Рабочая программа по внеурочной деятельности Киригами

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Новопетровская средняя школа »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«КИРИГАМИ»

Рабочая программа по внеурочной деятельности Киригами




Составитель программы:

Сальникова А.Г.



Пояснительная записка.

Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут КИРИГАМИ.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения

  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

Для чего мы учимся вырезать фигуры из бумаги и складывать их? Для чего нужно киригами?

Киригами:

  • развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;

  • знакомит с основными геометрическими понятиями;

  • улучшает способность следовать устным инструкциям;

  • расширяет коммуникативные способности;

  • воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;

  • воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.

Создавая из обычного листа бумаги красивые и объемные фигурки или открытки киригами, ребенок учится видеть прекрасное в самых простых вещах. Он развивает свои творческие таланты и создает из бумаги живую реальность. Киригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю.

Киригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

Программа «Киригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства работы с бумагой.

Цель программы:

  • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи программы:

  • ознакомление с историей возникновения киригами;

  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

  • обучение различным приемам работы с бумагой.

  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике киригами.

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.

  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

  • воспитание интереса к искусству киригами.

  • расширение коммуникативных способностей детей.

  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Программа «Киригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.



Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные результаты:

--Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления:

-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:

-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения:

-способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач:

-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа , организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета:

-овладение логическими действиями сравнения, анализа , синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих; Предметные

К концу обучения обучающиеся должны

знать

уметь

что такое киригами

подбирать бумагу нужного цвета

историю возникновения киригами

выполнять разметку листа бумаги

основные приемы работы

пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой

название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов

пользоваться чертежными инструментами, ножницами

приемы выполнения работ в технике «киригами»

выполнять работы в технике «Киригами» необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы

составлять композицию из готовых поделок

уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку

анализировать образец, анализировать свою работу
Оценка результатов внеурочной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один-два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях. Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).


Содержание программы

(34 часа)




п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Знакомство с необходимыми инструментами и оборудованием для занятий.

1


1

2.

Простые формы

1

3

4

3.

Коробочки для упаковки подарков.

1

4

5

4.

Художественное моделирование

1

5

6

5.

Открытки

1

8

9

6.

Архитектура


6

6

10.

Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

1

2

3

ИТОГО:

6

28

34





Тематический план

(34 часа)

п/п

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1 Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с необходимыми инструментами и оборудованием для занятий

1 ч. Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

Личностные - мотивация учения;

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;

2 Простые формы
--- Что такое КИРИГАМИ? --- Знакомство с условными знаками, принятыми в киригами Упражнение «Бантик» --- Упражнение «Улитка» --- Упражнение «Цветок»

4 ч. Знакомство с простыми формами киригами. Знакомство с условными знаками, принятыми в киригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания и вырезания модели. Изготовление простых форм в технике «киригами»

Познавательные - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;

Личностные - самоопределение;

3 Коробочки для упаковки подарков. -- Выполнение моделей в технике КИРИГАМИ --- Конструирование изделия «Кусок торта». --- Конструирование сумочки «Снежинка» --- Пасхальные коробочки --- Коробочки с двойной крышкой.

5 ч. Конструирование упаковок для подарков в технике «киригами»

Познавательные

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание; - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;

Личностные - нравственно- этическое оценивание; - смыслообразование;

4 Художественное моделирование --Способы копирования рисунков. --- --- Сувенир «Совушка» (2 часа) -- Новогодняя гирлянда --- Снежинки - киригами --- Рождественские украшения окон. --- Корзинка с цветами

6 ч. Конструирование птиц из бумаги Новогодняя ёлочка Снежинки - киригами

5 Открытки --- Техника выполнения открыток с использованием «киригами»
-- Открытка «Сердечко» к дню пожилых людей -- Открытка «Бабочка» -- Новогодняя открытка «Ёлочка» -- Открытка «8 Марта» -- Открытка День Матери» -- Открытка «Дружат дети всей Земли» -- Открытка «Весеннее настроение» -- Открытка «С днём Учителя»

9 ч. Оформление композиций и поздравительных открыток.

6

Архитектура

--- Трехмерное воспроизведение архитектуры в киригами

-- Маяк

-- Домик

--- Сказочный замок

--- Дом-высотка

--- Храм

6 ч. Трехмерное воспроизведение архитектуры, геометрические узоры и различные повседневные объекты

Познавательные

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- поиск и выделение информации;

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;


Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

7

Итоговые занятия

Оформление выставочных работ

3 ч. Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?» Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки».

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные - целеполагание; - оценка;

Личностные

- самоопределение;


Литература:

  1. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 2006
  2. Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.
  3. Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006
  4. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007

Интернет ресурсы:

diary.ru/~paperboom/p74895563.htm?oam#more1

stranamasterov.ru/find/nodes/киригами

stranamasterov.ru/node/30037

ad-umbro.com/bumazhnaya-arxitektura-kirigami/

hexrb.mybb.ru/viewtopic.php?id=893


© 2010-2022