- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Киригами
Рабочая программа по внеурочной деятельности Киригами
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сальникова А.Г. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Новопетровская средняя школа »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«КИРИГАМИ»
Составитель программы:
Сальникова А.Г.
Пояснительная записка.
Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут КИРИГАМИ.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
-
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
-
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Для чего мы учимся вырезать фигуры из бумаги и складывать их? Для чего нужно киригами?
Киригами:
-
развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
-
знакомит с основными геометрическими понятиями;
-
улучшает способность следовать устным инструкциям;
-
расширяет коммуникативные способности;
-
воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
-
воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Создавая из обычного листа бумаги красивые и объемные фигурки или открытки киригами, ребенок учится видеть прекрасное в самых простых вещах. Он развивает свои творческие таланты и создает из бумаги живую реальность. Киригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю.
Киригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Программа «Киригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства работы с бумагой.
Цель программы:
-
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
-
ознакомление с историей возникновения киригами;
-
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
-
обучение различным приемам работы с бумагой.
-
применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике киригами.
-
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
-
развитие мелкой моторики рук и глазомера.
-
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
-
воспитание интереса к искусству киригами.
-
расширение коммуникативных способностей детей.
-
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа «Киригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Метапредметные результаты:
--Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления:
-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:
-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения:
-способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач:
-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа , организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета:
-овладение логическими действиями сравнения, анализа , синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих; Предметные
К концу обучения обучающиеся должны
знать
уметь
что такое киригами
подбирать бумагу нужного цвета
историю возникновения киригами
выполнять разметку листа бумаги
основные приемы работы
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов
пользоваться чертежными инструментами, ножницами
приемы выполнения работ в технике «киригами»
выполнять работы в технике «Киригами» необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы
составлять композицию из готовых поделок
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку
анализировать образец, анализировать свою работу
Оценка результатов внеурочной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один-два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях. Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Содержание программы
(34 часа)
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Знакомство с необходимыми инструментами и оборудованием для занятий.
1
1
2.
Простые формы
1
3
4
3.
Коробочки для упаковки подарков.
1
4
5
4.
Художественное моделирование
1
5
6
5.
Открытки
1
8
9
6.
Архитектура
6
6
10.
Итоговое занятие. Оформление выставочных работ
1
2
3
ИТОГО:
6
28
34
Тематический план
(34 часа)
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1 Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с необходимыми инструментами и оборудованием для занятий
1 ч. Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;
2 Простые формы
--- Что такое КИРИГАМИ? --- Знакомство с условными знаками, принятыми в киригами Упражнение «Бантик» --- Упражнение «Улитка» --- Упражнение «Цветок»
4 ч. Знакомство с простыми формами киригами. Знакомство с условными знаками, принятыми в киригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания и вырезания модели. Изготовление простых форм в технике «киригами»
Познавательные - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;
Личностные - самоопределение;
3 Коробочки для упаковки подарков. -- Выполнение моделей в технике КИРИГАМИ --- Конструирование изделия «Кусок торта». --- Конструирование сумочки «Снежинка» --- Пасхальные коробочки --- Коробочки с двойной крышкой.
5 ч. Конструирование упаковок для подарков в технике «киригами»
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание; - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;
Личностные - нравственно- этическое оценивание; - смыслообразование;
4 Художественное моделирование --Способы копирования рисунков. --- --- Сувенир «Совушка» (2 часа) -- Новогодняя гирлянда --- Снежинки - киригами --- Рождественские украшения окон. --- Корзинка с цветами
6 ч. Конструирование птиц из бумаги Новогодняя ёлочка Снежинки - киригами
5 Открытки --- Техника выполнения открыток с использованием «киригами»
-- Открытка «Сердечко» к дню пожилых людей -- Открытка «Бабочка» -- Новогодняя открытка «Ёлочка» -- Открытка «8 Марта» -- Открытка День Матери» -- Открытка «Дружат дети всей Земли» -- Открытка «Весеннее настроение» -- Открытка «С днём Учителя»
9 ч. Оформление композиций и поздравительных открыток.
6
Архитектура
--- Трехмерное воспроизведение архитектуры в киригами
-- Маяк
-- Домик
--- Сказочный замок
--- Дом-высотка
--- Храм
6 ч. Трехмерное воспроизведение архитектуры, геометрические узоры и различные повседневные объекты
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- поиск и выделение информации;
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
7
Итоговые занятия
Оформление выставочных работ
3 ч. Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?» Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки».
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные - целеполагание; - оценка;
Личностные
- самоопределение;
Литература:
- Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 2006
- Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.
- Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006
- Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
Интернет ресурсы:
diary.ru/~paperboom/p74895563.htm?oam#more1
stranamasterov.ru/find/nodes/киригами
stranamasterov.ru/node/30037
ad-umbro.com/bumazhnaya-arxitektura-kirigami/
hexrb.mybb.ru/viewtopic.php?id=893