Урок по окружающему миру Природное богатство-почва

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - исследование

«Почва-природное богатство» Цель: формирование системы знаний о составе почвы через практическую деятельность. . Задачи: - содействовать развитию умения анализировать изучаемый объект (почву) с выделением существенных признаков; - планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний 1.Орг. момент.

Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро

Улыбчивым лицам! -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов! Наши глаза внимательно смотрят и всё... (видят). Уши внимательно слушают и все ... (слышат). Голова хорошо ... (думает).

Девиз: «Как здорово всем нам ответы искать,
Всё больше и больше хотим мы узнать». 2. Актуализация опорных знаний. Ученик. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна - а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Это наша земля. Слово земля какое? Докажите. -Подумай, как написать слово «земля» в каждом предложении? У планеты_________есть спутник-это Луна. Приятно утром пройтись босыми ногами по________и ощутить прохладу росы. - А в каком значении на уроках окружающего мира мы рассматриваем слово земля? Как это отражается на письме. - С этим понятием мы познакомились на предыдущем уроке окружающего мира. (ПОЧВА) - Что такое почва? ( Почва - верхний плодородный слой земли большей частью покрытый растительностью) - Какую роль играет почва для живых организмов? (Растения - питательные вещества, среда обитания для некоторых животных. Почва является составной частью круговорота веществ) - Какую информацию вы прочитали в учебнике об этом человеке? (Василий Васильевич Докучаев - русский учёный всю свою жизнь посвятил изучению почвы и создал науку о почве-почвоведение. Он говорил: «Почва дороже золота» - Как понимаете это высказывание? 1 консультант. Почва - плодородный слой земли. А значит, именно в ней люди выращивают все то, что им так необходимо - растительную пищу, дерево (которое после используется для строительства, создания бумаги и т.п.), и прочее. Если бы не было золота - люди спокойно пользовались бы другими металлами и вкладывали бы деньги в другие вещи, а если бы не было почвы - жизнь на Земле вряд ли была бы возможна. - Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдёт? (Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.) - Как Землю называют разными добрыми словами? (Матушка, кормилица, землица родная, земелька) - Какие пословицы и поговорки о земле вы подготовили? Почему русский человек с любовью говорит о земле, о почве? - О каком важном свойстве почвы идет речь? (Плодородие - это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы. Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу. - Отчего зависит плодородие почвы? (Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни). - То есть её состав. Вы смогли дать точный полный ответ? - На какой вопрос должны ответить? (Из чего состоит почва?) - Сформулируйте тему урока. - Сегодня, мы проводим урок в форме исследования. - Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из чего состоит, выявлять свойства) - Что мы уже исследовали? (Тайну цвета овощей и фруктов). - А что сегодня исследуем? (Почву и её состав) - Что должны узнать? (Что входит в состав почв, отчего зависит плодородие почв) - Итак, задача сегодняшнего урока: «Исследование почвы» 3. Практическая работа. Правила работы Внимательно слушать инструкции. Чётко выполнять указания. Быть наблюдательными. Аккуратно работать с веществами и оборудованием . По наблюдениям сделать выводы. - Я приготовила сегодня на урок почву нашего пришкольного участка. - С помощью лупы рассмотрите почву. - Что увидели? (песчинки, кусочки растений) - Что ещё можете распознать в почве с помощью органов чувств? (Цвет, запах). - Что сегодня мы исследуем? (Состав почвы) Опыт 1. Опустите в стакан с водой комочек почвы (1 ложку) и опишите свои наблюдения. Сформулируйте вывод (на листах) В стакане с водой пошли……., значит в почве есть …….
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух) ТАБЛИЧКА -Какое значение имеет воздух для почвы? (Воздух помогает корням растений дышать. При недостаточном же проникновении воздуха в почву растения угнетаются, замедляют рост, а иногда и совсем погибают).
- Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его. Опыт 2. - Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем. (На столе) Что заметили, запишите выводы. На салфетке проступила…, значит почва содержит…. ТАБЛИЧКА - Зачем в почве вода? (Вода - среда обитания животных и растений. Вода доставляет растениям из почвы питательные вещества, регулирует температуру растений, когда испаряется с поверхности листьев, предохраняет их от перегрева). Опыт 3. - А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Что заметили, опишите. Вода стала……….(мутной, чистой, грязной, светлой), на дне ………. На поверхности воды …… .(Песчинки, глина, остатки листьев, насекомых). Вывод: В состав почвы входят………. ТАБЛИЧКА 2 консультант. Песок - хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням. Глина хорошо удерживает воду. Физминутка (под музыку) (Дети представляют и изображают, что происходило с растением). Представьте себе, что вы маленькие семена растений. Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтобы согреться. Весной солнышко согрело землю. Семя отогрелось (распрямиться) Ему стало интересно, что там, на верху (потянуться) И оно начало расти (подняли руки) Появились корешки у семени (потопали ножками) Стал пробиваться росток из-под земли (покачали руками) Солнышко так согрело росток, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнышку своими листочками (машем руками) Появлялись всё новые и новые листочки. И вот однажды на побеге появился бутон (сложили ладошки) И расцвёл цветок, улыбнулся он солнышку и другим цветам (повернулись, улыбнулись) Стал радоваться жизни, трепетать на ветру, радовать людей. Прилетали к нему пчёлки и бабочки. Но вот наступила осень. На месте цветка образовались семена Растение сбросило их в почву. Теперь они будут ждать новой весны. Опыт 4.

