- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку 2 класс. Тема Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Урок по русскому языку 2 класс. Тема Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Стаскевич И.В. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Стаскевич Ирина Владимировна
учитель начальных классов
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
II КЛАСС ТЕМА «Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?» ЦЕЛЬ: планируется, что к концу учебного занятия учащиеся будут: знать на какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов; уметь находить данные слова среди групп других слов и в предложениях. ЗАДАЧИ: - создать условия для закрепления и систематизации знаний и умений выделять слова-признаки; - содействовать формированию умения правильно определять признак предмета, навыка правильной постановки вопросов к ним; - способствовать расширению словарного запаса учащихся, развитию навыка связной устной речи, внимания, логического мышления; - содействовать воспитанию уважительного отношения к людям разных профессий, бережного отношения к природе. ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Русский язык» (Антипова М. Б., Верниковская А. В., Грабчикова Е. С, «Национальный институт образования», 2011); карточки с заданиями задания для групповой работы, веера букв; опоры; мультимедийная презентация.
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 1. Организационно-психологический момент - Прозвенел звонок. Начался урок. - И девиз нашего урока: «Внимательно слушай! Запоминай! Активно на уроке отвечай!» - Если вы будете следовать словам девиза, тогда у вас обязательно всё получится. 2. Чистописание - А начнём мы наш урок с минутки чистописания. - Для определения буквы, написание которой мы с вами повторим, назовите одним словом: природное сообщество со множеством деревьев, растущих на большом пространстве. (Лес) - Выделите первый звук данного слова и дайте ему характеристику. (Звук [л'] согласный, мягкий, звонкий.) - Какой буквой на письме обозначается мягкий согласный звук [л']? (Буквой л) л ле ллл лес лесной лесок лесник - Назовите данные слова одним словом. - Выделите общую часть - корень. - Поставьте ударение. - Назовите безударную гласную. - Можем ли проверить безударную гласную е? Каким словом? Почему? 3. Орфографическая разминка с использованием вееров букв л … са в … лчата с … ва зм … я - Прочитайте слова. Определите, какие буквы пропущены в словах. - Назовите их одним словом. (Животные) - Где можно встретить этих животных? (В лесу) 4. Повторение правил поведения в лесу - А знаете ли вы, ребята, какие правила надо соблюдать, находясь в лесу? - А кто следит за тем, чтобы люди соблюдали эти правила? 5. Введение слова «лесничий». Знакомство с профессией - Лесничий - это работник лесного хозяйства (лесной сторож). Он защищает лес и его обитателей от браконьеров, незаконной вырубки, пожаров. За каждым лесничим закреплён участок леса - лесной обход, за который он отвечает. Лесничий не только борется с нарушителями, он занимается посадкой леса, сбором семян и плодов, определяет места в лесу для пастбища и сенокоса. Но лесу вредит не только человек. Когда на своём участке лесничий замечает насекомых - вредителей или поражающие деревья болезни, он участвует в лечении деревьев или санитарной вырубке. Профессию лесничего можно получить, окончив лесохозяйственный техникум или колледж. Для этого вам нужны хорошие знания, хорошая физическая подготовка и умение планировать своё время. 6. Актуализация знаний. Введение в тему - А теперь давайте вернёмся к нашим лесным жителям и с помощью слов - подсказок охарактеризуем их. Полученные словосочетания запишем в тетрадь. лиса глазастая сова опасная волчата хитрая змея голодные (Лиса (какая?) хитрая, сова (какая?) глазастая, волчата (какие?) голодные, змея (какая?) опасная) - Назовите вопросы, с помощью которых вы смогли правильно составить словосочетания. - Какие ещё вопросы нам в этом могут помочь? (По ходу ответов детей, записанное предложение дополняется словами-вопросами) - А теперь посмотрите на доску и назовите тему нашего урока: «Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?» - Вспомните, что обозначают слова, отвечающие на эти вопросы? (Признаки предметов)
7. Изучение нового материала 7.1 Создание проблемной ситуации. Работа с загадкой - Отгадав загадку, давайте узнаем, признаки какого предмета мы с вами будем находить в тексте упр. 40 - Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга. (Олень) - Как вы думаете: почему оленям легко передвигаться по глубокому снегу, топким болотам? (Благодаря широким копытам олени и в сугроьы не проваливаются, и в топких болотах не вязнут) 7.2 Составление рассказа об оленях с опорой на текст (упр.40, стр. 27) - Что ещё мы с вами можем рассказать об оленях? Прочитайте текст упр. 40. Расскажите. 7.3 Нахождение слов - признаков в тексте - Молодцы. А теперь ваша задача: выписать в тетрадь только те предложения, в которых есть слова - признаки. (После фронтальной проверки выполнения задания, учащиеся оценивают сою работу) - Оцените выполнение задания с помощью линеечки самооценки по критерию «Правильность». 7.4 Знакомство с сравнительными признаками предметов. Работа в парах - Итак, мы знаем, что в русском языке есть слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Мы знаем, что эти слова обозначают признаки предметов. - А вот какие признаки предмета могут называть эти слова, мы узнаем, когда выполним задание на карточке. - Прочитайте. Дополните предложения словами, противоположными по значению. Что обозначают эти слова? Мёд …, а лимон … . Дерево …, а куст … . Облака …, а тучи … . Мел …, а уголь … . Слон …, а мышка … . Мяч …, а стол … . Слова для справок: высокий - низкий, лёгкие - тяжёлые, большой - маленький, сладкий - кислый, круглый - квадратный, белый - чёрный. - Назовите признаки, по которым вы смогли сравнить предметы. (Вкус, высота, масса (вес), цвет, размер, форма) 7.5 Создание проблемной ситуации. Работа по учебнику (упр. 41, стр. 28) - Ребята, как вы думаете: можем ли мы по признаку определить предмет? - Получить ответ на этот вопрос нам поможет упр. 41 - Какие признаки репки были названы? (Круглая, гладкая, смуглая, сладкая) - По каким признакам автор описывает репку? (Форме, качеству, цвету, вкусу) 7.6 Введение слова «овощевод». Знакомство с профессией - Как одним словом называют предметы, растущие на грядке (огороде)? (Овощи) - С помощью загадки узнайте профессию человека, который выращивает овощи. Кабачки и баклажаны, огурцы и помидоры, собирают утром рано, нам нужны так эти сборы. Той продукцией весь год кормит нас … (Овощевод)
- Овощевод - человек, который разводит, выращивает разнообразные овощные культуры, в которых содержится значительное количество веществ, необходимых человеку. Таким образом, овощеводы помогают людям поддерживать и сохранять своё здоровье.