- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока математики для начальных классов Математика и конструирование
Конспект урока математики для начальных классов Математика и конструирование
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гомозова В.Н. |
Дата | 17.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Математика и конструирование
Наглядная геометрия
Тема: Повторение материала, изученного в 3 классе. Объёмные фигуры
Цели: 1. Повторить и откорректировать знания детей о геометрических фигурах.
2. Дать понятия геометрического тела
3. Учить анализировать геометрическую фигуру, строить фигуры с помощью чертёжных инструментов.
4. Развивать мышление, внимание, память, воображение, творческие способности.
Оборудование:
-Чертёжные инструменты (линейка, карандаши, циркуль, транспортир)
-Проволока, мулине, ножницы, бумага, пластилин, спички
-Наглядные пособия, перфокарты
-Карта «Страна Геометрии»
Эпиграф: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»
А.С.Пушкин
Ход урока:
I. Оргмомент
Внимание! Проверь,дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке-
Книжки, ручки и тетрадки?
II. Тема урока.
Итак, все готовы. Мы начинаем.
Не крутите пестрый глобус,
Не найдёте вы на нём
Той страны, страны чудесной,
В путь по которой мы пойдём.
В этой стране живут фигуры,
Точки, линии, тела,
Треугольники, квадраты-
Вот такие, брат, дела!
Пусть в эту страну
Не идут поезда,
Ни с чем мы не спутаем
Её никогда!
Как же зовётся эта страна? (геометрия)
-Кто помнит, что означает это слово? (землемерие, гео-земля, метрио-измерять)
- Через страну геометрию протекает река линий. Вот с неё-то мы и начнём свой путь. Откуда и куда течёт река? (с юга на север)
-Какие чертёжные инструменты помогают нам? (карандаш, линейка)
- Итак, река линий. Что же это за линии?
Без начала и без края
Линия прямая.
Хоть сто лет по ней иди,
Не найдёшь конца пути
- Начертите у себя прямую линию. Какая она у вас? Как расположена? Как в зависимости от расположения называются прямые линии? (горизонтальная, вертикальная, наклонная)
- Найдите такие линии в классе, нарисуйте
-Давайте теперь проведём ещё одну прямую линию так, чтобы она пересекла первую. Место пересечения или точку пересечения назовём А. сколько ещё линий можно провести через эту точку? (множество)
- Поставьте отдельно две точки. Проведите через них прямую. Сколько может провести прямых через две точки? (только одну)
- Назовите эти точки. Что у вас получилось? (отрезок)
-Начертите рядом другую прямую, которая будет идти, вернее, плыть по нашей реке рядом с этой прямой. Как эти прямые мы назовём? Они встретятся когда-нибудь? (нет, так как они параллельные)
- Вот подул ветерок, по воде пошли волны, и наши прямые линии стали… (кривыми)
Зовусь я линия кривая.
В двух точках встретившись с прямой
Всегда тянусь за ней дугой
- И сейчас мы проверим ваше домашнее задание. Покажите, какие кривые линии вы изобразили и на что они похожи. (демонстрация рисунков)
-Что нам известно о кривых линиях? (они бывают замкнутые и незамкнутые)
-Найдём на нашем рисунке такие линии. И они ведут нас в …
2) Море Окружностей
-Что такое окружность?
У круга есть одна подруга
Знакома всем её наружность
Она идёт по краю круга
И называется окружность.
- Можно сказать, что окружность- это замкнутая кривая линия? (да)
- раз мы заговорили об окружности, какой чертёжный инструмент нам сейчас понадобится? (циркуль)
Начертим окружность. Раствор ножек циркуля равен 5 см. как иначе назовем эту длину? (радиус)
Что ещё знакомо нам в окружности? Начертите. (диаметр)
-Прочитайте и выполните задания на листках. (на доске изображены окружности. Раскрась номера тех, в которой проведён диаметр)
- А чьей подругой является окружность? (круга). Найдите их у нас в классе.
