976 год, сентябрь. Произведён 10-миллионный двигатель с маркой завода «УЭМ».

1986 год, май. Произведен на заводе трехмиллионный пылесос.

2002 год. «Уралэлектро» награжден дипломом «Лучшее предприятие области», стал лауреатом рекламного знака «Оренбуржье».




Заключение.

Совершённые экскурсии и проведённая поисковая работа по истории ОАО «Уралэлектро» подтвердили предположение о связи истории предприятия с историей нашего города, страны. Показали правильность исторической эвакуации Тульского оружейного завода в глубокий тыл - в Медногорск во время Великой Отечественной войны.

Материал о послевоенном периоде и сегодняшнем дне электротехнического предприятия обогатит школьный музей, позволит проводить экскурсии, научит вдумчиво относиться к историческим событиям, давать объективную оценку происходящему.

Результатом своей работы считаю, что моя тема своевременна, важна и интересна.




Список литературы.

1. Газета «Медногорская неделя».

2. Газета «Медногорский рабочий».

3. Людмила Янина «О том, как ТОЗ в Уралэлектро перерос», Кувандык , 2011. - 108 с.

4. Воспоминания работников завода.

5. ru.wikipedia.org/wiki/Уралэлектро

6. uralelectro.ru/events

7. moymednogorsk.ru/blog/

ПРИЛОЖЕНИЕ





Приложение 1

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Приложение 2

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Приложение 3

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Приложение 4


Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Приложение 5

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Приложение 6

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Приложение 7


Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Приложение 8

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Приложение 9

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Руднев Константин Николаевич

Приложение 10

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Улица Тульская Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Приложение 11

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

В одном из цехов завода «Уралэлектромотор»


Приложение 12

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Инженерный корпус завода «Уралэлектромотор»

Приложение 13

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Продукция завода «Уралэлектромотор»

Приложение 14



Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Шишкина Валентина Петровна

Приложение 15

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».Улица Моторная

Приложение 16

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».


Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».


Бокастова Мария Алексеевна




Приложение 17

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Бритвина Нина Евгеньевна

Приложение 18

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Попов Вячеслав Игоревич


Приложение 19

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

Памятник «Тыл - фронту»

Приложение 20

Исследовательский проект «От заводского пропуска - к истории завода».

25



© 2010-2022