Конспект урока математики для начальных классов Математика и конструирование

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Математика и конструирование

Наглядная геометрия

Тема: Повторение материала, изученного в 3 классе. Объёмные фигуры

Цели: 1. Повторить и откорректировать знания детей о геометрических фигурах.

2. Дать понятия геометрического тела

3. Учить анализировать геометрическую фигуру, строить фигуры с помощью чертёжных инструментов.

4. Развивать мышление, внимание, память, воображение, творческие способности.

Оборудование:

-Чертёжные инструменты (линейка, карандаши, циркуль, транспортир)

-Проволока, мулине, ножницы, бумага, пластилин, спички

-Наглядные пособия, перфокарты

-Карта «Страна Геометрии»

Эпиграф: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»

А.С.Пушкин

Ход урока:

I. Оргмомент

Внимание! Проверь,дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке-

Книжки, ручки и тетрадки?

II. Тема урока.

Итак, все готовы. Мы начинаем.

Не крутите пестрый глобус,

Не найдёте вы на нём

Той страны, страны чудесной,

В путь по которой мы пойдём.

В этой стране живут фигуры,

Точки, линии, тела,

Треугольники, квадраты-

Вот такие, брат, дела!

Пусть в эту страну

Не идут поезда,

Ни с чем мы не спутаем

Её никогда!

Как же зовётся эта страна? (геометрия)

-Кто помнит, что означает это слово? (землемерие, гео-земля, метрио-измерять)

- Через страну геометрию протекает река линий. Вот с неё-то мы и начнём свой путь. Откуда и куда течёт река? (с юга на север)

-Какие чертёжные инструменты помогают нам? (карандаш, линейка)

- Итак, река линий. Что же это за линии?

Без начала и без края

Линия прямая.

Хоть сто лет по ней иди,

Не найдёшь конца пути

- Начертите у себя прямую линию. Какая она у вас? Как расположена? Как в зависимости от расположения называются прямые линии? (горизонтальная, вертикальная, наклонная)

- Найдите такие линии в классе, нарисуйте

-Давайте теперь проведём ещё одну прямую линию так, чтобы она пересекла первую. Место пересечения или точку пересечения назовём А. сколько ещё линий можно провести через эту точку? (множество)

- Поставьте отдельно две точки. Проведите через них прямую. Сколько может провести прямых через две точки? (только одну)

- Назовите эти точки. Что у вас получилось? (отрезок)

-Начертите рядом другую прямую, которая будет идти, вернее, плыть по нашей реке рядом с этой прямой. Как эти прямые мы назовём? Они встретятся когда-нибудь? (нет, так как они параллельные)

- Вот подул ветерок, по воде пошли волны, и наши прямые линии стали… (кривыми)

Зовусь я линия кривая.

В двух точках встретившись с прямой

Всегда тянусь за ней дугой

- И сейчас мы проверим ваше домашнее задание. Покажите, какие кривые линии вы изобразили и на что они похожи. (демонстрация рисунков)

-Что нам известно о кривых линиях? (они бывают замкнутые и незамкнутые)

-Найдём на нашем рисунке такие линии. И они ведут нас в …

2) Море Окружностей

-Что такое окружность?

У круга есть одна подруга

Знакома всем её наружность

Она идёт по краю круга

И называется окружность.

- Можно сказать, что окружность- это замкнутая кривая линия? (да)

- раз мы заговорили об окружности, какой чертёжный инструмент нам сейчас понадобится? (циркуль)

Начертим окружность. Раствор ножек циркуля равен 5 см. как иначе назовем эту длину? (радиус)

Что ещё знакомо нам в окружности? Начертите. (диаметр)

-Прочитайте и выполните задания на листках. (на доске изображены окружности. Раскрась номера тех, в которой проведён диаметр)

- А чьей подругой является окружность? (круга). Найдите их у нас в классе.

-На доске изображены фигуры. Определите, чем каждая фигура отличается от предыдущей и нарисуйте четвёртую(изображена окружность, окружность с диаметром, окружность с радиусом)

- Посмотрите, ребята, одна линия решила повернуть назад и поплыла против течения. Легко ли это? Что сделают сильные волны со слабой веточкой? (сломают и у нас будет ломаная линия)

Кусок проволоки возьми

И его ты перегни .