- Следующий опыт вам продемонстрирую я.
- Нагреем немного почвы над огнем.
- Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах). - Что может гореть? (Остатки насекомых, листьев). - Как вы думаете, что происходит с ними, когда они находятся в почве? (Гниют) - О чем говорит этот неприятный запах - найдите ответ на с. 65 учебника и впишите в карточку. В составе почвы есть….. . Чем _____в почве перегноя, тем она ……. - Что доказал этот опыт? (В почве есть перегной) - ТАБЛИЧКА 3 консультант. Главная часть почвы - перегной. Его ещё называют ГУМУС. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются растительные и животные останки, превращая их в перегной. Опыт 5. Докажем, что в почве есть минеральные соли. 4 консультант. Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

- Минеральные соли часто видны в цветочных горшках в виде белого налёта. Посмотрите.

- Мы завершили наше исследование. Какова была цель нашего исследования? (Узнать из чего состоит почва)

- Что нам стало ясно из этих опытов?

Делаем вывод: в состав почвы входят воздух, вода, глина, песок, перегной, минеральные соли, - Рассмотрим образцы почвы под цифровым микроскопом. - Давайте вспомним, правила работы с цифровым микроскопом. Работаем в группах. - Рассмотрите почвы под микроскопом. Сделайте снимки. Сравните с экраном. Что вы заметили? (Почвы имеют разный цвет). - Как вы думаете, отчего зависит цвет почвы? (Самое важное отличие между почвами зависит от их состава, условий почвообразования, влажности). ИНТЕРВЬЮ У УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ (Почвенная карта) - Почвы бывают жёлто-серого, тёмно-серого, бурого, чёрно-бурого цвета. Смена почв вызвана закономерным изменением климата и растительности в этом же направлении, сменой форм рельефа и материнских пород. Самое важное отличие между почвами зависит от их состава, условий почвообразования, влажности. Чем больше перегноя в почве, тем она темнее. - Понаблюдайте за цветовой гаммой на карте………. - Сегодня наши консультанты подготовили сообщение о почвах, которые на снимках. 5 консультант. Чернозёмные почвы - одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Они занимают…. 6 консультант. Подзолистые почвы - серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем чернозёмные. Но люди научились получать высокие урожаи за счёт хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Они занимают… - Перед вами атлас Мурманской области. Давайте узнаем, какие почвы в нашем крае. (В нашем крае распространены почвы тундровые глеевые, подзолистые и болотные почвы). 7 консультант. Тундровые почвы находятся на Крайнем Севере. Эти почвы почти весь год находятся в мёрзлом состоянии. На короткое время верхний слой оттаивает всего на несколько десятков сантиметров. Поэтому в почве создаётся переувлажнение. Тундровые почвы бедные питательными веществами. - Какие виды почв узнали? Чем они отличаются? (Плодородием) - Какое главное свойство почвы? (ПЛОДОРОДИЕ - Отчего зависит? (От количества в почве перегноя) -Докучаев говорил, что почва дороже золота. О каком золоте он говорил? (О плодородии). - Как человек может улучшить плодородие? 8 консультант. Для улучшения плодородия почвы целесообразнее всего использовать внесение в нее органических удобрений, перегноя. Отдельного упоминания заслуживает система обработки почвы, которая позволяет создавать оптимальные условия для жизнедеятельности почвенных микроорганизмов и поддерживает почву в рыхлом состоянии, улучшая ее водо- и воздухообмен. IV. Закрепление. - Предлагаю проверить свои знания. Откройте в нетбуках тест «ПОЧВА».(Задания 2 уровня). Кто заслужил «отлично». Задание 1 уровня Вставь подходящие слова 1.Почва-это… 2.Русский учёный, изучающий почву-… 3.В составе почвы есть:
ВЫВОД. Главная из функций почвы - обеспечение жизни на Земле. Быстрый рост промышленности оказывает губительное влияние на почву. Рост городов увеличивает потребность в новых земельных площадях для домов, строительства предприятий, дорог, под которыми оказываются огромные участки плодородной земли. Растут города, растут и горы мусора. Часто мусор сжигают, и тогда ядовитый дым и черные хлопья сажи отравляют воздух и почву на сотни метров вокруг. Загрязнение почвы угрожает здоровью и жизни всех людей Земли, всего человечества. Почва является всеобщим достоянием человечества, рационально использовать и охранять которое должны все люди Земли. V. Рефлексия. Оценивание. (Консультанты и активные исследователи заслуживают…..) - Спасибо вам за урок. Пусть ваша любознательность и воображение будут светлыми лучиками, которые помогут прочувствовать и понять всё многообразие окружающего мира.

Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!

Пословицы Без хозяина земля - круглая сирота. В землю не положишь - и с земли не возьмешь. Возвращай земле долг - будет толк. Дорогой товар из земли растет. Земелька черная, а хлебец белый родит. Земля заботу любит. Нет плохой земли, есть плохие хозяева.

© 2010-2022