Японский кроссворд, как средство активизации познавательной деятельности детей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Японский кроссворд, как средство активизации познавательной деятельности детей.


Не секрет, что для активизации работы детей на уроках необходимо применять игровые формы. В педагогической литературе описано достаточно большое количество игровых форм, но всегда хочется чего-нибудь такого, чего нет ни у кого. В процессе поиска я обратил внимание на японский кроссворд. Мне импонировало то, что японские кроссворды можно успешно использовать уже в самом начале первого класса, а так же то, что решение кроссворда имеет непосредственную связь практически со всеми основными школьными дисциплинами. Что же представляет собой японский кроссворд? Это нарисованная таблица с условными обозначениями, например:

Японский кроссворд, как средство активизации познавательной деятельности детей.




Как мы видим, некоторые ячейки в поле условий закрашены определенным цветом и в них поставлены цифры. Что это означает?

Цифры обозначают количество закрашенных в основном поле ячеек и каким цветом они закрашиваются. Например:


Японский кроссворд, как средство активизации познавательной деятельности детей.



Так, закрашивая ряд за рядом и столбик за столбиком, мы получаем в основном поле какой-либо рисунок. В нашем случае получится «Бабочка на цветке».

Японский кроссворд, как средство активизации познавательной деятельности детей.




Когда дети научатся быстро и безошибочно решать такие кроссворды - задание усложняется. Например, не обозначается количество ячеек какого-либо цвета. В дальнейшем, количество пустых ячеек не обозначается вовсе.

Решение японского кроссворда, кажущееся простым, на самом деле является довольно сложным заданием для детей. Несмотря на это они с большим удовольствием решают кроссворды.

Во время решения кроссворда дети, незаметно для себя, усваивают такое понятия как количество, развивается точность счета, вводится дополнительное понятие пересечение.

Необходимость нахождения правильного соотношения между ячейками строк и столбцов активизирует развитие у детей логического мышления и аналитических способностей,

Зачастую, даже на цветном кроссворде трудно сразу определить, что там нарисовано. Необходимо смотреть на рисунок вблизи или наоборот издалека. Такое условие развивает у детей чувство пространственного видения. Замечу, что на черно-белом кроссворде определить рисунок гораздо труднее, чем на цветном.

Использование цветных кроссвордов развивает у детей чувство художественного восприятия, знание сочетаний цветов, использование оттенков цвета. Так же вводится понятие радуга (спектр) и основных составляющих ее цветов.

Ритмичные движения при раскрашивании ячеек в строго определенных границах - развивает моторику руки.

Решив кроссворд, дети с удовольствием описывают то, что у них получилось. И здесь остается только корректировать правильность подбора слов и построения фраз, таким образом происходит развитие речи.

Изготовить японский кроссворд под силу даже начинающему учителю. Для этого необходим рисунок и прозрачный пластиковый файл. Расчерчиваем файл в виде таблицы, вкладываем в него рисунок и, ориентируясь по таблице, записываем в поле условий количество и цвет ячеек. Кроссворд готов. Желательно что бы кроссворд не превышал 1/2 площади листа формата А-4, слишком большой кроссворд утомляет детей и они теряют к нему интерес. Наиболее оптимальный размер основного поля 25x25 ячеек, размер ячейки 0,5x0,5 см. Так же нежелательно использовать в одном кроссворде более пяти цветов одновременно.

Использование японских кроссвордов в процессе обучения показало их практическую целесообразность. Возникает не просто рисунок, а РИСУНОК ПОЛУЧЕНЫЙ В ПРОЦЕССЕ ПОИСКА И РЕШЕНИЯ. Такое условие развивает у детей чувство ответственности и гордости за успешно выполненную работу, чувство морального удовлетворения от учебного процесса и стремление к решению более сложных задач.

Японский кроссворд, как средство активизации познавательной деятельности детей. О.И.Берест


© 2010-2022