Хочешь - раз, а хочешь - два,

Хочешь три, четыре.

Что же получилось?

Не прямая, не кривая,

А какая? Ломаная!

- Возьмём проволоку на столе и погнём её на несколько частей. Что получилось? Покажите. Как мы назовём каждый кусочек ломаной? (звено)

-Начертите ломаную из 3-х звеньев: 3 см, 7 см, 4 см. Рядом начертите такую же по длине прямую. Как вы это узнали? (все звенья сложили и обязательно это записали)

-У меня на доске изображена большая ломаная линия. Найдите начало и прочтите спрятавшуюся там пословицу.

-объясните её смысл.

- Физминутка. «Море волнуется раз»

Всё плаваем с вами, вода уже холодная стала, нужно её подогреть. Что нам в этом поможет? (солнышко). Чем оно согреет и воду, и нас? (лучами) Начертите у себя луч. (имеет начало, но нет конца, длину его мы измерить не сможем.)

3) -подумайте, сколько лучиков из одной точки можно провести? (много) а мы проведём всего лишь два. Что получилось? (угол)

Луч с лучом соединили,

Вершину в точке закрепили,

Так тупой, прямой и острый

Угол нам построить просто!

- Что мы и сделаем. Что для этого понадобится? (транспортир;), чертим углы и обозначаем их градусную меру (индивидуально), называем. Проверим. О каком уголке мы не упомянули? (развёрнутый, 180 градусов)

- Для чего я приготовила часы? Похожи ли стрелки часов на углы? Постройте с их помощью прямой угол и назовите время.

- Вот так мы и сами не заметили, как по солнечным лучикам выбрались на гору построений. А с неё открывается прекрасный вид на столицу страны Геометрии - город многоугольников.

4) а) три вершинки, три угла

Три сторонки - вот и я!

-Перед нами район треугольников (демонстрируется аппликация)

Перечислим виды треугольников. Построим и назовём свой треугольник (индивидуально)

б) он давно знаком со мной,

каждый угол в нём прямой,

все четыре стороны

одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его квадрат.

- Повторим основные свойства квадрата. Строим квадрат. Находим его Р и S. Какая фигура похожа на квадрат? (ромб), чем отличается? (углами)

-На доске рисунки. Назвать номера квадратов

-Какие фигуры мы не назвали? А они чем-нибудь похожи? (противоположные стороны параллельны, различие - в углах)

- Выполните задание № 33 стр. 22 в тетради

- Какая ещё фигура осталась в районе четырёхугольников? (трапеция). Мы ещё о ней немного знаем, предстоит подробнее познакомиться с ней позже. А сейчас подумаем, из какой геометрической фигуры (смотрите на аппликацию) можно получить трапецию?

От треугольника вершину

Отрезать ножницами вмиг

Увидим новую картину:

На тонущий похожа бриг.

Не Атлантида, не Венеция -

Явилась нам трапеция.

- Ребята, а как вы думаете, сколько углов останется у квадрата, если я отрежу 4 угла? Проверьте себя.

- Все фигуры, о которых мы говорили сейчас, располагаются на плоскости и называются (плоскими) - вывешиваются рисунки.

5) О них мы более-менее знаем. Теперь пришла пора посетить северную столицу страны геометрии - город Геометрических тел. В нём все жители имеют объем, такой своеобразный город толстячков. И мы сейчас познакомимся с одним из его обитателей. Его мы построим из спичек, и напоминать он со стороны нам будет квадрат (лепка)

(объём, рёбра ,грани)

Ты с кубом знаком?

Ну конечно же, да!

В кубе 6 граней,

Это помни всегда!

Рёбер 12 и 8 вершин

И им путешествие мы завершим.

В страну Геометрию мы ещё вернёмся. На следующем уроке мы попробуем сделать чертёж-развёртку и склеить кубик из бумаги. На сегодня путешествие закончилось. Чем оно вам запомнилось? (рекомендации, оценивание работ)

© 2010-2022