-На доске изображены фигуры. Определите, чем каждая фигура отличается от предыдущей и нарисуйте четвёртую(изображена окружность, окружность с диаметром, окружность с радиусом)
- Посмотрите, ребята, одна линия решила повернуть назад и поплыла против течения. Легко ли это? Что сделают сильные волны со слабой веточкой? (сломают и у нас будет ломаная линия)
Кусок проволоки возьми
И его ты перегни .
Хочешь - раз, а хочешь - два,
Хочешь три, четыре.
Что же получилось?
Не прямая, не кривая,
А какая? Ломаная!
- Возьмём проволоку на столе и погнём её на несколько частей. Что получилось? Покажите. Как мы назовём каждый кусочек ломаной? (звено)
-Начертите ломаную из 3-х звеньев: 3 см, 7 см, 4 см. Рядом начертите такую же по длине прямую. Как вы это узнали? (все звенья сложили и обязательно это записали)
-У меня на доске изображена большая ломаная линия. Найдите начало и прочтите спрятавшуюся там пословицу.
-объясните её смысл.
- Физминутка. «Море волнуется раз»
Всё плаваем с вами, вода уже холодная стала, нужно её подогреть. Что нам в этом поможет? (солнышко). Чем оно согреет и воду, и нас? (лучами) Начертите у себя луч. (имеет начало, но нет конца, длину его мы измерить не сможем.)
3) -подумайте, сколько лучиков из одной точки можно провести? (много) а мы проведём всего лишь два. Что получилось? (угол)
Луч с лучом соединили,
Вершину в точке закрепили,
Так тупой, прямой и острый
Угол нам построить просто!
- Что мы и сделаем. Что для этого понадобится? (транспортир;), чертим углы и обозначаем их градусную меру (индивидуально), называем. Проверим. О каком уголке мы не упомянули? (развёрнутый, 180 градусов)
- Для чего я приготовила часы? Похожи ли стрелки часов на углы? Постройте с их помощью прямой угол и назовите время.
- Вот так мы и сами не заметили, как по солнечным лучикам выбрались на гору построений. А с неё открывается прекрасный вид на столицу страны Геометрии - город многоугольников.
4) а) три вершинки, три угла
Три сторонки - вот и я!
-Перед нами район треугольников (демонстрируется аппликация)
Перечислим виды треугольников. Построим и назовём свой треугольник (индивидуально)
б) он давно знаком со мной,
каждый угол в нём прямой,
все четыре стороны
одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его квадрат.
- Повторим основные свойства квадрата. Строим квадрат. Находим его Р и S. Какая фигура похожа на квадрат? (ромб), чем отличается? (углами)
-На доске рисунки. Назвать номера квадратов
-Какие фигуры мы не назвали? А они чем-нибудь похожи? (противоположные стороны параллельны, различие - в углах)
- Выполните задание № 33 стр. 22 в тетради
- Какая ещё фигура осталась в районе четырёхугольников? (трапеция). Мы ещё о ней немного знаем, предстоит подробнее познакомиться с ней позже. А сейчас подумаем, из какой геометрической фигуры (смотрите на аппликацию) можно получить трапецию?
От треугольника вершину
Отрезать ножницами вмиг
Увидим новую картину:
На тонущий похожа бриг.
Не Атлантида, не Венеция -
Явилась нам трапеция.
- Ребята, а как вы думаете, сколько углов останется у квадрата, если я отрежу 4 угла? Проверьте себя.
- Все фигуры, о которых мы говорили сейчас, располагаются на плоскости и называются (плоскими) - вывешиваются рисунки.
5) О них мы более-менее знаем. Теперь пришла пора посетить северную столицу страны геометрии - город Геометрических тел. В нём все жители имеют объем, такой своеобразный город толстячков. И мы сейчас познакомимся с одним из его обитателей. Его мы построим из спичек, и напоминать он со стороны нам будет квадрат (лепка)
(объём, рёбра ,грани)
Ты с кубом знаком?
Ну конечно же, да!
В кубе 6 граней,
Это помни всегда!
Рёбер 12 и 8 вершин
И им путешествие мы завершим.
В страну Геометрию мы ещё вернёмся. На следующем уроке мы попробуем сделать чертёж-развёртку и склеить кубик из бумаги. На сегодня путешествие закончилось. Чем оно вам запомнилось? (рекомендации, оценивание работ)